Вопросы для изучения:
1. Понятие, признаки, функции и виды банков второго уровня.
2. Обособленные и структурные подразделения банков, их правовой статус.
3. Порядок создания на территории Республики Беларусь банков.
4. Прекращение деятельности банков.
5. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций, их отличие от банков.
В соответствии со ст. 8 БК банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом. При этом банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд и случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, а также страховую деятельность в качестве страховщиков (ст. 14 БК).
Банк является особым видом коммерческой организации. К существенным признакам, позволяющим отличать банки от иных коммерческих организаций (НКФО) следует отнести:
· специфику деятельности и запрет заниматься такой деятельностью другим юридическим лицам (банки обладают исключительным правом осуществлять в совокупности три вида вышеназванных банковских операций);
· особый порядок создания и регистрации банков (в частности, создание банков возможно лишь в определенных организационно-правовых формах - в форме акционерного общества или унитарного предприятия);
|
· принадлежность к банковской системе.
Банкам второго уровня присущи следующие основные функции: образование (аккумуляция) средств; предоставление кредита; содействие платежному обороту.
В настоящее время в Банковском кодексе отсутствует легальная классификация банков. Однако следует заметить, что в национальном законодательстве все чаще используется деление банков второго уровня на государственные и коммерческие (частные) банки. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками», государственный банк – это банк, имущество которого принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице, банк, в отношении которого Республика Беларусь и (или) ее административно-территориальная единица в силу преобладающего участия в его уставном фонде (обладания контрольным пакетом акций) могут определять решения, принимаемые этим банком.
Ранее в статье 71 Банковского кодекса была закреплена легальная классификация банков, а именно их деление на универсальные банки и специализированные. Возможно, явная универсализация банков вызвала отмену легального закрепления данной классификации. В литературе можно встретить деление банков по их организационно-правовой форме, а именно: банки, созданные в виде акционерных обществ и банки, созданные в виде унитарных предприятий.
|
В соответствии с действующим законодательством банки вправе создавать обособленные подразделения - филиалы и представительства. Филиал банка - это его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть его банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности.
Представительством банка является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, которое не обладает правом совершения банковских операций, оно представляет его интересы и осуществляет их защиту. Филиалы и представительства банка осуществляет свою деятельность на основании положений, которое утверждается уполномоченным органом банка.
Помимо филиалов и представительств банки вправе создавать их структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.), расположенные вне места нахождения банка, его филиалов (отделений), не имеющие самостоятельного баланса и осуществляющие расчетное, кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции, определяемые Национальным банком.
Порядок создания банков на территории Республики Беларусь определяется Банковским кодексом и Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175 (в ред. от 13.11.2008 г.).
|
Как было отмечено ранее, банки в Республике Беларусь могут создаваться в двух организационно-правовых формах: в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Банки создаются и действуют на основании устава, утвержденного в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. Статья 73 Банковского кодекса указывает на перечень сведений, которые должны содержаться в уставе банка (наименование банка, указание на его организационно-правовую форму; сведения о месте нахождения банка; перечень банковских операций и видов деятельности, сведения о размере уставного фонда; сведения об органах управления и иные сведения).
Банк получает статус юридического лица с момента его государственной регистрации в Национальном банке (государственной регистрации подлежат и реорганизованные банки, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации банка определен в статье 80 Банковского кодекса. До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) банка, требуется согласование с Национальным банком Республики Беларусь наименования банка. Для этого представляется заявление с указанием фирменного наименования банка на белорусском языке и фирменное наименование банка на русском языке.
До государственной регистрации должен быть сформирован в полном объеме уставный фонд банка. При создании банка (увеличении уставного фонда) средства, поступающие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком в другом банке. Уставный фонд в минимальном размере (5 млн. ЕВРО) должен быть оплачен в денежной форме. Денежные взносы в уставный фонд могут осуществляться как в национальной денежной единице (белорусских рублях), так и в иностранной валюте. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях.
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. Отказать в государственной регистрации Национальный банк может по основаниям, предусмотренным статьей 82 Банковского кодекса, например: на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью; учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели и др.
Банк вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные лицензией, выданной Национальным банком, со дня ее получения. Лицензия на осуществление банковских операций выдается банку во время его государственной регистрации на основании документов, представленных для государственной регистрации банка.
Прекращение деятельности банков осуществляется путем его реорганизации или ликвидации (ст.101, 102 БК). Реорганизация банка (слияние, присоединение, разделение, выделения, преобразование) возможна при соблюдении требований, предусмотренных статьей 101 Банковского кодекса. Ликвидация банка возможна в добровольном и принудительном порядке. Банк может быть ликвидирован по инициативе его учредителей (участников), но только с письменного согласия Национального банка. Порядок получения согласия устанавливается Национальным банком. Решению о ликвидации банка должно предшествовать исполнение всех имеющиеся у него обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Принудительная ликвидация банка осуществляется по решению хозяйственного суда или Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает и небанковские кредитно-финансовые организации. Понятие небанковской кредитно-финансовой организации дано в статье 9 Банковского кодекса. Данная статья закрепляет основное отличие банков от небанковских кредитно-финансовых организаций, которое заключается в круге выполняемых операций. Небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение денежных средств во вклады, размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Данное сочетание банковских операций возможно лишь в отношении банков. Небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимое сочетание которых, определяется Национальным банком. Решение о перечне банковских операций, которые может осуществлять небанковская кредитно-финансовая организация, принимается Правлением Национального банка одновременно с решением о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации.
Государственная регистрация, лицензирование небанковских кредитно-финансовых организаций производятся в порядке, установленном банковским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных для небанковских кредитно-финансовых организаций. Особенности государственной регистрации небанковских кредитно-финансовые организаций обусловлены их отличиями от банков, в частности, отличиями организационно-правовых форм их создания (небанковские кредитно-финансовые организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ).
Нормативные правовые акты:
1. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000г., № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.
2. Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2001г., № 175: в ред. постановления Правления Нацбанка Респ. Беларусьот 13.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.
3. Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г., № 137: в ред. постановления Правления Нацбанка Респ. Беларусь от 30.01.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.