Философско-правовые и политико-правовые теоретические предпосылки возникновения юридической социологии




Философские научные корни социологии уходят в философию права и политико-правовую литературу.

Значительную роль в развитии философско-правовой мысли сыграли идеи Гуго Гроция (1583-1645) - пионера рационалистического естественного права. Г. Гроций рассматривал природу человека как societatis appetitus - люди в соответствии со своей природой стремятся к свободным отношениям с себе подобными. Они являются не только эгоистичными созданиями, они осознают, что общественная, совместная деятельность необходима всем. Поскольку человек - разумное существо, в обществе возможно создание норм поведения, которые нужны для сообщества свободных людей. Основной принцип права Г. Гроция состоит в обеспечении свободного совместного существования индивидов в обществе; по его мнению, правопорядок создается людьми исходя из их представлений о "разумном" состоянии общественных отношений.

Его тезис о том, что человек свободен по своей природе, составляет важнейшую идею естественного права и идеологии эпохи Просвещения. Гроций расширил понимание социальной сущности человека Аристотелем (человек есть политическое животное), провозгласив, что человек создан обществом и живет в обществе, а чтобы жить в нем свободно, т. е. в соответствии с природой человека, нужны нормы права, основанные на разуме.

Вслед за Г. Гроцием отделение естественно-правовых идей от теологии продолжили С. Пуфендорф, X. Томазий и X. Вольф.

В 1690 г. Джон Локк (1632-1704) опубликовал знаменитый труд "Два трактата об управлении", в котором были изложены основные идеи теории естественных прав человека и положение о том, что любое законное правительство зиждется на согласии управляемых. Книга Дж. Локка коренным образом изменила последующие политико-философские дискуссии.

Провозглашением естественных прав человека Дж. Локк отверг притязания монархий и правительств на то, что они суть один из исключительных аспектов Божественного предопределения цепи бытия. Естественное право, по мнению Дж. Локка, идентично с законом Божиим; оно гарантирует всем людям основные права, включая право на жизнь, собственность, право свободного распоряжения своими способностями, талантами, другие свободы и права. Чтобы обеспечить эти права, люди гражданского общества заключают договор со своим правительством. Граждане обязуются подчиняться закону, а правительство имеет право принимать законы и осуществлять внешнюю защиту государства - и все ради блага всех и гарантий свободы каждого. Дж. Локк утверждал, что если правительство чинит беззаконие и произвол, граждане имеют право ниспровергнуть режим и учредить новое правительство.

Представителям Просвещения локковские идеи не казались пустыми мечтами, они полагали, что теория Дж. Локка выражает условия, господствующие в государственном устройстве Англии после так называемой Славной революции. Ее государственный строй рассматривался как образец для подражания, и многие мыслители Просвещения считали себя обязанными побывать в этой стране и изучить ее политический строй.

Теория естественного права, разработанная Дж. Локком, вдохновила целое поколение философов в Европе и Новом Свете: Ж.-Ж. Руссо во Франции, Д. Юма в Шотландии, И. Канта в Германии, Т. Джефферсона и Б. Франклина в Северной Америке.

Особая роль в развитии политической мысли, истории права, а также в формировании социологического подхода к изучению общественных явлений принадлежит французскому юристу, политическому философу Шарлю Луи Монтескье (1689-1755). Его труд "О духе законов" (1748), имеющий огромное значение в формировании идей Просвещения, можно рассматривать социологическим по духу и сути1. По мнению Ж. Карбонье, "если оставить в стороне все… замечания и выделить самое основное, что характеризует книгу "О духе законов", то следует сказать, что перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой".

Монтескье выступил за разделение и уравновешивание полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями. Это учение о разделении властей- сыграло значительную роль в формировании философии американской и других конституций.

Шарль Монтескье считал, в отличие от многих сторонников естественно-правовой теории, что существует многообразие обществ с различными правовыми системами, законами, традициями. Тем самым он поставил под сомнение положение о возможности создания идеального механизма для управления общественной жизнью посредством одной только рациональной правовой кодификации, основанной на абсолютных, неизменных постулатах естественного права.

Монтескье рассматривал право, как и общественные отношения, через влияние на них разных факторов. По его мнению, право обусловлено формой правления, религиозными воззрениями, обычаями, демографическими факторами (например, численностью населения страны) и даже климатом, ландшафтом. Он обратил внимание на то, что "идеальные" правовые документы, сочиненные без опоры на знание реального положения вещей, проблем и потребностей общества, в лучшем случае будут бездействующими, а могут нанести ему и реальный урон. "Разум стал безумием, а благодеяние - мукой", - говорил Гете словами Мефистофеля в "Фаусте".

Выдающуюся роль в истории философии права и правовой науки сыграл Иммануил Кант (1724-1804). Он сформулировал правовой категорический императив: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом". В нем он выразил свое представление о характере и роли права во взаимоотношениях людей в обществе. Правовой порядок создает возможность наибольшей личной свободы людей в обществе ("свобода каждого совместима со свободой всех остальных"). Философские размышления И. Канта имеют социальное звучание и юридическое значение. Он писал: "Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются границы этой свободы в той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы - развитие всех природных задатков, вложенных в человечество". Великий философ замечает, что именно в силу этих причин (постоянного антагонизма индивидов и сочетания свободы человека со свободой других) необходимо определение и сохранение границ свободы.

Таким образом, практическая сторона кантовской правовой философии заключается в том, что в социальной жизни свобода обусловливается позитивным правом. "Определяющая роль - не в смысле ущемления, лимитации свободы, а в придании ей необходимого качества, при котором простор для человеческой активности согласуется с разумом, духовными ценностями и - что не менее важно - с активностью всех других людей, всего человеческого сообщества".

Существенное обновление и развитие теоретических положений в области права, государства связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). "Философия права" Гегеля содействовала широкому распространению впервые использованного немецким юристом Г. Гуго этого термина и утверждению философского направления в изучении права в гуманитарных науках и юриспруденции.

Согласно Гегелю прогресс осуществляется в наличном (социальном) бытии именно как правовой прогресс, а в отношении становления свободы индивидов фиксируются исторические ступени: "свободен один", "свободны некоторые", "свободны все". "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны". Суть всемирной истории, по Гегелю, - это прогресс и развертывание свободы; мерилом прогресса является мера осознания человеком своей свободы и реализации последней в общественной, в частности, в государственно-правовой практике.

Английский философ, публицист Пережил Бентам (1748- 1832) известен своими идеями утилитаризма. В течение всего своего научного пути он стремился обновить дух законодательства, истинную цель которого видел в пользе и счастье людей. Бентам был убежден в несостоятельности метафизических представлений о праве. Он решил построить философию права на основе опыта, провозгласив пользу верховным принципом, которым должен руководствоваться законодатель и который дан человеку во врожденных чувствах удовольствия и страдания. К первому человек стремится, второго избегает. Польза, по убеждению Бентама, уравновешивает разнообразные интересы, служит сильнейшим стимулом самосохранения общественной жизни и лучшим мерилом человеческих побуждений.

Исходя из этих основных теоретических посылок, он приходит к заключению, что дурные поступки отчасти ложатся на совесть человека, а отчасти на общество, окружающую жизненную среду. "А выходя из такой точки зрения, законодательство должно заботиться более о предупреждении преступлений, нежели о карании их; оно должно более исправлять, нежели уничтожать. С другой стороны, законодательство должно употребить все средства, чтобы создать наилучшие условия для возможного счастья большинства"1. Возможно большая сумма счастья для возможно большего числа людей - вот конечная цель государства, по Бентаму, которую можно достичь, используя три направления права: гражданское и уголовное законодательства и конституцию.

Глубоко убежденный, что лишь его научная система может водворить всеобщее благоденствие на Земле, и горя страстным желанием служить человечеству, он обращается к правительствам разных стран, предлагая свои услуги в написании законодательных проектов. Его деятельность привлекла внимание как во Франции, России, Северной Америке, так и в его родной Англии. Однако обсуждаемые в парламенте его идеи и законодательные проекты всегда отвергались. Так, не были приняты разработанные им проекты избирательной реформы, проект поноптикона (в последнем случае предпочтение было отдано пенитенциарной системе Джона Говарда), а также его предложения относительно реформы шотландских судов.

Применив понятие полезности к законодательству (гражданскому, уголовному, конституционному) и соотнеся пользу со справедливостью, он осуществил "переход" от факта к праву. По его мнению, польза измерима, а следовательно, измерима и законодательная работа, нужно лишь изучить, какие последствия в обществе вызывает введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует вычесть те "недовольства", к которым она может привести. Эти потенциальные "недовольства" измеряют с помощью таких показателей, как число недовольных, степень их влиятельности, размеры недовольства3.

Бентам разработал концепцию нового уголовного и гражданского законодательства, предложил практические меры воздействия на преступность и проект "идеальной" тюрьмы - поноптикона, выступил с идеей отмены смертной казни. Бентам "для политики и морали сделал то, что Бекон для естественных наук. Влияние И. Бентама на законодательство такое же, как А. Смита на политическую экономию".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: