Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине «Введение в профессию»:
Студент должен:
§ познакомиться с историей появления профессии психолога;
§ иметь представление о содержании профессиональной деятельности психолога;
§ знать основные подходы, направления, в изучении психологии;
§ иметь представление о житейской, научной и практической психологии;
§ иметь представление о методологических подходах психологической науки;
§ иметь представление о значении специальности психолог, ее месте и статусе в современном мире;
§ иметь представление о профессиональной деятельности психолога в разных областях;
§ рассмотреть систему подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества;
§ знать и уметь выделять профессиональные и личностные, качества, умения, навыки, которыми должен обладать психолог, понимать их роль и функции, в работе специалиста;
§ знать права и обязанности психолога, учесть их в различных сферах жизнедеятельности;
§ знать этический кодекс, квалификационные требования к психологам.
В целом учебный курс «Введение в профессию» развенчивает распространенные в современном российском обществе мифические представления о психологе, осуществляет первичную ориентацию студентов в реальной сущности выбранной ими профессиональной сфере, формирует у них профессиональную мотивацию, закладывает основы профессионального самосознания, позволяет увидеть перспективу дальнейшего обучения в вузе, создает условия для осмысленного и целенаправленного изучения последующих учебных дисциплин, обеспечивает возможности осознанного профессионального самоопределения на этапе высшего образования, способствует становлению личности будущего психолога-профессионала.
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | |
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Под контролем преподавателя | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | ||
Общая трудоемкость в часах | ||
Количество зачетных единиц |
Образовательные технологии
Семинарские занятия, групповые дискуссии, метод «круглого стола», деловые игры, выполнение программированных заданий, мастер-классы, активные творческие методы (эссе), мини-конференции, проектная деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема №1. Психолог на рынке профессиональных услуг
Психология как профессия. Понятие о житейской, научной, прикладной и практической психологии. Прикладная психология и психологическая практика как отрасли психологии и виды профессиональной деятельности. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг. Психолог-практик и психолог-исследователь. Основные профессиональные проблемы практического психолога и секреты психологической помощи. Рейтинг психологических специальностей в Нижегородском регионе. Профессиональное сообщество психологов Нижнего Новгорода.
|
Тема №2. Модель профессиональной деятельности
Психолога
Понятие о профессиональной деятельности и профессионализме. Ведущие составляющие профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Личность профессионала. Сравнительный анализ профессиональных способностей, профессиональных знаний и профессиональных умений. Этапы развития профессионализма: этап профессионального обучения; этап адаптации человека к профессии; этап самоактуализации человека в профессии. Психолог – специалист по проведению исследований и психолог – специалист по практической работе; особенности их деятельности и различия в стратегии ее осуществления. Профессионализм психолога-исследователя. Практический психолог как профессионал, ведущие компоненты профессиональной компетентности в области практической психологии. Уровень квалификации профессиональной деятельности практического психолога, качества работы квалифицированного психолога. Особенности социальной и профессиональной позиции практического психолога.
Тема № 3. Учебно-профессиональная подготовка психологов