Курс «Введение в профессию» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к семинарским занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы.
В рамках учебного курса «Введение в профессию» самостоятельная работа студентов включает:
- выполнение контрольных заданий;
- самостоятельное изучение ряда тем;
- подготовка к дискуссиям и круглым столам;
- подготовку к зачету.
При этом студентами могут быть использованы следующие виды работы:
- осмысление лекционного материала;
- изучение и анализ первоисточников;
- работа с учебниками и учебно-методическими пособиями.
Согласно психологическим исследованиям процессов запоминания и забывания информации, работу над содержанием конспекта лекций целесообразно осуществлять в течение 48 часов после первоначального восприятия материала, что способствует существенному улучшению качества усвоения научной информации.
Осмысление лекционного материала предполагает вдумчивое прочтение сделанных на занятиях записей с собственными комментариями относительно изложенной информации, тщательный анализ лекционного текста, выделение главных мыслей и спорных положений, установление логических связей между различными тематическими блоками, формулирование вопросов, требующих уточнения и более глубокой и содержательной проработки, в том числе в процессе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на те проблемы и задания, которые были специально выделены и отмечены лектором.
|
Значительную часть при организации самостоятельно изучения учебного курса занимает работа студентов с научной литературой, которая может иметь следующие формы:
- конспектирование;
- составление тезисов;
- оформление выписок.
Конспект – это изложение основного содержания публикации, ее главных, существенных положений, а также их интерпретация с использованием доказательств автора. В то же время при конспектировании литературного материала желательно вносить собственные рассуждения и дополнения, критические размышления и замечания по поводу излагаемой точки зрения, которые записываются на специально отведенных для этого полях конспекта.
Конспект может быть как подробным, так и кратким, но независимо от этого основное содержание первоисточника должно быть отражено полностью. При этом в конспекте допустимы различные варианты выделения текста: обозначение спорных мыслей и противоречий, подчеркивание главных идей и т.п.
Тезисы – это краткое изложение основного содержания публикации, отражение сути важнейших положений. При их составлении соблюдается авторская логика, порядок изложения мыслей и идей. Вместе с тем на специально отведенных полях допускаются комментарии студента, его собственная интерпретация первоисточника, выражение своей точки зрения, а также конкретные примеры, иллюстрирующие некоторые моменты публикации.
Выписки могут выполняться студентами с разной целью. Обычно они включают предложенные автором понятия и их определения, значимые теоретические положения, наиболее интересные факты и доказательства, отдельные цитаты. При этом последовательность их оформления является свободной.
|
Особо заметим, что при любой форме работы с научной и учебной литературой студенту необходимо обязательно указывать фамилию, имя. Отчество автора, полное название первоисточника, все выходные данные (название книги или сборника, место и год издания; название журнала, год, номер, страницы, где опубликована статья).
Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.
Метод «круглого стола»
Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.
Целевое назначение метода состоит в:
– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;
– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;
|
– введение в практику принципа «свободного микрофона»;
– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;
– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).
Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:
1. Вариант «А»:
– краткое вводное слово ведущего;
– заслушивание кратких вводных сообщений участников;
– постановка перед участниками вопросов, поступивших из аудитории;
– развертывание дискуссии;
– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.
2. Вариант «Б»:
– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
– уточнение порядка и характера работы;
– ответы по существу поставленных вопросов;
– заслушивание мнения выступающих из аудитории;
– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3. Вариант «В»:
– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);
– представление участников, заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;
– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;
– дискуссирование;
– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.
Пресс-конференция
Она может быть использована как для проведения занятия по всей теме, так и по отдельным ее вопросам.
Методика проведения таких занятий заключается в следующем: определяется пресс-центр в количестве 3–5 человек, 2 эксперта, назначается ведущий.
После вступительного слова преподавателя, заслушивания и суждения доклада обучаемые, назначенные для ответов на вопросы, занимают места за отдельно стоящими столами лицом к группе.
Вся работа пресс-центра организуется его руководителем, назначаемым из числа обучаемых.
Если вопросы поступают не к конкретному члену пресс-центра, то после некоторого обмена мнениями между его членами руководитель объявляет, кто будет отвечать на поставленный вопрос.
В течение 25–30 минут обучаемые ставят вопросы и получают на них ответы.
После этого эксперты в течение 10 минут подводят итоги пресс-конференции. Окончательный итог проведенной пресс-конференции подводит преподаватель. В такой же последовательности проходит пресс-конференция и по второму вопросу.
ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема №2. Модель профессиональной деятельности
Психолога (семинар)
Вопросы для обсуждения:
1. Профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Его важнейшие компоненты.
2. Процесс становления профессионализма.
3. Сфера деятельности психолога-исследователя.
4. Профессиональная компетентность специалиста, проводящего психологические исследования.
5. Принципы организации деятельности практического психолога.
6. Проблема эффективной профессионализации специалистов в области практической психологии. Отличительные особенности их профессиональной компетентности.
7. Объективные и субъективные характеристики труда практического психолога.
8. Рефлексия и эмпатия как важнейшие способности профессионального психолога и условия его продуктивной деятельности.
9. Сравнительный анализ качеств работы квалифицированного и неквалифицированного психологов.
10. Проблема дилетантизма в психологии.
11. Разграничение социальных и профессиональных позиций практического психолога и других так называемых «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).
Тема №4. Психологическая информация, возможные способы