Вопросы для обсуждения:
1. Основной смысл консультативной работы.
2. Стратегии и характер деятельности психолога-консультанта.
3. Правила эффективного консультирования.
4. Принципы организации и построения беседы.
5. Специфика основных этапов консультативной беседы.
6. Методы воздействия психолога-консультанта.
7. Важнейшие средства вербального и невербального контакта с клиентом в ходе консультативной беседы.
8. Особенности ситуации индивидуального психологического консультирования.
9. Предмет деятельности психолога при групповом консультировании. Своеобразие проведения группового консультирования.
10. Сущность «нескольких важных открытий» Карла Роджерса.
11. Общее представление о конгруэнтности консультанта. Ее роль в процессе оказания психологической помощи.
12. Значение принципа безусловного принятия.
13. Доверие к человеку и возможность личностного роста клиента: проблема их взаимосвязи.
14. Особенности эмпатического (активного) слушания клиента. Его преимущества при психологическом консультировании.
Тема №10. Сферы приложения профессиональных услуг
Современного психолога (мини-конференции, проблемные площадки)
Вопросы для обсуждения:
1. Основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования.
2. Специфика осуществления ведущих подходов психологической помощи в системе образования: служба сопровождения, служба поддержки образования, служба обеспечения учебно-воспитательного процесса, служба содействия, служба психологического здоровья.
3. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (детские сады, школы, интернаты для детей, лишенных родительского попечительства).
|
4. Важнейшие функции и особенности работы психолога в лечебных учреждениях (больницы, психиатрические учреждения).
5. Направления деятельности семейной психологической службы.
6. Задачи психолога в сфере управления.
7. Содержание работы психолога на предприятиях.
8. Сущность и назначение психологической службы в армии.
9. Характер деятельности психолога в сфере рекламы и СМИ.
10. Специфика психологических услуг в правоохранительной системе.
11. Основные направления работы политических психологов.
12. Цели, задачи и содержание деятельности преподавателя психологии.
13. Особенности организации психологической работы в государственных и коммерческих структурах.
Тема №11. Взаимодействие психолога с представителями
Смежных профессий (семинар)
Вопросы для обсуждения:
1. Значимые аспекты профессионального общения психолога и педагога. Условия их продуктивного взаимодействия.
2. Основные направления совместной работы психолога и педагога.
3. Предмет сотрудничества психолога с медицинскими работниками.
4. Проблемы профессиональных контактов психолога и социального работника: разграничение функций и характер совместной деятельности.
5. Сущность сотрудничества психолога с представителями юридических специальностей. Задачи взаимодействия со следователем и адвокатом.
6. Характер работы профессиональной команды «помогающих» специалистов.
Тема №12. Профессиональная этика психолога
(круглый стол, дискуссия)
Вопросы для обсуждения:
|
1. «Клятва Гиппократа» в работе специалистов, оказывающих психологическую поддержку населению. Ее значимость и степень необходимости.
2. Основные положения этического кодекса психолога-профессионала, целесообразность его применения в исследовательской работе и психологической практике.
3. Характер ответственности психолога-исследователя и психолога-практика.
4. Возможности соотношения долга и этики в деятельности практического психолога.
5. Важнейшие вопросы из области практической этики психолога.
6. Правомерность принципа «этично то, что эффективно». Проблема этичности и эффективности средств профессионального психолога.
7. Анализ содержания клятвы детского психолога (Приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
В процессе изучения учебного курса «Введение в профессию» студенты выполняют три контрольных задания, предполагающие проверку и оценку степени усвоения и рефлексии ими базового материала, развитие прогностического и аналитического мышления студентов.
Контрольные задания предлагаются в форме творческих аналитических работ студентов. Для их успешного выполнения требуется осмысление основных проблем курса, а также знание литературных первоисточников.
Контрольные задания выполняются в виде отдельного письменного сообщения, представляют собой размышления студента с обязательным обоснованием собственной точки зрения и ссылками на изученную психологическую литературу.
При оценке контрольных заданий учитывается полнота, глубина и степень самостоятельности студента.
Задание №1.
На основе анализа модели профессиональной деятельности психолога выделите и опишите возможные направления самообразования и саморазвития студента-психолога как будущего профессионала.
Задание №2.
Составьте социально-психологический портрет современного психолога (ПК-9).
Задание №3.
Дать характеристику любому психологическому центру: проанализировать заявляемые услуги, оценить конкурентоспособность центра на рынке услуг и др. (ПК-19).