Особенности высшего психологического образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»). Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030300 Психология.
Подготовка профессиональных психологов за рубежом. Подготовка профессиональных психологов в России. Содержание профессионального психологического образования. Последипломное образование профессиональных психологов. Различные системы подготовки психологов.
Особенности обучения в ТФ МГЭИ. Дисциплины по учебному плану. Профили подготовки. Научно-исследовательская работа студентов (студенческие кружки, научные и научно-практические конференции, курсовые и выпускные квалификационные работы).
Тема №4. Психологическая информация, возможные способы
Ее получения и передачи
Понятие о психологической информации. Ведущие компоненты информации о человеке. Особенности психологической информации и ее важнейшие свойства. Критерии достоверности знаний о человеке, основные способы получения психологических знаний. Характер профессионального преподнесения психологической информации в работе практического психолога. Речь профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи определенной психологической информации.
Тема №5. Социальный заказ на работу психолога
Понятие о социальном заказе на профессиональную деятельность психолога-практика и психолога-исследователя, пути его формирования. Ориентированность работы психолога, ее связь с социальным заказом. Позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Характер и особенности взаимодействия с ними практического психолога.
|
Тема №6. Понятие о психологической задаче
И психологической помощи
Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом. Специфика психологической задачи. Способы фиксации психологической задачи для клиента. Сущность, содержание и формы психологической помощи, основные направления (виды) профессиональной деятельности практического психолога. Практическое обеспечение процесса психологической помощи.
Тема №7. Теоретико-методические основы оказания
Психологической помощи
Психологическое знание и обобщенная теория в арсенале профессиональных средств практического психолога. Психологическое знание о человеке как благо и зло. Основные теоретические подходы к оказанию психологической помощи (глубинная психология – психоанализ, бихевиоризм или поведенческая психология, гуманистическая психология). Научные категории, отражающие специфику психологической реальности. Краткая характеристика значимых для работы практического психолога научных категорий (образ, действие, мотивация, общение, индивид, личность, индивидуальность).
Тема №8. Основные виды деятельности практического психолога
Понятие о психологическом просвещении населения. Основное назначение и формы психологического просвещения. Психопрофилактическая работа как вид деятельности практического психолога. Задачи и содержание психологической профилактики.
|
Сущность и назначение психологической диагностики. Методологические основы психодиагностической работы. Основные этапы проведения психодиагностики. Характер получения психологической информации в работе психодиагноста. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи. Критерии эффективной психодиагностики.
Сущность и назначение психологической коррекции. Методологические основы психокоррекционной работы. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции. Пути осуществления психокоррекционной работы. Основные формы психокоррекции. Проблемы эффективности процесса проведения психологической коррекции.
Тема №9. Психологическое консультирование в работе
Практического психолога
Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи населению, его сущность и назначение. Задачи психолога консультанта. Принципы и условия психологического консультирования. Позиции взаимодействия клиента и консультанта. Распределение ответственности. Краткая характеристика беседы – основного метода психологического консультирования. Проблемы построения беседы в ситуации консультирования. Стадии беседы. Показатели эффективности психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.
Понятие о фасилитирующей психологической атмосфере. Условия эффективной психологической помощи в ситуации консультирования по Карлу Роджерсу (конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатическое понимание). Возможности личностного роста клиента. Характер взаимоотношений клиента и консультанта. Искусство построения сообщения при активном слушании.