Свами Сатьянанда Сарасвати
КУНДАЛИНИ-ТАНТРА
Фундаментальное пособие
«Консент» ОБЩЕСТВО ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ«Ника-Центр» Киев 1997
ББК 87.3(5ШД) С24
ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАНИЕ В ФОНД ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ ОБЩЕСТВА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра со-
держит философские, теоретические обоснования, то йога — методику,
с помощь которой можно опытным путем воплотить эту философию в
жизнь и достичь Высшего знания.
Таким образом, тантрическая йога является живой философией, а
не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем
дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем
осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единст-
во и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства.
Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тан-
трическими психотехниками и физиологическими методами, пригод-
ными для различных людей и условий, а также с анализом возможных
препятствий и способами их устранения.
Кроме того, в ней содержится практическая информация о том,
каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и
женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному
возрождению, а не отдалять от него...
Сегодня вполне очевидно, что современная медицина и психология
могли бы извлечь огромную пользу из фундаментального тантрическо-
го учения о трех главных потоках психической энергии — развития
тела, ума и духа.
Книга предназначена для всех, интересующихся культурой Востока,
психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершен-
ствованием.
|
ISBN 966-521-017-3 © Бихарская школа Йоги (Индия) © Общество ведической культуры (Киев)
© Оригинал-макет. «Консент», 1997
* * *
Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа
открыл совершенно новый этап в истории литературного
изложения даосских методов психофизического тренинга, появ-
ление книг Свами Сатьянанды Сарасвати и других представите-
лей Бихарской школы йоги знаменует собой принципиально но-
вый подход к изложению психоэнергетических основ йогических
практик, в частности техник крийя-йоги и хатха-йоги.
Не секрет, что, пожалуй, ни одно из эзотерических учений не
толковалось столь противоречиво и не понималось столь пре-
вратно, как тантра-йога, и в особенности - кундалини-тантра. Те
же из доступных западному читателю современных1 работ, в
которых само по себе тантрическое учение трактовалось вполне
корректно2, были написаны весьма сложным для понимания
языком, изобиловали труднопереводимыми специальными тер-
минами и, что самое главное, не имели под собой почти никакой
практической основы. В результате философия тантра-йоги
оставалась на Западе чисто умозрительной абстракцией, а теоре-
тические изыски в сфере методов пробуждения мистической
Силы Кундалини - уделом «досужих умствователей» и «абстракт-
ных психофилософов». Практика же была в значительной степе-
ни отдана на откуп профанам. В то время как без полноценной
практики говорить о сколько-нибудь адекватном понимании
йогических учений бессмысленно3. В результате тантра-йогу на
Западе считали всем, чем угодно - от экзотического восточного
|
метода лечебной физической культуры до сексуальных игрищ
одурманенных наркотиками эзотеризированных извращенцев...
Чем угодно, но только не тем, чем она в действительности
является - технологией интегрального тренинга4, за тысячелетия
своего развития выверенной до тончайших нюансов. Техноло-
гией целостной и самодостаточной, имеющей свою предельно
точную и тщательно отработанную психоэнергетическую практику.
1 Написанных в нынешнем столетии и во второй половине предыдущего.
2 Например, ставшая классикой известная работа Артура Авалона "Змеиная Сила".
3 "Пока сила не пойдет по серединному пути и на нем не утвердится, пока не будет обретена абсолютная власть над той Силой, что управляет семенем, пока естественным состоянием ума не станет непрерывное слияние с Единым в глубоком созерцании, до тех пор любые разговоры о знании и мудрости есть не более чем пустопорожний бред". Хатха-Йога-Прадипика, 4-113.
4 Технология интегрального тренинга - полноценный самодостаточный метод всестороннего развития человеческого существа на всех планах бытия, Целью практики которого являются расширение диапазона восприятия и следующее из него в качестве результата накопление упорядоченного осознания (см. А.Сидерский "Третье открытие Силы", "Йога Восьми Кругов" и др. работы).
В то же время те, кто писал о йогических практиках, по сути
своей безусловно тантрических, старались преподнести их в
основном с «физкультурной» стороны, не без основания опасаясь,
что чрезмерный мистический налет может отпугнуть материа-
|
листически настроенного западного читателя. Поэтому психо-
энергетические аспекты по большей части либо вовсе оставались
«за кадром», либо подавались в виде крайне осторожных намеков,
в результате чего истинный смысл практики йоги оказывался в
значительной степени выхолощенным. Этой участи не миновали
даже многие весьма и весьма фундаментальные работы по
крийя-йоге и хатха-йоге, созданные в нынешнем столетии.
Однако времена меняются, и сейчас главным, что интересует
западного читателя в работах, посвященных тайным в недалеком
прошлом учениям о творческом саморазвитии человека, являются
именно психоэнергетическое значение тренировочных техник и
реальная связь философии и практики. Пришло время новых
книг - книг-руководств, соединяющих теорию и практику, книг,
которые с современной точки зрения представляют древние
технологии интегрального тренинга. Представляют полно, ёмко и
точно - в виде, делающем эти книги пригодными для исполь-
зования в качестве самодостаточных учебных пособий. Широкий
резонанс, который вызвали книги Карлоса Кастанеды и его
последователей, а также работы Мастера Чиа и госпожи Мэниван
Чиа, как раз и обусловлен тем, что они именно таким образом
освещают соответственно индейские и даосские эзотерические
доктрины, предлагая читателю вполне «рабочие» практики, до
последнего времени бывшие тайной за семью печатями. И это же
делает исключительно своевременной книгу Свами Сатьянанды
Сарасвати «Кундалини-тантра» - ведь она связывает воедино
философию и психоэнергетическую практику кундалини-йоги,
раскрывая многие «технологические» секреты, еще совсем недавно
предназначавшиеся исключительно для изустной передачи
непосредственно от учителя немногим избранным ученикам.
Кроме того, дополнительную ценность данному изданию
«Кундалини-тантры» придает то, что русский перевод всех
разделов, описывающих практические методы, был тщательно
отредактирован Андреем Лампой - основателем и директором
йога-центра в Киеве и одним из наиболее опытных учителей йоги в
странах СНГ, имеющим большой опыт практики кундалини-йоги и
преподавания тантрических методов интегрального тренинга.
A. Сидерский, Киев, февраль 1997
Книга Свами Сатьянанды Сарасвати «Кундалини-тантра»
относится к категории фундаментальных методических пособий
но классическим психоэнергетическим практикам. В ней подроб-
но описаны все практические средства, необходимые для
правильного понимания и использования в современных усло-
виях богатейшего опыта древней традиции Кундалини-йоги, а
также приведен полный набор соответствующих базовых опре-
делений и технологических схем. Автор является современным
хранителем традиции линии Шри Рамакришны и Свами
Шивананды, и за всем, что он пишет, стоит реальное знание.
Многие современные ученые, развивающие, казалось бы,
различные направления в науке, все чаще сталкиваются с
проблемами, для разрешения которых требуются знания и опыт,
тем или иным образом связанные с проявлениями Кундалини.
Кроме того, сам процесс творческого развития прямо зависит от
феноменов Кундалини, ибо в «спящей Кундалини» содержится
резервный эвристический потенциал осознания человека. Имен-
но поэтому в последние десятилетия так возрос интерес к тантри-
ческой традиции, и все более значительные силы направляются
сейчас на научное исследование психоэнергетики человека. В
своей работе Свами Сатьянанда проводит параллели между
результатами современных исследований в области психологии,
физиологии, физики и проявлениями Кундалини-шакти. Эта
информация может представить особый интерес для читателя с
«западным» складом мышления.
Не секрет, что значительная часть всех наших действий обус-
ловлена существующими взаимосвязями. Как правило, мы не
вполне осознаем все те кармические «узлы-ловушки», в которых
оказываемся с течением жизни, и поэтому не прилагаем необ-
ходимых усилий для освобождения от них. Имея более чем
десятилетний опыт профессионального преподавания йоги, я могу
отметить, что именно от этого в большинстве случаев зависят
проблемы, возникающие в ходе практики Кундалини-йоги.
Существует большая разница между тем, к чему человек в
действительности стремится, и тем, к чему он проявляет
поверхностный интерес (до того, как достигает просветления).
То, к чему стремятся, опирается на уже сформированное
настоящее, уходящее корнями в глубины состояния сознания.
При этом в поисках возможных путей реализации действи-
тельного стремления поверхностный интерес может быть
проявлен к самым разным вещам, порой прямо противо-
положным.
Даже остановившись на чем-то и перейдя к конкретным
действиям, рано или поздно приходится отказаться от резуль-
татов и наработанных достижений, убедившись в их несовер-
шенстве. Новые искания-скитания и чувство неудовлетворен-
ности будут возвращаться вновь и вновь до тех пор, пока не будет
осознана причина. А она всегда коренится в состоянии сознания.
Практическая ценность книги «Кундалини-тантра» заключается
в том, что в ней предлагаются методы прямого влияния на
причину, позволяющие практикующему целенаправленно изме-
нять состояние собственного сознания.
Человек «западного» типа способен целенаправленно воздей-
ствовать на «периферию», например видоизменять объекты
окружающей природы или совершенствовать свою физическую
форму. Но то, что затрагивает его «внутреннюю» природу, чаще
всего наталкивается на сопротивление. Человек стремится изба-
виться от влияющего фактора. И происходит это отнюдь не из-за
того, что его «внутренняя» природа «девственна». С самого нача-
ла жизни человек бессознательно подвергается «психоэнергети-
ческому кодированию», поэтому ни о какой «незатронутости» не
может быть и речи. Просто в культурах «западного» типа при-
нято руководствоваться вполне определенными критериями,
например, отдавать предпочтение тому, что легче, комфортнее,
«лучше» и т.п. Человек обеспечивает себе условия для возник-
новения определенных внутренних ощущений, изменяя внеш-
нюю природу, но не замечает разложения Духа вследствие потери
надобности использовать Силу Воли. Вместо того, чтобы с ее
помощью изменить себя сообразно внешним условиям, он пре-
дъявляет недопустимо жесткие требования к окружающей при-
роде, насильно трансформируя ее и предпочитая прощать себе
многовековую остановку в эволюции собственного сознания.
Толчок в материальность культура Запада во многом
получила из-за того, что территории западных стран изначально
располагались в зонах с довольно холодным климатом. Адапта-
ционное противостояние суровым природным условиям оказа-
лось не под силу подавляющему большинству людей и вынудило
их совершенствовать одежду и жилье. От материальных условий
зависела также сама возможность выжить. В отличие от запад-
ных стран во многих странах Востока, где преобладает теплый
климат, и можно прожить жизнь, обходясь практически без
одежды и жилья. Благодатные природные условия и плодородные
земли этих стран позволяли целым народам тратить минимум
усилий на решение наиболее насущных проблем выживания, а
«свободную» энергию направлять на развитие культуры, искус-
ства, философии, религии и т.п.
Однако сегодня ситуация на Западе значительно изменилась.
Последствия искусственных трансформаций «внешней» приро-
ды превратились в бескомпромиссную обратную Силу в виде
экологических, политических и социальных проблем урбанизи-
рованных зон планеты. Эта Сила бросила вызов самой жизни
людей Запада, указав им на необходимость самопостижения и
«внутреннего» преобразования, хотя бы с целью адаптации к
видоизмененным ими же окружающим условиям...
Судьба подарила мне возможность увидеть и «обратную
сторону медали». Значительную часть своей жизни я прожил в
Монголии и Китае, много путешествовал по Дальнему Востоку,
Бурятии, Сибирскому Алтаю, Узбекистану, Таджикистану, Индии,
Ладакху (Индийскому Тибету) и Непалу.
По моим наблюдениям, если как-то и возможно
охарактеризовать общую тенденцию, преобладающую в культу-
рах Востока, то прежде всего она заключается в том, что основные
исследования на Востоке происходили в сфере «внутренней»
природы человека и в искусствах как средствах выражения
«внутреннего» через «внешнее». При этом «внешняя» природа на
Востоке (в отличие от Запада) не эксплуатировалась в большей
мере, чем это требовалось для реализации «внутреннего» твор-
ческого потенциала. Если Запад использует вешнюю технологи-
ческую мощь для обретения господства над Миром, то на
Востоке достигают того же, опираясь на мощь знаний внут-
ренних технологий (культивируя Богов на любой вкус).
На обоих Берегах все меньше остается времени и чсе слабее
теплится надежда успеть пожить в искривленном пространстве
по-старому. Сегодня все больше людей осознают действительную
причину сложившейся ситуации и руководствуются Третьей
Силой - действительно созидающей и уравновешивающей
«внешнее» и «внутреннее» в Единое, в котором невозможно
сделать ни одного несознательного движения перед лицом
мгновенно реагирующего Бесконечного.
Пусть эта книга, привезенная мною из Ришикеша - древнего
духовного поселения в предгорьях Гималаев - поможет востор-
жествовать Единому.
А. Лаппа, Киев, нарт 1997
ОТ РЕДАКЦИИ
Существует одно Высшее, которое называют разными именами:
Бог, Аллах, Кришна, Шива, Мать, Господь, Иегова, Брахман, Абсолют-
ный Дух, Идея, Высший Разум и т.д., - все это имена одной и той же
сущности. Тантра определяет Абсолют как единство Господа и всех
Его энергий (т.е. Брахман = Шива+Шакти, или Пуруша+Пракрити).
В действительности Абсолютное в силу своей абсолютности неде-
лимо и лишено всякой двойственности. Поэтому утверждение о том,
что Оно состоит из двух начал - непроявленного мужского и энерге-
тического женского - условно. Так, существуют такие понятия, как
огонь, тепло и свет, но в действительности все они являются неотъ-
емлемыми качествами одного и того же. Подобно этому не сущест-
вует различия между Абсолютом и Его энергиями.
В индийской традиции о Высшем говорят, как о Сат-Чит-Ананде
(вечности, мудрости и блаженстве). В Тантрах это классическое опре-
деление Абсолюта раскрывается как аспекты Его Энергий, не отличи-
мых от Него Самого: энергия вечности (сат-шакти), энергия мудрос-
ти (чит-шакти), энергия блаженства (ананда-шакти).
Целью тантрической практики является полное единство с
Абсолютом. По своей природе каждая индивидуальная душа
(джива) неотлична от Абсолюта (Брахмана). Она также является
нерожденной, вечной, полной безграничного разума и блаженст-
ва. Однако, попадая в материальный мир под воздействием вели-
кой иллюзии (Майи), душа перестает осознавать свое единство с
Абсолютным, утрачивает истинное осознание своей сущности,
полной блаженства, и подпадает под закон кармы (т.е. причинно-
следственной связи). Совершая те или иные поступки, живое су-
щество, движимое разнообразными желаниями по отношению к
объектам этого мира, запутывается в сетях иллюзии, попадая в
круговорот рождений и смертей и, сменяя все новые и новые те-
ла, испытывает страдание и удовольствие, счастье и несчастье. С
момента своего рождения каждое существо обречено на ста-
рость, болезнь и смерть. Также неизбежны и следующие рожде-
ния... И весь этот круговорот подобен сну. Когда душа пробужда-
ется ото сна и иллюзий, она возвращается в свое подлинное сос-
тояние и достигает мокши (или освобождения от всякого страда-
ния). Таким пробуждением является путь (садхана), который
возвращает душу к осознанию высшего Единства.
Что такое Тантра. Слово "тантра" имеет широкое смысловое
значение. Корень "тан" означает "распространять", а "тра" - "спа-
сать". Тантра распространяет великое знание и, тем самым, спа-
сает от неведения. Слово "тантра" означает также "истина", "кни-
га", "трактат". Есть и другие толкования.
Однако принадлежность к классу Тантр определяется, естест-
венно, не по названию, а по содержанию в работе основ тантри-
ческой философии и практики. Существует ряд Тантр, автори-
тетность которых является спорной. Кроме того, в настоящее
время, с проникновением на Запад йоги, индуизма и Тантры, рас-
пространилось большое количество псевдо-тантр, написанных
псевдо-гуру, не имеющими посвящения в тантрические тради-
ции преемственности и искажающими принципы Тантры в соот-
ветствии со своими желаниями. Появление таких работ неизбеж-
но, и только знакомство с истиной, традиционной Тантрой и спо-
койное различение может рассеять сомнения.
Содержание Тантр охватывает весь спектр жизни человека, не от-
метая никаких сторон его существования. Несмотря на то, что Тант-
ра имеет ту же конечную цель, что и Веданта, некоторые тантричес-
кие методы достижения этой цели являются, казалось бы, прямой
противоположностью общепризнанным нормам ведической тради-
ции. Так, путь вамачара, или так называемый "левый путь", предпи-
сывает совершение обряда "пяти сущностей" (панчататтва или пан-
чамакара). И действительно, обряд "пяти М" - важное таинство, но
каждый из "пяти элементов" должен быть понят во внутреннем, эзо-
терическом смысле. Согласно йогической терминологии Тантр, мам-
са (мясо, плоть), матсья (рыба), мудра (жареное зерно), мадья (вино)
и майтхуна (сексуальное единение), составляющие панчамакару, или
"пять М", символизируют внутренние процессы в теле йогина, уст-
ремленного к высшей цели духовного совершенствования - к пости-
жению Абсолюта. Так, термин "мамса" (мясо), означает действие, из-
вестное в йогических трактатах как кхечари мудра ("заглатывание
собственного языка"), - сложное упражнение, в результате которого
созерцание йогина фиксируется на Высшем в соответствующем выс-
шем центре головного мозга. Термин "мадья" (вино) на тантричес-
ком языке означает тот нектар божественного опьянения, который
йогин испытывает в результате своей духовной практики. Майтхуна,
или сексуальное единение, означает мистическое слияние Кундали-
ни-Шакти (энергии, находящейся в нижней части туловища) с Пара-
Шивой (Абсолютом, пребывающим па верхушке головы) в сахасра-
ре (т.е. в этом наивысшем головном центре). Таким образом, мно-
гие тантрические адепты, следуя предписаниям своих учителей и
школ, понимают обряд "5 элементов" во внутреннем, эзотерическом,
смысле и практикуют его только как упражнения йоги внутри тела.
Однако в некоторых тантрических школах "пяти М" предпи-
сывается не только как йогическая практика внутри тела, но (для
определенной части последователей) эти элементы переносятся
на материальный план, становясь реальными мясом, рыбой и т.д.
Но и в этом случае, во-первых, большинство последователей этих
школ допускаются только к "замененному" (анукальпа) варианту
"пяти М" когда вместо мяса и рыбы употребляются различные
продукты растительного происхождения (вместо вина - сок или
молоко, вместо секса - поклонение Шакти), а, во-вторых, к обря-
ду "пяти М" в его материальной форме без замен (пратьякша)
или с частичной заменой допускаются лишь достаточно продви-
нутые адепты, научившиеся контролировать свой ум и чувства и
утвердившиеся в медитации и духовной жизни. Они практикуют
этот обряд с непосредственными чувственными элементами вре-
мя от времени под руководством своего гуру не просто ради ус-
лаждения чувств, но с целью дальнейшего продвижения к выс-
шей цели самопознания. В-третьих, практика обрядов "пяти М" с
использованием непосредственных материальных элементов со-
вершается последователями этих школ только в течение опреде-
ленного периода времени, после чего практикующий переходит
на более высокую ступень совершенствования, на которой отпа-
дает всякая необходимость в совершении внешних обрядов во-
обще и материальных "пять М" в частности. Находясь на этом ду-
ховном уровне (дивья), практикующий реализует "пять М" в су-
губо йогическом смысле, как это было вкратце описано выше, и в
конце концов осуществив высшую майтхупу внутри тела, т.е.
приведя энергию кундалини в верхний головной центр, где она
сливается с Пара-Шивой (Абсолютом) - достигает самадхи (выс-
шего состояния). Такой йогин не рождается вновь, он свободен
уже при жизни (дживанмукта), может покидать свое материальное
тело по желанию, обладает всеми совершенствами или психичес-
кими силами (сиддхи).Если он и остается на земле, то лишь из сос-
традания к людям, подверженным страданиям этого мира, чтобы
научить их великой Тантре, ведущей к вечному освобождению.
Так или иначе, для того чтобы понять смысл тантрической
садханы (практики) вообще и вамачары, в частности, необходи-
мо отбросить всякого рода стереотипы обусловленного сознания.
Как говорит Свами Пратьягатмананда: "путь вамачара (левый
путь) основан на глубоком знании возвратного потока, или нив-
ритти. Этот возвратный поток осуществляет стремление повер-
нуть в обратном направлении процесс сотворения и поддержа-
ния пут пристрастий и условностей, в которые заключена джива
или душа, как пашу или животное".
Тантрический подход к духовному пути - чисто практичес-
кий. Истинная Тантра лишена каких-либо форм обывательского
мышления, условностей или псевдоморали. Тантра - это садхана-
шастра (т.е. писание, предназначенное для практики). Поэтому в
Тантрах могут содержаться любые методы, иногда внешне совер-
шенно противоположные, но все они предназначены для дости-
жения одной цели постижения Абсолюта.
В Упанишадах постоянно утверждается формула, единая для всей
адвайта-веданты: "Сарвам экам брахма" ("Все сущее есть Абсолют"),
ибо в действительности не существует ничего, кроме Него. Тантра,
находясь в полном согласии с адвайта-ведантой в области филосо-
фии, воплощает в полной мере этот высший принцип на практике.
Нет чистого или нечистого, плохого или хорошего - единственный
путь заключается в осознании Бога во всем и всего в Боге.
Отличительные особенности тантрического пути
Тантрическая и ведическая традиции, находясь в постоянном
взаимодействии и даже "взаимопроникновении" на протяжении
веков, представляют в современной Индии, по сути, единое целое.
Во многих индийских храмах, принадлежащих к ведическим
школам преемственности, проводится поклонение тантрическо-
го типа, или с явными элементами тантризма. В свою очередь, не-
которые тантрические традиции предписывают своим последо-
вателям выполнение ведических ритуалов и правил. Ряд писаний
Вед и Веданты используются как авторитетные источники авто-
рами тантрических текстов, и наоборот - ряд учителей ведичес-
кой и ведантической традиций признают авторитет некоторых
Тантр. Так, например, Шри Шанкарачарья (VIII—IX в.), великий
проповедник Веданты, возродивший орден саньясинов (подвиж-
ников, принявших отречение) в Индии, написал не только массу
ведантических работ и комментариев на Упанишады, Бхагавад-
гиту и другие Писания, но также и несколько тантрических текс-
тов. 1 Содержание различных работ этого великого религиозного
мыслителя дает возможность постичь ведическую и тантричес-
кую ветви в гармоничном единстве, ибо становится очевидным,
что не существует каких-либо противоречий в философии и ми-
ровоззрении этих двух систем, ведущих к одной и той же цели.
1 Вдохновенный тантрический труд Шри Шанкарачарьи "Анандала-
хари" ("Волна Блаженства") опубликован в сборнике "Путь Шивы", изд.
Общества ведической культуры, Киев, 1994. (Прим. ред.)
И все же, говоря о Тантре как о самобытной и самодостаточ-
ной для реализации системе, необходимо выделить те характер-
ные черты, которые отличают ее от любой другой системы.
Прежде всего, Тантра - это наука преобразования, а не подав-
ления или отрицания. Общий дух Тантры носит явно позитивный
характер, основанный на положительном опыте медитации и ду-
ховных упражнений, а не на осознании "греховности всего сущего",
своей собственной "греховности" или "ничтожности" и т.п. Как го-
ворил Шри Рамакришна, "человек, который повторяет день и ночь
"я грешник, я грешник", становится и в самом деле грешником".
Далее, Тантра представляет практический путь самосовер-
шенствования, отличающийся глубокими эзотерическими зна-
ниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах,
действующих в них. Поэтому именно в Тантре наиболее тщатель-
но и полно разработаны и эффективно применяются такие ас-
пекты духовной практики, как кундалини йога, биджа мантры,
янтры (символические диаграммы), мудры, ньяса, антарьяга
(внутреннее поклонение или созерцание) и т.д.
Тантра отличается от внешних видов поклонения или мораль-
но-религиозных кодексов поведения, распространенных широко,
своим углубленным мистицизмом. Во всех истинно тантрических
упражнениях, обрядах и ритуалах делается акцент именно на ме-
дитации, постижении внутреннего единства, а не на внешних ри-
туальных действиях. Тантрическая медитация предполагает
отождествление себя с объектом медитации (т.е. с Абсолютом в
той или иной форме, как личной, так и безличной). Согласно Тан-
тре, человек, не осознавший себя как божественную сущность, не
может истинно поклоняться Божеству. Такое утверждение может
показаться "странным" только на первый взгляд, но, проникнув в
его подлинный смысл, мы приобретаем ключ к тайной двери са-
мопознания. Особенно важным является то, что путь Тантры
предписан как эффективный и даже наиболее действенный в на-
ше время, в Кали-югу, - черный век духовной деградации, раздо-
ров и войн, тьмы, невежества и несчастий. Об этом многократно
упоминается в самих Тантрах. Например, в Маханирвана Тантре
Господь Шива говорит: "Истинно, истинно и еще раз истинно
сказано Мною в Шрути,Смрити, Пуранах и других Писаниях, что
без пути Агамы (т.е. Тантры) в Кали-югу нет иного пути. Лишь
согласно правилам Агам следует почитать Божества в Кали-югу".1
1 "Сатьям сатьям пунах сатьям майочьяте/ Винахьягама маргена ка-
лау насти гатих прйе/ Шрути смрти нураиадау майейвоктам нурашиве/ А-
гамокта видханэна калау дэван яджет судхих/" (Маханирвана Тантра).
В прошлые времена, в прошлые юги люди были способны сле-
довать духовным принципам и предписаниям, изложенным в Ве-
дах, вести чистый образ жизни, находясь в непосредственном
контакте с природой и Всевышним. Однако в наше время, когда
большинство людей не имеет знания о Высшем, духовного вос-
питания, не следует истинным духовным предписаниям и, пог-
рязнув в суете, работе и делах, забывает самих себя, свою истин-
ную Сущность, - необходимы особые методы, чтобы "пробить"
эту стену невежества и осквернения. Методы, предписанные для
благочестивых людей прошлых юг, в своем неизменном виде не
срабатывают для людей, рожденных в наше время. В Тантрах тех
же древних Писаний они изложены и преподаны так, что могут
быть реально выполнены на практике и, таким образом, конеч-
ная цель всех Писаний оказывается не заоблачной и утопической,
но реально достижимой. Кроме того, характерными чертами на-
шего времени является "смешение всех сословий", размывание
семейных, родовых и национальных основ, широкое перемеще-
ние людей по планете, обширная информация, всевозможные об-
мены между культурами и т.д. и т.п.
Поэтому Тантра как практический путь гармоничного само-
совершенствования, свободный от сословных или каких-либо
иных социальных рамок, как нельзя более подходит именно для
нашего времени.
Вполне понятно, что речь здесь идет не о всеобщем спасении.
Для каждого поколения людей Тантра была и остается путем не
для всех, но в каждом поколении есть те, которые уже готовы
вступить на тантрический путь. Пройдя его с учетом своих инди-
видуальных особенностей, медленно или быстро, они обретают
спасение. Таким образом, на протяжении веков Тантра являлась
мощным лайнером, переправлявшим своих пассажиров на тот
берег, где нет страданий.
Особенность Агамы (т.е. Тантры) как религиозно-философс-
кой системы, предназначенной для совершенствования и спасе-
ния людей посредством практического знания, заключается в
том, что она не обусловлена какими-либо общественными огра-
ничениями. Тантрическая традиция по сути своей внесоциальна,
или, скорее, - надсоциальна, так как стоит выше правил и ограни-
чений любой социальной системы. Истинная Тантра свободна от
утопических идей построения идеального общества, филантро-
пии, коммерческих предприятий или иерархии должностных
лиц. Человек из любого сословия может получить тантрическое
посвящение. Этот демократический духовный принцип распрос-
траняется и на женщин, духовная практика которых может, одна-
ко, несколько отличаться от мужской, но это связано с особеннос-
тями женской природы, а не с дискриминацией. В истории тант-
ризма известны многие женщины-святые, достигшие сиддхи (со-
вершенства) в йогической практике. Они почитаются наряду со
святыми-мужчинами. В традиции Шакта женщины занимают
даже особое, привилегированное, положение, что связано с почи-
танием женской природы как символа изначально всепроникаю-
щей Сущности, из которой все исходит и в которую все возвра-
щается. Женщины являются материально воплощенными носи-
телями этой энергии, так как именно в них она наиболее прояв-
лена. Поэтому истинные шакты должны видеть в женщинах воп-
лощение самой Дэви (Богини) и оказывать им особое почтение.
Насилие или даже грубость по отношению к женщине (как и к
животным женского пола) считается тяжким грехом.
Все вышесказанное об особенностях тантрической традиции
не означает, конечно, что реальная тантрическая практика совер-
шенно свободна от каких-либо искажений, несоответствий или
неправильного применения определенных методов. В любой ре-
лигии есть последователи, которые под ширмой духовности пы-
таются решить те или иные материальные проблемы. Всегда най-
дутся люди, не стремящиеся к высшей цели, а обманывающие
других... Искажение изначальных религиозных учений и практи-
ка их в искаженном виде среди ряда последователей неизбежны,
особенно в век Кали. Поэтому вполне естественно, что и в тант-
рической традиции есть последователи и секты, которые извра-
щают истинный смысл Тантр, оставаясь в оковах материальных
восприятий обусловленного сознания.
И все же, с практической точки зрения непосредственного
блага для людей, самым важным является тот факт, что реально
существуют, действуют и распространяются истинные тантри-
ческие знания и традиции, которые способны освободить челове-
ка от психофизического рабства.
("Тантра постижения Высшей Реальности" изд. Об-
ществом ведической культуры и Тантрическим об-
ществом "Панчама-Веда", Спб.)
П Р Е Д И С Л О В И Е
В последнее время мне приходится часто путешествовать по
свету и пропагандировать йогу, потому что я убежден, что имен-
но йога способна изменить к лучшему человеческую природу.
Поначалу я сталкивался с известными предрассудками, что йога -
это черная магия и мистика, но подобные предубеждения, впро-
чем, легко понять, если вспомнить, что общественное мнение
формировалось материалистическим мироощущением, которое
внушило человеку, что материя первична в эволюции природы.
Материалисты не принимали йогу всерьез до тех пор, пока ученые не
извлекли из своих исследований природы материи истину: не мате-
рия первична в эволюции природы... Отсюда логически вытекала ак-
сиома, что за объектами, которые воспринимаются материаль-
ными чувствами и за умом, который зависит от чувств, должна
стоять некая таинственная сила и внутреннее восприятие.
Что же означает это внутреннее восприятие? - Более глубо-
кий, сокровенный уровень сознания. По существу, наши внеш-
ние восприятия зависят от нашего внутреннего восприятия. Ког-
да все вокруг кажется безнадежным - это наше внутреннее состо-
яние, а когда все прекрасно - это также наше внутреннее состоя-
ние. Йога помогает не только разобраться в психологических
джунглях наших состояний, но и кардинально улучшить их ка-
чество, так как принимает человека таким, как он есть, с его те-
лом, чувствами, умом и поступками, постепенно, шаг за шагом
облагораживая всю природу человека. Нельзя рассматривать че-
ловека отдельно от его тела, чувств и ума, ибо человек - все это
вместе взятое и еще кое-что. Наука йоги структурирована таким
образом, что может завершить процесс эволюции личности по
всевозможным направлениям. Вот почему у нее так много ответ-
влений: хатха йога, карма йога, бхакти йога, раджа йога, гьяна йо-
га, кундалини йога и т.д. Следовательно, интегральная йога, объ-
единяющая все остальные, может усовершенствовать характер-
ные особенности головы, сердца и рук. Следует, однако, помнить,
что йога не заканчивается с развитием личности. Один уровень
сознания зависит от состояния тела, другой - от чувств, третий -
от ума, но есть и другая, более скрытая часть личности, которая