В МИРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ (Ин. 16: 33) 16 глава




- Наверное, здесь молиться хорошо, - шепнул я отцу Агафодору. - Настоящая пустыня.

- Еще бы, на Каруле такие старцы жили, которых даже греки по­читали, - согласился мой друг.

Между тем во время прощального чаепития я заметил, что хо­зяин кельи, монах Христодул, время от времени бросал на нас из­учающие взгляды, по-видимому, присматривался к нам, пока не спросил напрямую:

- Отцы, вы не хотели бы остаться на Каруле, чтобы продолжать русскую традицию? - Видя, что мы затрудняемся с ответом, он сде­лал великодушное предложение: - Если Бог еще раз приведет вас сюда, оставайтесь! А вопрос с кельей я улажу: у меня в Лавре хоро­шие отношения с Духовным Собором!

Мы с признательностью поблагодарили Геронду Христодул а, приложив руку к сердцу.

Нашим паломникам предстояло возвращаться в Русский мона­стырь после героического подъема на пик к храму Преображения, и их компания распрощалась с нами.

- А на вершину мы пойдем, отец Агафодор? - не удержался я, слыша столько разговоров от паломников об удивительной благо­дати на вершине Афона.

- А вот жара спадет, и пойдем! - невозмутимо ответил он.

- Серьезно? А успеем спуститься до темноты?

- Там переночуем, в Панагии...

Не убойся, душа моя, страха перед злыми, а еще больше - гор­дого презрения их, ибо только смирение безстрашно и только кро­тость не горда. Тогда злой потеряет зло свое, а грешный исправит­ся от грехов своих. Злым смирение кажется трусостью, а грешным кротость видится слабостью. Но сила Божия, укрепляющая сми­рение, и благодать любви Христовой, пребывающая в кротости, постепенно, пядь за пядью, разрушают твердыни зла и греха, как весенняя молодая трава прорастает сквозь дорожный безжизнен­ный асфальт. Злые и грешные мечутся по лицу земли: одни хотят мстить, а другие - убежать от мстителей. И не находят убежища себе, ибо не нашли Пастыря и Помощника, а в тщете своей понаде­ялись лишь на самих себя. Мучаются злые и грешные от погибели своей, потому что не познали Господа Вседержителя, но мучаются и те, кто обрел и Спасителя, и Защитника, ибо скорбят об участи братьев своих, лишивших самих себя Человеколюбца Христа. Но мучения одних и мучения других далеко отстоят друг от друга, как противоположные берега безбрежного океана. И благо первым, ес­ли они прибегнут к покаянию, и блаженство вторым, которые укре­пятся в молитве за всех людей, ибо сверхблаженны они, познав­шие Творца в священном безмолвии.

 

СТАРЕЦ ИСИДОР

 

Если меня закружит суета земная, нет преграды тому, чтобы не обнаружил меня взор Твой, Господи, и не посетил утешением серд­це мое, если оно верно Тебе. И даже если выйду я на жизнь без­молвную, где обетование того, что Ты явишься мне, Христе, и все­лишься в сердце мое? Предел молитвы - молиться за всех людей как за самого себя, а предел созерцания - забыть даже тело свое и дыхание и всеедино возвести ум в горняя. Как сочетать мне, Бо­же, дела и попечения земные и молитвенную жажду сердца моего? Передали нам святые отцы и наставники, что тело нужно целиком отдать трудам, а весь ум - единому Богу. И Ты Сам сказал, Господи (Мф. 6:21): Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Наполня­ются глаза мои и сердце мое жгучими слезами, Боже, ибо скорблю я ходить по земле сей, желая расстаться с телом и поселить дух в безмерной любви Твоей. Прошу милости ко мне, Господи, не ниспадать ни умом, ни сердцем из животворящих глубин благо­дати Твоей в тяжкий зной забот и попечений. Дай пройти мне по земле сей, чтобы ноги мои не касались праха земного, а дух мой, как свободная птица святых Небес Твоих, пребывал бы нераз­лучно в священной безпредельности Твоего созерцания.

К вечеру, среди неумолчно стрекочущих кузнечиков и терпко­го запах чабреца, мы продолжали подниматься по узкой пыльной тропе среди густого кустарника. Ветра не было. Пот ливмя зали­вал лицо и грудь. Близость вершины манила своей свежестью и прохладой, но мы явно не успевали. Мне нелегко дался этот пере­ход в душном воздухе от Карули до креста с источником на рас­путье троп. Легкие отказывались дышать соленым безветрием тя­желой морской дымки. Иеродиакон легко шел позади, не обгоняя меня из уважения. Наконец мы сделали привал.

- Далеко еще Панагия, отец? - прохрипел я, утоляя жажду из родника.

- Вон там, в соснах... - указал он рукой высоко вверх.

После родника посвежело. Корявое, изогнутое сосновое редко­лесье неведомо как росло на голых каменистых склонах. На небо­склоне загорелись первые вечерние звезды, а в море отпечатался огромный конус Афона, отбрасываемый заходящим солнечным диском. Показалось приземистое здание небольшой церкви Ма­тери Божией, называемой Панагия, с приютом для паломников. По преданию, сюда поднималась Пресвятая Богородица.

Внутри кто-то уже располагался на ночлег, позвякивая ведром. Через трубу в окне шел дым из очага. Малоразговорчивый грек- иерей обосновался на Панагии и жил здесь все лето, как выяснил мой спутник. Улегшись на старых пыльных подстилках и укрыв­шись такими же старыми одеялами, мы отдыхали после вечерних молитв. Потянуло сильным острым холодом, так что захотелось накрыться одеялом с головой.

Не спалось... Костер догорал, постреливая в темноту крошеч­ными искрами. В углу ворочался грек, неразличимый в темноте, то ли укладываясь, то ли совершая поклоны. Удивительное оча­рование этого места, светя крошечными огоньками лампадок на иконостасе, неторопливо проникало в душу, уставшую от изоби­лия впечатлений. Это благодатное чувство успокоило возбужден­ный после перехода ум, умягчило сердце и умиротворило душу. Сладостное и нежное ощущение святости этого места овладело сердцем, не давая ему уснуть и наполняя молитву, текущую вну­три, по-юношески бодрой и свежей силой. Так бы я и молился всю ночь, не смыкая глаз, потому что не хотелось уходить в сон, когда жизнь предстала более невероятной, чем самое прекрасное сновидение. Так, с молитвой в сердце, я незаметно уснул под непрекращающийся шорох поклонов из темноты, где находилось ложе любителя уединения.

Утром подниматься совершенно не хотелось, но было стыдно валяться под одеялом перед иереем, который был примерно моих лет. Он бегло что-то читал и пел по книге, стоя перед аналоем. Ико­ностас представлял собой простую деревянную стену со скромны­ми иконами. В круглой железной подсвечнице в песке теплилось несколько свечей. Пришлось вставать, с трудом двигая ногами: с непривычки они болели страшно. Выйдя из двери, я невольно остановился: с трех сторон скромное здание Панагии окружал не­оглядный морской простор. Вдали в дымке угадывались острова, похожие на синие грезы. Молитвенное счастье затопило душу. Встав лицом к вершине, такой высокой и уже такой близкой, про­резавшей острым пиком быстро летящие и меняющие свои очерта­ния облака, я молился, пока меня не позвал отец Агафодор.

Чай и печенье составили весь наш небольшой завтрак. Грек принес нам в банке тахини - пасту из размолотого кунжутного се­мени, которую мы смешали с медом, предложенным тем же мол­чаливым иереем.

-А по баночке тунца съедим на вершине, чтоб сил хватило вниз спускаться! - Промолвив эти слова, иеродиакон уже стоял, ожидая, когда я надену на плечи рюкзак, где лежала новая ряса, а также монашеская одежда, с которой я приехал на Афон.

Крутой подъем на сам пик дался мне значительно легче, чем утомительная тропа от Карули до Панагии. Растительности практически уже никакой не осталось, каменные сланцевые плитки позванивали под ногами. Тропа, зигзагом поднимающаяся по крутому склону, стала еще круче.

Первым на вершине открылся массивный железный крест, с погнутыми металлическими деталями от ударявших в него молний. На небольшой площадке находился низенький, словно вжавшийся в камни, храм Преображения Господня. Скромный иконостас украшали такие же скромные иконы. Мы зажгли свечи и поставили их в подсвечник перед иконостасом, помолясь о здравии всех наших близких. После молитв мы взобрались на вершинные скалы: на север, в синеющей под ногами пропасти, уходил зеленый полуостров Афона, во всех других направлениях горело и сверкало под солнцем море, без конца и края. Угадывались острова -Лимнос, Тассос, Самофраки и Имброс. Их мне указывал мой друг, протягивая руку в сияющую даль. Уходить вниз не хотелось, как, наверное, каждому, кто поднимался на вершину Афона.

Иеродиакон достал четки и сел в стороне на камень. Обернувшись на восток, я сложил на груди крест-накрест руки и закрыл глаза. Чувство огромного простора передалось душе, в которой в мгновение ока, вместе с утомлением, исчезли все границы тела, словно оно, как легкокрылый дух, обрело невиданную до сей поры свободу лететь в лучезарном небосклоне, сливаясь с ним и становясь светозарной невесомой птицей. «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» - пела душа, и ей вторило сердце, вернее, то удивительное безбрежное пространство, которым оно стало, обретя в нем Христа...

На спуске, отдохнув у родника с крестом под тенью узловатых, крепко вросших в землю дубов, мы вспомнили о своих рыбных консервах. На вершине мысль о еде полностью вылетела из головы. Подкрепившись, мой провожатый повел меня в Кавсокаливию, где мы приложились к мощам преподобного Акакия и полюбовались древними фресками в соборном храме. По нижней тропе вдоль моря, блестевшего внизу утренней голубизной, мы отправились к пещере преподобного Нила Мироточивого. Подъем по крутой скале с каменными ступенями без перил оставил сильное впечатление. Вниз с шуршанием улетали камни из-под наших ног. Можно представить, по каким кручам пробирался преподобный, когда этих ступенек не было. Трехсотметровая скала представляла собой вертикальный от­вес до самой воды, где в крутые скалы врезалась узким языком рябая от поднявшегося ветра морская бирюза. По этой скале когда-то истекало священное миро от мощей угодника Божия. Деревянная шаткая лестница привела нас под полутемные сво­ды просторной пещеры, где стоял простой иконостас из грубых досок с одними вратами. Он выглядел пределом простоты. Мне вспомнилось благословение отца Кирилла сооружать на Кавказе побольше маленьких церквушек, что тогда казалось для меня не­коей новизной в монашеской жизни после грандиозных лаврских соборов. Наконец на Афоне я с радостью убедился в мудром вы­боре для нас истинно монашеского направления, заповеданного старцем, - не связывать себя строительством больших церквей, а уметь обходиться простыми церквушками, построенными сво­ими руками, и больше обращать внимание не на украшение хра­мов, а на благоговейное совершение богослужений.

Монахи-келиоты вынесли нам кофе и сладости. Мой друг о чем- то переговорил с ними.

- Давно хотел я отыскать на Афоне пещеру преподобного Петра Афонского, - идя рядом со мной по тропе к Лавре, говорил отец Агафодор. - У монахов сейчас разузнал, где примерно это место находится. Там подвизается в полном уединении с одним послуш­ником удивительный старец. Заглянем к нему? Кажется, его зовут отец Исидор. В наше время он - настоящий отшельник, а послуш­ника зовут Петр. Они никогда не выезжают со Святой Горы.

Иеродиакон свернул на неприметную тропинку, где не име­лось никакого указателя. Под высокими старыми кипарисами на небольшой площадке с колючим дубняком, перевитым ярко- зеленым плющом, виднелся куполок небольшой церкви вместе с маленькой кельей, составляющей с ней единое целое. Моему из­умлению не хватало места в груди: ведь это та самая церквушка, которой я любовался на рисунке в афонском Патерике, с трепетом разглядывая его в лесу на Грибзе!

На наши молитвы и стук в дверь вышел послушник лет пятиде­сяти с черной бородой, с пробивавшимися в ней прядями кудрявой проседи. Он осведомился, что нам нужно.

- Благословите поклониться в церкви преподобному Петру Афонскому и взять благословение у старца, - смиренно отвечал отец Агафодор.

- Мы никого не принимаем, живем закрыто. Старец бывает не­доволен, когда его отвлекают! - отказал нам послушник.

- Со мной иеромонах из Москвы, просит повидать Геронду и задать вопрос о молитве, - уговаривал послушника мой прово­жатый. Тот сохранял неприступный вид, но последняя просьба тронула его.

- О молитве? Из Москвы? У нас русских еще не было ни разу. - Послушник задумался. - Пойду спрошу благословения у Герон­ды. - Он закрыл дверь и ушел.

- Отец Агафодор, я не думал у отшельника что-нибудь спраши­вать, достаточно, если только посмотрим на него.

Меня взволновала предстоящая беседа с этим подвижником.

- Вы подумайте, о чем старца спросить. Говорят, он молитву имеет... Раз нашли его, не стоит уходить просто так.

С этим трудно было не согласиться. Скрипнула дверь и послуш­ник показался на пороге. Мы замерли.

- Старец благословляет вас зайти сначала в храм, а затем к нему в келью. - объявил отец Петр.

Помню тусклое золотое сияние старинного иконостаса и ладан­ный запах от деревянных икон с мерцающими огоньками лампа­док. Сам Геронда сидел на койке, укрыв больные ноги суконным серым одеялом.

- Благословите, отче! - с поклоном приветствовали мы с поро­га отца Исидора и затем поцеловали его отекшую старческую руку. Густые седые брови почти закрывали его глаза, отчего казалось, что он смотрит внутрь себя, а не на собеседника. Белая окладистая борода, опушившая его доброе крупное лицо, ниспадала на грудь. Дышал он тяжело и, по-видимому, страдал астмой. В его правой огромной руке медленно двигались большие четки - «трехсотни- ца», как их называли на Афоне.

- Мосха, Мосха? - спросил хрипло старец, обращаясь к иеро­диакону.

- Москва, Москва, Геронда! Иеромонах из Москвы хочет задать вам вопрос... - Мой переводчик тихонько подтолкнул меня, загля­девшегося на отшельника, локтем. Его лицо показалось мне таким добрым и родным, словно я знал этого монаха-ребенка с детства. От волнения я не знал, что сказать. Собравшись с духом, решил спросить самое существенное для меня в ту пору.

- Какое главное делание монаха, отче?

- Самое главное духовное делание, во много раз более важное, чем совершение добрых дел, - это молитва. Даже то время, которое про­водит монах в молитве, пока звонит колокол в храме, зовущий на бо­гослужение, выше всех добрых дел, совершенных в течение всего дня.

- А что служит опорой для молитвы, Геронда? Что дает ей силу?

- Опора для молитвенной жизни - девство, которое есть таин­ство духовной жизни, по словам преподобного Ефрема Сирина, а силу ей дает благодать. Чистота тела достигается тем, что оно не совершает плотских грехов, а чистота сердца - когда оно очи­щено от всех помышлений. Если душевные страсти не умолкнут в сердце монаха, духовный мир не пробудится в нем. Наиболее пол­но проявляется свобода и полнота человеческого существования в целомудренной и отрекшейся от мира душе.

- А разве монах не должен совершать добрые дела, отче? - Мне показалось его выражение непонятным.

- Вне Бога нет пользы ни в едином действии, слове или мысли. Сначала обрети в себе Бога, а потом делай добрые дела, если хо­чешь... - Из-под густых бровей виднелась добрая усмешка темно-ка­рих, глубоко посаженных глаз. - Если в нас действует непрестанная молитва в любых обстоятельствах, мы не тратим время зря, неза­висимо от того, совершаем мы добрые дела или нет. Такая молитва и есть самое лучшее доброе дело для нас самих и для всех людей.

- Но молитва обязана быть при этом внимательной, не так ли, Геронда? - уточнил я.

- Внимательная жизнь означает, что мы не должны рассеивать­ся ни на миг. Такая жизнь становится жизнью во Святом Духе, - глухим голосом говорил старец, каждый раз ожидая, когда пере­водчик переведет его следующую фразу. - Но когда мы стремимся к обретению молитвы и при этом продолжаем впадать в грехи, тем самым мы отодвигаем свое спасение. Если ты не обуздал свой ум, тогда все, чтобы ты ни говорил, будет подобно болтовне попугая. Пусть ты из всех сил молишься день и ночь, но если исполняешь молитву без любви и благоговения, то никогда не обретешь даже капли благодати, которую обыкновенно приносит молитва!

- Если добрые дела помогают нам избавиться от грехов, то как их совершать в уединении, когда тело бездействует? - Мне хотелось уточнить для себя этот вопрос, так долго остававшийся для меня неясным, когда я пребывал зимой в снежном уединении на Кавказе.

- Наше тело - всего лишь жилье паразитов, а самый большой паразит - это ум, наполненный греховными помыслами. Поэтому наше разумение целиком определяет то, спасемся мы или погиб­нем. От него зависит и наше поведение. Добрые поступки или же греховные проявляются в виде определенных последствий в на­шей жизни, хотим мы этого или не хотим. В окружающем мире они проявляются как обстоятельства - хорошие или дурные, в теле - в виде здоровья или болезней, в душе - в виде спасительных или мучительных состояний.

 

 

 

 

 

Если мы вновь и вновь впадаем в грехи похоти и гнева, то не возникает возможности изменить дурную жизнь и человек окончательно запутывается в греховной мирской жизни. Тот, кто совсем не кается в своем дурном поведении, даже в этой жизни начинает испытывать сильные мучения...

Послушник Петр принес и поставил перед нами на табурет во­ду и лукум, угостив первым своего наставника. Есть перед старцем было неудобно, поэтому я не прикоснулся к угощению. Отец Агафодор выпил воды и съел немного лукума, подставляя ладонь, чтобы не просыпать крошки на пол.

- Устаю переводить, очень сложно старец говорит, - шепнул он мне, пока отец Исидор пил воду.

Затем отшельник продолжил:

- Если мы совершаем добрые дела ради самих добрых дел и не заботимся о своем спасении, то мир продолжает удерживать нас, как своих пленников. До тех пор пока мир удерживает нас, мы не сыны Божии, а сыны тьмы. Цепляясь изо всех сил за этот лживый мир, который опаснее любого убийцы, теряешь возможность об­рести благодать, потому что благодать - это не мир, это Христос. Если ты удалишься телом в уединение, ум сам себе станет отшель­ником. Став отшельником, все включи в духовную практику, на­чинаешь ли ее или завершаешь. Если будешь пребывать в мыслен­ном трезвении, то это и будет самое лучшее доброе дело! Когда в каком-либо месте к тебе кто-нибудь испытывает гнев и вражду, а примирение не достигается, уходи, ибо если ты останешься, то увеличишь и свои грехи, и грехи другого человека.

- Отче, когда я жил в горах в уединении и молился, то старался читать труды святых Отцов. Иногда книги помогали мне и уте­шали, а иной раз даже мешали, и я скорбел об этом. Как следует относиться к чтению в пустыне? - Мне вспомнились дни, когда я не мог много читать, так как молитва поглощала весь ум, хотя же­лание читать было большое.

- Желая узнать много, мы теряем возможность узнать Одно, ко­торое и есть истина. При этом желаем благодатного утешения - и не получаем. Не желаем скорбей - и находим их. Такие действия не приводят к спасению. Если принимаешь утешение, то прини­май и скорби. Другого пути нет, чтобы преодолеть и победить сей мир - прибежище скорби, и соединиться со Христом. На самом де­ле всякое мирское «утешение» - это и есть скорби, которые пока­зывают нам изнанку любого мирского «утешения». Они подобны «утешению» голодной собаки, грызущей сухую кость: ведь мяса- то на ней нет! Ищи одну благодать, чистую, несравненную, кото­рая не подвержена влиянию ни счастья, ни несчастья.

- Разве книги не наши помощники в спасении?

- Отдельно от Христа нет спасения, поскольку Христос и есть Спасение. Полнота благодати находится не в книгах, а в Святом Духе, Который является самой сутью спасения. Боговдохновенное Евангелие и труды подвижников Церкви написаны Святым Духом, Который призывает нас исполнить написанное в них. Есть время читать святые книги, и есть время исполнять заповеданное ими. Началом же подвига святые отцы полагают плач.

Иеродиакон наклонился ко мне:

- Батюшка, вы задавайте простые вопросы, чтобы старец отве­чал проще, а то он иногда начинает говорить на древнегреческом... Я не настолько знаю греческий, как отец Исидор.

Геронда продолжал:

- Потому те монахи, которые заключают спасение во множестве методов и уставов, а также во множестве книг, не разумеют смысла спасения во Христе. Не понимая этого, они ни к чему не приходят. Поэтому познание Истины - Возлюбленного Христа, есть глав­ное условие спасения. Не стремясь ко многому, обретаешь Единое, в Котором исчезают все желания мира сего. Это Единое - Господь Иисус Христос, и никто и ничто другое...

- Геронда, благословите, чтобы ваш послушник показал нам пе­щеру Петра Афонского! - выступил вперед мой друг со своей прось­бой, заметив, что отец Исидор прекратил свои наставления. Монах задумался и сказал так:

- Патерас, в этой пещере, где подвизался преподобный, многие русские потеряли здоровье, заболели и умерли. Никто не смог в ней жить. Поэтому Лавра закрыла эту пещеру и заложила вход камня­ми. Кто едет на Афон, ради спасения оставив родину, выше тех, кто подвизается здесь с самого рождения. Почему? Потому что земная родина закрывает путь к Небесной Отчизне, порождая привязан­ность и гнев к другим людям... Можете помолиться у этой святой пещеры. Петр, проводи их...

Я был поражен этим удивительным монахом, ставшим одним из моих любимых подвижников на Афонской Горе. Много позже, после кончины святого отшельника, труднодоступный район ке­льи преподобного Петра Афонского на долгие годы стал моим из­любленным местом уединения для молитвы в палатке на склонах и кручах афонской вершины.

Мы попрощались со старцем, и послушник быстро повел нас вниз по едва заметной тропинке, усыпанной мелкими коричневы­ми листьями средиземноморского дуба. Колючий кустарник густо оплел тропу, и приходилось то и дело отстранять колкие ветви руками. Вскоре нам предстала большая скальная ниша, действи­тельно заложенная наглухо камнями на известковом растворе. Здесь послушник Петр позволил нам протянуть по четке, терпе­ливо ожидая в стороне окончания наших молитв. Это и была та удивительная ниша с каменными ступеньками, о предназначении которой я когда-то гадал, рассматривая со слезами умиления это изображение в афонском Патерике, сидя в келье на Кавказе. Как и там, афонские голосистые певчие птицы неумолчно тянули свою афонскую вечерню, перемежая ее звонкими руладами.

Неверующему человеку легко только в толпе, а верующему - только в уединении. И жутко неверующему оставаться наедине с самим собой, но как сладко оставаться верующему наедине с Воз­любленным Иисусом! Неверующие стирают с лица земли города со стариками, женщинами и детьми, а верующие в любовь Хри­стову украшают землю трудами рук своих. Человека убить невоз­можно, ибо вечна и безсмертна душа его. Убийцы, убивающие в ближних самих себя, - вечно вас будут терзать кровавые кошмары, если не покаетесь и не уверуете! Верующие наследуют не только землю, но и Небеса, где времени больше не будет, а убивающим их достанутся лишь скрежет зубов и отчаяние без конца. Без Бога ничего истинного не может познать человек, ибо пустое знание его обращается ему в погибель. А познающие Бога без остатка отда­ют себя ближним и наполняют благодатью города и села, чтобы цвело лицо земли Божией. Лишь во Христе соединяются сердца, а без Него лишь обособление людей, лишь борьба за временное су­ществование. Как во Святой Троице - любовь и благоволение, так в верующих сердцах - мир и взаимосогласие во Христовой благо­дати и тишине священного безмолвия.

 

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ВСТРЕЧИ

 

Чего не имеют люди, то и порицают, а что приобретут - тем по­хваляются. Не имеют в сердцах Бога, но думают прожить без Него. Окружают себя вещами и наслаждениями и полагают, что теперь будут счастливы, и с избытком. Но есть на них помыслы жуткие, как палящий ветер пустыни, и кружится, словно опавший лист, душа их, пока не вырвется из клетки тела и не унесет ее с собой мрачный вор душ человеческих - неизбежная смерть. Самые большие вы­думщики - это спорщики о вере, которой у них нет, ибо надеются обрести ее в спорах. Стяжавший веру тих, словно глубина морская, пронизанная солнечными лучами, а благодатные утешения, боль­шие и малые, словно стаи рыб, поднимаются в чистых водах их тре­петных сердец. Весь мир целиком и без всякого остатка помеща­ется в сердце каждого человека. Как управит человек сердце свое, таков и будет его мир земной, а впоследствии - и Небесный. Злая воля шевелит языками злых, а благодать приносит в душу вели­кую тишину, и в ней начинает сиять светоносный лик Христов. Вот тогда от избытка сердца и говорят уста возлюбивших Бога больше своей жизни, как цветы полевые источают аромат на всю округу. Разговоры о делах земных не безумство ли пред Тобою, Господи, когда каждый миг есть возможность для блаженного соединения в благоговейном созерцании со святой любовью Твоей, Христе?

Припозднившись у пещеры преподобного Петра Афонского, мы должны были поспешить, чтобы добраться до темноты в Лавру. На пути стоял румынский скит, и невозможно было не приложиться к чудотворной иконе Матери Божией. У крепостных стен Великой обители Афанасия Афонского до нашего слуха донесся чудесный музыкальный перезвон колоколов.

- Эх, на вечерню опоздали... Теперь придется ожидать, когда архондаричный нас разместит, - вздыхал рядом мой друг. А мне ко­локольный перезвон показался сладкой небесной музыкой: такой красивой, проникающей в душу мелодии я еще не слыхал.

Вечерня закончилась. Монахи по чину подходили под благо­словение к игумену - худенькому седовласому старцу с ясными му­дрыми глазами. Во всем его облике не было ничего начальствен­ного. Чем-то он неуловимо напоминал отца Кирилла - наверное, своим благодатным обликом и длинной белой бородой. У большой иконы Матери Божией в золотой ризе - «Экономиссы» - выстрои­лась очередь.

- Здесь Пресвятая Богородица Сама правит монастырем. Она в Лавре является экономом, поэтому эта икона называется «Эко- номисса», - пояснял мне иеродиакон. С умилением я поцеловал любимый образ Богородицы. У мощей преподобного Афанасия Афонского мы с благоговением совершили земные поклоны и прикоснулись лбами к холодной каменной плите. Здесь неожиданно из моего сердца сама собой излилась молитва к Матери Бо­жией и Ее угоднику, чтобы они оставили меня в Лавре, потому что иного места, более прекрасного, чем эта Святая обитель со множе­ством келий по горе, для меня уже не было, куда бы я дальше ни отправился.

Миг за мигом, проведенные в этом монастыре, оказывали на мою душу удивительное воздействие - молитвенно-ладанный дух в старинном храме с прекрасными фресками Феофана Кипрского, впечатляющий вид древней обители, основанной в X веке, уютный дворик, мощенный камнем, осененный кипарисами и магнолиями, благоговейные лица престарелых монахов, каждый из которых по­ходил на древнего старца, - все вместе это складывалось в незабы­ваемую картину размеренной и святой монашеской жизни, кото­рую жадно впитывало мое сердце.

- Батюшка, не медлите! Бегом в трапезную, а то опоздаем, - торопил меня иеродиакон. Монахи уже чинно входили в поме­щение просторной трапезной с каменными столами и скамьями. Вдали, где-то на горизонте, восседал игумен с иеромонахами. По­сле быстрого ужина началось чтение Акафиста у иконы «Экономисса». Сердце мое совсем растаяло: монах читал Похвалу Матери Божией наизусть!

- На Афоне почти все греки знают на память Благовещенский акафист. Других акафистов они не читают, - пояснил иеродиакон, заметив мое удивление. Я тут же положил себе за правило немед­ленно выучить этот чудесный текст наизусть. После повечерия мы поспешили в маленькую церковь, где находилась другая знамени­тая икона, "Кукузелисса", с золотой старинной монетой, которую Пресвятая Богородица вложила в руку псалта - певца Кукузеля в благодарность за его песнопения. После того как мы облобызали святую икону, снова пришлось поторапливаться за расторопным отцом Агафодором, путаясь в длинной рясе.

- Батюшка, скорее, а то архондаричный уйдет, - повторял отец Агафодор, ускоряя шаг. Мы едва успели: грузный добряк-монах в летах уже собирался уходить. Тем не менее он вернулся, достал ключи и поселил нас в маленькой комнатке с окошком, выходя­щим во двор Лавры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: