В МИРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ (Ин. 16: 33) 14 глава




Чем дальше мы плыли, тем больше я понимал, что попал в са­мое удивительное место на земле, непредставимое никаким вооб­ражением. Белокрылые чайки, крича, кружились над кораблем. На скалах важно восседали бакланы. «Это Афон, Господи, я на Афоне! Какое счастье, - шептал я, разглядывая древние монасты­ри п затуманенными от слез глазами. - Может, еще дельфинов увижу...» - почему-то пришло в голову.

Русский монастырь в честь святого великомученика Пантелей­мона я узнал сразу по фотографии, присланной мне одним из его насельников. Не узнать его было невозможно, настолько разитель­но отличался он от греческих монастырей. Величавые строения

с огромной колокольней словно парили над морским побере­жьем. Большой корпус прямо на берегу, кажется, пострадал от сильного пожара много лет назад. Остальные здания, несмотря на ветхость, имели величественный вид. Черная стена кипарисов обрамляла вход в монастырь. Вместе с монахами я сошел с паро­ма и, отойдя в сторонку, опустился на колени и с благоговением поцеловал соленый причал.

Монастырь белой громадой нависал над морем. Мы миновали огромные блоки сгоревших зданий на берегу. Войдя в ворота мо­настыря и поцеловав, как все остальные, привратные иконы Ма­тери Божией и великомученика Пантелеймона, я увидел много знакомых монахов из Лавры, прежде меня уехавших на Афон. Мне стало легче: среди них я уже не чувствовал себя одиноким. В узкой высокой келье я постепенно пришел в себя. Смутный гул моря до­носился в открытое окно, не уменьшая духоты.

Прожив несколько дней в монастыре и приняв участие в мона­стырских литургиях, я взял благословение у духовника, бывшего лаврского иеромонаха, на паломничество по Святой Горе. Не зная греческого языка, я пребывал в недоумении: куда сначала отправ­ляться и с кем?

Беседуя с монахами Русского монастыря, я спрашивал: есть ли сейчас на Афоне старцы? Но часто слышал один ответ:

- Не знаем никаких старцев. У нас свой старец - игумен! Мы по чужим монастырям не ходим...

Такое объяснение и обрадовало, и опечалило меня. Обрадова­ло твердой приверженностью к духу своего монастыря и опечали­ло отсутствием сведений о духовной жизни на Святой Горе. Свя­тость, горение души, драматизм и борения духа Афонских отцов, о которых неоднократно я читал в книгах, вдохновляли мое серд­це на поиски современных подвижников в неведомой для меня монашеской стране.

Прошла уже неделя моего пребывания в Свято-Пантелеимоновом монастыре, когда однажды вечером меня известили, что при­ехал из Троице-Сергиевой Лавры какой-то иеродиакон, который знает греческий. Им оказался, к моей великой радости, хороший знакомый с «подсобки» - нашего лаврского скита, молоденький монах Агафодор, приехавший сюда на две недели. Он ожидал приезда на Афон родственников - одного протоиерея и своего двоюродного брата, сотрудника ОВЦС, со своим другом. Я неот­ходно прилепился к иеродиакону.

- Что, батюшка, нравится вам на Афоне? - голосом знатока свя­тогорских обычаев спросил он, приехав на Святую Гору уже третий раз. Он учился теперь в Афинах на богословском факультете.

- Очень нравится, только никак не привыкну к монастырскому времени. Боясь опоздать на ночную службу, прихожу к закрытому храму и сижу возле дверей, пока не откроют...

- Так будилыцик по коридорам ходит! По его колокольчику и вставайте.

- У меня быстро встать не выходит, поэтому раньше поднима­юсь. А во времени путаюсь.

Иеродиакон принялся мне объяснять разницу во времени по большим часам на колокольне. Я попросил у него совета: у кого мож­но разузнать что-нибудь об афонских Старцах? Первым делом мы с ним отправились к монаху Лазарю, монастырскому иконописцу.

- Серьезный монах, - толковал мне иеродиакон. - Он лич­но был знаком с современным пророком отцом Порфирием! Его в Греции очень почитают...

- А этот отец Порфирий еще жив? - затаив дыхание, спросил я.

- Уже умер. Под Афинами у него маленький женский мона­стырь остался, который он основал.

- Он там и лежит сейчас? - Мне интересны были все детали жизни этого человека.

- Этот старец великой благодати сподобился еще в юном возрас­те на Афоне, в Кавсокаливском скиту, где был послушником. Инте­ресно, что благодать к нему перешла после встречи с неизвестным русским подвижником. Перед смертью он завещал похоронить его в Кавсокаливии, а мощи скрыть. Ученики так и поступили. Где его косточки сейчас, никто не знает...

- А книги о нем есть?

- Есть немного, но все на греческом. На русский пока не пере­вели, поэтому в России отец Порфирий неизвестен, - рассказы­вал иеродиакон, когда мы поднимались по лестнице в иконопис­ную мастерскую. На нашу молитву и стук в дверь отозвался глухой тихий голос. Нам навстречу встал из старенького потертого крес­ла грузный монах средних лет, похоже, долго и сильно болеющий. Прихрамывая, он подошел к нам и взял у меня благословение. Же­стом он пригласил нас присесть на старые скрипящие стулья. Вдоль стен стояло множество старинных икон, ждущих реставрации.

- Отец Лазарь, просим прощения, что безпокоим вас, - начал иеродиакон. - Это иеромонах Симон, пустынник с Кавказа, хочет расспросить вас о старце Порфирии.

- Это был удивительно благодатный старец. Греки называли его великим пророком, потому что он видел все, что на небе и под землей. - Отец Лазарь говорил об отце Порфирии с глубоким бла­гоговением. - Любого человека знал как свои пять пальцев. Мог даже под землей видеть воду и указывать на нее людям, а в Греции, особенно на островах, с водой большая проблема.

- Мне сказали, что вы встречались с ним, это так, отец Лазарь? - задал я волновавший меня вопрос. Монах не спеша налил нам воду в стаканы и поставил на столик тарелочку с лукумом.

- Встречался, Бог привел к нему, и не один раз. Помню, взял он меня вот так рукой за подбородок и стал перечислять все мои бо­лезни, о которых я тогда понятия не имел. Сказал, что вены у меня на ногах плохие, а потом обнаружилось, что у меня тромбофлебит. Сильно от него страдаю, но слава Богу за все! Еще мне предсказал опасность рака, но пока вроде ничего такого нету...

- А о духовной жизни говорили с ним? - Она интересовала меня больше всего.

- Говорили, но я, к сожалению, не записывал слов старца... - Иконописец помолчал, вспоминая. - Так, по памяти, кое-что пом­ню... Он всегда говорил, что любовь - высшая цель развития че­ловеческой души. Если ты монах, то должен жить и действовать ради любви, а если создаешь семью, то тоже лишь ради любви. Еще помню, он втолковывал мне, что Православие - это не только лишь то, что пребывает исключительно в храмах и в Священном Писа­нии. Это прежде всего правое, или, иначе, правильное постижение Бога, правильное Богопознание, а проявляется оно в нас через пра­вильное исповедание Божественной Истины.

Удивлял он меня тем, что говорил следующее: не всякое обстоя­тельство есть зло, как мы думаем. Бог разоряет тех, кто жаден, по­пускает болезни тем, кто грешит, и попускает преждевременную смерть тем, кому не полезно оставаться живым. Бог премудро на­водит голод, засуху, всякие ливни и грады, чтобы остановить грех людей. Старец рассказывал мне, что все эти природные напасти - бичи для народов, отпадающих от Бога.

- А что-нибудь из изречений отца Порфирия о молитве вам до­водилось слышать?

Отец Агафадор уже поглядывал на меня нетерпеливо, показы­вая, что пора закругляться.

- О молитве он так говорил: если все наши действия, когда мы сидим, ходим, едим, спим или говорим, наполнить молитвой, то мы все непременно спасемся милостью Божией. Но для меня, грешного, - это высокая мера, очень высокая. К примеру, подобное изре­чение Старца: безмолвие - это когда монах един с единым Богом, мне, конечно, исполнить пока не по силам. Но, думаю, все это он не для меня говорил, потому что я не восшел все еще в такую меру...

А о своем жизненном пути вы спрашивали у отца Порфирия, отче?

Это для меня тогда был самый главный вопрос: податься в мо­настырь или просить себе келью на Афоне? Вот старец мне и ска­зал: «Твой путь- это монастырь. Держись его до конца, никуда не уходи!» Конечно, после стольких лет в монастыре иной раз тянет уйти на келью, но я не ухожу, помню слова батюшки... - Монах вни­мательно посмотрел на меня. - А как там у вас на Кавказе с молит­вой? При отце Софроний тоже приезжал кавказский пустынник. С ним когда-то Силуан о молитвенном делании толковал...

Если сказать кратко, начинали мы с богослужебного суточ­ного круга по книгам - вечерня, повечерие, полунощница, утреня ночью, потом часы и ночная литургия по воскресеньям. А когда сердце разгорелось к молитве по четкам, то сначала вместо ка­физм читали с благословения отца Кирилла, лаврского духовни­ка, по три четки за каждую кафизму, а потом на канонах переш­ли на Иисусову молитву. Так потихоньку и привилась эта молит­венная практика... - поведал я монаху, который с любопытством слушал мое повествование.

А Добротолюбие читаете? - вдруг спросил он.

Конечно, все эти Отцы из Добротолюбия в пустыне для нас - великая опора!

На мои слова отец Лазарь внезапно предложил:

Хочу вам, отец Симон, подарить старинное Добротолюбие на церковнославянском языке в переводе Паисия Величковского! В этой замечательной книге есть одна интересная глава преподоб­ного Каллиста Ангеликуда. Читаю, чувствую, что очень сильно на­писано, а о чем - не пойму. Вот если бы кто перевел на русский... - Он протянул мне толстую старинную книгу. Когда я стал ее рассма­тривать, иеродиакон встревожился.

Батюшка, с Афона нельзя вывозить старинные книги! Если поймают таможенники, то три года могут дать!

Я в растерянности держал Добротолюбие в руках.

Но ведь это подарок с Афона, как я его оставлю? - Мой взгляд остановился на монахе Лазаре.

Как знаете, отцы, как знаете... Я вам книгу подарил, а вы сами смотрите, что с ней делать...

Я решительно упрятал книгу в рюкзак.

- Буду в паломничестве читать, а там увидим, арестуют или нет...

Жарким утром, по предложению энергичного моего проводни­ка и переводчика, мы вышли пешком в Карею, духовный и адми­нистративный центр Афона, по пути решив зайти на старинную мельницу, где располагался храм святого пророка Илии. Здесь не­когда проходил послушание преподобный Силуан. Мы застыли в стасидиях - трепетное чувство близости к святому подвижнику перед иконой Спасителя, где ему явился Господь, орошало бла­годатью наши сердца. Казалось, что в этом святом месте можно остаться на всю жизнь, забыв обо всем мире.

Но иеродиакон торопил меня двигаться дальше на перевал, что­бы засветло прийти в Карею, где находится чудотворная икона Ма­тери Божией «Достойно есть», а затем переночевать в монастыре Кутлумуш. Жара стояла невыносимая. В толстом шерстяном под­ряснике и в теплой скуфье со мной чуть было не случился тепловой удар. Пот заливал лицо и глаза, тек по груди и спине. Буйная душ­ная жара летнего дня оказалась мне не по силам.

- Вам, батюшка, нужно греческий подрясник купить, рясу и камилавку, а то в этом зимнем подряснике никуда не дойдете, - сострадая моему положению, советовал отец Агафодор.

На предперевальной развилке мы свернули в сторону. Над каш­тановым лесом возвышалась русская колокольня и выцветший купол старинного храма.

- Старый Руссик, батюшка! Здесь начинался Пантелеймонов монастырь.

Следуя за отцом Агафодором, я вышел к большому двухэтажно­му, очень ветхому зданию с башней на восточной стороне корпуса. После долгого стука в рассохшуюся дверь нам открыл старенький худенький монах с небольшой клиновидной бородкой - Иона.

- Из самой России, отцы? Надо же... давненько русских тут не видал! Значит, поехал народ на Афон? Хорошо, слава Тебе Господи!

В этой скромной обители вспомнилась история святого Саввы Сербского и его отца, преподобного Симеона Мироточивого. Сын Растко принял постриг монашеский в этом самом Руссике, затем основал на Святой Горе монастырь Хиландар, где к нему присо­единился его отец Стефан, сподобившийся великой святости вместе со своим сыном. «Бывают же удивительные судьбы, Боже, которыми Ты спасаешь верных чад Своих! - молился я у иконы Спасителя. - Приведи и нас с моим отцом к спасению Твоему, если есть на это святая воля Твоя».

Помолившись у чудотворной иконы, мы зашли в лавки этого мо­нашеского городка. С помощью моего друга я приобрел необходи­мую греческую одежду и, переодевшись под тенью оливы в каком- то саду, сразу почувствовал облегчение и наконец-то отдышался.

В Кутлумуше нас застала всенощная праздничная служба - Панигир.

Звон кадил, множество народу, благоухание ладана, сияние лампад и свечей смешалиссь с тихим светом вечерней зари, по­тухающей в высоких церковных окнах. Служба все продолжалась, пение длилось безпрерывно, стройно и слаженно, затем оно пере­шло в тягучий монотонный напев, который не мешал, а даже уси­ливал молитву.

- Это терирем поют - Ангельские гласы, - шепнул иеродиакон.

На литургию на рассвете начали приглашать всех иеромонахов.

Я попытался укрыться за спинами паломников, но ко мне быстро подошел расторопный благочинный, выхватив меня из толпы.

- Иеромонах? - он воткнул в мою грудь указательный палец. Я кивнул головой.

- Идите, идите, батюшка, отказываться нельзя! - подсказал мне переводчик. В алтаре царила суматоха, но греки быстро распозна­ли во мне новичка, помогли облачиться и поставить в шеренгу се­добородых священников благочестивого вида. Вместе с игуменом, чей святоподобный лик внушал невольное уважение, возглавлял службу представительный архиерей. Никакого возгласа мне не до­сталось, хотя отец Агафодор и сунул мне в руку служебник. Прича­щение, пение, торжественный молебен, поздравления и заключи­тельное переодевание окончательно смешались в моем сознании.

Ошалевший, с заплетающимся языком и ногами, вывалился я вместе с монахами во дворик монастыря. Яркие солнечные лучи заливали все пространство вокруг неестественным ослепитель­ным светом. В груди, в голове и в ушах продолжали греметь гре­ческие песнопения. Те же заботливые руки благочинного усадили меня с иеромонахами монастыря неподалеку от игумена - краси­вого седовласого старца, снова приковавшего мой взор прекрасным молитвенным лицом. Епископ произнес долгую речь, потом что-то еще и... все закончилось.

Глубоко удивляется душа моя: чем отличается земной сон жиз­ни моей от сновидений? Лишь тем, что в земном сне властвуют законы: что посеем, то и пожнем, пожиная плоды своих действий и поступков. А в сновидении дух мой видит лишь носимые ве­тром воображения образы, подобные мысленным облакам. Но вор мой - невнимание - расхищает память о Тебе, и теряю я единство с Тобою, Боже мой. Стыдом покрывается лицо мое: Ты никогда на оставляешь меня ни на миг, а я - зная, что един с Тобою в Духе Святом, забываю о Тебе, увлекаясь земными сновидениями. О, как бы я хотел пробудиться однажды вместе со всеми, близкими и дальними, в Твой лучезарный мир Святой Истины, чтобы все мы единодушно возрадовались единению с Тобою и восхвалили Тебя в ликовании сердец наших, пребывающих неисходно в тихости священного безмолвия.

 

СТАРЕЦ ХАРАЛАМПИЙ

 

Есть смирение истинное, и есть лжесмирение. Истинное смире­ние говорит: «Отдам волю свою, душу, ум и сердце Тебе Единому, Господи, чтобы Ты стал для меня все во всем!» Ложное смирение, прячась за эгоизмом, изрекает: «Нет, это не для меня...» Лень и сластолюбие - корни лжесмирения, воздвигающего железную стену отчаяния между Богом и душой. Малодушие обманывает нас ложными домыслами, нашептывая: «Непрестанная молитва не для нас, грешных... Исихия не для нас, мы недостойны священ­ного созерцания...» Не верь этим лукавым помыслам, душа моя, ибо все мы, во Христа крестившиеся, получили те же самые за­поведи, что и святые апостолы. Святая Церковь всех призывает взойти на вершину Боговидения, дабы облечься во Христа, пото­му что Господь Иисус Христос вовеки не перестанет оделять этим даром молитвы и Богосозерцания всех последовавших Ему верою. Огнем любви Твоей, Боже, попали малодушие мое и отверзи мне врата Боговидения даром смирения Святого Твоего Духа.

Сильный щебет множества птиц на лесной тропе привел меня в чувство.

- Отец Агафодор, у меня просто шок... Нет слов, это даже не служба, а какое-то вселенское торжество! Все внутри словно улета­ет на небо, - поделился я восторгом со своим спутником.

- Ничего такого, отец Симон, обычный Панигир! Это вам с не­привычки... Придем сейчас в Ивирон и отдохнем.

В маленьком храме у Иверской иконы Матери Божией мона­хи читали Акафист. Молящихся стояло довольно много. Я жадно рассматривал любимую икону: «Какой удивительный лик! Какие небесные, проникающие в душу глаза! Самый любимый, самый родной сердцу образ!» - Я что-то шептал еще, но слезы бежали сильней и сильней. Подошла моя очередь приложиться к святой иконе. Когда я приложился губами, а затем лбом к прохладному благоухающему стеклу, мне показалось, что я поцеловал живую руку Пресвятой Богородицы.

- Отче, Она - живая... Отче, Она - живая... - твердил я иеродиакону сквозь слезы, душившие меня. Отец Агафодор отвел меня в стасидию, где состояние сильного благоговения и горячей любви к Матери Божией начало быстро возрастать. Ноги будто онемели, а дыхание перехватило. Слезы безостановочно бежали по лицу, и я уже перестал вытирать их ладонями. Монахи стали поглядывать на меня с любопытством.

Мне внезапно стало ясно, что отсюда я никогда не уйду, что Матерь Божия не отпускает меня с Афона. «Пресвятая Богородица, Мамочка моя дорогая! Если Ты не желаешь, чтобы я уехал отсюда, останусь здесь до конца своей жизни, и будь что будет!» - «Да, да, оставайся, оставайся, - выговаривало мое сердце. - Оставайся здесь, и пусть никогда не заканчивается этот удивительный сладостный миг встречи с Той, Которую душа всегда жаждала увидеть и поцеловать Ее святой Лик...» Плач перешел в сильное беззвучное рыдание...

Мой друг тронул меня за рукав:

- Батюшка, пойдемте в трапезную. Монахи приглашают...

За столом напротив сидели строгие монахи-греки, смотревшие только в свои тарелки. Я пытался что-то есть, но слезы продолжали бежать. Приходилось глотать их вместе с хлебом и оливками. Ко мне начали приглядываться. Было страшно неудобно, но я ничего не мог поделать. Наконец мы оказались в архондарике, где нам отвели большую светлую комнату с пятью или шестью койками. Я упал на одну из коек и, ощущая на губах солоновато-сладкий вкус прикосновения к живой руке Пресвятой Богородицы, мгновенно уснул, словно провалившись в какие-то радужные цветные облака.

Ночью, под звонкий перестук в деревянное било, мы поднялись и отправились в соборный храм, старинный, благолепный, полный благоухания древности, с изумительными росписями и иконами. Негромкое монашеское пение не мешало молитве и даже не отвлекало, что для меня явилось открытием. На рассвете мы, вслед за монахами, пошли вновь приложиться к святой иконе Богородицы. Я вошел в храм с робостью: смогу ли я уйти от святой иконы? Но в этот раз все было по-другому. Душа поняла, спокойно и несомненно, что Матерь Божия пока отпускает это тело на время, забрав навсегда мое сердце... В него пришли неземной покой и полная уверенность в благополучном завершении паломничества и в том, что отныне мое место - на Святой Горе. Тихим веянием нежного кроткого духа повеяло в сердце: «Сейчас можешь ехать в Россию, а потом вернешься сюда непременно...» Этот неслышимый небесный глас вновь вызвал ры­дания, но это были уже слезы благодарности и счастья., Того, что произошло со мной в предыдущий день, уже не повторилось, но молитва, словно буравом, сверлила мое сердце, проникая в самые сокровенные его глубины. Тело словно прикипело к стасидии, ум погрузился в молитву...

Меня неожиданно кто-то тронул за рукав.

- Из России, отец?

Я открыл глаза. Передо мной стоял крепкий русский парень в подряснике, похоже, послушник.

- Из России.

- Паломничаешь?

- Паломничаю.

- А на Афоне хочешь остаться?

- Хочу. - Я не стал говорить, что решил вернуться на Святую Гору навсегда.

- А ты на какое время приехал?

- На месяц, вообще-то...

- Прости, что отрываю от молитвы, - продолжал говорить по­слушник. - Ищу себе напарника на келью. Игумен Василий ко мне хорошо относится, русских любит. Ты еще зайди в Ивирон, мы с то­бой это дело обсудим. Мне думается, мы найдем общий язык. Меня зовут Владимир. Спросишь послушника Владимира, любой пока­жет. Так что приходи. Обещаешь?

Я пообещал непременно заглянуть в монастырь, когда оста­нусь один.

В Дафни, главную афонскую пристань, с мелкими магазинчи­ками, торгующими всякой всячиной, от гвоздей до йогуртов, мы пришли пешком. Там мы отдохнули и снова двинулись дальше, те­перь уже в монастырь Симонопетра, стоящий на высокой скале - монументальное сооружение древнего монастырского зодчества. Несмотря на его внушительность, свободных мест не оказалось.

- Не беда, батюшка, переночуем сегодня у бывшего лаврского иеромонаха. Он от монастыря келью получил, Кто келью имеет, тот называется геронда. Говорят, что здесь в ущелье, в пещерке, подви­зался святитель Григорий Па лама.

Отец Агафодор повел меня в узкое ущелье, выходящее к морю, где на берегу лежала опрокинутая на песке лодка. К моему удивле­нию, хозяином кельи оказался знакомый иеромонах, в келью кото­рого когда-то вселил меня благочинный после отъезда всей первой группы монахов на Афон.

- Ого, лаврские отцы пожаловали! Милости прошу, - пригла­сил он радушно в старенькую небольшую келью. Иеромонах с гор­достью показал нам небольшую пещеру под камнем, расположен­ную рядом со строящимся двухэтажным зданием.

- Здесь подвизался сам святитель Григорий Палама!

Мы преисполнились уважения к этому святому месту и самому хозяину.

- А здесь строится моя новая келья. Послушник присматрива­ет за стройкой. Недавно лодочку купили, теперь к ней мотор нуж­но достать...

Из-за кирпичной кладки показался послушник - молодой го­лубоглазый парень в выпачканном известкой старом подряснике.

- Бывший спецназовец! - представил его Геронда. - Но харак­тер, правда, у него ершистый...

Тот ничего не ответил, рассматривая нас.

- Ставь чай для гостей, послушниче!

Спецназовец не торопясь принялся готовить чай. За долгой бе­седой о лаврской и афонской жизни я утомился и начал клевать но­сом. Нас уложили отдыхать на веранде, куда заглядывали огром­ные звезды созвездия Скорпиона.

Монастырь Григориат прошли быстро. Совсем не запомнилось, что мы там осматривали. Потом долго и нудно тащились по уны­лым, удручающего бурого цвета скалам с запыленными и чахлы­ми кустиками, не дающими никакой тени. Воды с собой не взяли, и я совсем охрип. В горле саднило от жажды и пыли. Внизу пле­скалось о скалы море, освежая лишь глаза своей чудесной про­хладной синевой.

- Переночуем в Дионисиате, отец? - прохрипел я. - Отдох­нуть надо.

- Да, отец Симон. Потерпите чуть-чуть, немного осталось, - го­ворил иеродиакон, ловко лавируя впереди меня, спускаясь по узкой обрывистой тропинке. - Там у меня друг есть, монах и хороший ико­нописец Дионисий, чадо игумена старца Харалампия, ученика зна­менитого афонского подвижника - исихаста Иосифа Спилиотиса, или Пещерника. Святой жизни был монах. Мы к нему заглянем по­том на могилку, помолимся. Он в Новом Скиту в последние годы жил... - рассказывал мне отец Агафодор, когда мы подходили к мо­настырю, расположенному на скалистом обрыве над морем.

- А игумен сам какой, строгий? - осторожно спросил я.

- Ну что вы? Он по характеру совсем как ребенок! Чудный ста­рец... Они всем братством вместе с Иосифом Исихастом крепко подвизались! Сначала жили в самом удаленном скиту святого Ва­силия, а потом в пещере возле скита святой Анны...

Это сообщение меня заинтересовало:

- А со старцем можно будет поговорить?

- Попрошу отца Дионисия, он все устроит...

Такое радостное известие придало мне сил. Иеродиакон какими-то тайными ходами привел меня на кухню, где хозяйни­чал наш иконописец, худощавый монах лет тридцати с тонкими чертами лица, несший заодно послушание монастырского повара. Он гостеприимно усадил нас за стол, принес кофе и сладости. По­глядев на наши потные подрясники, поставил большую бутылку воды из холодильника. Когда мы отдохнули от жары и пришли в себя, я попытался деликатно перевести разговор между моим другом и поваром на старца Харалампия.

- Отец Агафодор, пожалуйста, спроси у монаха Дионисия, - по­просил я иеродиакона, который бойко говорил и шутил по-гречески с иконописцем, - когда можно с Герондой встретиться.

Мой спутник обратился с вопросом отцу Дионисию, потом пере­вел его ответ.

- Сейчас уже вечерня начнется, потом повечерие, потом отбой. Завтра после литургии!

- Спасибо, отец Агафодор! - поблагодарил я, оставив друзей на­слаждаться беседой.

Всю ночную службу я присматривался к игумену: невысоко­го роста, с кустистыми бровями, с очень добрым выражением старческого лица, коренастый и крепкий, он ходил вразвалочку, словно у себя дома. На литургии ко мне подошел старый монах и что-то сказал.

- Что он говорит? - наклонился я к моему переводчику.

- Просит, чтобы вы прочли Символ веры!

От волнения мне показалось, что я забыл все слова. Монахи и игумен смотрели на меня в ожидании.

- Отец Агафодор, подсказывай, если вдруг собьюсь! - попросил я умоляющим шепотом. Выйдя из стасидии и сглатывая от волне­ния комок в горле, прочитал до конца весь текст. «Слава Богу, не сбился!» - Вернувшись в стасидию, я вытер вспотевший лоб.

После литургии мы стояли у кельи старца Харалампия, откуда вскоре вышел седобородый монах внушительного вида, только что исповедовавшийся у игумена.

- Это монастырский отшельник, монах Феоктист! Живет в уеди­ненной келье вверх по ущелью, всегда в затворе. Только иногда на исповедь в монастырь приходит...

Объяснения отца Агафодора прервал монах Дионисий, пригла­сивший нас в келью известного духовника и молитвенника, у ко­торого мы сразу взяли благословение. Я смотрел в его доброе де­ревенское лицо и отдыхал, умиляясь душой. Из-под опущенных уголков его век смотрели молодые, как у юноши, светло-карие гла­за. Небольшая бородка, простая матерчатая скуфья, старенький выцветший подрясник, натруженные крестьянские руки - весь его простой облик был необыкновенно симпатичен.

- Отец Симон, Геронда немного знает по-русски. Он жил когда- то под Краснодаром, где и вы! - негромко сказал иеродиакон, на­клонившись к моему уху.

Старец услышал его слова и просиял:

- Краснодар? Как дела? Хорошо? - И засмеялся. Мне сразу стало легко и спокойно.

- Хорошо, очень хорошо, слава Богу! Евхаристо! - ответил я, по­клонившись. - Спроси у игумена, отец Агафодор, можно ему задать несколько вопросов о молитвенной жизни.

- Эндакси, эндакси! - согласился старец.

- Говорите, батюшка, а я буду переводить... - шепотом подска­зал переводчик.

- По благословению нашего духовного отца, Геронда, мы живем в уединении в лесном скиту на Кавказе... - начал я.

- Кавказ - хорошо! - подтвердил отец Харалампий, услышав знакомые слова, вызвав у нас улыбку. - Краснодар - хорошо! Я жил в Краснодар... - Он продолжал внимательно слушать.

- Поэтому мне очень важно знать, как бороться в уединении с помыслами? - закончил я свой вопрос. Мой друг перевел его Геронде. Старец отвечал по-гречески, а отец Агафодор негромко пе­реводил слово за словом.

- Если бы за тобой охотился убийца на твоем Кавказе, что бы ты сделал? Убежал в лес! Так и ты убегай от мысленного врага глубо­ко в сердце... Тот, кто стяжал благодать, крепко стоит в сердечной глубине, облеченный в броню отречения от всего земного. Для мо­наха в миру нет дорог! Спасайся раньше, чем начнешь погибать.

- Уважаемый Геронда, как разобраться, какой помысел от Бога, а какой от врага?

- Без непрестанной молитвы будешь биться в помыслах, как рыба на горячем песке! Поэтому стяжание такой молитвы есть ос­новная цель монашеской жизни. Но вообще не принимать никаких помыслов - это великая тайна, которую мало кто уразумевает.

- А что такое помыслы, отче?

- Помыслы - это бесы, демоническая энергия. Их логикой по­бедить невозможно, поэтому никогда не вступай с ними в собеседо­вание и не поддавайся их внушению, которым они увлекают за со­бой не имеющую рассуждения невежественную душу в самые без­дны ада. Возражая им, ты лишь на время заставишь их умолкнуть, а затем они нападут на тебя с новой силой, пока не увлекут на грех, сначала мысленный, а потом и телесный. От того, кто носит в себе дурные помыслы, ангелы отбегают, как от ведра с помоями.

- А если противоречить им цитатами из Евангелия?

Старец слегка улыбнулся:

- Это не наша мера, а мера великих подвижников. Никогда не вступай в беседы с помыслами, как я сказал! Всякий помысел, при­носящий в душу сомнения, - от лукавого. В Божественной благо­дати нет никаких сомнений - в чем ей сомневаться? Она видит все как есть. Старайся стяжать благодать - и тогда освободишься от рабства помыслов. Царство Небесное силою берется... (Мф. 11: 12).

- А как же стяжать благодать, отец Харалампий?

- Основа основ молитвенной жизни - целомудрие, что значит целый здоровый ум, отринувший всякую связь с земными вожде­лениями. Только такой ум способен к духовной практике и стяжа­нию благодати. Духовная практика - это счастье! Поэтому прак­тикующий всегда счастлив. Если нет духовной практики - откуда возьмется счастье? Без молитвенного делания нет и духовного рас­суждения. «Чистый ум право смотрит на вещи», - говорил препо­добный Максим Исповедник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: