Исследование пульса
Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для
оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение: часы или секундомер, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Обеспечить спокойную обстановку | Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса |
3.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | Обеспечение достоверности результата |
Выполнение процедуры | |
1.Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. | Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. |
2.Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный |
3. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии - напряжение хорошее, если полностью прекращается - напряжение слабое, если пульсация не ослабевает - пульс напряженный | Обеспечение точности оценки напряжения пульса |
Завершение процедуры | |
1.Записать результаты исследования в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
|
Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной
и бедренной артерии, а также на большом родничке.
Определение типа и частоты дыхания
Цель: определить основные характеристики дыхания для оценки функционального
состояния дыхательной системы ребёнка.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение: часы или секундомер, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Обеспечить спокойную обстановку | Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению дыхания |
3.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал) | Обеспечение достоверности результата |
Выполнение процедуры | |
1.Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки | Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года - брюшной тип дыхания, 1-2 года -смешанный, с 8 лет у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной. |
2.Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту | Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное |
3. Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту. Примечание: у маленьких детей для подсчета числа дыханий можно использовать мягкий стетоскоп | Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное |
Завершение процедуры | |
1.Записать результаты исследования в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
2.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: подсчёт дыхания можно произвести при аускультации лёгких, визуально наблюдая за движениями грудной клетки, а также поднеся фонендоскоп к носу ребёнка.
|
Измерение артериального давления у детей разного возраста
Цель: оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
Показания: диагностика и контроль АД динамики
Противопоказания: нет
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист или бумага
Обязательные условия: манжета тонометра должна соответствовать возрасту (на 2/3 перекрывать плечо).
Ширина манжеты: до 1 года – 3,5 – 7 см
2 – 4 года – 4 – 9 см
4 – 7 лет – 6,5 – 13 см
до 10 лет – 8,5 – 15 см
Этапы | Обоснования | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Объяснить матери/ребенку цель и ход предстоящей процедуры | Право матери/ребенка на информацию | |
2. Подготовить необходимое оснащение | Достижение эффективного проведения процедуры | |
Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
3. Придать ребенку правильное положение (сидя или лежа). Рука в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены, ребенок спокоен | Обеспечение наилучшего разгибания конечностей для свободного движения крови по артериям | |
Выполнение процедуры | ||
1. Наложить манжету на обнаженное плечо ребенка выше локтевого сгиба на 2 см. Закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил один палец (1 – 1,5 см) | Обеспечение достоверности результата Исключение лимфостаза | |
2. Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра на 0 отметке шкалы. | Проверка исправности и готовности аппарата к готовности | |
3. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом | Обеспечение инфекционной безопасности | |
4. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа | Обеспечение достоверности результата | |
5. Закрыть вентиль на «груше» и нагнетать в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжете по показанием манометра не превысит 20 мм рт. ст. – уровень при котором исчезают тоны Короткова | Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным пережатием артерии. Обеспечение достоверности результата | |
6. Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст. в секунду, открыв клапан манометра. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра: -- при появлении над плечевой артерией первых тонов «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению -- продолжая выпускать воздух, «отметить» величину диастолического давления, которое соответствует исчезновению тонов Короткого | Обеспечение достоверности результата | |
7. Записать данные исследования в необходимую документацию в виде дроби | Документирование результатов измерения. Обеспечение преемственности наблюдения | |
Окончание манипуляции | ||
1. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом | Обеспечение инфекционной безопасности | |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Примечание: - АД измерять не менее 2-х раз с интервалом 1 – 2 минуты, каждый раз выпуская воздух из манжеты
|
- измерять на обеих руках и ногах при патологии сердечно-сосудистой системы, при этом манжета накладывается на 3 см ниже надколенника, а пульсация артерии выслушивается в области подколенной ямки
- до 1 года систолическое АД подсчитывается по формуле: 76 + 2n,
где n – возраст ребенка (в мес.)
после года – 100 + n, где n – возраст (в годах)
диастолическое АД = 2/3 – ½ от систолического
- допустимы колебания ± 15 мм рт. ст.
Оксигенотерапия
Цель: уменьшение гипоксии различного происхождения
Показания: гипоксия
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.
Оснащение:
- источник кислорода;
- аппарат Боброва;
- стерильный носоглоточный катетер;
- стерильное вазелиновое масло;
- стерильный пинцет;
- стерильный шпатель;
- стерильный материал (марлевые салфетки);
- лоток для оснащения;
- лоток для отработанного материала;
- лейкопластырь;
- ножницы;
- часы;
- капли в нос и стерильная пипетка;
- перчатки
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Установить доброжелательные отношения с родственниками ребенка, познакомить их с целью и ходом процедуры | Психологическая подготовка родственников и осознанное участие их в проведении процедуры |
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Приготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости выполнения процедуры |
Подготовить к работе аппарат Боброва: - налить в чистую стеклянную емкость на 2/3 объема увлажнитель температурой 40-45 градусов - длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику кислорода - обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке - проверить проходимость аппарата | Осуществление увлажнения кислорода Обеспечение подогрева кислорода Предупреждение ожога дыхательных путей Обеспечения работы аппарата Боброва |
Обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пеленку | Обеспечение инфекционной безопасности |
Проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы | Обеспечение проведения процедуры |
Придать ребенку возвышенное положение, уложив его так, чтобы верхняя половина туловища находилась на приподнятом изголовье матраца | Профилактика аспирации рвотных масс |
Выполнение процедуры | |
Измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа): - захватить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки - извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность - положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить его возле носа ребенка, а в другой конец катетера, удерживаемый пинцетом, - у козелка уха, не касаясь лица ребенка - сделать метку (полоской стерильного пластыря или скрученной ваткой) | Обеспечение попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути Сохранение стерильности катетера Предупреждение травмы глаза Визуальный контроль за глубиной введения катетера |
Взять катетер как писчее перо правой рукой на расстоянии 3-5 см от вводимого конца и смазать вазелиновым маслом методом полива | Облегчение введения катетера Предупреждение травмы слизистой носа |
Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки (при введении катетер держать перпендикулярно к поверхности лица) | Обеспечение нахождения катетера в дыхательных путях |
Проконтролировать положение катетера, открыв рот с помощью шпателя (кончик катетера виден в зеве и находится на 1 см ниже язычка мягкого неба) | Более высокое положение катетера снижает эффективность процедуры, а более низкое приводит к развитию аэрофагии |
Закрепить наружную часть катетера на щеке пациента полосками лейкопластыря | Обеспечение постоянного положения катетера Предупреждение непроизвольного удаления катетера |
Присоединить наружную часть катетера через резиновую трубку (длиной не более 6 см) к короткой трубке увлажнителя, расположенной над жидкостью | Неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой дыхательных путей |
Отрегулировать скорость подачи кислорода | Превышение концентрации (скорости потока) кислорода оказывает токсическое воздействие на ткани легких, ЦНС, приводит к утрате зрения, остановке дыхания |
Засечь время подачи кислорода (по назначению врача) | Продолжительное воздействие может вызвать токсический эффект |
По истечении назначенного времени оксигенотерапии отключить подачу кислорода (при продолжительной подаче каждые 30-60 минут катетер переставлять в другой носовой ход) | Предупреждение пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода |
Завершение процедуры | |
Удалить катетер в салфетку | Обеспечение инфекционной безопасности |
Ввести в носовой ход 2-3 капли сосудосуживающего и дезинфицирующего раствора (адреналин-фурациллиновые капли) | Предупреждение отека слизистой в результате раздражения катетером |
Использованные инструменты и перчатки погрузить в дезраствор | Обеспечение инфекционной безопасности |
Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Сделать запись о проведенной процедуре | Обеспечение преемственности |
Пероральная регидратация
Цель: восстановить водно–солевой баланс организма; ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития.
Показания: эксикоз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.
Оснащение: мерная емкость (ложка, пипетка, стакан); бумага, ручка (для фиксации потерь жидкости); растворы: бессолевые – сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, каротиновая смесь; сахарно-солевые – в 1 литре кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «домашний регидрон» - отварить в 1 литре воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочками моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ½ ч.л. питье-вой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и остудить; глюкозо-солевые - «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан», минеральная вода без газов
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
Приготовить бессолевой раствор, развести солевой раствор согласно инструкции | Обеспечение чёткости выполнения процедуры |
Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости выполнения процедуры |
Необходимое на первые 6 часов количество жидкости налить в мерную ёмкость и передать маме или ребёнку для выпаивания | Обеспечение адекватной регидратационной терапии |
Обучить мать/ребёнка проведению учёта и фиксации потерь жидкости | |
Выполнение процедуры | |
Поить грудного ребёнка по 1-2 ч.л. через 5-10 мин. или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст.л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы | Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом |
Медсестра проводит учёт и фиксацию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости | Оценка эффективности терапии |
Через 4-6 часов проверить признаки эксикоза у ребёнка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.) Возможны 3 варианта состояния: а) эксикоз нарастает - перейти на в/венное введение растворов б) эксикоз уменьшился, но ещё сохраняется – повторить проведённые мероприятия в) эксикоза нет – перейти на поддерживающую регидратацию – каждые 4-6 часов энтерально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 часов (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксировать продолжающиеся потери жидкости | Оценка эффективности проведённого этапа пероральной регидратации Вводимый раствор не всасывается в кишечнике Рассчитанное для первичной регидратации количество раствора не смогло восполнить имеющиеся у ребёнка потери жидкости Профилактика повторного развития эксикоза при невосполнении продолжающихся потерь жидкости |
При отсутствии рвоты постепенно увеличивать дозу питья на один приём | Адекватное увеличение объёма циркулирующей крови |
Завершение процедуры | |
Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула | Обеспечение эффективности проведения пер- оральной регидратации |
Примечания: 1. расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач
2. после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 суток
3. критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.
Техника постановки очистительной клизмы детям разного возраста
Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс и газов.
Показания:
- задержка стула,
- отравления,
- подготовка к операциям,
- проведение лекарственной клизмы,
- подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям органов брюшной полости, УЗИ.
Противопоказания:
- воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
- неясные боли в животе;
- выпадение слизистой оболочки прямой кишки;
- геморрой;
- кровотечения из прямой кишки.
Оснащение:
- стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от №1 до №9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребёнка: баллон №1 (30 мл) – новорожденному ребёнку; баллон №2 (60 мл), №3 (75 мл), №4 (100 мл) – грудному ребёнку; баллон №5 (150 мл) – ребёнку 1 года; баллон №6 (200 мл) – ребёнку 2-3 лет и т.д.; детям до 9 лет – до 400 мл, старше 9 лет – 500мл и более;
- кипячёная вода (температура 28-30 градусов);
- стерильный вазелин или глицерин;
- фартук, резиновые перчатки;
- шпатель, марлевые салфетки;
- клеёнка, пелёнка;
- ёмкость с дезинфицирующим раствором.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Возможные проблемы: беспокойство, чувство страха, отказ родителей от выполнения манипуляции, повреждение прямой кишки.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/ребёнку суть и ход предстоящей процедуры, получить согласие. | Право пациента (родителей) на информацию |
Вымыть руки, надеть клеёнчатый фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности персонала |
Положить на пеленальный стол (кровать) клеёнку, сверху пелёнку | При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать не загрязняя бельё |
Заполнить грушевидный баллон кипячёной водой комнатной температуры – детям старшего возраста, 28-30 градусов – детям раннего возраста Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки | Холодная вода стимулирует перистальтику кишечника Облегчение введения наконечника в прямую кишку |
Грудного ребёнка уложить на пеленальный стол на спину с приподнятыми кверху и прижатыми к животу ножками. Между ног положить рыхло скомканную пелёнку. Детей старшего возраста – на кушетку или кровать на левый бок, ноги прижаты к животу | Допустимое положение для выполнения данной процедуры Анатомическая особенность расположения прямой и сигмовидной кишки |
Выполнение процедуры | |
В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух | |
Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возраста | Предупреждение неприятных ощущений у ребёнка |
Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник | Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки |
После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребёнка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не разжимая баллона. | Чтобы вода не вылилась наружу |
Придержать некоторое время (8-10 мин.) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника | Для лучшего размягчения каловых масс |
У грудных детей испражнения выделяются в рыхло скомканную пелёнку, старших детей высадить на горшок | Исключение загрязнения окружающей среды |
Убедиться, что процедура прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) | Оценка эффективности процедуры |
Завершение процедуры | |
Подмыть ребёнка после акта дефекации, обсушить кожные покровы, одеть ребёнка | Обеспечение комфортного состояния после процедуры |
Погрузить использованные предметы в ёмкость с дезинфицирующим раствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
Снять фартук, перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор | Обеспечение инфекционной безопасности |
Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента | Обеспечение преемственности сестринского ухода |
Примечания: обработка резинового баллона производится путём погружения в дезинфицирующий раствор (3% хлорамин на 60 мин., 2% веркон, пресепт, 0,3% аламинал). Затем промывается под проточной водой, замачивается в моющем растворе («Биолот») на 15 мин. промывается в этом же растворе, затем под проточной водой, промывается в дистиллированной воде; готовится к стерилизации.
Хранить в параформалиновых камерах.