Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленные на повышение эффективности их функционирования и развития. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Субъектом управления будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача педагогического менеджмента — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат управление качеством образования с требуемыми результатами.
Педагогический менеджмент и его принципы: четкое представление смысла деятельности; отношение управленцев (менеджеров) к участникам образовательной деятельности; восприимчивость к инновациям; эгаритарность (способность каждого человека на основе доверия к нему действовать автономно, взаимное доверие); убежденность в совместных этических ценностях; создание и приверженность к внутрикорпоративной культуре (организационная и психологическая и педагогическая среда, формируемая стилем руководства и определяющая отношение каждого участника образовательного процесса к общим целям и проблемам); принцип единого статуса (подразумевает единство демократических условий для всех участников процесса); приоритетность концепции качества; принцип делегирования полномочий; целостность взгляда на человека; расширенная подготовка и переподготовка всех участников образовательного процесса; коллективность в принятии решений; поощрение горизонтальных связей.
|
Недостаточно высокий уровень компетентности преподавательского и административного аппарата препятствует реализации идей менеджмента в учебном заведении. Причинами этого является традиционно сложившаяся система управления и отсутствие побудительных мотивов. Перестройка и связанное с ней развитие — это, прежде всего, интеллектуальный прорыв, повышение теоретической и методической компетентности, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции, систематическая и продуктивная теоретическая учеба всего коллектива в ПО, стремление осмыслить каждый практический шаг вперед. Управленческая цель: организовать учебу в системе подготовки и повышения квалификации, направленную на подготовку всех членов коллектива к разрешению стоящих перед образовательным учреждением проблем.
Переводу учреждения в режим развития, процессу формирования личности студента, освоению новых технологий обучения противоречит неразвитость целостной системы формирования и дальнейшего развития во всех звеньях учебных навыков и умений. Управленческая цель: создать целостную систему формирования и развития учебных навыков и умений исходя из того, что она будет являться одним из оснований развития личности, качества и прочности знаний.
Важная задача любой организации, в том числе и образовательного учреждения, — осознание ее миссии, а задача административного менеджмента — постановка цели и «проводка» ее через все звенья процесса администрирования, вплоть до изучения эффективности и рефлексии «зазора» между целью и результатом. Управленец призван работать с целями (своими, подчиненных, отдельных групп, корпоративными целями и т. д.). Принцип понимания и интерпретации требует освоения техник согласования целей, создания так называемой целевой картины. Эта техника отличается от техники осознания цели и ее предъявления.
|
Основа педагогического менеджмента — это система управления учебно-воспитательным процессом в профессиональном образовании.
Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Миссия образовательного учреждения — формирование такой образовательной среды, которая создает условия:
‒ педагогам для совершенствования профессионального мастерства и развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса;
‒ студентам для получения качественного образования, создания и реализации собственной образовательной траектории при изучении каждого предмета по профессии;
|
Чтобы повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом необходимо продолжить работу по оптимизации структуры управления учреждением с точки зрения сокращения затрат и повысить степень скоординированности отдельных структурных подразделений. Структура подготовки специалистов в учреждении должна соответствовать потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг.
[1] Чечева Н.А. Модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – Вып. 1 (22). – С. 40-46
[2] Чечева Н. А. Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога: содержательный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4266–4270. – URL: https://e-koncept.ru/2015/85854.htm.
[3] Ёдгорова М. О. Современные требования к преподавателю профессионального колледжа // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/archive/36/4106/ (дата обращения: 23.12.2018).
[4] Сергиенко А.Ю. Требования работодателей к содержанию педагогического образования в различных регионах России // Человек и образование. – 2014. – №2 (39). – с.130-136
[5] Материалы круглого стола «Современные требования к преподавателю СПО» // Иркутского областного колледжа культуры. – 2016. – https://irkocc.ru/nms/676-materialy-kruglogo-stola-sovremennye-trebovaniya-k-prepodavatelyu-spo-v-ramkah-shkoly-molodogo-pedagoga.html. – (23.12.2018)
[6] Зигунова А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СПО // Интернет-издание «Профобразование». – https://проф-обр.рф/publ/31-1-0-1450. – 25.12.2018