Рекомендации по использованию материалов УМК




Материалы и рекомендации, изложенные в данном учебно-методическом комплексе должны учитываться студентами в обязательном порядке при выполнении следующих видов работ по дисциплине:

- при подготовке к семинарским занятиям (учитывается план семинара, вопросы предстоящего семинарского занятия, виды докладов и другие методические рекомендации к семинарскому занятию по конкретной теме);

- при написании контрольных работ студентами заочной формы обучения (учитываются возможные темы контрольных работ, рекомендации по раскрытию тем и правила оформления контрольных работ);

- при подготовке к итоговому зачету (должен учитываться перечень контрольных вопросов).

Материалы, изложенные в настоящем учебно-методическом комплексе, могут учитываться студентами в рекомендательном порядке также и при выполнении следующих видов занятий по дисциплине:

- при самостоятельной работе студентов (учитываются рекомендации по работе с литературой, с текстами книг, рекомендации по выбору литературы и другие);

- при проведении контроля качества подготовки студентов по дисциплине (могут учитываться материалы тестирования, предложенные в настоящем УМК);

- при изучении отдельных тем курса (могут учитываться рекомендации по изучению отдельных тем курса).

 

 

2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса

В рамках курса «Международные стандарты и сертификация услуг в туризме» предусмотрено изучение девяти тем. Порядок освоения студентами всех тем дисциплины требует дополнительной методической регламентации, которая приводится ниже.

При изучении темы 1 «Введение. Международные организации по стандартизации. Правовые основы деятельности и организационная структура ИСО» студенту следует уяснить основополагающие принципы международной стандартизации и организации, работающие в области международной стандартизации. Более детально с организационной структурой ИСО студент может ознакомиться, прочитав устав данной организации.

ИСО в своей работе поддерживает контакты со многими международными организациями. Чтобы уяснить роль и место других международных организаций в системе международной стандартизации, необходимо установить контакты ИСО с другими организациями и область сотрудничества.

При изучении темы 2 «Всемирная туристская организация. Устав и организационная структура. Основные направления деятельности» первоначально студенту требуется обратиться к уставу данной международной организации, ознакомиться с историей возникновения и выяснить цели функционирования. После уяснения данного материала можно перейти к определению возможного членства в данной международной организации и программам ее деятельности.

При изучении темы 3 «Акты международных организаций и сообществ в области туризма» первоначально студенту требуется определить спектр международных актов, регулирующих туристский сервис на международном уровне, выяснить соотношение и юридическую силу международного и отечественного законодательства. После чего можно обращаться к тестам конкретного международного законодательного акта. К наиболее известным и авторитетным международным источникам регулирования сферы туризма можно отнести Манильскую декларацию по мировому туризму, Гаагскую декларацию по туризму, Хартию туризма и Кодекс туриста, Осакскую декларация министров по туризму, глобальный этический кодекс туризма, Директиву Совета ЕЭС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все».

При освоении темы 4 «Акты РФ, регламентирующие международную туристскую деятельность» студент должен изучить национальные стандарты РФ, регламентирующие туристскую деятельность – ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50690-2000, ГОСТ Р 51185-98, ГОСТ Р 50646-94, ГОСТ Р 50681-94, а также законодательство о защите прав потребителей в РФ и закон ФРФ РР РФ «Об основах туристской деятельности».

При ознакомлении с материалами по теме 5 «Акты о сотрудничестве государств-участников СНГ в области туризма» необходимо изучить Соглашение о сотрудничестве в области туризма между государствами-участниками СНГ 1993 г., определить цели создания и направления деятельности Совета по туризму стран–участников данного соглашения.

При подготовке к теме 6 «Международные туристские перевозки» следует освоить и иметь представление об основном законодательстве, регулирующем международные перевозки туристов различными видами транспорта.

Так, наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом регулируются Афинской «Конвенцией о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г.

Одним из важнейших многосторонних договоров в области международных пассажирских автомобильных перевозок является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 г.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая в 1929 г.

При изучении студентами темы 7 «Безопасность в туризме» первоначально следует уяснить виды безопасности для туризма. К числу наиболее актуальных с точки зрения обслуживания туристов можно отнести одиннадцать факторов риска, содержащихся в национальном стандарте ГОСТ Р 50644-94. Требования по пожарной безопасности к помещениям, в которых могут оказываться туристские услуги, содержатся в Правилах пожарной безопасности РФ ППБ 01-03.

Некоторые аспекты порядка обеспечения безопасности при приеме и обслуживании гостей можно также найти в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ 1997 г., Законе РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

При изучении темы 8 «Страхование в туризме» следует иметь ввиду, что многие страны мира не выдают визу без наличия обязательной медицинской страховки. Законодательством страны, где совершается путешествие, как правило, устанавливаются требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам. Поэтому туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов является основной формой предоставления таких гарантий. Этот вид страхования наиболее востребован.

При освоении темы 9 «Стандарты серии ИСО 9000 как модель обеспечения качества» студенту необходимо иметь представление о всей серии международных стандартов ISO-9000, которая включает следующие документы:

1. ISО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству;

2. ISО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии;

3. ISО-9001 (в редакциях до 2000 года ISО 9001, 9002, 9003) излагает модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах жизненного цикла продукции;

4. ISО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.

5. «поддерживающие стандарты» по составлению Руководства и документов по качеству, аудиту системы качества, проведению обучения и т.д. ISО 10001 — 10020.

Серия стандартов Международной организации по стандартизации ISO-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием, т.е. применима в организации любого профиля в т.ч. и в туристской фирме.

 

2.3. Рекомендации по работе с литературой

Одной из особенностей дисциплины «Международные стандарты и сертификация услуг в туризме» является ее нормативно-правовой характер, то есть наличие большого количества нормативных и правовых актов, которые лежат в основе регламентации знаний, получаемых в ходе освоения дисциплины. Данное обстоятельство предполагает изучение студентами обширного количества нормативных и правовых источников, регламентирующих международные стандарты туристского сервиса, что в свою очередь предопределяет наличие у студентов элементарной правовой грамотности, знание юридической силы, нормативных и правовых актов, стадий законотворческого процесса в РФ, соотношение норм национального и международного законодательства.

Необходимую литературу можно найти как в открытой продаже, так и в библиографических отделах библиотек. Нормативные акты РФ подлежат опубликованию в специально предназначенных для этих целей средствах массовой информации: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Российские вести» и др.

Ознакомившись с необходимой литературой и нормативными актами, можно приступать к самостоятельной работе по поставленному вопросу в рамках изучаемой темы (семинарского доклада). Продумав его, целесообразно систематизировать литературу и нормативные акты. Затем следует начать работу над конкретным вопросом (темой семинарского доклада).

Книга, и прежде всего учебник, - один из основных источников знаний. Они изложены в учебнике в систематизированной, четкой и понятной форме.

Для того, чтобы их усвоить, недостаточно просто читать, как обыкновенно читают художественную литературу. Учебник необходимо изучать. Но прежде чем приступить к чтению заданного материала, надо думать о том, на какие вопросы должно быть обращено внимание.

Для того, чтобы запоминание материалов учебника было плодотворным, необходимо следующее:

1. Создавать наиболее благоприятные условия для работы с книгой.

2. Предварительно просмотреть ту часть учебного материала, которая предназначена для изучения, и представить себе общий ее план, объем и длительность предстоящей работы, что в этом материале будет главным, требующим наибольших усилий для усвоения, а что второстепенным, дополнительным.

3. Работать с книгой систематически, а не урывками, по возможности в определенное время дня.

4. Полезно составлять конспект изученного материала. Не следует начинать конспектирование сразу, по ходу чтения. Сперва необходимо разобраться в содержании материала: иногда приходится два или три раза возвращаться к уже прочитанному и только тогда становится ясным, что же надо записывать.

Некоторые студенты привыкли подчеркивать в учебнике те или иные фразы. Такие подчеркивания делаются обычно сразу при первом чтении и почти всегда носят случайный непродуманный характер, поэтому они не только не помогают пониманию и правильному усвоению материала, но скорее мешают.

 

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

3.1. Общие положения

На семинарских занятиях закрепляются и более глубоко изучаются отдельные аспекты лекционного материала. Кроме того, в ходе проведения семинаров студенты знакомятся с возможностью и особенностями практического применения теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий.

 

3.2. Планы семинарских занятий

План семинарского занятия № 1

Тема: «Международные организации по стандартизации. Правовые основы деятельности и организационная структура ИСО»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширить знания студентов о международных организациях в области стандартизации продукции и услуг.

Форма проведения семинара: дискуссия.

Основные вопросы:

1. Цель деятельности ЕОК.

2. Генеральное соглашение по тарифам и товарам.

3. Основные функции СЕН.

4. Объекты стандартизации ИСО.

Методические рекомендации:

При подготовке студента к семинарскому занятию следует подробно ознакомиться темами курса дисциплины, установить их соотношение применительно к вопросам и задаче конкретного изучаемого вопроса (к теме и вопросам семинарского занятия), рассмотреть предложенный список основной и дополнительной литературы по учебному курсу, а также к учебным вопросам, поставленным к конкретному семинарскому занятию.

Ознакомившись с необходимой литературой и нормативными актами, можно приступать к самостоятельной работе по поставленному вопросу в рамках изучаемой темы (семинарского доклада). Продумав его, целесообразно систематизировать литературу и нормативные акты. Затем следует начать работу над конкретным вопросом (темой семинарского доклада).

Семинарский доклад выполняется с учетом выше изложенных требований и рекомендаций. Объем текста доклада жестко не ограничивается и не устанавливается. Но из практического опыта следует, что оптимальный объем доклада приблизительно должен быть около половины одного авторского листа текста (один авторский лист текста составляет: 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая знаки препинания и пробелы между словами, или 24 машинописных страницы, напечатанных через 2 интервала; если доклад выполняется от руки, то в зависимости от почерка его объем должен составлять примерно 10-12 страниц).

При рассмотрении учебных вопросов по данной теме особое внимание следует обратить на исторические аспекты становления системы международной стандартизации, выявить его закономерности, зависимость системы международной стандартизации от уровня научно-технического прогресса, интеграции стран.

При подведении итогов семинарского занятия необходимо уяснить причины возникновения международных организаций по стандартизации, принципы их взаимодействия, порядок разработки международных стандартов и юридическую силу этих нормативных документов.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Схема разработки международного стандарта.

2. Наиболее актуальные стратегические направления работы ИСО.

3. Основные принципы Системы Всеобщего управления качеством (TQM).

4. Стандарты ИСО серии 9000 (стандарты качества).

5. Экологические стандарты ИСО (серии 14 000).

Литература:

1. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации. М., Логос. - 2006.

2. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. Издательство Эксмо-Пресс, 2006

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М., ЮНИТИ. -2005.

 

План семинарского занятия № 2

Тема: «Всемирная туристская организация. Устав и организационная структура. Основные направления деятельности»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширить знания студентов в области организации и целей деятельности ВТО.

Форма проведения семинара: дискуссия.

Основные вопросы:

1. Содействие развитию туризма как основная цель ВТО.

2. Статус действительного члена ВТО.

3. Статус ассоциированного члена ВТО.

4. Статус присоединившегося члена ВТО.

5. Генеральная Ассамблея – высший орган ВТО. Функции Ассамблеи.

6. Исполнительный совет ВТО и его функции.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов необходимо ознакомиться с уставом Всемирной Туристской Организации и основными программами ее деятельности по развитию туризма и гостиничного бизнеса в различных регионах мира.

Семинарский доклад выполняется с учетом выше изложенных требований и рекомендаций. Объем текста доклада жестко не ограничивается и не устанавливается. Но из практического опыта следует, что оптимальный объем доклада приблизительно должен быть около половины одного авторского листа текста (один авторский лист текста составляет: 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая знаки препинания и пробелы между словами, или 24 машинописных страницы, напечатанных через 2 интервала; если доклад выполняется от руки, то в зависимости от почерка его объем должен составлять примерно 10-12 страниц).

При подведении итогов семинарского занятия необходимо уяснить значение Всемирной Туристской Организации и ее вклад в развитие системы международных норм, стандартизирующих туристские услуги.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Секретариат ВТО.

2. Виды членства ВТО. Приостановление членства. Выход из числа членов ВТО.

3. Порядок голосования в ВТО.

4. Программы развития туризма и гостиничного сектора, разрабатываемые ВТО.

5. Финансовые правила ВТО.

Литература:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. Аспект-Пресс, 2004

2. Гайдукевич Л.М. Международный туризм в системе взаимодействия стран Центральной и Восточной Европы в конце ХХ- начале ХХI века. Издательство Четыре четверти, 2007

3. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма.

2004
4. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

5. В.Г. Гуляев «Правовое регулирование туристской деятельности». М. 1998.

6. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник для вузов. 2002 г.

7. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развитие. М. 1998.

 

План семинарского занятия № 3

Тема: «Акты международных организаций и сообществ в области туризма»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширить знания студентов в области международно-правовой регламентации деятельности по предоставлению туристских услуг.

Форма проведения семинара: дискуссия.По результатам проведения семинарского занятия с целью выявления остаточных знаний проводится тестирование.

Основные вопросы:

1. Десять принципов Гаагской декларации, на которых базируются отношения в туристской сфере.

2. Развитие мирового туризма как основная цель Осакской декларации министров по туризму.

3. Определение туриста по Гаагской декларации.

4. Вклад туризма во взаимоотношение между народами по Глобальному этическому кодексу туризма.

6. Рекомендации и предложения правительствам, частному сектору, неправительственным организациям по обеспечению экотуристкой политики, содержащиеся в Квебекской декларации по экотуризму 2002 г.

7. Директива Совета ЕЭС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все». Основные положения.

 

Методические рекомендации:

В процессе подготовки студентов к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с большим количеством международных правовых актов, регламентирующих деятельность по предоставлению туристских услуг.

Студенту при изучении данного международного законодательства следует уяснить цель принятия данных документов, порядок и случаи их применения.

Составляя доклад к данному семинарскому занятию следует кратко законспектировать основное содержание международного акта, цель его принятия, обратить внимание на принявшую данный документ международную организацию.

Подводя итоги занятия необходимо сделать выводы относительно видов и спектра международного законодательства, регламентирующего взаимоотношения международную туристскую деятельность, случаи применения данных международных норм.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Основные принципы Манильской декларации, подтверждающие соблюдения прав человека.

2. Документ Акапулько 1982 г.

3. Права и обязанности туриста по Кодексу туриста.

4. Обязанности участников туристского процесса по глобальному этическому кодексу туризма.

5. Осакская декларация тысячелетия 2001 г.

Литература:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. Аспект-Пресс, 2004

2. Гайдукевич Л.М. Международный туризм в системе взаимодействия стран Центральной и Восточной Европы в конце ХХ- начале ХХI века. Издательство Четыре четверти, 2007

3. В.Г. Гуляев «Правовое регулирование туристской деятельности». М. 1998.

4. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник для вузов. 2002 г.

5. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развитие. М. 1998.

6.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. Учебник для вузов. 1999.

7. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма.

2004
8. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

 

План семинарского занятия № 4

Тема: «Акты РФ, регламентирующие международную туристскую деятельность»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширение знаний студентов о нормах национального законодательства РФ, стандартизирующего туристские услуги, оказываемые клиентам на международном уровне.

Форма проведения: дискуссия. По результатам проведения семинарского занятия с целью выявления остаточных знаний проводится тестирование.

Основные вопросы:

1. Определение и сравнение понятия туриста в РФ и по толкованию ВТО, ЕС и классификации туристского спроса.

2. Факторы риска в туризме в соответствии с ГОСТ Р 50644 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

3. Требования к информационному обеспечению тура.

4. Качество и безопасность туристских услуг в соответствии с нормами о защите прав потребителей в РФ.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов к семинарскому занятию по данной теме прежде всего необходимо изучить ряд нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность по предоставлению туристских услуг, в частности Закон РФ «Об основах туристской деятельности», Закон РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50544-94 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», определить цели принятия данных документов и случаи их практического применения в деятельности туристских предприятий при оказании услуг международного туризма.

В процессе обсуждения докладов по данной теме выступающему целесообразно представить конкретные нормы отечественного законодательства и комментарии специалистов по толкованию данных норм применительно к деятельности туристских организаций, случаи из практики турфирм.

При подведении итогов занятия необходимо уяснить систему нормативно-правового регулирования деятельности туристских фирм в РФ по предоставлению международных туристских услуг.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Правовые основы защиты прав потребителей туристских услуг.

2. Информация для туриста о турфирме и об услугах.

3. Защита прав потребителей туристских услуг в судебном порядке.

4. Стандартные методы предотвращения факторов риска в туризме.

Литература:

1. Гостиничное и ресторанное дело, туризм (сборник нормативных документов). – М.,

Феникс, 2007 г.

2. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма. М.

2004
3. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

4. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник для вузов. Ред. А.Д. Чудновекий. М. - 2000.

5. Туризм: нормативно-правовые акты. Сборник актов. Сост. Н.И. Волошин. М. - 1998.

6. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. М. - 1999.

План семинарского занятия № 5

Тема: «Акты о сотрудничестве государств-участников СНГ в области туризма»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширение знаний студентов о сотрудничестве в области туризма в рамках СНГ.

Форма проведения: дискуссия.

Основные вопросы:

1. Действия сертификата соответствия туристских услуг на территории стран СНГ.

2. Основные принципы сотрудничества в области туризма между государствами участниками СНГ.

3. Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества в области туризма».

4. Совет по туризму стран–участников соглашения.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов к семинарскому занятию необходимо изучить нормативный документ – Соглашение о сотрудничестве в области туризма между государствами-участниками СНГ 1993 г.

Ознакомившись с необходимой литературой и нормативными актами, можно приступать к самостоятельной работе по поставленному вопросу в рамках изучаемой темы (семинарского доклада). Продумав его, целесообразно систематизировать литературу и нормативные акты. Затем следует начать работу над конкретным вопросом (темой семинарского доклада).

При подведении итогов занятия необходимо уяснить порядок взаимодействия государств-членов СНГ в области туризма, оценить возможные перспективы такого сотрудничества.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Системы классификации гостиничных предприятий в государствах СНГ.

2. Сотрудничество государств-членов СНГ в области туризма и гостиничного сервиса.

3. Перспективы развития туризма в рамках государств-членов СНГ. Совместные программы.

Литература:

1. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма. М. -

2004
2. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин. М.: 2000.

3. Туризм: нормативно-правовые акты. Сборник актов. Сост. Н.И. Волошин. М. - 1998.

 

План семинарского занятия № 6

Тема: «Международные туристские перевозки»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширение знаний студентов о стандартных требованиях по безопасности международных перевозок туристов.

Форма проведения: дискуссия.

Основные вопросы:

1. Регулирование международных авиаперевозок туристов.

2. Правовой порядок международных железнодорожных перевозок туристов.

3. Международные автомобильные перевозки.

4. Международные морские перевозки туристов.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов к семинарскому занятию необходимо первоначально изучить правовые акты международного сообщества, регламентирующие перевозки пассажиров в международном направлении различными видами транспорта. Студентам необходимо обратить внимание, что международные перевозки туристов регулируются нормами как отечественного, так и международного законодательства.

Для подготовки доклада рекомендуется выбрать один международный правовой источник и на его основании подготовить выступление, в котором тезисно осветить основное содержание международного акта, регламентирующего конкретный вид перевозки и порядок применения данного акта в различных странах и в разных случаях.

При подведении итогов занятия необходимо уяснить стандартные требования норм к перевозкам пассажиров в международном сообщении.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Общие условия перевозок пассажиров и багажа в соответствии с «Варшавской конвенцией».

2. Шенгенское соглашение 1985 г.

3. Афинская конвенция о перевозке пассажиров и багажа морем.

Литература:

1. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма. М. -

2004
2. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

3. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник для вузов. Ред. А.Д. Чудновекий. М. - 2000.

4. Туризм: нормативно-правовые акты. Сборник актов. Сост. Н.И. Волошин. М. - 1998.

 

План семинарского занятия № 7

Тема: «Безопасность в туризме»

Время – 4 часа

Цель занятия: уяснение студентами стандартных требований безопасности при предоставлении международных туристских услуг.

Форма проведения: дискуссия.

 

Основные вопросы:

1. Аспекты, входящие в состав понятия «безопасность в туризме».

2. ГОСТ Р 51185-98. Требования безопасности к средствам размещения.

3. Факторы риска в туризме в соответствии с ГОСТ Р 50644-94 и методы их контроля.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов к семинарскому занятию по данной теме первоначально необходимо ознакомиться с рядом нормативно-правовых источников, регламентирующих требования по безопасности туристских услуг. Данными источниками является ряд национальных стандартов РФ (ГОСТ Р 51185-98, ГОСТ Р 50644-94), Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, Закон РФ «О защите прав потребителей в РФ», Правила предоставления гостиничных услуг (утверждены Постановлением Правительства № 490 в 1997 году) и международные требования. Каждый источник регламентирует определенные аспекты безопасности туристских услуг.

В процессе оформления доклада по одному из вопросов семинарского занятия следует обратиться и изучить соответствующий законодательный акт и на основании его норм подготовить выступление. Студент может использовать возможность обращения к комментариям специалистов по разъяснению прикладного значения норм данных правовых источников, содержащихся как в источниках сети Интернет, так и в специальной литературе.

При подведении итогов занятия необходимо уяснить требования по безопасности туристских услуг, необходимость их исполнения и ответственность за их невыполнение.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Понятие безопасности туристской услуги.

2. Соблюдение безопасности перевозок пассажиров автобусами (обеспечение надежности водителей автобусов, организация перевозного процесса, перевозка детей, перевозки на горных маршрутах).

3. Необходимая информация для потребителя при заключении контракта на путешествие в соответствии с Директивой Совета ЕЭС.

4. Предоставление и финансирование медицинской помощи иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ

Литература:

1. Правила пожарной безопасности РФ ППБ 01-03 Зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный номер 4838.

2. ГОСТ Р 51185-98 «Средства размещения. Общие требования». Утвержден Постановлением Госстандарта России от 9 июля 1998 г. N 286. Дата введения 01.01.99.

3. ГОСТ Р 50644-94 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32. Дата введения 1 июня 1994 года.

4. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г.).

5. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

5. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник для вузов. Ред. А.Д. Чудновский 2000.

 

План семинарского занятия № 8

Тема: «Страхование в туризме»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширение знаний студентов о требованиях к помещениям гостиничного предприятия, оснащении гостиничных номеров и спектре предоставляемых гостиничных услуг в РФ.

Форма проведения: дискуссия. По результатам проведения семинарского занятия с целью выявления остаточных знаний проводится тестирование.

Основные вопросы:

1. Определение страхования.

2. Личное страхование в туризме.

3. Страхование имущества в туризме.

4. Страхование гражданской ответственности в туризме.

5. Виды полисов страхования.

Методические рекомендации:

При подготовке студентов к семинарскому занятию по данной теме необходимо ознакомиться с существующими системами страхования иностранных граждан при въезде в РФ и с порядком страхования граждан РФ при выезде в зарубежные страны.

При подготовке доклада по одному из вопросов семинарского занятия следует изучить законодательство о страховании иностранных туристов в конкретной стране и тезисно представить его при выступлении. Рекомендуется приводить практические примеры по страховым случаям с российскими туристами за рубежом и порядку их разрешения.

При подведении итоговзанятия необходимо уяснить требования по страхованию российских и иностранных граждан при осуществлении международных туристских путешествий.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Компании по ассистансу.

2. Страховые выплаты в туризме.

3. Статистика по страхованию в сфере туризма.

4. Различные виды страхования туристов при выезде в зарубежные страны.

5. Пример типового договора страхования в туризме.

 

Литература:

1. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма.

2004
2. Международный туризм: правовые акты. Сост. Н.И. Волошин, М.: 2000.

3. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник для вузов. Ред. А.Д. Чудновекий 2000.

4. Туризм: нормативно-правовые акты. Сборник актов. Сост. Н.И. Волошин 1998.

План семинарского занятия № 9

Тема: «Стандарты серии ИСО 9000 как модель обеспечения качества»

Время – 4 часа

Цель занятия: расширить знания студентов о международных базисных стандартах серии ИСО 9000.

Форма проведения семинара: дискуссия.

Основные вопросы:

1. Система стандартов TL 9000 – самая новая из производных от ИСО 9000.

2. Система стандартов QS 9000.

3. Система стандартов ИСО 14000.

4. Отличительные особенности международных стандартов ИСО 9000.

5. Требования к системе качества фирмы в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.

Методические рекомендации:

При подготовке студента к семинарскому занятию следует ознакомиться с необходимой литературой и нормативными международными актами.

При рассмотрении учебных вопросов по данной теме особое внимание следует обратить на становление и модернизацию требований базовых международных стандартов серии ИСО 9000, зависимость системы международной стандартизации от уровня научно-технического прогресса, интеграции стран.

Семинарский доклад выполняется с учетом выше изложенных требований и рекомендаций. Объем текста доклада жестко не ограничивается и не устанавливается. Но из практического опыта следует, что оптимальный объем доклада приблизительно должен быть около половины одного авторского листа текста (один авторский лист текста составляет: 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая знаки препинания и пробелы между словами, или 24 машинописных страницы, напечатанных через 2 интервала; если доклад выполняется от руки, то в зависимости от почерка его объем должен составлять примерно 10-12 страниц).

При подведении итогов семинарского занятия необходимо уяснить основные принципы системы всеобщего управления качества и возможности ее применения в туристской фирме.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Ключевые цели стандартов ИСО серии 9000.

2. Американский национальный институт стандартов.

3. Европейская система стандартизации.

4. Пять базовых стандартов новой версии ИСО 9000 2000 года. Их принципиальные отличия.

Литература:

1. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации. М., Логос. - 2006.

2. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. Издательство Эксмо-Пресс, 2006

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М., ЮНИТИ. -2005.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

4.1. Общие положения

Методические рекомендации предназначены для выполнения контрольных работ по дисциплине «Международные стандарты и сертификация услуг в туризме». Необходимыми требованиями в ходе оформления письменной работы является следование научной логике и корректное оформление результатов исследования.

Цель данных методических рекомендаций к контрольным работам состоит в том, чтобы ознакомить обучающихся с требованиями и правилами изучения, обобщения и анализа научного, методического, практического материала, его использования для ответов на поставленные вопросы контрольной работы и правильного оформления результатов исследования.

 

4.2. Перечень тем контрольных работ

1. Международная стандартизация – понятие и виды.

2. Международные организации по стандартизации.

3. ИСО – центральная международная организация по стандартизации.

4. Правовые основы деятельности и организационная структура ИСО.

5. Виды деятельности ИСО.

6. Стандарты ИСО серии 9000 и их модернизация.

7. Стандарты ИСО серии 14000, предназначение и модификация.

8. Основополагающие принципы международной стандартизации.

9. Организационная структура и деятельность ВТО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: