Обратимся к нормотворческой деятельности ВТО.




За время работы ВТО приняты следующие основные акты.

Одним из первых значимых документов является Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года, которая была принята Всемирной конференцией по туризму созванной ВТО, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. В Манильской декларации подчеркивается, что международное сотрудничество в области туризма представляет собой такое сотрудничество, при котором должны уважаться индивидуальные особенности народа и основные интересы государств.

В 1982 году проходит Всемирная конференция по туризму в Акапулько, итогом которой является принятие Акапульского документа (Документ Акапулько). Документ определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма. Документ Акапулько способствовал повышению роли межгосударственных туристских связей; улучшению организации перемещения туристов через государственные границы; унификации таможенных формальностей; валютных и медицинских правил; выработке новой концепции международного туризма.

На шестой Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в Болгарии (София, 1985г.), были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 года. Хартия туризма закрепила рекомендации государствам по созданию условий для упорядоченного и гармоничного роста как внутреннего, так и международного туризма, своего рода правил туристской политики государства. Кодекс туриста собрал свод правил поведения туриста, а также гарантий туристам в стране пребывания.

В 1989 году проходит Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (Нидерланды) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и ВТО. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. закрепила десять принципов международного туризма.

На девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес, 1991) принимается резолюция касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 октября 1991 года.

ВТО в 1992 году в Рио-де-Жанейро принята Программа действий XXI века, к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму, которые занимают ведущее место в разработке национальных долгосрочных программ в туризме. Рядом стран уже приняты такие программы (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.). В Рио-де-Жанейро также принята Декларация по окружающей среде и развитию от 13 июня 1992 года.

В 1994 году на Всемирной конференцией министров по туризму принимается Декларация по туризму (Осака, Япония, 4 ноября 1994 г.).

На одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 года была принята Резолюция о предотвращении организованного секс-туризма. В резолюции отмечалось, что секс-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс-туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме. В развитие положений данной резолюции принята Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 года по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях.

В 1996 году на втором форуме ВТО для парламентов и местных властей по теме "Ответственные за туристскую политику", принята Декларация по туризму (Бали, Индонезия).

В 1997 году на Всемирном совещании руководителей сферы туризма но социальным воздействиям туризма (Манила, Филиппины, 22-23 мая 1997г.) принимается Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 года.

В 1999 году на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в г.Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года был принят Глобальный этический кодекс туризма.

 

Тема 3. Акты международных организаций и сообществ в области туризма

 

Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.

Можно выделить следующие многосторонние международные договора:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;

- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;

- Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года;

- Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции;

- Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));

- Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;

- Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.;

- Конвенция о правах ребенка от 26 января 1990 года;

- Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года;

- Конвенция по биологическому разнообразию от 6 января 1995 года;

- Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах.

Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

Одним из первых значимых документов является Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года, которая была принята Всемирной конференцией по туризму созванной ВТО, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. В Манильской декларации подчеркивается, что международное сотрудничество в области туризма представляет собой такое сотрудничество, при котором должны уважаться индивидуальные особенности народа и основные интересы государств.

В 1982 году проходит Всемирная конференция по туризму в Акапулько, итогом которой является принятие Акапульского документа (Документ Акапулько). Документ определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма. Документ Акапулько способствовал повышению роли межгосударственных туристских связей; улучшению организации перемещения туристов через государственные границы; унификации таможенных формальностей; валютных и медицинских правил; выработке новой концепции международного туризма.

На шестой Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в Болгарии (София, 1985г.), были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 года. Хартия туризма закрепила рекомендации государствам по созданию условий для упорядоченного и гармоничного роста как внутреннего, так и международного туризма, своего рода правил туристской политики государства. Кодекс туриста собрал свод правил поведения туриста, а также гарантий туристам в стране пребывания.

В 1989 году проходит Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (Нидерланды) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и ВТО. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. закрепила десять принципов международного туризма.

На девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес, 1991) принимается резолюция касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 октября 1991 года.

ВТО в 1992 году в Рио-де-Жанейро принята Программа действий XXI века, к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму, которые занимают ведущее место в разработке национальных долгосрочных программ в туризме. Рядом стран уже приняты такие программы (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.). В Рио-де-Жанейро также принята Декларация по окружающей среде и развитию от 13 июня 1992 года.

В 1994 году на Всемирной конференцией министров по туризму принимается Декларация по туризму (Осака, Япония, 4 ноября 1994 г.).

На одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 года была принята Резолюция о предотвращении организованного секс-туризма. В резолюции отмечалось, что секс-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс-туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме. В развитие положений данной резолюции принята Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 года по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях.

В 1996 году на втором форуме ВТО для парламентов и местных властей по теме "Ответственные за туристскую политику", принята Декларация по туризму (Бали, Индонезия).

В 1997 году на Всемирном совещании руководителей сферы туризма но социальным воздействиям туризма (Манила, Филиппины, 22-23 мая 1997г.) принимается Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 года.

В 1999 году на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в г.Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года был принят Глобальный этический кодекс туризма.

Необходимость разработки Кодекса отмечалась в резолюции, принятой в 1997 году на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В последующие два года был сформирован специальный комитет по подготовке Глобального этического кодекса, проект которого разработали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на основе консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Исполнительным советом ВТО.

Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этого Кодекса и предложила ВТО обогатить его дополнительными предложениями из частного сектора, неправительственных и трудовых организаций. Письменные комментарии к Кодексу поступили из более чем 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 года на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г.Сантьяго.

Целью Глобального этического кодекса туризма стало обобщение различных документов, кодексов и деклараций, опубликованных в последние годы и имеющих аналогичные цели, для того, чтобы дополнить их новыми положениями, отражающими развитие наших обществ. Таким образом, данный Кодекс должен стать определяющим актов в ближайшие десятилетия.

Глобальный этический кодекс туризма закрепил десять 10 статей:

- Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами;

- Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования;

- Туризм - фактор устойчивого развития;

- Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение;

- Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ;

- Обязанности участников туристского процесса;

- Право на туризм;

- Свобода туристских путешествий;

- Права работников и предпринимателей туристской индустрии;

- Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.

Девять из названных статей Кодекса определяют "правила игры" для туристских направлений, правительств, туроператоров, туристских агентств, трудящихся и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации.

Среди принципов Кодекса можно выделить:

Во-первых, Кодекс утвердил право на туризм.

Во-вторых, установил, что туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.

В-третьих, установил, что административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например, визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.

В-четвертых, установил, что профессионалы сферы туризма, особенно инвестора, должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу; они также должны, с максимальной транспарентностью и объективностью, предоставлять информацию о своих будущих программах и их возможных последствиях, и содействовать диалогу с заинтересованным населением относительно их содержания (п.4 ст.6 Кодекса).

В рамках 14 сессии ВТО (г.Сеул (Республика Корея)/ г.Осака (Япония), 24 – 29 сентября 2001 года) также был принят ряд документов. Это:

- Сеульская декларация "Мир и туризм". Практические принципы для содействия миру во всем мире на основе туризма – в рамках данного акта были сформулированы принципы для обеспечения мира во всем мире на основе туризма;

- Осакская декларация тысячелетия;

- Заявление Всемирной туристской организации от имени лидеров туризма, которые приняли участие в четырнадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО и на Конференции тысячелетия в Сеуле (Республика Корея) и Осаке (Япония) 23 сентября - 1 октября 2001г.

В 2000-2002 году разрабатывалась совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (ST-EP)" направленная на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа ST-EP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г. В дальнейшем данная программа находит свое упоминание и акты реализации на каждой сессии ВТО. В 2004 году ВТО создает Фонд ST-EP (местонахождение – Корея).

В одной из последующих резолюций ВТО было акцентировано, что:

- деятельность Фонд ST-EP должна быть в первую очередь направлена на достижение Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН;

- должна быть максимально включена в систему общих обязательств ООН по снижению уровня бедности;

- должна иметь своим приоритетом устойчивое и полное использование туристского потенциала наименее развитых стран, но может также быть ориентирована и на наиболее бедные регионы развивающихся стран.

В 2002 году на Всемирном саммите по экотуризму (Квебек, 19—22 мая 2002г.) проведенному по эгидой ЮНЕП и ВТО, была принята Квебекской декларации по экотуризму, в которой изложены рекомендации национальным органам власти, представителям частного сектора, неправительственным и общественным организациям, учебным заведениям, а также межправительственным организациям и финансовым учреждениям.

15 сессия ВТО прошла в октябре 2003 года в Китае (Пекин), 16 сессия в ноябре/декабре 2005 года в Дакаре (Сенегал), 17 сессия пройдет в Колумбии в 2007 году.

В рамках 16 сессии принята резолюция Сотрудничество с системой Организации Объединенных Наций (с подразделами: а) Участие в координационных механизмах системы ООН; b) Принятие Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений). Также в рамках 16 сессии рассматривался проект Белой книги туристской индустрии и Проекта 2010 (документ-список из пятидесяти показателей эффективности, - акты которые позволят государствам-членам и руководству ВТО оценивать результаты деятельности в сфере туризма) и документ под названием «Советы, касающиеся официальных рекомендаций по поездкам», являющийся прямым руководством по вопросам официальных рекомендаций по поездкам.

 

Тема 4. Акты РФ, регламентирующие международную туристскую деятельность

Туристские услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 50644.

Туроператор и турагент должны иметь лицензию на осуществление туристской деятельности и сертификат соответствия оказываемых туристских услуг требованиям безопасности для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.

Формирование тура осуществляют исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста (или организации) с учетом специфики внутреннего, выездного и въездного туризма на основании договоров (контрактов) с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех услуг, входящих в тур, или с организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими отдельные услуги.

Во въездном туризме формирование тура осуществляют путем разработки программы туристского путешествия по определенному маршруту, включающей предоставление комплекса услуг с заключением договора с направляющей стороной - иностранной туристской организацией в рамках международного сотрудничества с данной стороной.

Во въездном и внутреннем туризме предоставление услуг на территории Российской Федерации осуществляют на основе договоров с туроператорами и организациями или индивидуальными предпринимателями, предоставляющими / организующими:

- услуги средств размещения;

- услуги питания;

- услуги по перевозке пассажиров;

- экскурсионные услуги;

- услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных и других мероприятий в соответствии с программой пребывания;

- комплекс вышеназванных услуг.

По услугам, подлежащим обязательной сертификации, договора заключают с организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими сертификаты соответствия требованиям безопасности.

В выездном туризме формирование тура осуществляют на основании договоров с принимающей стороной - иностранной туристской организацией и перевозчиком в соответствии с договором в области туризма Российской Федерации с данным иностранным государством.

В договорах с принимающей стороной должна быть предусмотрена ответственность последней за соответствие предоставляемых услуг условиям договора, а также за причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов по вине принимающей стороны или ее контрагентов в рамках предоставляемых услуг.

В договорах с перевозчиком должна быть предусмотрена ответственность перевозчика за предоставление проездных документов в соответствии с подтвержденным бронированием и выполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Продвижение тура осуществляют на основе, включающей:

- рекламу тура;

- участие в специализированных выставках, ярмарках;

- организацию (участие в) ознакомительных (рекламных) туров(ах);

- издание каталогов, буклетов и др.

Реализацию тура осуществляют на основании договоров туроператора с турагентом, туроператора / турагента с туристом и туроператора с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги.

Договор между туроператором и турагентом должен предусматривать:

- ответственность туроператора перед турагентом за:

1) информационное обеспечение каждого тура,

2) качество и безопасность предоставляемых туристских услуг,

3) возмещение убытков в случае аннуляции турпоездки по вине туроператора после подтверждения заявки турагентом,

4) предоставление турагенту необходимой и достоверной информации о потребительских свойствах туристских услуг, обеспечивающей туристам возможность выбора тура или отдельных услуг в соответствии с их качеством и ценой, а также предоставление недостоверной информации;

- ответственность турагента перед туроператором за:

1) предоставление туристам необходимой и достоверной информации, обеспечивающей последним возможность выбора тура или отдельных услуг в соответствии с их качеством и ценой,

2) возмещение убытков в случае аннуляции турпоездки по вине турагента после подтверждения заявки туроператором.

Договор между туроператором / турагентом (продавцом) и туристом включает ответственность туроператора / турагента за предоставление всех предусмотренных договором услуг вне зависимости от того, предоставляются ли эти услуги самим туроператором / турагентом или третьей стороной.

К существенным условиям договора относятся:

-информация о туроператоре / турагенте (продавце), включая данные лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес, банковские реквизиты;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- розничная цена тура и порядок его оплаты;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристских услуг, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникающих в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- условия возможного изменения стоимости тура;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Таблица 1

ИНФОРМАЦИЯ О ТУРЕ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Требование к информации Содержание информации
Информационное обеспечение тура Наличие информации о: - средствах размещения и наборе предостав- ляемых услуг; - условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории и уровне комфортности); - условиях питания; - условиях трансфера; - программе тура; - экскурсионном обслуживании; - наличии гида, сопровождающего; - дополнительных услугах.
Памятка - Необходимая и достоверная информация о: правилах въезда в страну (место) временного пребывания; - условиях пребывания; - таможенных правилах; - обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; - состоянии окружающей природной среды; часовом поясе и климатических условиях на маршруте; - опасностях, с которыми может встретиться турист при совершении путешествий; факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий; правилах личной безопасности; - особенностях путешествий; - курсе валют и порядке их обмена; - правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки; - прочая полезная информация

 

Офис (помещение) туроператора / турагента, оказывающего туристские услуги, должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОФИСУ (ПОМЕЩЕНИЮ) ТУРОПЕРАТОРА / ТУРАГЕНТА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ

Требование к офису (помещению) Характеристика
Внешний вид Наличие вывески, содержащей следующие сведения: полное фирменное наименование туроператора / турагента, юридический адрес, график работы Удобные подходы к офису (помещению)
Наличие документа на право пользования офисом (помещением) Документ, подтверждающий право пользования служебным помещением
Микроклимат Поддержание оптимальных параметров температуры и влажности
Оформление помещений для посетителей и персонала Наличие оборудованных рабочих мест для персонала Техническое обеспечение оперативной деятельности (средства связи, включая факсимильную связь, компьютер, копировальную и множительную технику, технические средства для осуществления банковских и кассовых операций) Наличие оборудования для хранения денежных средств и бланков строгой отчетности Рекламные проспекты, каталоги и пр. должны быть расположены в доступном для посетителей месте и подобраны по турам Наличие стульев (кресел) для обслуживаемых посетителей Наличие мест для ожидающих посетителей
Информация для потребителей (в доступном для обозрения месте) Копия свидетельства о государственной регистрации Копия лицензии на право осуществления туристской деятельности Копия сертификата соответствия Копия лицензии на применение знака соответствия Общие правила реализации туристского продукта Бланки документов, оформляемые при реализации туристского продукта

 

Туристские организации должны быть укомплектованы профессионально подготовленным персоналом, способным осуществлять деятельность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды.

Услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 50644 и ГОСТ 28681.1/ГОСТ Р 50681 (5.8.2).

Туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно - эпидемиологическими условиями.

Средства размещения, транспортные средства для перевозки туристов и экскурсантов, туристское снаряжение и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания туристов.

Проектирование экскурсионных услуг проводят по ГОСТ 28681.1/ГОСТ Р 50681.

Безопасность экскурсантов обеспечивается в соответствии с требованиями ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 50644.

Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа.

При организации автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь:

- инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;

- правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе;

- договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров.

 

Тема 5. Акты о сотрудничестве государств-участников СНГ в области туризма

Совет по туризму стран СНГ выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ.

Межгосударственный совет по туризму стран СНГ создан 23 декабря 1993 года на основании Соглашения, подписанного в г.Ашгабаде Главами Правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств.

В Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма входят 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

По приглашению Совета в его заседаниях могут участвовать представители заинтересованных министерств, ведомств и других органов управления и хозяйственной деятельности государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма или их уполномоченные представители.

Представители государств, не являющихся участниками Соглашения, могут принимать участие в работе Совета в качестве наблюдателей с согласия членов Совета.

Председателем Совета по туризму является руководитель Федерального агентства по туризму - В.И.Стржалковский.

 

Тема 6. Международные туристские перевозки

Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего «Договора о международных перевозках пассажиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Федерации являются участниками многостороннего «Соглашения о международном грузовом сообщении» (СМГС) и многостороннего «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Эти соглашения были подписаны странами СНГ (за исключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албанией, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок Российская Федерация имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией.

Существует ряд международных объединений, занимающихся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования пассажирских и грузовых перевозок. К наиболее известным таким объединениям относится Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эстония. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН, Международным союзом железных дорог и другими международными организациями в области транспорта.

Другой важной организацией в этой сфере является Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение технической информации. МАЖК изучает и обобщает опыт по наиболее важным научно-техническим и производственным вопросам, вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию техники и технологии железнодорожного транспорта.

Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922 г. В настоящее время в него входят представительства железных дорог более 30 стран Западной Европы, Азии и Африки.

В 1975 г. была создана Международная Конференция по Пассажирским Тарифам. Это неправительственная организация по выработке и согласованию тарифов на перевозки пассажиров и багажа между европейскими странами. К ее основным целям относятся проведение единой тарифной политики, способствующей развитию международных пассажирских перевозок; поиск согласованных решений по международным и внутренним тарифам для иностранных граждан; координация деятельности по формированию тарифов в различных международных сообщениях.

Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют международные договоры и конвенции, среди которых можно выделить Афинскую «Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г. СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 г. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза является участником этого соглашения. Конвенция распространяется на все суда (кроме судов на воздушной подушке) и применяется к любой международной перевозке, если судно плавает под флагом государства, которое является стороной Конвенции или зарегистрировано в таком государстве; если договор перевозки заключен в этом государстве или если оно является местом отправления или назначения судна. В то же время Конвенция не применяется в том случае, если пассажир является гражданином России и следует на судне по договору с российским перевозчиком. В Афинской Конвенции предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа. В соответствии с данным документом имущественная ответственность перевозчика составляет 700 000 швейцарских франков за вред, причиненный здоровью пассажира; 12 500 швейцарских франков за ручную кладь; 50 000 швейцарских франков за транспортное средство; 18 000 швейцарских франков на пассажира в отношении других предметов багажа.

Одной из международных организаций, занимающихся вопросами морского судоходства, является международная морская организация IMO (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. Она разрабатывает международные акты в области морских перевозок, в том числе, связанные с безопасностью мореплавания и с защитой морской среды от загрязнения. В результате деятельности этой организации был подписан ряд конвенций, регулирующих международные морские перевозки: «Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море» (1974); Международная Конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров» (1967); «Международная Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» (1981); «Международная Конвенция о поиске и спасении на море» (1979); «Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросом отходов и других материалов» (1972) и др.

При морских перевозках в территориальных водах Российской Федерации, в водах открытого моря и при заходе российских судов в иностранные морские порты действует правовой документ национального законодательства «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ), вступивший в силу с 1 мая 1999 г. Этот документ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания, под которым понимается «деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей».

Поскольку данное учебное пособие предполагает ознакомление студентов с услугами, предоставляемыми путешественникам на транспорте, имеет смысл более подробно остановиться на деятельности, связанной с использованием морских судов для перевозки пассаж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: