На фоне неблагоприятных показателей социально-экономического положения детей, интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. По результатам профилактических осмотров, проведенных медиками, значительно выросло количество учащихся, страдающих заболеваниями нервно-психического расстройства, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями МВС, органов зрения, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Рост заболеваемости детей напрямую связан с неправильным образом жизни взрослых, за которым наблюдают и в котором участвуют дети. Факторы риска заболеваемости и ранней смертности, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков, физическая пассивность, выявляются у школьников различных возрастов.
Ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой.
При формировании культуры здорового образа жизни необходимо создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, просветительской работы с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Возникла необходимость в создании специальной программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
|
Цель:
Организация образовательного процесса, способствующего сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся.
Задачи:
· пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
· формирование установки на использование здорового питания;
· использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных; психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· формирование знания негативных факторов риска здоровья детей;
· становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
· формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Организация работы образовательного учреждения по формированию
у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Первый этап – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
· анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;
· анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;
|
· анализу расписания занятий;
· выполнению санитарно-гигиенических требований;
· сформированности элементарных навыков гигиены;
· рациональному питанию;
· профилактике вредных привычек;
· организации просветительской работы с учащимися и родителями;
· мониторингу физического развития учащихся;
· анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.
Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.
7.1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:
· внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;
· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
· создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
7.2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
· проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;
· приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.