Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||
Здоровьесберегающая инфраструктура | Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы | Реализация дополнительных образовательных программ | Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Планируемые результаты | ||||
Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера ан ступени начального общего образования. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и отдыха | Эффективное внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс | Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занитий по профилактике вредных привычек |
7.3.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
1. Соответствие состояния зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
2. Наличие столовой, помещения для хранения и приготовления пищи, необходимого технологического оборудования.
3. Организация качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков.
4. Наличие спортивного зала, спортивной площадки, необходимого игрового и спортивного оборудования и инвентаря.
5. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (специалисты: учителя физической культуры, социальные педагоги, педагоги-психологи).
7. Оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием, мебелью, учебным материалом, ТСО.
Рациональная организация учебного процесса
1. С целью профилактики утомления и стрессов как одной из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе особое внимание уделять соблюдению гигиенических норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения.
2. Соблюдение гигиенических требований к условиям обучения школьников:
· поддержание постоянного воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и после них осуществление сквозного проветривания;
· наличие во всех учебных кабинетах естественного левостороннего освещения, создание условий для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;
· применение в учебных помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;
· исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.
3. Во избежание утомления и стрессов особое внимание уделять рациональной организации урока:
· организация различных видов деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и работа с наглядными пособиями, проблемные беседы, решение задач, выполнение творческих заданий) на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут.
· поддержка благоприятного психологического климата, уделение особого внимания эмоциональным разгрузкам;
· проведение на уроках тематических физкультминуток и физкультминуток, содержащих комплекс упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики для глаз.
4. В своей педагогической деятельности следовать принципам здоровьесберегающей педагогики:
· принципу оздоровительной направленности;
· принципу комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
· принципу активного обучения;
· принципу формирования у обучающихся ответственности за их здоровье и здоровья окружающих людей.
5. Использовать на уроках методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся:
· метод свободного выбора;
· метод групповой и коллективной работы;
· методы, направленные на самопознание и развитие самооценки обучающихся;
· практические методы (проведение практических, лабораторных работ; экскурсий; выполнение творческих работ; проектов на заданную тему);
· игровые методы обучения (использование на уроках познавательных, сюжетно- ролевых, дидактических, ситуационных игр);
· метод проблемного обучения.
6. Осуществлять индивидуализацию обучения: учитывать индивидуальные особенности развития каждого ученика.
7. Вводить любые инновации в учебный процесс только под контролем специалистов.
8. Использовать правила при работе за компьютером:
· Перед работой за компьютером необходимо сделать разминку.
· Сидеть при работе расслабленно.
· Необходимо чаще менять позу, делать перерывы в работе.
· Пальцы должны быть лёгкими и расслабленными.