Умственно отсталых школьников к обучению их чтению,




Белорусский государственный педагогический университет

Имени Максима Танка

 

 

Т.А. ПРОЦКО

 

 

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Учебно–методическое пособие

 

Минск 2000

УДК 376.2(075.8)

ББК 74.3 я 73

П 845

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ им. М.Танка

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор психологии БГУ Е.С.Слепович

 

Процко Т.А.

П854 Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.–метод. пособие. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000. –

YSBN 985 435 218–8

В учебно методическом пособиипредставлены материалы для психолого педагогического обследования познавательной и эмоционально-личностной стороны психики у учащихся младших классов вспомогательной школы, сформированности школьных знаний, умений и навыков чтения, письма и счета.

Учебно методическое пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и может быть использовано в практике работы вспомогательной школы и Центров коррекционно развивающего обучения и реабилитации.

 

ББК 74.3 я 73

 

YSBN 985– 435–218–8

 

Ó Т.А.Процко, 2000

П СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ……………………….……………..………………….….3

I. Общие теоретические положения…………………………….…...5

II. Психологическое обследование познавательной сферы

психики и деятельности …………….………………………….…...9

III. Педагогическое и психологическое изучение готовности младших

умственно отсталых школьников к обучению их чтению,

письму и счету.…………………………………….……………...…..72

Оформление материалов психолого-педагогического

обследования …………………………………………………………..…79

Литература ……………………..………………………………………...80

Приложение I …..……………………………………………..………….81

Приложение II.………………………………………………..……….103

 

РЕДИСЛОВИЕ

 

Учебно–методическое пособие «Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы» предназначается для проведения лабораторных занятий во вспомогательной школе по учебному курсу «Специальная психология» («Психология умственно отсталого школьника»).

Главной целью психолого–педагогического обследования является демонстрация студентам–дефектологам недоразвития познавательной и эмоционально–личностной сторон психики и обусловленных недоразвитием психики особенностей учебных представлений, знаний, умений и навыков у младших умственно отсталых школьников. Однако, в связи с существующими трудностями теоретического и практического порядка, комплектование состава учащихся вспомогательной школы не лишено недочетов. Нередко в нее попадают дети, которые имеют состояния, сходные с умственной отсталостью, но не являются умственно отсталыми в действительности. Поэтому, параллельно с демонстрацией, часто встает другая цель: отграничение умственной отсталости от других случаев своеобразного развития психики.

Процесс обучения студентов–дефектологов по курсу «Психология умственно отсталого школьника» имеет свои серьезные трудности, связанные с отсутствием нужного количества учебных пособий, в которых с достаточной полнотой, обобщенностью и конкретностью излагались бы научные данные, многочисленные по своему объему и разнообразные по характеру, в области специальной психологии. Это является причиной изложения в данном пособии ряда основополагающих и мало доступных для широкого читателя теоретических положений в области общей, возрастной и специальной психологии в их определенной системной связи.

Пособие состоит из 3–х разделов.

Первый раздел содержит изложение вопроса о целях психолого–педагогического обследования, а также общего проблемного вопроса о психикеидеятельности.

Второй раздел содержит в себе теоретические и практические материалы психологического изучения познавательных процессов и действий у младших умственно отсталых учащихся. Теоретические материалы представлены в соответствии с методиками изучения отдельных сторон познавательной сферы психики у умственно отсталых учеников, в сравнении с детьми, развивающимися нормально. Практический материал представляют сами методики, применяемые традиционно или используемые в специальных исследованиях. Методики адаптированы применительно к реальным возможностям умственно отсталых учащихся в рамках имеющегося у них житейского и учебного опыта. Некоторые методики разработаны на кафедре олигофренопедагогики.

При анализе полученных данных акцент делается не на правильности или неправильности результатов выполнения заданий, а на способах выполнения, что соответствует наиболее продуктивному подходу в осуществлении психодиагностики в школе (Л.А.Венгер, Л.И.Цеханская, 1980 и др.).

Способы производимых детьми действий определяются по ряду критериев, разработанных и апробированных на кафедре олигофренопедагогики БГПУ имени Максима Танка в рамках НИРСА. Разработка критериев производилась с учетом теоретических общепсихологических и специальных психологических данных, а также с учетом объективного содержания используемых методик и субъективных возможностей младших школьников в зонах их актуального и ближайшего развития.

Методики обследования снабжены специальными формами для протоколирования данных, получаемых при обследовании («Приложение I”). Протоколы расчитаны на последовательное формирование у студентов–дефектологов умений анализировать, сравнивать и обобщать получаемые данные по определенным качественным характеристикам изучаемых у ребенка познавательных и поведенческих актов в разнообразии их специфических свойств.

В третьем разделе пособия представлены материалы по выявлению особенностей учебной деятельности младших умственно отсталых школьников. Рассматривается вопрос, касающийся, во–первых, качества сформированных у 2–классников представлений, знаний, умений и навыков по русскому языку (чтению и письму) и математике в рамках учебных программ; во–вторых, – психологических предпосылок, составляющих готовность учащихся к овладению началами этих учебных предметов. Вопрос о готовности к учебной деятельности рассматривается с позиции положения Л.С.Выготского (1982) о необходимости формирования учебных понятий и умений ими оперировать на базе достаточно развитого «жизненного опыта» с его «житейскими понятиями», а также с позиций современных представлений о роли семиотической функции в организации и осуществлении учебной деятельности школьников (Н.Г.Салмина, 1989 и др).

Прилагаются формы протоколов («Приложение II»). Завершается пособие освещением вопроса об оформлении материалов психолого–педагогического обследования.

Материалы пособия могут быть использованы также в практике дифференциальной психодиагностики детей со своеобразием развития психики.

 

 

I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: