II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ




ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫПСИХИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Изучение особенностей психического развития осуществляется методами беседы, наблюдения и эксперимента. Целесообразно начинать обследование с выявления особенностей жизненного опыта учеников и их речи, соотнося друг с другом особенности того и другого. Жизненный опыт ребенка определяется методом беседы, что позволяет одновременно выявлять и особенности речевого развития. В беседе происходит знакомство с ребенком и устанавливается необходимый эмоциональный контакт.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

Знание о жизненном опыте детей – в соотнесенности его с уровнем речевого развития – необходимо дефектологу для дифференциальной психодиагностики, для продуктивной реализации в школе программных требований, а также для осуществления индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

"Жизненный опыт" учеников составляет запас сложившихся у них представлений (чувственных образов), знаний (словесных сведений) и умений – действий по их оперированию, а также навыков (автоматизированных умений), применительно, прежде всего, к ситуациям ближайшей повседневной действительности, как и к тем ситуациям, сведения о которых приобретаются в процессе общения с окружающими без целенаправленного обучения. С начала все это составляет, так называемый, "житейский опыт". Но в школьном возрасте к последнему присоединяются и связываются с ним представления, знания и умения, относящиеся к действительности, далеко выходящей за пределы повседневности, и получаемые не только в повседневном общении, но и в процессе целенаправленного обучения.

Жизненный опыт, входящие в него "житейские понятия" (по терминологии Л.С.Выготского) являются необходимой базой для формирования у школьников основ научных знаний, "научных понятий".

Нормально развивающиеся дети уже к 6–ти годам имеют, в пределах своего возраста, богатый жизненный опыт и достаточно свободно им оперируют в рамках ситуаций, доступных детям для осмысливания. Основой этого является свойственная нормальным детям высокая психическая активность, которая проявляется в любознательности – в развитом у них "чувстве нового", в интересе к новому, незнакомому.

При умственной отсталости "восприимчивость к новому" недоразвита. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л.С.Выготский, 1983; С.Я.Рубинштейн, 1986). Поэтому жизненный опыт этих детей отличается примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам и явлениям ближайшей повседневной действительности. Одновременно для умственно отсталых характерно недоразвитие умений самостоятельно оперировать имеющимися представлениями, знаниями, ранее сформированными умениями; недоразвита способность к переносу имеющегося опыта в сколько–нибудь новые для ребенка условия.

Для выявления особенностей проявления познавательной активности можно использовать разработанный и апробированный на кафедре прием (Т.А.Процко, 1988).

Методика. Ребенку поочередно предлагается два ряда предметных картинок. В одном ряду три картинки с изображением зверей, в другом ряду три картинки с изображением птиц. В каждом из них две картинки изображают хорошо знакомых детям зверей и птиц, имеющих некоторые броские внешние признаки: иголки – у ежика, пушистый хвост у лисы, черно–белое оперение у сороки, красная грудка у снегиря. На одной же картинке в каждом ряду нарисованы незнакомые в повседневном опыте или мало знакомые животные и птицы: например, двугорбый верблюд и разноцветный попугай–кокаду. Они тоже имеют бросающиеся в глаза внешние признаки.

Инструкция: Взрослый обращается к ребенку с вопросом: " О каком животном (птице) ты хотел бы, чтобы я тебе рассказал?"

Ребенок называет или показывает предмет, на которой обращен его выбор.

Поле этого взрослый задает другой вопрос: " Почему ты хочешь, чтобы я рассказал тебе о …?"

Цель: выявление характера мотивации произведенного ребенком выбора, фиксации внимания на том или другом предмете.

Критерии для оценки полученных данных:

Интеллектуальный (познавательный) характер мотивации произведенного выбора. В обоснованиях школьника обнаруживается интерес к новому для него или малознакомому предмету ("Потому что я его не знаю"; "Я о нем мало знаю"; "Мне о нем мама рассказывала …").

Эмоциональный характер мотивации. Внимание ребенка фиксируется на каком то внешнем качестве предмета, вызвавшем эмоциональную реакцию ("Потому что он мне нравится"; "Потому что она красивая"; "Потому что он – ежик! – может съесть …" и т.д.).

"Описание" выбранного предмета по некоторым внешним воспринимаемым и представляемым признакам (" Что у нее хвост пушистый"; " Он в лесу прыгает, ест морковку и еще капусту"; "Что он живет в пустыне"; "Что он зимует"). Описание представляет собой переходную форму от эмоциональной мотивации фиксации внимания на предмете к интеллектуальной. Здесь можно видеть проявление как эмоционального, так и интеллектуального моментов в процессе выбора предмета, оказавшегося наиболее интересным для ребенка.

Отсутствие обоснования выбора. Достоверной оценке не поддается. Причины могут быть разными: трудности вербализации произведенных действий выбора; критичность, проявляющаяся во внутреннем плане как рефлексия, борьба возникающих мотивов, их движения, не находящие быстрого разрешения в сознании ребенка; чувство неуверенности в правильности выбора перед лицом педагога, всегда оценивающего действия ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: