Модернизация Латинской Америки




 

Экономическая модернизация в 1990-е гг. Характеризуется это новым циклом масштабных неолиберальных реформ, которые были в свою очередь продолжением неолиберальных реформ, которые в некоторых странах региона проводились в 1970-80-е. Чили. Боливия.

Что же предполагалось сделать в ходе реформ? Ну как же, иначе же можно еще до жуткого тоталитарного коммунизма докатиться. Итак, сотрудничество с иностранным капиталом, либерализацию внешней торговли/отказ от протекционизма, отказ государства от прямого вмешательства в регулирование цен, резкое сокращение госсектора. Наконец, самое главное, сокращение социальных расходов.

Зачем это было нужно? Для того чтобы достичь эффективности экономики стран Латинской Америки, что не удавалось весь ХХ в. Нужно модернизировать экономику, связать её с мировым рынком. Не только экспорт сырья, но и другие отрасли. Интенсивное подключение успешно бедных стран Латинской Америки в сферу ИТ, коммуникаций, услуг. Это же ядро НТР, иначе не попасть в 21 век. Эти реформы, как предполагалось, должны бы были проводиться с широким участием ТНК.

Проводились они на основе соглашения – «Вашингтонского консенсуса». В 1989 эту программу разработал Американский Институт международной экономики. Поддержали программу МВФ и Всемирный банк. В «Вашингтонском консенсусе» участвовали не только ЛА, но и часть Азии и Восточная Европа.

Страны ЛА шли на участие в Ваш.Конс. отчасти добровольно, отчасти вынужденно. Это означало ведь, что они могли реструктурировать внешний долг. А большинство стран в долгах как в шелках. И, если бы они участвовали в этой программе структурных неолиберальных реформ, то им МВФ и Всемирный банк готовы были предоставить возможность реструктуризации долга, то есть отсрочки или пересмотра условий. Это использовалось и дальше.

Вот в Чили либерализм уже был. В Мексике были первые попытки. В 1980-е неолиберальные реформы проводили сами правительства ЛА стран. Теперь там роль ТНК сильно возросла. Цифра такая. Из 500 крупных компаний, которые работали в ЛА в 90-е, 230 были филиалы ТНК. В 1980-е их было только 150.

Реформы 1990-х были более масштабными, быстрыми, последовательными и решительными, в отличие от 1980-х. И к тому же, помимо названных направлений реформ, Вашингтонский консенсус в 1990-е предусматривал ряд новых параметров, в частности сокращение госаппарата и расходов на него, соблюдение бюджетной дисциплины и борьба с коррупцией, сокращение бюджетного дефицита до 3% от ВВП, сокращение расходов на оборону и неэффективные долгосрочные проекты, налоговые реформы. Каковы же были итоги реформ? Надо сказать, что были определенные позитивные итоги.

Прежде всего это снижение уровня инфляции. В 1980-х инфляция свирепствовала, что было результатом воздействия на ЛА мирового кризиса 1980-82. Значение этого кризиса на ЛА недостаточно изучено и прочувствовано. Например, фаза кризиса 1974-75, которая побила экономику США и Европы, в ЛА прошла совершенно спокойно. А вот 1980-82 были очень тяжелыми, инфляция достигала астрономических уровней. Теперь уровни инфляции снизили. 1200% (средний показатель по региону в начале 1990-х - т.е. рост цен в течение года в 12 раз, грубо, правда, в Чили и Коста-Рике такого не было.) Были и крупные страны, только вышедшие из трудных периодов - Бразилия, Аргентина, Боливия и Никарагуа.

В Аргентине в 1992 инфляция достигала 5000%. Цены растут примерно в 50 раз. К 1995 г. индекс инфляции снизился в среднем до 25%. К началу 2000-х до 7-9%. Инфляция – одна из страшных болезней. Поскольку в условиях инфляции никто не может рассчитать, сколько будет строить рабочая сила, сырье, перевозка, аренда...

Вторая позитивная сторона неолиберальных реформ. Страны ЛА всегда испытывали нехватку денег в бюджет. В результате массовой приватизации множества предприятий страны ЛА примерно за 10 лет получили 100 млрд долл. Это много. Тэтчер получила 28 млрд фунтов за приватизацию только в одной Великобритании. Но ресурс это невосполняемый, два раза не приватизируешь. Вопрос в том, сколько прибыли дадут эти доллары, вложенные в экономику.

Третий положительный момент - в 1990-е усилился приток иностранного капитала в ЛА. В том числе и с покупкой мероприятий. В целом он вырос в 5 раз. В итоге он составил в чистом виде 80 млрд долл. Это чистая прибыль.

Последнее положительное в неолиберальных реформах - ВВП стран ЛА в эти годы увеличился довольно-таки неплохими темпами. 1980-е были абсолютно провальными для ЛА, в результате кризиса 1980-82 вышло «потерянное десятилетие». В 1980-90 рост региона составил 1%. Почти в ноль. А на душу населения ВВП был на 10% ниже. На этом фоне 1990-е видели успех. Куба и Гаити были исключением, в 1991-2000 они не нарастили ВВП.

В целом итоги экономической модернизации в 1990-е оказались противоречивыми. Многие проблемы не были решены или даже усугублены.

Внешний долг стран ЛА, который астрономически быстро рос в 1980-е, поскольку тогда банковские ставки выросли, был велик. В 1990-м совокупный долг ЛА составлял 440 млрд долл (что еще как-то). К 2000 г. он составлял 700 млрд долл. Это плохо. Но страшен не сам долг, а то, насколько быстро развивается экономика данной страны и каков объем ее ВВП. Если страна развивается быстро, а ее долг составляет 30-40% годового ВВП, то это нормально. И сейчас в ЛА у многих стран все в порядке.

Либерализация экономики и снятие таможенных преград негативно повлияло на промышленность ЛА, которую создавали на базе импортзамещения. Полиграфическая, краски, произ-во некоторых продуктов питания, одежды, функционирование железных дорог и кое-что еще послевоенной импортозамещающей индустриализации отставало. Из общего числа предприятий в ЛА выжило в период реформ около 15% (как по Пиночету). Это деиндустриализация такая. Правда, возникали и новые предприятия. Модернизация создавала рабочие места для квалифицированных работников. А старые отрасли приходили в упадок и рабочие не требовались. Безработица в 1990-е выросла примерно вдвое и в среднем составляла 15-16% экономически активного населения.

Неолиберализм преследует развитие, а не социальные цели. Произошла дифференциация доходов, поляризация, рост числа бедных и очень бедных. Согласно экспертизе экономической комиссии ООН для стран ЛА и Карибского бассейна (ЭКЛАБ) по 10 наиболее крупным странам по итогам проведения реформ 2/3 населения ЛА можно было отнести к людям с низким доходам. По некоторым другим подсчетам, в том числе неправительственным, к концу 1990-х 40% населения ЛА (ок. 210 млн чел из 525-530 млн) жили ниже уровня бедности. А по критериям ООН бедность - 1-2 долл в день). 60 млн в Бразилии (всего тогда 160 млн, сейчас ок. 200 млн). Итак, из 160 млн 60 млн бедняков. Отличная страна.

На пороге XXI века страны ЛА столкнулись с новыми экономическими вызовами и попали в полосу кризисной турбулентности. На этот раз произошел ряд крупных финансовых обвалов в ряде крупных стран. Финансовый кризис 1995 г. в Мексике. Бразилия 1999. Аргентина 2001, дефолт.

Специалисты относят эти кризисы рубежа тысячелетий к кризисам т.н. «нового поколения». Объяснение таково. Кризисы были в основном вызваны не внутренними причинами, а процессами, которые происходили на мировых рынках. Азиатский кризис 1997 г. в Малайзии, Филиппинах, Индонезии. Кризис в РФ 1998 г.

Кризисы в основном были финансовыми. Ничего удивительного в них нет. Если мировые финансовые системы разных стран связаны между собой сетями информационных технологий, а экономика делается в режиме реального времени, то любое незначительное негативное изменение в любой точке мира может отозваться на любой другой стране. Бабочка в Техасе заставит трепетать Китай.

Всё это привело к тому, что в странах ЛА на рубеже 1990-2000-х гг. пришли к власти представители левой оппозиции. Это представители старых и новых левых партий. Они критиковали либеральные реформы и включенность ЛА в мировые финансовые процессы. Многие лидеры такие воспринимали результаты неолиберальных реформ как злой умысел, а не как объективную ситуацию развития ЛА и мира. Вот пришли новые политики левого толка. В итоге процесс получил название " левого поворота ".

В 1998 г. в Венесуэле на выборах победил полковник Уго Чавес. Он сначала попытался организовать переворот.

В 2002 г. в Бразилии победил лидер левой партии - Партии трудящихся (такие социал-демократы с радикальными элементами) - Луис Игнасиу (Лула) да Силва. 2002-2010 г. - два срока. Теперь Лула вошло в его общепризнанное имя. В 2010 г. некая болгарка пришла ему на смену. Дилма Русев. Она - активистка Партии трудящихся.

В 2003 г. в Аргентине после дефолта 2001 г. и кабинетной чехарды победил левый перонист Нестор Киршнер. Он проявил нордический характер, в студенческие годы он был левым радикалом. Он был президентом до 2007 г. Потом его сменила супруга Кристина Фернандес де Киршнер. Она тоже была левой перонисткой, особенно в юности. В 2011 г. ее переизбрали. Нестор Киршнер вроде скончался.

В 2005 г. в Боливии победил Эво Моралес. У него нет законченного среднего образования. По национальности аймара, из крестьянской бедной семьи, профсоюзный активист из профсоюза производителей коки. Боливийские индейцы постоянно ее жуют. Эво Моралес неоднократно пытался обратить внимание на коку ООН, сообщив, что это лекарство, вот человек, жующий коку, может пройти многие километры пути. США так не удивлялись со времен пятичасовой речи Фиделя.

Все правительства отошли от жесткого неолиберального курса. Степень отхода была разной. Бразилия и Аргентина - умеренный левый курс. В Венесуэле и Боливии курс был пожестче. Были попытки регулирования цен, национализации приватизированных предприятий. Чавес и Моралес не отказались от рыночной экономики в принципе. Кризисы показали, что наиболее разрушительными они были в тех странах, где сама экономика была успешно ослаблена, подорвана и деформирована внутренними проблемами (как в РФ в 1998 г.).

При отказе от неолиберализма нужно подумать и прежде всего пересмотреть собственные ошибки и оснастить либеральный курс большими социальными льготами. МВФ прав, конечно же.

К тому же большинство стран ЛА понимают и разделяют мнение экспертов ЭКЛАК, что реформы должны быть сохранены, но дополнены селективным государственным регулированием.

 

Были и поучительные ошибки. Вот Аргентина. В ней с 1989 по 1999 активно проводилась неолиберальная политика. Правительство было правоперонистским. Возглавлял его Карлос Менем, два срока (1989-99). За «хирургическую операцию без анестезии». И даже дело не только в ошибках, но и в особенностях страны. Один из наших замечательных специалистов по экономической и политической истории Аргентины Ф.Яковлев, доктор наук, выпускник истфака, назвал в одной из статей Аргентину «роллс-ройсом, застрявшим в пампасах».

Программа Вашингтонского консенсуса предполагала в т.ч. сокращение госаппарата и расходов на него, на непроизводственную сферу. В Аргентине делалось ровно наоборот. Госаппарат увеличивался. Число госслужащих достигло 2 млн (из менее, чем 40 млн аргентинцев). 2 млн - это почти столько же, где в США (где ок. 300 млн населения). В Аргентине высокие оклады у депутатов Конгресса (ок. 7 тыс долл). На 330 депутатов полагается 8000 помощников. Они получают поменьше, но тоже от души. Ничего не напоминает?

В некоторых провинциях жалования местных депутатов или судей были еще выше - до 10-12 тыс долл. В Аргентине есть провинция Формоса - одна из самых маленьких и бедных. Ок. 0,5 млн жителей. Депутатов там столько же, сколько в Баварии, где 12 млн населения, а ВВП в 150 раз больше. Аргентина - "страна сильно берущих чиновников". Коррупция - данность жизни. С ней смирились. И бывший мэр Буэнос-Айреса в 90-е Карлос Гроссо сделал заявление, живя за границей, сообщив, что в Аргентине нет культуры честности, и я это воспринимаю как наш образ жизни. Против Гроссо заведено 38 дел. Это, похоже, главная проблема в ЛА.

*в общем, это из лекции, важно усвоить. Но всё же что по факту? (из учебника).

Неолиберальная политика: сокращение госрасходов, стимулирование частных местных и иностранных капиталовложений, приватизация (транспорт, связь, энергетика, телефон, авиакомпании – всё то, что нажито непосильным трудом Перона). После 1991 упразднен госконтроль над ценами и валютным рынком, конвертируемость введенной с 1992 валюты «песо» (= 1 доллар), приватизация.

Деньги от приватизации пошли на оплату госдолга. Курс песо стал стабильным. Инфляция упала с 5000% (1989) до 84% (1991) и 3,6% (1994). Приток иностранных капиталов. После длительного застоя и спада производства ВВП Аргентины рос в 1991-94 ежегодно на 6,9%.

Но была и обратная сторона (как в Мексике): госдолг выплачивали, но вырос в 2 раза с 62 млрд (1990) до 118 (1998). Импорт в Аргентину вырос в 7 раз, а экспорт из Аргентины всего в 2 раза => дефицит торгового, а за ним и платежного баланса.

1994 – финансовый кризис => отток капиталов, разорилась 1/4 банков. Правительство снова сократило расходы бюджета, соц.программы, опять увольнения. Аргентина получила крупные кредиты от МВФ и иностр.компаний. Песо устоял. В 1997 вновь рост 8%, хотя в 1998 упал до 4%, а потом новый спад. За время либерализации безработица с 6% (1988) выросла в 3 раза до 18% (1996). Жизненный уровень большинства аргентинцев оказался ниже, чем в середине 70-х. Как и в Мексике, 2/3 в условиях бедности.

Внешняя политика. Отказались от «третьего пути». Отложили на неопределенное время вопрос о Фолклендах => нормализовали отношения с Великобританией, и США (та поддержала её тогда). 1991 – вышла из Неприсоединения. В 1990-91 Аргентина единственная из ЛА послала войска в Ирак, а потом посылала от ООН в Югославию и Сомали.

Но продолжила и интеграцию. 1991 – создали МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) – «Общий рынок Юга Америки».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: