Лекция от 12.03. Страны соцсодружества до демократических революций 1989 г. 3 глава




17.07.-2.08.1945 – Потсдамская конференция союзников.

На пути к расколу и ФРГ:

1.01.1947 – Бизония (зоны США + Англии), с 5.06.47 – План Маршалла (дал Германии до 1957 года 1.5 млрд долларов из общей суммы в 13 млрд). 1.10.48 – Тризония (+Франция).

21.02-2.06.1948 – Лондонская конференция 6 западных стран по Германии (США, Англия, Франция, Бенилюкс). Курс на образование 2-х Германий.

20-21.06.1948 – денежная реформа («прыжок в холодную воду»): обмен денег 100 к 6.5 (конфискационный хар-р), инфляция в 1948 – 33%, рост безработных, забастовка в 9 млн. Но появились товары, рост произ-ва, покончили с «черным рынком». Нормализ-я денеж.обращ-я, восстановление финансовой системы.

24.06.1948-12.05.1949 – первый Берлинский кризис (блокада => воздушный мост, самолеты садились каждые 3 минуты).

11.1948 – собрание Парлментского совета. Разработка Основного закона (конституции). Без элементов прямой демократии. Выборы в парламент («бундестаг») раз в 4 года, пропорц.система. Бундесканцлер – глава исполн.власти. С 1953 – 5% барьер, конструктивный вотум (против опыта Веймара) – теперь сместить можно толлько при наличии в парламенте большинства, способного сформировать замену. Бундеспрезидент (в отличие от Веймара) – чисто представительские функции, на 5 лет, непрямым голосованием. Преемственность осталась лишь в чиновничестве и судьях (были и с нацистским прошлым). Нижняя палата – палата земель («бундесрат»). У центра финансовые рычаги, у земель – культура и образование. Ст.146 – Основной закон временный, до воссоединения (тогда будет созвано Нац.собрание и будет разработана новая конституция). Конституция РФ от 1993 во многом списана с Основного закона.

04.1949 – принятие Оккупационного статута (действовал 5 лет): контроль 3 держав над соблюдением законов, проведение демилит-ции, обесп-е выплат репараций; контроль над внешней пол-кой и внешней торговлей, над экплуатацией Рура. Осуществляла выполнение Статута Союзническая комиссия (США, Англия, Франция).

8 мая 1949 – принятие Основного закона (ровно через 4 года после капитуляции – легко запомнить), а 23.05 – вступление в силу.

14.08.1949 – выборы в Бундестаг. «Боннская коалиция» ХДС/ХСС (31%), СДПГ (29%), СвДП (11%). Вне коалиции КПГ (5,6%). 12.09. – на пост бундеспрезидента избрали Теодора Хойса (СвДП).

14.09.1949 – выборы канцлера. «За» Адэнауэра 202 голоса, «против» - 200. Адэнауэр потом шутил, что решающим голосом оказался его собственный.

ФРГ: 20 сентября 1949 – 3 октября 1990.

1949-63 – канцлер Конрад Адэнауэр (ХДС). «Экономическое чудо» - 9% роста в год, выше только у Японии и Италии (причины см. далее). С 1949 по 1961: в 3 раза вырос Нац.доход, безработица упала с 8 до 0,7%, реальая зарплата возросла на 76%. Но в 1955 1/5 населения жила за чертой бедности. Массовое жилищное строит-во. Гасбарбайтеры (в 1964 их 1 млн).

1951 – закон о паритетном соучастии в наблюдательных советах крупных предприятий горнодобычи и металлургии. 1952 – закон об уставе предприятия. 1957 – новая система пенсий (связана с ростом ВВП). С 60-х – в ходу Volkswagen.

1952 – запрет неонацистской Социалист.имперской партии, 1956 – запрет КПГ. 1957 – в Бундестаг прошли только ХДС, СДПГ, СвДП => большинство у ХДС -> отказалась от коалиции с СвДП.

1961 – вынуждена вновь в коалицию с СвДП. Появился конкурент из СДПГ (Брандт). 1962 – внутриполит.кризис – скандал вокруг мин.обороны и журнала «Шпигель», уход минобороны в отставку. И Адэнауэр ушел в октябре 1963.

Внешняя политика.

11.1949 – пересмотр Петерсбергского Оккупационного статута: право открытия консульств, разрешено вступать в int орг-ции. Но Рур ещё в руках Запада. 1950 – вошла в Совет Европы, 1951 – Запад объявил о «прекращении состояния войны с Германией». 1950 – Шуман выдвинул план общего рынка для горнодобывающей пром-ти и металлургии в Зап.Европе => апрель 1951 – ЕОУС (Франция, Италия, ФРГ, Бенилюкс = 6 стран, от каждой МИД и Мин.экон-ки -> 12 чел). 1952 – «нота Сталина»: упущен последний шанс переговоров и компромисса. 1955 – плебисцит в Сааре, 2/3 за вхождение в ФРГ (вошел в 1957), смягчил отношения с Францией. 1963 – Елисейский договор с Францией (50 лет отмечалось в 2013 году): союзнические отношения, поощрение обществ.контактов.

Германия и НАТО:

26 мая 1952 – Боннский договор (конец оккупац.режима, самостоятельная внутр. и внеш.пол-ка, согласие на вступление в будущее ЕОС. Но взамен неогранич.воен.присутствие, право на введение ЧП, у ФРГ нет права изменения границ, 3 державы могут восстан-ть оккупац.режим).

27 мая 1952 – Паржиский договор (о создании ЕОС). Но в 1954 французский парламент не ратифицировал договоры => 20-24.10.1954 – Конференция 9 держав. Пересмотр Парижского договора, подписали «Парижские соглашения» =>

9 мая 1955 ФРГ вступила в НАТО (ровно через 10 лет после 2МВ).

 

1963-66 – канцлер Людвиг Эрхардт (ХДС). Программа «сформированного общества». Но экономический кризис 1966-67 перечеркнул планы. Убытки Рура, скачек инфляции. Эрхард сопротивлялся вмеш-ву гос-ва в экономику кейнсианскими методами. СвДП вышла из коалиции.

Внешняя политика – борьба «атлантистов» (за США, а там Л.Джонсон и Вьетнам) и «голлистов» (Де Голль в 1966 вышел из военной орг-ции НАТО).

1966-69 – канцлер Курт Георг Кизингер (ХДС). «Большая коалиция» (ХДС+СДПГ). Её продвигал сам Адэнауэр, который остался на посту главы ХДС. Вице-канцлер Вилли Брандт. 1966 – пик экон.кризиса. Произ-во упало на 6% (вплоть до 20 в некот.отраслях), в 2 раза выросло число безработных. Концепция «глобального регулирования»: «конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо». Кейнсианские методы – гос.стимулир-е спроса, кредиты в важнейшие отрасли, снижение учетной ставки. С другой стороны – сокращение трат на соц.расходы (здравоохр., образ). Договор профсоюзов, предпринимателей и гос-в об уровне зарплаты (но долгосрочного сотрудничества не получилось – антикризисные меры с солидным «запасом прочности», даже перегрели экономику). В 1968-69 – рост 7-8%.

Апрель 1968 года – студенческие волнения, левый экстремизм. Отсутствие идейной последовательности, шарахания, готовность к насилию. Идеологи – Г.Маркузе, Ю.Хабермас.

В мае – смена тактики: завоевание гос.учреждений «снизу» (lange Marsch durch Institutionen), радикальное меньшинство ушло в подполье. Конец мая – жесткие действия властей и введение ЧП («Бонн – не Веймар»).

Падение популярности СвДП (лидер Вальтер Шеель), признали необходимость гос.регулирования (новый курс – 1971 – «Фрейбургские тезисы»). Переориентировалась на коалицию с СДПГ.

Выборы 28 сент.1969 – 42% у СДПГ, 46% у ХДС/ХСС, СвДП – 6%. Против правых НДП выступили демокр.силы, и та не набрала 5%. Канцлером стал Вилли Брандт.

Внеш.пол-ка: отказ от «доктрины Хальштейна», в рамках этого восстановление отнош-й с Югославией (разорвали в 1957).

1969-74 – канцлер Вилли Брандт (СДПГ). «Социал-либеральная коалиция» (СДПГ + СвДП).

Прежде всего, внешняя политика. Лауреат Нобелевской премии мира-1971.

Брандт на коленях в Варшаве. «Новая восточная политика»: 1970 – Московский договор с СССР (нерушимость границ в Европе), и Варшавский с Польшей (граница по Одер-Нейссе, выплата 1.3 млрд марок), 1972-73 – с ГДР (признание ГДР, договор по Западному Берлину, «добрососедство» при «двух германских гос-вах») и Чехословакией (отмена Мюнхенского сговора). Германский вопрос нерешен, сохраняется тезис ФРГ о «единстве немецкой нации».

09.1973 – ФРГ и ГДР вступают в ООН. Разрядка, приведет к пику – 1975 Хельсинки. С 70-х – долгосрочные соглашения с СССР «газ-трубы» (сибирский газ в обмен на трубы большого диаметра «Маннесман»).

Внутренняя политика. 5 ключевых направлений реформ: соучастие + перераспределение собственности + пенсии + образование + молодежная политика.

Брандт ушёл после «аферы Гильома».

1974-82 – канцлер Гельмут Шмидт (СДПГ). А СДПГ в 1975 приняло «Экономико-полит.программу СДПГ на 1975-85» (на принципах Бад-Годесберга): повышение эффект-ти произ-ва, его наукоемкости и рационализации. СвДП в 1977 – социальный либерализм, но акцент на «рыночные механизмы». 1980 – создание «Зелёных», в 1983 прошла в Бундестаг (27 мест).

Ударил кризис 1974. Совпадение структурного, валютно-финансового кризиса и циклического спада. Сокращение произв-ва в 1974-75 в среднем на 7,5% (местами до 15-20%). Первичные меры: стимулирование гос-ых и частных инвестиций, смягчен контроль за оборотом капитала. Но эффекта нет, т.к. новое в кризисе: стагнация + инфляция (7%) = стагфляция. Плюс рост безработицы (1 млн чел в 1975, впервые за 20 лет).

Дек.1974 – антикризисная программа: для поощрения инвестиций устанавливалась премия в 7,5% от вложенного капитала. Закон об «улучшении структуры бюджета»: экономия госбюджета за счет социальных статей (1978 – 33 млрд) – ударяло по лицам наемного труда. В СДПГ таковыми было 80% партии.

С 1976 – выход из кризиса, но оживление конъюнктуру не привело к сокращению безработицы. Стагфляция оставалась до 80-х. Безработица плохо влияла на моральный климат в обществе. В конце 70-х стала снижаться реальная зарплата. 1976 – закон о соучастии (на предприятиях >2000 чел): паритетный состав наблюдат.совета.

1980 новый кризис. Безработных 9 млн = 9% всех лиц наемного труда. Банкротства (напр, АЭГ-Телефункен). 1980-81 – снижение налогов на предпринимателей, в то же время сокращение соц.расходов. 1981 – госдолг больше госбюджета, на его обслуживание тратилось 6% доходной части бюджета; рост инфляции на 7% в год, безработица с 1,3 млн.

Раздоры в коалиции, «Шмита покинула собственная партия», 4 министра СвДП подали в отставку.

09.1982 – впервые в истории ФРГ Шмиту выдвинули конструктивный вотум недоверия, канцлером стал Гельмут Коль. Поворот политики «вправо».

Внеш.пол-ка:

Кризисы => замедлена интеграция ЕЭС. Позитив – 1978: введение европ.валют.системы, гасились колебания курсов нац.валют; введение денеж.единицы «экю».

Помощь развив.странам, «третьему миру» (4 млрд марок в год). Но в отличие от США, помощь прежде всего по гуманитарным соображ-ям (те как полит.инструмент). ФРГ – главный западный партнер СССР (2/3 импорта оттуда – энергоносители).

С 1977 – кризис «евроракет» (СССР первый ввёл СС-20), США лоббируют «довооружение». Ввод войск СССР в Афган – кризис «разрядки». 1981 – встреча Шмита с Хонекером (ГДР). 1981 – 3 млн бастуют с пацифистскими лозунгами.

 

1982-98 – канцлер Гельмут Коль (ХДС). Коалиция ХДС+СвДП, СДПГ в оппозиции, впервые участвуют зелёные.

 

1998-2005 – канцлер Герхардт Шрёдер (СДПГ)

 

2005-13 – Ангела Меркель (ХДС)

 

До этого смотрели на картину в общем, теперь будем смотреть отдельные страны. Возвращаемся назад, в 1945 год.

В мае-июне-июле 1945 в Германии стоят войска союзников, её оккупируют. В самой Германии полный психологический упадок, в Потсдаме собираются победители. Во многом это напоминает то, что происходило после 1МВ – несколько человек понимали, что будут вершить судьбы Европы. Тогда не было такой жесткой процедуры, как сейчас. И по-разному определялись подходы к будущему Германии. Есть протоколы, они опубликованы. Черчилль говорит: я хочу поставить только 1 вопрос – что означает теперь Германия, можно ли понимать это так, как это было до войны? Сталин: «Германия есть то, чем она стала после войны. Германия представляет, как у нас говорят, географическое понятие». Каждый понимал по-своему. У нас, кстати, так не говорили. Так говорил Меттерних по отношению к Италии до её объединения.

Итак, у нас 1/3 территории, у них – 2/3. В итоге народ один, язык один, экономики как таковой не существует. Начинается период, который завершается образованием 2х государств в сентябре-октябре 1949. Народ один, ментальность пока ещё одинакова. Деление было абсолютно искусственным. Это был потрясающий исторический эксперимент. Аналог в истории только 1 – 38-ая параллель в Корее. Результаты эксперимента стали очевидны только спустя полвека. Когда проводим сопоставление соц.-экон.развития, говорим, что отставание Восточной Германии от Западной не обусловлено чем-то побочным – стартовые позиции были равные. В конечном счете, решающим фактором стала различная система хозяйствования. Основные природные ресурсы, производственные мощности были на Западной Германии. И еще каждая из сторон вывозила репарации с каждых зон оккупации.

Франция стремилась максимально ослабить будущую Германию, чтобы лишить её возможностей для агрессии. Но тогда бы Франция заняла бы господствующую позицию. Это было не в интересах Англии, она хотела ослабить, но сохранить некий баланс + не допустить усиления Франции. США не были заинтересованы в ослаблении Германии. Уже тогда было ясно, что формируются 2 противоположных курса в МО. Значит, Германию нужно было включать в систему. Поэтому и 4 млрд помощи по плану Маршалла.

3«Д». В Потсдаме появилось 4-ое «Д» - декартелизация. Это разукрупнение собственности. И демилитаризация – это параллельное направление. Уничтожить те крупные монополии, картели, которые являлись костяком военной промышленности Германии. Каждая из стран-победительниц осуществляла такую политику в каждой зоне. Собственность нацистов конфисковалась, без какой-то компенсации. Крупные АО дробились на мелкие, выпускались мелкие пакеты акций, чтобы их могли покупать простые немцы. При этом они приобретали права собственности. Вводился прямой контроль оккуп.властей над крупными заводами, но он был временный – для того, чтобы лишь организовать производство.

Итак, что к 1949 году?

1. Уровень концентрации пром-ти был существенно снижен. На этой основе возник не только новый слой держателей акций, но и широкий слой мелких и средних предпринимателей (они никуда не девались), их число росло. Германия – страна мелкой и средней собственности. Более того, по плану Маршала сюда поставляюсь оборудование. Поэтому техническая оснащенность к 1949 всего на 5-6% была ниже, чем после войны! То есть реально технический потенциал сохранился! Хотя мы и вывозили оборудование. С 1950 года начинается новая внешнеторговая экспансия Германии. Всего через 5 лет после войны! Большая часть этой промышленности была обеспечена за счет самофинансирования. Всего лишь 5-6% - это иностранное инвестирование в эту промышленность. А остальное – инвестировали в основные фонды, в научные разработки.

Итог – в 1951 году Германия достигла довоенного уровня роста! А дальше начинается Германское экономическое чудо – 9% в год рост ВВП (в Италии, Японии чуть побольше – 11-15%).

Конечно, были дополнительные факторы – «отложенный спрос» (формировался во время войны, когда был дефицит простых вещей). А широкий спрос – это стимул для развития промышленности. Отсюда большое кол-во предпринимателей мелкой и средней руки.

Плюс 10 млн приезжих немцев и перемещенных граждан – из Восточной Пруссии, из Судет. Это ресурс дешевой, квалифицированной рабочей силы.

Плюс 4 млрд по плану Маршала.

Плюс отсутствие военных расходов (был запрет на ВС)

Плюс немецкое трудолюбие и организованность

 

Поэтому следующие 10 лет шел рост.

Важным компонентом была социально-рыночная система хозяйства (это более широкое понятие, чем система экономики). Что это? Считается, что авторами этой идеи были неолибералы – Ойкен (теоретик, еще в 30е годы задумывался о путях преодоления тоталитарной экономики), Эрхард (практик, министр финансов ФРГ). В чем суть? Студенты часто допускают ошибку, когда говорят, что Ойкен отрицал позитивный элемент старой системы. Там было то, без чего нельзя было обойтись – социальное обеспечение, через государственное регулирование рыночных отношений. На 2м месте после Италии Германия стояла в этой области. Ойкена не устраивала только жесткая централизация экономики. Он говорил, что слишком много гос-ва, а это тупик – поэтому нужно перекладывать центр хозяйства на рыночное. А такие последствия хозяйства должно сглаживать гос-во. С конца 40х годов система стала претворяться в жизнь, в основных чертах осталась и сейчас, с модификациями.

Итак, что думали идеологи этой модели? Общество основано на противоречивых экономических интересах. Значит, борьба между ними неизбежна. Но если её подчинить определенным правилам, создать правовые условия, то её можно направить на всеобщее благо. Государство должно это сделать через регуляцию. Не вторгаться, но четко определить правила игры для хозяйствующих субъектов.

Эрхард, объясняя, использовал сравнение: «гос-во должно в экономике взять на себя роль судьи на футбольном поле. При этом гос-во не переходит границ, как судья не хватает мяч, не дает пас, не вмешивается в игру.

Немцы вообще склонны к бюрократии, была опасность, что эта черта может перейти и будущую Германию. Гарантией Ойкен считал развитие рынка. Если он есть, то гос.бюрократия оказывается не у дел. Что нужно для организации этого порядка?

Стабильная денежная система. Здесь в 1948 году прошла сепаратная денежная реформа, которая спровоцировала берлинский кризис. Старые марки обменяли 1 к 10 (фактически обокрали народ). Но а) появилась твердая валюта, б) появилось обилие товаров. Открылись, по сути, рынки. Протекционизм был минимален. Для начала были установлены простейшие правила игры. Для открытия своего дела требовался минимум. Гос-во гарантировало правила игры.

В термине «социально-рыночное» мы рассмотрели вторую часть. А в чем «социальное»? Речь идет о социальной политике гос-ва. Какова роль гос-во в регулировании социальных отношений? Здесь просто правил не хватает. В этом случае гос-во играет активную роль: а) устанавливает эти правила + б) само в них участвует, т.е. «в этом случае судья – это играющий тренер» (Олег угадал J). И это гораздо более широкая, емкая роль гос-ва.

В сочетании этих 2х элементов и получается «социально-рыночное хозяйство».

Трудящиеся + предприниматели + гос-во дает средства на социальные нужды. Была создана разветвленная, цельная система социальной поддержки. Часть разумного взяли от нацистов, но и новое появилось. В Германии этих лет до 30% всего населения Германии имели разного рода пособия социального вспомоществования.

Видим активную соц.политику, быстрые темпы роста, бескризисное развитие (только в 1967 году первый кризис произошел – через 20 лет после войны!). Развитие НТР тоже привело к изменениям в обществе:

Имущественный состав. 1955 год (10 лет после войны + 6 лет жизни гос-ва).

Высший класс. 1955 – 2%, 1975 – 1%, 1986 – 0,8%. Сократилось больше чем в 2 раза эта прослойка.

Средний класс (уровень доходов). 1955 – 44%, 1975 – 59%, 1986 – 71%. Это почти 3/4 населения!

Низшие классы. 1955 – 5%, 1986 – 1%. И этот 1% - это не немцы.

Итог. Абсолютно подавляющая масса населения живет на уровне среднего класса. Это главный итог деят-ти функционирования социально-рыночного хозяйства за 30 лет после войны. В 1975 было около 2 млн. предприятий, из них крупными [больше 500 рабочих] было лишь больше 200, а все остальные – мелкие и средние. Это вело к изменению климата в обществе. До сих пор немцы расплачиваются за последствия 2МВ!

Все эти изменения отразились и на политическом уровне. Иначе не будет ясно, почему от христианско-демократической модели (ХДС/ХСС) произошел поворот к социалистической модели.

А что с партиями после 2МВ? Были созданы благоприятные условия для развития партий. Наиболее крупные дофашисткие партии исчезли (Центр). Но возникают новые.

ХДС/ХСС. Лидер – Адэнауэр. С 1946 на базе христ.кружков в англ.зоне возникает ХДС. Потом объединяет христиан во всех зонах. Такая партия была в Италии, такой не было во Франции. Особенность партии – биконфессиональная основа. В подавляюще протестантской стране большая часть в ХДС были католиками. Бюргеры вне крупных промышл.центров, в городах – влияние меньше. В 1947 приняли Алленскую программу, очень смелые заявления о социализации ряда отраслей, о соучастии рабочих в управлении – это влияние христианского социализма. С 1949 (блок ХДС/ХСС уже) побеждают в выборах (31%), до 1963 они держат монополию на власть, но не на местах. Около 700 тыс.

СДПГ. Вторая по власти, но первая по численности, около 1 млн. Первый съезд уже в мае 1946. Влияние в крупных промышл.центрах. Социализм как смена формации одной на другую. Лидер – Курт Шумахер: в 1933 голосовал против чрезв.полономочий нацистам, 11 лет в концлагерях, антикоммунст («КПГ расшатала Веймар») => против контактов с восточногерманской СДПГ (та в 1946 объединилась с КПГ в единую СЕПГ). За национализацию осн.средств производства, за соучастие рабочих в управлении. Тезис о безальтернативности социализму в Германии (отпугивало крестьянство, широкие слои мелких предпринимателей). Главное отличие от коммунистов – полный отказ от насильственных действий, через Парламент. Допускали и рыночный механизм с конкуренцией (без нее невозможно развитие). В 1949 году набрали 29,9% голосов, власть не захватили, ушли в прямую открытую оппозицию. Но в условиях экон.чуда критиковать было непросто. Отсюда сокращается их электорат. Затем в ноябре 1959 приняли Бад-Годесбергскую программу – не замена капитализма, а реформы внутри капитализма («демократический социализм»). Во-вторых, теперь появилось сотрудничество – поэтому с 1957 переходят от прямой к условной оппозиции.

СвДП. «Свободные демократы». Это либералы, классические (не «нео-). Против госрегулирования. Мощного электората не было, опора на консервативные слои буржуазии («недерижистские слои буржуазии»). У них было внутренней организационной опоры. Вот у ХДС/ХСС была церковь, у СДПГ – профсоюзы. Но в политической борьбе «Свободные демократы» играли большую роль. В 1949 получили около 12% голосов. Всего их было около 70 тыс человек! В условиях многопартийной системы играли решающую роль союзника в полит.борьбе, можно было лавировать. Лидер СвДП – Теодор Хойс (в 1949-59 был бундеспрезидентом ФРГ, представительские ф-ции.)

КПГ. Условия, конечно, было неблагоприятные (см.предыдущие лекции). 1947 – 324 тыс.членов по всей Германии, но в ФРГ их число быстро сокращается. В 1949 проходят 5% барьер и попадают в Бундестаг. Но следуя просталинскому курсу, они по сути, встают на путь абсолютного авантюризма – в 1952 выдвигают лозунг свержения правительства, социал-демократы – враги, прямой призыв к смене строя! Это означает, что они стали неконституционными (ст. 21 Основного закона). В 1956 на этой основе КПГ была запрещена. Причем иск против них возбудил сам Конституционный суд. КПГ возродилась в 1968, была воссоздана под новым названием – ГКП J. Около 22 тыс было на момент создания, к началу 1970х численность выросла до 33 тыс.

Неофашисты. Это был противовес на правом фланге. Неофашизм, к сожалению, был. И сейчас есть, хотя и приоритеты были другие. НДП (национал-демократическая). За границы 1937 года, на выборах получали около 4% голосов.

14 сентября 1949 – избрали Адэнауэра. Газета «Правда» писала: «ублюдочный парламент избрал главой марионеточного правительства ярого поклонника Гитлера и Муссолини». В СССР ФРГ расшифровывали как Федеративная Республика Германи и, как неприятие претензии на единоличное представительство интересов всех немцев.

1951 – опрос о лучшем периоде германской истории: 42% - за Третий Рейх, 45% - за Германскую империю, лишь 7% - за Веймар. Бешеная популярность мемуаров генералов вермахта. Американизация.

 

1950-е годы иногда называют периодом «авторитарного канцлерства Аденауэра». Так, в принципе и было, т.к. условия подходили. Но так долго продолжаться не могло. В начале 1960 ХДС/ХСС теряет абсолютное большинство в парламенте: 1) были почти на равных с СДПГ, 2) общество всегда реагирует на колебания во власти. Чтобы укрепиться, ХДС нужен был союзник. А он был такой 1 – СвДП. Но этот союзник требовал отставки Аденауэра, но тот просидел еще 2 года, и сам ушел в 1963. Главное – монополия на власть была подорвана. Сложилась «малая коалиция» - ХДС/ХСС + СвДП. Канцлером стал Эрхард (3 года пробыл в 1963-66), который уже на посту довел до конца свои идеи.

В это время усиливаются реваншистские движения, возникает германская компартия, появляются нетрадиционные формы протеста (пасхальные марши). Это еще не «новые левые», а скорее их предвестники. А тут еще в 1967 ударил по полной программе первый циклический кризис в истории ФРГ. Затронул почти все отрасли. Общий индекс промышленного производства сократился за эти годы в среднем на 3%, но в отдельные периоды 1967 спад превышал 6%, а в отдельных отраслях доходил до 10-20%. До 300 тыс. человек возросла безработица.

В общем, за 3 года до окончания срока Эрхард уходит в отставку, с СвДП не удалось договориться по полит.причинам. Нужна новая комбинация. Но всего 3 игрока. С «малой коалицией» попробовали. Поэтому надо, методом исключения привлечь СДПГ.

Появилась «большая коалиция» (1966-69) ХДС/ХСС + СДПГ. Канцлер Х.-Г. Кизингер (1966-69), из ХДС. Вилли Брандт, лидер СДПГ, стал МИДом. Министр экономики – Курт Шиллер, проводил реформы по концепции «глобального регулирования»: «конкуренция насколько возможно, планирование – насколько необходимо».

Удивительный период, эти 3 года, довольно интересный полит.феномен. Хотя ясно, что это искусственная коалиция. Ведь система взглядов была разная. Как только доходило до конкретных рецептов и вопросов, выяснялись различия. Тут еще первый цикл.кризис 1966/67 подорвал доверие к власти. Разрабатываются некие паллиативные меры – «закон о стабильности и оживлении экономики» (1967). Этот закон соткан из противоречий – рыночные и социалистические элементы перемежались, на практике сложно их согласовать. Провозглашалась стабильность цен, высокий уровень занятости и уравновешенный платежный баланс. Прав-во обязывалось представлять на обсуждение парламента годовые экономические планы с указанием мер, намеченных для достижения поставленных целей. Решающая роль в их обеспечении отводилась финансовым рычагам. Значительно расширились полномочия федеральных финансовых органов – в ущерб прерогативам земель и общин.

Но кризис миновал, с 1967 вновь начинается рост. Важно то, что СДПГ стала правящей партией. Отчасти поэтому в конце 1960-х появляются «новые левые». Протест в университетах, новые формы движения. В США перемежалось с борьбой за права негров, во Франции – по поводу личной власти. В чем особенность в Германии? Здесь – по поводу «восточной политики»: отношения с СССР, восточные границы Германии. Новые левые выразили протест в радикальных формах. Общество ожидало каких-то новых перемен.

Выборы 1969 года отразили это недовольство. СДПГ получили 42,7% голосов, ХДС/ХСС – 46,1%, СвДП – 5,8%, неонацисты из НДП не дотянули до 5%. Сформировалось правительство Вилли Брандта (1969-74). Но ведь социал-демократы набрали на 3% меньше голосов, формально-то победили христианские демократы! Конец 60х – это реальный рубеж. Оказалось, что социал-демократы договорились с христианскими демократами. Спустя 40 лет, после Веймара, правительство возглавили социал-демократы. Канцлером стал Вилли Брандт, он знаменательная фигура. Настоящее имя — Херберт Эрнст Карл Фрам. Первое, что он заявил, как стал канцлером – «я буду считать себя канцлером не побежденной, а освобожденной Германии». Был убежденным антифашистом, боролся с гитлеровцами, в 1933 бежал в Норвегию, был лишен немецкого гражданства. В 1964 возглавил СДПГ, в 1971 возглавил Социнтерн, был лауреатом Нобелевской премии мира (1971).

Главной чертой его правления было чувство реальности. «Можно и нужно сделать то, что реально». Считал, что нужно двигаться маленькими шажками. Демократический социализм (а это было в программах) понимал как цель – «он не имеет конечной цели, а его нужно понимать как постоянную задачу».

Во внутренней политике было 2 ключевых идеи – 1. «идея соучастия» - расширенное привлечение наемных работников к управлению предприятиями и обществом в целом (Mitbestimmung). 2. Достижение высокого качества жизни.

Цель – экономический рост 4-5% в год, это было зафиксировано в официальных документах. Долгосрочная программа, до 1985 года. Но ударил кризис 1973-74 года.

Провел 5 внутренних реформ, наиболее существенных:

1. Проблема соучастия. 1972 – «Закон о структуре предприятий»: расширение прав производственных советов, выражавших интересы наемных работников. С этими советами должен был согласовываться график отпусков персонала, предоставление социальных льгот и ряд других решений, не касавшихся сферы производства.

2. 1970 – закон о перераспределении собственности. Третий по счету после законов 1961 и 1965 (ещё ХДП приняли). Хитрый механизм инвестиционной зарплаты. Часть зарплаты рабочие получали в виде активов предприятий, в т.ч. и в виде акций. Их депонировали в банки. Акции росли. Рабочие оказывались напрямую заинтересованными в том, чтобы их предприятия процветали. Вот вкладываешь марку, еще одну марку вкладывает предприятие, а прибыль идет рабочим. В итоге за опр.промежуток времени прибыль рабочих удваивалась, затем деньги блокировались, затем получают их ценными бумагами и вкладывают их в само предприятие.

3. Пенсионная реформа. Вообще она бесконечная, разобраться в ней сложно. Сначала сокращали пенсионный возраст, затем поднимают его вверх, т.к. невозможно обеспечить такое число неработающих. «Опасность в том, что люди дольше жить стали зачем-то»; медикаменты, медицина продлевают жизнь, число пенсионеров растет. И это один и объектов современной полит.борьбы. Итак, 1972 – повышен минимум пенсий, домохозяйкам дали пенсию (решили, что это тоже работа), мелким предпринимателям. Это всё не только соц.завоевания, но и увеличение соц.расходов => увеличение нагрузки на бюджет. Чтобы расширять соц.программы, нужно сначала заработать деньги. В итоге за 3 года в 3.5 раза увеличилась общая сумма выплат. Но и взносы в пенсионные фонды увеличились (с 8 до 11.5% вносилось – это серьезно!). Брандт начал быстро расходовать накопленные ресурсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: