Лекция от 12.03. Страны соцсодружества до демократических революций 1989 г. 6 глава




1) Блэр в 1999 году установил min уровень зарплаты – 3.6 фунтов стерлингов в час.

2) принцип обучения на протяжении всей жизни. Социальные программы делает целевыми – так же как и консерваторы. То есть дать удочку. Обеспечить рабочей силой наиболее востребованные отрасли. Историков на 30 лет вперед обучили, им в очереди безработицы до конца жизни стоять, или идти дворником.

3) важна попытка Конституционной реформы. Вопрос, что есть реформа – это единовременный акт, либо это длительный процесс на несколько этапов (реформирование системы)? Поэтому в лит-ре по-разному называют. Смысл реформы довольно сложен, и вообще, как только речь заходит о законодательстве Британии.

а) Проблема деволюции – это автономизация регионов, придать полномочий. 1999 – референдумы в шотландский Парламент и Ассамблею Уэльса. По футболу играет сборная Англия, и сборные Уэльса, и Шотландии.

б) реформа палаты лордов – стремление снизить роль и количество «наследственных пэров». Верхняя палата состоит из пожизненных и наследственных лордов, а это совершенно обычные люди, пусть и с почетной прибавочкой. Во время 3 лейбор.прав-ва эти лорды воевали против национализации сталелитейной промышленности. Удар по наследственным лордам – продолжение тенденции демократизации общества. Что сделал? Во-первых, раньше наследственных пэров было 750, сократили до 92. Во-вторых, частичный отказ (сложно было) от мажоритарной избирательной системы. В избир.органах Уэльса и Шотландии уже были опробованы элементы пропорциональной системы.

Деволюция в обществе воспринималась очень противоречиво. Вот, были проблемы массовых движений – любое расширение прав и полномочий нац.меньшинства идет за счет сокращения прав большинства. Это поле одно. Сначала Шотландия, Уэльс. А дальше 9 регионов Великобритании скажут, что есть различия. Юг Англии развит больше чем Север.

Реформа местного самоуправления привела к тому, что в 1991 было создано 9 Агентств Национального Развития, «для выравнивая противоречий внутренней диспропорции». (Итальянцы не могли решить противоречие «север-юг», когда в 1993 вся рухнула вся полит.система, то появилась Лига Севера с лозунгом отделиться от юга, и набрала 10% голосов!).

Так вот, это очень сложный конституционный процесс ограничения и расширения прав регионов. Осторожно подходили к нему.

Еще часть реформы, 1999 – формирование новой административной единицы – «Большой Лондон» (до 1999 там не было мэра).

Еще составляющая – помимо сокращения кол-ва наследственых лордов меняется судебная система. Англия была, по сути, единственная страна в мире, которая совмещает высший законодательный орган с высшим судебным органом! Блэр проводит эту реформу – упраздняет пост лорда-канцлера (2005), а существовал пост с 1606. Суд выделяется в отдельную ветвь власти. Это уже более поздняя реформа, но заложена основа еще раньше.

В 2001 году у консерваторов были призрачные шансы: 1) нового ничего не изобрели, 2) лейбористы успешно сдвинулись «вправо», став правоцентристами. У консерваторов было очень узкое полит.пространство. 3) Не было лидера.

Поэтому интриги не было, рекордно низкая явка – пришло всего 59% избирателей. Блэр одержал победу, продолжил серию начатых реформ.

Расширяя сферу соц.регулирования, пытается улучшить те сферы, которые обветшали (образование, медицина). Как действует?

Здравоохранение. В 2000 публикуется проект создания независимых клиник, которые находятся на особых фондах. Обеспечить мед.учреждениям финансовую автономность – чтобы зависели не напрямую от госбюджета, а освободились от мелочной опеки со стороны здравоохранения. Дать возм-ть финансироваться частным капиталом, передать всё на места.

Противники внедрения рыночных мер в медицине окрестили реформу «троянским конем в приватизации медицины». Но число клиник возросло, качество лечения в них тоже, недостатка в клиентах не было. Частично гос-во финансировало, но большая часть приходилась на местные органы и на частный капитал.

1999 – закон «О страстной пятнице»: право Северной Ирландии на самоопределении при согласии большинства жителей. Противоречиво, но вроде должны закончиться боевые действия. Была создана североирландская Ассамблея. Правящая партия, очень мощная – выступает за выход из состава Великобритании. Лейбористов упрекают, что зашли слишком далеко.

Еще новшество в соц.сфере. 2004 – Закон о высшем образовании. Университеты получают возм-ть увеличивать плату за обучение. Это только для англичан, иностранцы платят в 2-3 раза больше. Жестокая критика закона, вступил в силу только в 2006.

Принципиальная разница в подходе к образованию «у нас» и «у них».

У нас концентрическая система – от Адама до Потсдама, по всем регионам (Антарктиды разве что нет). При этом навыки научной деят-ти получаем написав диплом, тренируемся на курсовых.

Англосаксонцы считают, что учащийся старших классов средней школы/гимназии должен быть заточен на то, чтобы научиться учиться. В результате в старших классах школы они получают за год 2 темы. И они не имеют ни малейшего представления за пределами 2 тем. Но они уже в школе погружаются вглубь – знают, где источники, как работать с ними, разбираются в историографии. То есть работают на уровне пятикурсника. Поступая в вуз, они уже имеют инструментарий работы. И дальше будут изучать только то, что им необходимо. И ему не нужен преподаватель – они сами могут проникнуть в суть проблемы. Постоянно пишут какие-то эссе, и нужно сформировать my point of view. Для таких выпускников нет догм, аксиом, они могут подвергнуть критическому анализу любое. Хотя кругозора и нет. На это была заточена реформа – опять же, учить ловить рыбу, а не давать жареный кусок.

Реформу провели, университеты получили больше автономии. 2/3 учатся по грантам, остальные платят сами.

Далее реформы. В 2005 году создан Верховный суд, начал работать только в 2009. Законодательная и исполнительная власть была разделена. Вопрос деволюции 9 регионов самой Англии обсуждается – это попытка дать регионам возм-ть решать такие вопросы, которые не ставят под угрозу полномочия центральной власти.

 

Внешняя политика. Сложные условия. Ключевая точка – март 2003, война в Ираке. Лейбористы поддержали операцию. В Великобритании было сформировано «иракское досье» на основе информации англ.спецслужб, что за 45 минут иракские ВС способны развернуть оружие массового уничтожения и нанести удар. На основе этого «досье» США выступили, без санкции ООН. Но этого оружия не нашли, в СМИ стала просачиваться информация о том, что досье ложное. Скандал вокруг микробиолога Дэвида Келли, который к тому же скоро был найден умершим: разведка знала и подтасовала, страну втянули в убийственную войну. Келли был обозревателем BBC и военным специалистом. В итоге расследование сняло все обвинения, сказало, что BBC напутало. 2004 – новое расследование во главе с лородом Баттлером: иракская угроза была существенно преувеличена, камень в огород разведке. Главный вывод – никакой умышленной злонамеренной манипуляции фактами не было, а Блэр принимал решение, исходя из текущей ситуации.

На фоне этого в 2005 – очередные выборы. Лейбористы сумели сохранить лицо, к тому же достаточно устойчивый период экон.роста, кампания под лозунгами «Британия вперед, а не назад». Общество снова проголосовало за лейбористов. Уровень доходов с 1997 до 2004 вырос на 19%! Это очень много!

Консерваторы в 2005 набрали 32%, Либеральные демократы набрали 22%.

Новый срок лейбористов, тяжелый. Мрачные события. 2005 – взрывы в Лондоне, более 50 человек убито, более 700 ранено. Самое ужасное, что взрывали британцы иранского происхождения, которые родились и выросли в Британии, к тому же врачи. Но были фундаментальными исламистами. Шок.

Еще скандал – «пожертвование в обмен на титулы» (2006), удар по престижу лейбористов. Якобы в палате Лордов раздавали места в обмен на финансовые деньги за лейбористов перед 2005. Блэра таскали на допросы, он вышел чистым.

Декабрь 2005 – «закон об однополом партнёрстве». Тоже расколол общество. Вот буквально на днях французы приняли этот закон. Нужно разводить 2 вещи. Если речь идет просто об однополых браках, то пусть живут. А если речь заходит об усыновлении детей, то кто вырастет в такой семье.

Лейбористы обещали провести референдум по Евроконституции. Тоже мнения разделились. Отменили референдум, т.к. сначала французы, а потом голландцы отклонили. Повезло, смогли отложить сложный вопрос.

В целом Тони Блэр стал человеком, который реформировал лейбористскую партию. Ему и его соратником удалось подействовать в констуц.реформе. Хорошая экон.конъюнктура. В партии дела идут хорошо. Во внешней политике промахи, да. Никто Блэра в отставку не гнал.

Но тот в 2007 сам ушел! Сказал, что нужно дать разгон преемнику перед избирательной кампанией – Гордон Браун. Был одним из тех, кто вместе с Блэром после смерти Джона Смита воевал за реформы в партии. Шли рука об руку, договорились, что Блэр уступит место Брауну через какое-то время. Об этом только ленивый не писал, хотя сами не признавали.

Гордон Браун. Стал премьером в июне 2007 после ухода Блэра в отставку. Это совершенно другой тип лидера – шотландец, педантичный, патрийный чиновник, моралист, вырос в семье священника. Сухарь самый настоящий – «как политик я никогда не хотел привлекать внимание публики. Я не верю в харизматическую политику. И не верю, что красивые слова могут заменять реальные действия» (с). Что же ему тогда вообще делать в политике, сидел бы у себя где-то в казначенстве и считал деньги. Газета Spectator писала: «они восхваляют культ работы с таким же воодушевлением, как это делал советский агитпроп в 30е годы».

Итак, приблизились новые выборы в 2009. У консерваторов в 2005 появился новый лидер – молодой харизматичный Кэмерон. У Либеральных демократов в 2007 появился Ник Клегг, либеральный европеист.

2 года до выборов, произошло много важного. Например, финансовый кризис 2007. Тут Браун оказался как рыба в воде – знал, что нужно делать, понимал происходящее. Путь спасения экономики 1 – спасти тонущие банки, которые имели результат роста, через национализацию. Остальные тонули. А вообще Великобритания сильно пострадала – сокращение ВВП около 6%, это много. Безработица выросла в 2008 до 6%, это где-то 1.8 млн, в 2009 это 2.6 млн – 8%. Инфляция в 2008/09 – 5-6%, это много для Британии.

К концу 2009, к завершению кризиса на поддержку банковской системы тратится 900 млр фунтов, очень много.

Еще курс – снижают ставку центрального рефинансирования. Чем ниже ставка, тем доступнее деньги. Упала до 1%, потом до 0.5%. «Приходи и греби деньги лопатой» (с). Такого не было 300 лет.

Еще Браун ужесточает нормы для противодействия террорист.угрозе: в опр.случаях можно прослушивать разговоры спецслужбам, увеличил срок задержания. Его начали обвинять в создании полицейского гос-ва, но общество, помня о терактах 2005, согласилось.

С чем пришел к выборам? Банки спасли – это неплохо, но кучу денег потратили на них. Медийный образ оставлял желать лучшего. Браун на фоне 2х молодцов не смотрелся на фоне молодых Кэмерона и Клегга. Еще скандал – после 1 из митингов не выключили микрофон: садясь в машину, неприлично отозвался о стороннице по партии, которая задала ему 5-6 вопросов. Извинялся долго, но голоса потерял.

Весна 2010 – выборы. Кэмерон критиковал лейбористов, в теледебатах победил Брауна. 6 мая 2010. Впервые Великобритания получила «подвешенный парламент ». Консерваторы - 36%, лейбористы - 29%, либеральные демократы - 23%. Впервые после 2МВ создается коалиционный кабинет.

 

 

Лекция от 16.04. Франция

Белоусов читал в 90-х у журналистов. Там опрос провели, как они видят Францию? 1. Страна эксцентричных женщин и любвеобильных мужчин - 35%. 2. Страна, где делают хорошее вино и сыр - 18%. 3. Страна богатых демократических традиций - 12%. 4. Страна, где есть Эйфелева башня, - 21%. В общем, демократия только на 3-м месте. Так отвечали журналисты на опросах. «Это когда им пытались преподавать Новую и Новейшую историю, чтобы сделать их чуть более грамотными, но безуспешно» (с).

 

Франция в 1945 году. Печальный период. Противоречивые итоги победы. Хотя страна была оккупирована, разделена на 2 части, армия разбита, тотальный позор на весь мир. Но отчасти позор был смыт движением Сопротивления, вернул Францию в стан победителей. Во Франции это было преимущественно национально-освободительное движение. Били не фашистов, а бошей, захватчиков, оккупантов. Это позволило объединить силы Сопротивления, под этим флагом объединились все. Национальный Совет Сопротивления (НСС) – это был орган Сопротивления.

После 2МВ участие и неучастие в Сопротивлении стало политическим капиталом, кард-бланшем на участие в политической жизни.

В августе 1944 фактически сами освободили себя с помощью передовых отрядов Де Голля. С 1944 по 1946 – временный режим. Но нужно было понять, какой будет форма госустройства. Третья Республика закончилась поражением Франции, воссоздать её в прежнем виде невозможно. Задачи переходного периода решало временное правительство во главе с Де Голлем

Шарль де Голль (1890-1970) был тогда самым популярным политиком, стал одной из самых крупных фигур в истории XX века вообще. Крупный и в прямом, и в переносном смысле – под 2 метра ростом, высокий, стройный. Он играл на этом, выбирал специальные ракурсы. Из потомственной военной семьи, это сказалось, причем сказалось впоследствии на его взглядах. С детства впитывал дух субординации, подчинения приказам, был ревностным католиком, за патриотизм и военное могущество (способность дать отпор и защищать национальные интересы). Учился в престижной военной школе, где проводился отбор на благонадежность (это в демократической Франции). В 1912 году получил чин лейтенанта, поклялся, как и все офицеры, никогда не заниматься политикой. В 1916 – окружение, штыковой бой, плен, 3 побега, в семье его уже похоронили. В чине майора в 1921 – офицер армии Пилсудского, сражается против Красной Армии на Волыни, под Варшавой. Затем возвращается во Францию, командует танковыми войсками – это его главное увлечение и основная специальность. Написал 3 книги – в будущей войне победит тот, у кого будет больше танком и лучшая тактика использования этих моторизованных частей. Немцы разгромили Францию, которая имела численное превосходство во всём! Не смогли противостоять тактике сходящихся клиньев и концентрации усилий на определенном участке. Де Голль получил чин бригадного генерала, был одним из тех, кто активно сопротивлялся. Был назначен замвоенного министра, но вскоре кабинет Поля Рейно ушел в отставку, и дальше действовал на свой страх и риск. Уехал в Британию, получил поддержку Черчилля, создал движение «Свободная Франция», в 1944 стал главой переходного/временного правительства.

В итоге политический спектр во Франции оставался практически таким же, как и 3-ей Республике. Но тогда была чехарда партий, 9 месяцев в среднем менялись кабинеты. Де Голль сделал для себя вывод, что это основа неустойчивости и ослабления госмашины. 2 процесса – с одой стороны, восстанавливаются старые партии, с другой – создаются новые партии (НРП) и движения (голлистское – сначала движение, а потом оформляется в партию, после прихода к власти де Голля – становится правящей партией, затем после его ухода получает приставку –нео).

ФКП. 900 тыс в 1945 – крупнейшая партия. Обновить общество, наказать коллаборационистов, национализировать часть отраслей. Это мощнейшая партия, до мая 1947 – в правительстве. Тащили самые тяжелые министерства – экономики, труда.

Социалисты. Леон Блюм. 350 тыс, в 2 раза больше, чем до войны. Тоже активный участник Сопротивления. «В основном мы партия революционная» (в уставе так).

Радикалы. Те же самые, что и в НФ. Влачили жалкое существование, т.к. позор в Мюнхене + электорат плавно перетек к новой партии – НРП.

НРП – Народно-республиканское движение. Претендовали на выражение интересов широких слоев. Стержень – католицизм, особенно социальный. Были активными участниками Нац.совета.сопротивления. Во главе – Жорж Бидо.

Голлисты – это ещё не партия, а движение (до 1947 года). «Партия объединения французского народа» - это претензия на выражение общих интересов.

Все партии за осуществление программы НСС:

1) наказать вишистов (2 тыс. смертных приговоров, привели в исполнение только треть). Петена спас де Голль.

2) восстановили соц.страхование, отпуска, завоевания НФ.

3) волна национализации – уголь, электроэнергия, часть авиации, заводы Рено, газ, банки, страховые компании – примерно 20%, это инфраструктура. Оценки разные. Коммунистам было мало, а НРП считали, что это уже предел. Расхождения по этому принципу.

Но главная проблема была – будущее полит.устройство. Октябрь 1945 – выборы в Учредительное собрание. Коммунисты, социалисты, НРП получили по 24-26% голосов. Получилось, что Учредительное собрание – левое. А де Голль – правых взглядов. Такая конфигурация не могла работать. У де Голля вообще всё Учредительное собрание не вязалось с идеей сильной и великой Франции.

В чём конфликт с институциональной точки зрения? Парламент – это парламентская власть, а президент – это президентская республика с урезанными полномочиями парламента.

В этом суть конфликта после войны. Ясно, что он должен был каким-нибудь образом разрешиться или взорваться. Повод для ухода де Голля был ничтожный – сцепился с парламентом по сокращению военных расходов на 20%. Бескомпромиссно выступил. Но почувствовал, что нет опоры, и ушел. Это уникальный пример, когда харизматичный лидер ушел сам, поняв, что общество несогласно с ним. Ради сохранения власти не поступился своими принципами.

УС приняло проект Конституции, очень «левый». Назначаются новые выборы в УС. Лидерство 3-х партий сохранилось, лидер прав-ва – Бидо. В октябре 1946 референдум одобрил Конституцию.

Начинается 4-ая республика (1946-58). Она парламентская (Парламент Франции), 2 палаты. В Конституции есть антимонополитические мотивы – те, у кого есть монополистические тенденции, национализируются. Право на забастовки. И это в данный момент самая демокр.конституция Европы (пока еще итальянская конституция не принята от 22 декабря 1947 – «итальянская республика основана на труде»).

Трехпартийная коалиция внутри была непрочной:

1.Началась ХВ, коммунисты требуют дружить с СССР вопреки атлантизму, НРП тянет в сторону США, тут еще План Маршалла. Это внешнеполит.противоречие.

2. Коммунисты не могли не откликнуться на требования масс. Уже сформировались профсоюзы, промышленность уже работает (те же заводы Рено), и коммунисты поддерживают забастовщиков! А они же в министерствах – нарушают министерскую солидарность! Что тут делать? Эта солидарность была поводом удаления коммунистов из правительств. А ведь в ПМ было условие удаления коммунистов из прав-в.

Ось полит.жизни смещается вправо – усиливаются голлисты. НРП, социалисты, + радикалы – это «коалиция третьей силы» (против крайне правых голлистов и крайне левых коммунистов), Такая коалиция – до 1951.

Восстанавливалась экономика, во многом социально-экономическое развитие Франции изменило свой характер. Ленин писал, что франц.империализм «ростовщического характера». После 2МВ он утрачивается.

Царские долги, их судьба. О них вспомнили в 90е годы. Это были облигации гос.займа. Несколько тысяч человек были держателями облигаций. В 80-90е годы это было как сено, их можно было покупать за гроши. А в 1996 году это в пересчете было около 40 млрд долларов! Мудрый Черномырдин сказал, что мы начинаем платить – с 1%. Франции выплатили 400 млн, начали по чердакам искать. Но один раз выплатили, а потом перестали.

Итак. По поводу ростовщического характера. Там был узкий внутренний рынок. Аграрно-индустриальной страной стала только после 2МВ. Тут неокейнсианство, за рост внутр.рынка. Не было необходимости куда-то отсылать, лучше выгодно вложить внутри страны. К 1957 уровень промышленности в 2 раза превзошел довоенный уровень! Хотя по темпам роста и отставали от экономических чудес De, It, Jp, но обгоняли Великобританию. В 1944 – 4%, в 1964 – 5.5% мирового производства.

Еще изменение. Проявление госрегулирование по неокейнсианской модели. Но есть особенность – дирижизм. Чем отличается? Это госсобственность + планирование. Планирование не директивное (план=закон), а индикативное. Индикативное обязательно для госкомпаний, национализированных предприятий, для остальных – набор преференций за следование плану: налоговые послабления, сырьевые преференции, льготы про производству, низкие тарифы на газ, уголь. В 1946 году был создан Генеральный комиссариат по планированию. 1947 – первый план (план Моне), затем 1954, 1958 (вступление в ЕС).

Франция, как и Германия – концентрация промышленности с сочетанием моря мелких и средних предприятий. Есть крупные (больше 500 занятых на предприятии рабочих) – это всего 1% от всего кол-ва. Но при этом на этом 1% сосредоточена половина рабочей силы.

В лит-ре есть легенда/миф о том, что 4-ю республику развалили коммунисты и голлисты (против них был направлен «третий путь»), пишут даже, что они сговорились и нанесли удар. Но на самом деле причины иные! Главная слабость – парламентская республика. Особенно если она основана на пропорциональном принципе избирательного права, то подвержена воздействию соц.стр-ры общества. А когда оно многостратовое, и интересы представляются в многочисленных партиях, попадают в парламент, то начинается клубок противоречий. Потеря большинства - развал правящей коалиции, перевыборы. Это слабость! До тех пор, пока средний слой не становится господствующим, и правящие слои не выражают их интересы, то пропорциональная демократия не работает. Тогда идет выравнивание по центру. Вот Шрёдер социалист провел Агенду-2010, или Тони Блэр искал третий путь. Панацею вроде нашли – мажоритарный принцип.

За 5 лет до 1951 года сменилось 12 правительств! Система может и является наиболее демократичной, но когда речь заходит об исполнительной власти, то кризис. Теперь вводится мажоритарный принцип + принцип «победитель получает всё».

Это первая причина кризиса 4-ой Республики.

Во-вторых, кризис внутри коалиции по внутренней и внешней политики. 1951 – Шестигранное собрание (6 крупных фракций в Нац.собрании). А так нельзя предположить результаты любого голосования. Партии раскалывались по отдельным проблемам – колонии (затянуть гайки или использовать неоколониализм), Европа (евроскептики и сторонники евроинтеграции), атлантизм, идея европейской армии (1954 – против голлисты, т.к. за свою армию, коммунисты, часть радикалов, часть НРП). В общем, невозможно предугадать результаты законод.инициатив, выработать политику.

В-третьих, это острые внешнеполитические проблемы, падение авторитета Франции в междурнародных делах. Не было четкой внешнеполитической линии + внутренние противоречия. Дали слабость по репарациям, поражение в войне в Индокитае, тяжелейший колониальный конфликт в Алжире.

Алжир – это целый комплекс конфликтов. 1954 – восстание, полмиллиона на подавление восстания бросили. А в самом Алжире 9 млн человек, из них 1 млн – европейские поселенцы. То есть каждый 9-й житель Алжира – по сути, француз, и ощущал себя частью Франции. И именно этот 1 млн был опорой тех, кто в парламенте выступали против предоставления независимости колониям. Войска пришли, подавили восстание, и там остались. Они считали, что сражались за террит.целостность Франции. В общем, на небольшой тер-рии сосредоточилась взрывоопасная масса людей с оружием, готовых применить его для защиты интересов. Поэтому Алжир – это и причина и повод.

А в Парламенте в это время набирают голоса неоколониалистов – за мягкие методы экономической зависимости, косвенное управление. Конечно, это повод для негативных настроений, в том числе для тех, кто воевал в Алжире. Что делать? Надо навести порядок в Париже. Нужна сильная власть, которая понимает национальные интересы и способна их отстаивать. Где её взять? Вот легенда, что один из ультра, Салан, 15 мая 1955 выступал в Алжире на площади, закончил лозунгом «Да здравствует французский Алжир!». И тут же почему-то выкрикнул: «Да здравствует де Голль!». Как он потом объяснял, ему кто-то ткнул чем-то в спину, а он подумал, что это револьвер. Но это не важно, а важно то, что это прозвучало, и вся площадь взорвалась. С этого момента имя де Голля вновь появляется. В мае 1958 мятеж – захватили власть в Алжире, требуют только прихода сильной власти. Де Голль сказал, «да, я готов спасти Францию в очередной раз. Но для этого нужны чрезвычайные полномочия».

В мае 1958 дали полномочия, 1 июня Национальное собрание согласилось, и затем распустилось. С этого момента начинается 5-ая республика. Чем отличается от 4-ой? Это не то, что «пришел де Голль», как часто отвечают те, кто не ходят на лекции. Это новый тип полит.сиситемы – президентская республика. Новая Конституция – её поддержали очень многие.

Постепенно складывается «режим личной власти». По сути, это авторитарный режим. Он присущ любой президентской республике. При ней исполнительная власть концентрирует у себя в руках ключевые рычаги управления. Теперь президента избирают все граждане по мажоритарной системе, в 2 тура. Раз президента избирают граждане, то он становится независимым от парламента. Если парламент отклонял законопроект, то президент мог вернуть его на повторное рассмотрение или вынести на референдум. Де Голль часто обращался к народу. Количество референдумов очень большое.

Президент наделен необычными функциями – «резервирование сектора»: это те самые важнейшие сферы, которые подчинены напрямую президенту: Вооруженные силы, назначает главу парламента, имеет право выносить вопросы на референдум, по ст.16 мог объявить чрезвычайное положение и править так полгода.

Де Голль считал, что это реальная возможность сделать Францию великой. «Мы делаем, а в Парламенте говорят» (с). Вроде бы усилился авторитаризм в обществе. Тоталитарный режим проникает во всю ткань гражданского общества, массы должны быть интегрированы в режим. И массы должны поддерживать его. Авторитарный режим опирается на элиту, и буржуазно-демократические свободы не страдают. Есть демократическая страна Франция, есть конституция, есть личность, которая в силу своей харизмы концентрирует полноту власти. После де Голля ни к одному президенту не прилагается определение «режим личной власти». При усилении авторитарных черт правления (практически все решения де Голль принимал лично) все свободы были сохранены и защищены.

Ещё что в Конституции? 15 разделов. В преамбулу вошла Декларация прав и свобод, и часть из Конституции 1946 года. В 4-ой Республике верхняя палата была Совет Республики, а в 5-ой республике она теперь Сенат. Создавалась Высокая палата правосудий, Экономический и Социальный Совет, Конституционный совет. Сенат избирается на 9 лет и каждые 3 года обновляется на 1/3.

Если Национальное собрание собирало «резолюцию порицания» (1/10 членов должно подписаться, собрать большинство на голосовании), то правительство должно было уйти в отставку. Но в этом случае президент имел право распустить парламент. Такое право 5 раз применялось в истории 5-ой республики: в 1962 – Нац.собранию удалось собрать «резолюцию порицания» по поводу законопроекта де Голля ввести прямые выборы. У него оставалось 2 выхода – либо отозвать свой законопроект, либо распустить Нац.собрание. Распустил его и объявил референдум => октябрь 1962 – 60% проголосовало за прямые выборы. В 1968 – де Голль распустил Нац.собрание в обстановке волнений («красный май 1968»). В 1981, 1988 – президент Миттеран (1981-1995). В 1997 – Ширак.

 

Алжир оставался проблемой. Ультра ждали сильной руки. А сам-то де Голль был неоколониалистом. Смотрел дальше. Провёл референдум о независимости в колониях. Все высказались на независимость. В 1960м году 14 гос-в стали независимыми. Ультра были за «Французский Алжир», обвинении его в измене, толпа 15 минут скандировала «да здравствует франц.Алжир». Де Голль сказал: «я вас понял» (но «не одобрил» - как потом объяснили в канцелярии). И объявил итоги референдума – 3/4 проголосовали за независимость (по сути, это все, кроме ультра). Де Голль послал еще войска для обеспечения порядка. А армия в своих-то стрелять не будет, вместе воевали на фронтах. Поэтому ультра уступили.

Но в 1961 создали «Организацию тайной армии» (ОАС) – развязать партизанский террор не только в колонии, но и во Франции, даже на Де Голля покушались, хотели запугать и этим влиять на власть. А еще имели хорошее финансирование – финансовые круги в самой Франции (не определились еще, кого поддерживать) + грабили банки + вымогали деньги (даже у Бриджит Бордо вымогали, но она не поддалась! J). Лидеры – Салан, Жак Сустель, Жорж Бидо – были обречены. Подавляющее большинство общества как Алжира, так и самой Франции были убеждены, что старые методы ушли в прошлое. Тем более что 1960 – это год Африки, мировой тренд. Салана арестовали, тряски в ОАС. 1961 – соглашение в Эвиане о независимости Алжира, окончательно выбило почву из-под ног ОАСа.

Де Голль стал дальше реализовывать программу – величие Франции во внешней политике + укрепление положения внутри. Что делает для величия? Создается атомное оружие (1960), отказались от договора о запрещении испытания, в 1966 вывел организацию из военной организации НАТО (из политической не вышли!! это частая ошибка. Саркози ввёл её обратно), особые отношения с Москвой. В условиях Холодной войны это была сильная позиция. И действительно, существенно вырастает престиж.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: