Сельские миллениалы медленнее осваивают новые технологии




 

Теперь оценим включенность миллениалов в цифровую среду, рассмотрев способы доступа в Интернет и способы его использования (далее цифры даются как доли от всех респондентов, не только пользователей Интернета). Прежде всего мы рассчитали долю выходивших в Интернет с мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов) за последние 12 месяцев. Среди всех городских миллениалов это делали три четверти (76 %), в том числе в областных центрах 80 %, а среди сельских – 67 %, и, вопреки нашей второй гипотезе, это значительно выше показателя вовлеченности предшествующего реформенного поколения в целом (49 %). Принадлежность к молодому поколению здесь оказывается важнее, чем тип поселения (рис. 6.3). Что же касается сельских жителей, то в соответствии с нашей третьей гипотезой миллениалы значительно опережают старших – в реформенном поколении на селе выходят в Интернет через мобильные устройства лишь 34 %, а в старших поколениях эта доля совсем незначительна.

Важный индикатор новых поведенческих практик в цифровой среде – использование Интернета для совершения онлайн‑покупок товаров и услуг. За последние 12 месяцев такие покупки совершали 50 % всех городских миллениалов (включая поселки городского типа) и лишь 28 % сельских миллениалов, и с увеличением размера поселений эта доля устойчиво возрастает (до 56 % в областных центрах). Сельские же миллениалы по вовлеченности в онлайн‑покупки уступают старшему реформенному поколению в целом (35 %), но заметно опережают это поколение на селе (19 %), а более пожилые сельские жители в подобные практики не вовлечены вовсе. Все наши гипотезы в данном случае не отвергаются.

Еще одним важным дифференцирующим признаком выступает использование Интернета для посещения социальных сетей. И конечно, миллениалы в целом здесь более активны, чем старшие поколения. Но среди них, согласно нашей первой гипотезе, жители городов и областных центров вновь заметно опережают жителей села и поселков городского типа (84 % против 70–71 %). При этом сельская молодежь вовлечена в социальные сети в большей степени, чем предшествующее реформенное поколение в целом и тем более чем сельское реформенное поколение (56 и 46 % соответственно), не говоря уже о более пожилых поколениях. Вновь принадлежность к определенному поколению оказывается важнее места жительства, и наша вторая гипотеза не подтверждается. Добавим, что в отношении конкретных социальных сетей прослеживается определенная специфика – сельчане более активно представлены в «Одноклассниках» (57 % против 47 % в остальных поселениях) и относительно менее активно во «ВКонтакте» (51 % против 73 %) и Facebook (8 % против 15 %). В Twitter и «Живом журнале» различия невелики ввиду малой распространенности[25].

 

Рис. 6.3. Способы использования Интернета миллениалами за последние 12 месяцев, по типам поселений, 15 лет и старше, 2016 г. (в % от всех респондентов, n = 4762)

Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Рис. 6.4. Наличие банковских пластиковых карт у миллениалов, по типам поселений, 15 лет и старше, 2006–2016 гг. (в % от всех респондентов, n = 43 670)

Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Возьмем еще один показатель причастности к новым практикам поведения – наличие банковских пластиковых карт. Здесь мы имеем возможность посмотреть динамику процесса. По данным 2006–2016 гг. мы видим, что по обеспеченности такими картами у всех групп миллениалов наблюдается быстрый рост. Но при этом жители городов к 2014 г. догнали жителей областных центров и идут с ними вровень. А жители сел и поселков городского типа от них заметно отстают на протяжении всего периода наблюдений (рис. 6.4). Различия между городом и селом закономерно проявляются и здесь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: