Ранее мы уже писали о том, что самое молодое взрослое поколение в большей степени озабочено поддержанием здорового образа жизни (ЗОЖ) [Радаев, 2018 а ]. И в 2016 г., например, среди миллениалов курение встречалось значимо реже, чем в предшествующем реформенном поколении (задавался вопрос: «Курите ли Вы в настоящее время?»), – 29,6 и 38,1 % соответственно. Но различия в типах поселения здесь никак не проявляются – все миллениалы курят примерно одинаково (около 29–30 %), хотя с годами эта доля постепенно снижается (в основном за счет мужчин, которые ранее курили значительно больше женщин) [Quirmbach, Gerry, 2016]. Менее распространено курение среди более молодых и более образованных респондентов, по‑прежнему меньше курильщиков среди женщин.
Иная ситуация складывается с потреблением алкогольных напитков (мы используем данные по доле потребителей алкоголя за последние 30 дней, предшествовавших опросу). Полученная картина противоречит обыденным представлениям о «спивающейся российской деревне». Миллениалы из городов и областных центров больше вовлечены в потребление алкоголя (43–44 %), в то время как среди сельских миллениалов пьющих алкоголь всего 30 %, а в поселках городского типа чуть больше (35 %). На рис. 6.5 хорошо виден разрыв между двумя группами миллениалов по типу населенных пунктов в течение всего периода наблюдений – с 2003 по 2016 г. Доля потребителей алкоголя выше среди жителей городов и областных центров, что не столь удивительно – потребление алкоголя чаще всего оказывается производной от уровня материального благосостояния.
Рис. 6.5. Доля потребителей алкоголя среди миллениалов в течение последних 30 дней по типам населенных пунктов, респонденты 15 лет и старше, 2003–2016 гг. (в %, n = 48 504)
|
Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.
В отношении отдельных алкогольных напитков следует сказать, что более значительная доля городских миллениалов пьют пиво, сухое и крепленое вино, коньяки, виски и ликеры, а сельские миллениалы несколько чаще потребляют самогон (в потреблении водки и ликероводочных изделий особой разницы нет).
Но может быть, на селе пьют больше по объему потребляемого алкоголя? Это предположение также не подтверждается. Достаточно сказать, что доли склонных к чрезмерному потреблению алкоголя (800 г и более чистого алкоголя в месяц для мужчин и 400 г и более для женщин) среди горожан и сельчан примерно равные – на уровне 10–12 %.
В предшествующей главе [Радаев, 2018 а ] мы указывали, что именно в поколении миллениалов произошел явный перелом – в 2016 г. в каждом последующем поколении доля потребителей алкоголя значимо больше, чем в предыдущем, за исключением миллениалов – у них она, наоборот, меньше, чем в двух предшествующих поколениях (реформенном и поколении периода застоя)[26]. Добавим, что этот вывод в полной мере относится и к сельским поколениям – миллениалы снизили потребление алкоголя и в городе, и на селе.
Характеризуя элементы здорового образа жизни, обратим внимание также на занятия физкультурой и спортом. Здесь ситуация неоднозначная – на протяжении всего периода 2003–2016 гг. мы видим заметный разрыв между миллениалами из областных центров и поселков городского типа, с одной стороны, и миллениалами из обычных городов и сел – с другой. Причем разрыв между этими группами с годами возрастает, в частности, потому, что доля сельских миллениалов, занимающихся физкультурой и спортом, понемногу снижается с 43 % в начале периода до 35 % в среднем в 2010‑е годы (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Доля миллениалов, занимающихся физкультурой и спортом, по типам поселений, 15 лет и старше, 2003–2016 гг. (в %, n = 45 205)
Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.