КЕ01КЕСТ1М6 СНИОКЕМ'5
ВЕНАУЮК
РАДОСТЬ
ВОСПИТАНИЯ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
ИД «ВЕСЬ»
Санкт-Петербург
ББК 74.9 К32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Перевод Ю. Я. Кузнецов
Кэтрин Кволс
К32 |
Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. — СПб.: ИД «Весь», 2004. — 288 с. — (Серия: Семейная библиотека: здоровье и психология). 15ВЫ5-9573-0381-Х
Представьте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, где внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных ситуаций без обид, и каждый получает то, что хочет.
Книга «Радость воспитания», в основе которой лежат научные труды Рудольфа Дрейкурса, станет бесценным помощником и руководством для взрослых, желающих видеть свою семью счастливой и гармоничной.
Для широкого круга читателей.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© куо!з КаШгуп, 1994. © Кузнецов Ю. Н., 2002. © Лисовский П. П., 2004. © ИД «ВЕСЬ», 2004.
5-9573-0381-Х
От издательства............................................................................ 11
Обращение к российским читателям................................. 12
Слова признательности................................................................... 13
Предисловие...................................................................................... 15
ГЛАВА 1. МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА...................... 17
Что такое переориентация?............................................. 18
Почему стоит отказаться от наказаний?................ 18
А как насчет подарков в качестве поощрения?.. 20
На что следует направлять воспитательный
процесс....................................................................................... 20
Задавайте себе вопрос; «Как мой ребенок может
|
воспринять это?»..................................................................... 22
Что делает детей такими, какие они есть?............ 24
Основные факторы влияния........................................... 24
Порядок рождения......................................................... 25
Разница в возрасте...................................................... 26
Пол.......................................................................................... 27
Отклонения или физические недостатки.......... 28
Социальная среда................................................................. 29
Трагедии в семье............................................................ 30
Детская ревность, или соперничество детей
в.семье...................................................................................... 31
Семейные ценности............................................................... 34
Реакция родителей на поведение детей.............. 35
ГЛАВА 2. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ............................ 39
Что неверно в этом примере?......................................... 40
Почему дети ведут себя плохо
Отличительные особенности целей поведения ребенка 42
Цель — привлечение внимания................................ 42
Цель — влияние (борьба за власть)....................... 47
6 Оглавление
Цель — месть........................................................................ • 71
Цель — уклонение......................................................... 75
Как правильно определять ошибочные цели....... 78
Наши дети могут понимать нас неправильно.................. 81
ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ПОДХОД
К ВОСПИТАНИЮ....................................................... 86
Социальные первопроходцы................................................. 86
От принуждения — к взаимопониманию............................ 87
Почему меня не уважают?.............................................. 90
Проявляйте твердость в отношении своих прав.................. 91
Гармония строгости и доброты................................................ 92
|
ГЛАВА 4. НА ПОМОЩЬ! МОИ ДЕТИ ОПЯТЬ
ДЕРУТСЯ!..................................................................... 98
ГЛАВА 5. КАК ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
И НАУЧИТЬ ЭТОМУ СВОЕГО РЕБЕНКА... 113
Как стать уверенным...............................................- •.. 113
Позаботьтесь о себе!....................................................... 113
Найдите мужество признать свое
несовершенство.................................................................... 115
Освободитесь от комплекса вины................................ 116
Самопожертвование........................................................ 117
Знайте точно, чего вы хотите.................................... 117
Не забывайте — вы тоже человек!.......................... 118
Жизнь все равно возьмет свое!............................... 120
Избегайте вмешиваться в ход развития событий. 121
Дети — наши учителя............................................... 121
Как сделать уверенным своего ребенка................................. 123
Проявите уважение к душевному настрою вашего
ребенка.................................................................................... 123
Моменты подлинных открытий................................... 124
Мать Тереза из Калькутты сказала................. 125
Дарите детям любовь без всяких условностей... 125
Не понукайте, а действуйте........................................ 126
Ваши слова не должны расходиться с делом.... 128
Имейте ясное представление об особенностях
поведения вашего ребенка................................... 129
Не заостряйте внимания на малозначительных
проблемах............................................................................... 129
Чему нельзя научить.................................................. 130
Избегайте вешать на ребенка ярлыки.................... 131
Помогите ребенку найти правильный для себя
путь..................................................................................... 131
|
Установите границы дозволенного в отношениях
с детьми.................................................................................... 132
Оглавление
Следите за интонацией голоса..................................... 133
Окажите влияние на формирование у вашего
ребенка положительного самосознания.................. 133
Поддерживайте, порядок и соблюдайте
определенный режим.................................................... 135
Проявляйте уважение к их намерениям.......... 136
Пусть ваш ребенок принимает решения сам.......... 136
Не навязывайте свое мнение детям................... 138
Помогите ребенку поверить в его интуицию............ 139
Дайте ребенку выразить свои чувства............ 140
Научите вашего ребенка умению самостоятельно
добиваться желанной любви...................................... 140
Почаще напоминайте ребенку, что он играет.
большую роль в вашей жизни.................................... 142
Укрепляйте детскую веру в мечту.................. 142
Приучайте ребенка вкладывать в любое дело
частицу собственной души......................................... 143
Почаще устраивайте «праздники вдохновения»...143
Действуйте так, будто ваш ребенок может,
справиться самостоятельно............................................. 144
Сразу переходите от слов к делу........................... 145
Избегайте говорить ребёнку «нельзя»............................. 145
Сравнения порождают соперничество!........................ 145
Подчеркивайте личные заслуги детей
без сравнения с заслугами других............................ 146
Поощряйте в своем ребенке полную самоотдачу
в любом деле.................................................................... 146
Сумейте подвести своего ребенка
к самостоятельному выполнению задания............. 146
Стихийное недовольство............................................... 146
Поощряйте сам поступок, не расхваливая того,
кто его совершает......................................................... 147
Подчеркивайте личную заинтересованность
ребенка в его поступках....................................... 148
Находите малейший повод для поощрения..... 149
Поощряйте, но делайте это искренне.............. 149
Используйте язык вашего тела................................ 150
Воспользуйтесь своими недостатками....................... 150
Доводите до вашего ребенка только
ту информацию, которую он способен
осмыслить......................................................................... 152
Недооценка........................................................................ 152
Ошибаться — значит познавать жизнь...................... 155
Привычки............................................................................ 157
Оглавление
Оглавление
158 159 160 161 162 162 163 164 |
165 166 169 170 171 171 174 178 |
179 181 182 185 186 189 195 196 196 196 197 |
Жалость — плохой помощник....................................
Перестаньте отнимать у ребенка
его самостоятельность!..............................................
Избавьте ребенка от унижений.........................
Не так уж важно быть таким, как все............
Развлечение — это личное дело детей..........
Критика работает против вас.......................................
Чему можно научиться у вашего ребенка.....
«Я поощрил ее, а она все равно не сделала так,
как надо!».........................................................................
Воспитывайте ребенка, ориентируясь
на будущее....................................................................