Свойства автократичной и демократичной личности





с»

ю


 


Автократичное свойство Метод развития автократичного стиля поведения
Смиренный Зависимый Покорный Охваченный чувством страха Ведомый другими Пассивный Терпимый Высокомерный с теми, кто «иод» ним Послушный с тем, кто «над» ним Отсутствует чувство собственного достоинства Не очень самобытен и изобретателен Знает точно, что — «хорошо», а что — «плохо» Подстраивается под лидера Не хватает решительности Подавлять произвольными решениями Не давать права на выбор Наказывать Поощрять за беспрекословное выполнение желаний Угрожать Держать в страхе Осуждать их за ошибки Не оказывать им поддержки Не считаться с их мнением Сравнивать с другими для того, чтобы подчинить их нормам поведения родителя общепринятым
Демократическое свойство Метод развития демократического стиля поведения
Изобретательный, творчески подходит к делу Уверенный в собственном мнении Принимает самостоятельные решения Ответственный, инициативный Гибкий в делах Может и повести за собой, и быть ведомым Напористый Дисциплинированный Высокое чувство собственного достоинства Уважает себя и других Не боится ошибаться Находит выход из сложной ситуации с пользой для каждого Позволять им принимать решения самостоятельно Подбодри вать Помогать им исправлять ошибки Давать право на выбор Уважительно относиться к ним Не баловать их Дать им понять, что их любят Проявлять доброту и твердость одновременно Проявлять последовательность Не сравнивать с другими Дать им понять, как много они умеют делать Дать им помочь вам Научить с пониманием относиться к точке зрения других

О

о

о


 


        о   я К чз о                     &( я      
        о» ш о ^ 0 Е4 0 Я О1                   Й)        
роче, пока Пэтти росла, мама брала всю инициативу на себя. уговаривала Пэтти есть много овощей, чтобы не болеть. Она будила ее по утрам, чтобы Пэтти не опаздывала в школу. Ко- ворила ей, что надо вовремя ложиться спать, чтобы на сле­дующий день не чувствовать себя уставшей. Она все время Мама приложила много усилий, чтобы оградить свою дочь Пэтти от всяческих неприятностей. Она постоянно го- ошлось и без вынужденного плача. роятно, что при таком поведении отца дело бы к настаивал на своем с тем же упорством, отец г бы и проигнорировать его требования. Вполне ределить, какова будет реакция ребенка, то, ве-ятно, в следующий раз он с готовностью бы от-икнулся на первое обращение сына и сказал бы: |дну минутку, сынок. Я занят». Затем, если бы маль- Действительно ли отец хотел научить сына сдер-шности в такой ситуации? Если бы отец мог точно отец и небрежно приподнял его над прилавком. что ему хочется, чтобы папа поднял его к прилавку посмот­реть, что там происходит. «Ну, ладно!» — сердито оборвал нец папа взглянул на сына и сказал с раздражением: «Что тебе надо?» Малыш, всхлипывая, сделал попытку объяснить, ный плач и вскоре стал буквально душераздирающим. Нако- игнорировал обращение сына. Мальчик опять попытался при­влечь его внимание. Постепенно его голос перешел в жалоб- тился к нему вполне дружелюбным тоном: «Папа!» Отец про- сыном. Папа как раз начал делать заказ, когда мальчик обра- ро и встали в очередь, Перед нами стоял отец с трехлетним Однажды вечером мы забежали перекусить в одно бист- ть, чему на самом деле научится ребенок. м самим нужно еще учиться и учиться опреде- Мы знаем, чему хотим научить наших детей, но пока еще не такой сильный, как она». обходимо. Даже мама не может без него обойтись, я просто

тз ф о тз 5 ф

I

о

ф

I

СП

со



Радость воспитания


Переориентация поведения



 


Теперь Пэтти четырнадцать лет, и мама весьма обеспо­коена: «Она не следит за собой, — жалуется мама. — Она засиживается допоздна, игнорирует правильное питание, закоптила все кастрюли и никогда не чистит зубы. Я не могу понять, почему так происходит, ведь я же всегда учила ее, как надо правильно следить за собой!»

Это верно, что мама хотела привить Пэтти пра­вильное отношение к себе, но этому ли училась все время сама Пэтти? Больше похоже на то, что Пэт­ти восприняла такую помощь так: «Мне не нужно заботиться о себе. Это мамино дело. Я могу делать что угодно, а кто-то другой всегда позаботится обо мне».

Пэтти не увидела в поступках матери желания научить ее самоуважению и стремлению отстаивать свои права. Мама все время лишала Пэтти возмож­ности познавать жизнь на собственном опыте. Теперь Пэтти слишком большая, чтобы мама могла управ­лять ее поведением, но девочке так ни разу и не удалось испытать на себе последствий самостоятель­но сделанного выбора.

Если вы хотите избежать подобной проблемы с детьми, когда они станут подростками, задайте себе такой вопрос: «Можно ли с помощью моих методов воспитания научить детей пониманию того, что вы­бор, сделанный ими самостоятельно, определит в дальнейшем их собственную судьбу? Или, может быть, мои методы невольно подталкивают их к мыс­ли, что их собственное благополучие будет зави­сеть от кого-то другого?»

Возможно, мои советы помогут вам определить, правильно ли ваш ребенок воспринимает то, что вы стараетесь ему привить. Если вы часто сталкивае­тесь с его нежелательным поведением, то докопать­ся до причины можно, задав себе такие вопросы:

«Может быть, я сам невольно способствую тому, что мой ребенок продолжает вести себя так? Может быть, он не так понимает меня?»


Рекомендации

Воспользуйтесь таблицей целей поведения детей, чтобы ответить на следующие вопросы.

1. Какое поведение своего ребенка я хочу пере­
ориентировать?

2. Какую цель преследует мой ребенок?

3. Каким методом переориентации я воспользуюсь?


Демократичный подход к воспитанию



 


Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: