Вот перечень возможных решений проблемы, который составили мама и Джо.
1. Мама разрешает Джо спать в ее постели.
2. Джо остается спать в своей постели.
3. Джо спит в маминой постели два раза в неделю.
4. Джо спит в спальном мешке на полу рядом с
маминой кроватью.
5. Джо спит со своим любимым котом.
7. Мама спит в постели Джо в его комнате.
8. Мама разрешает младшему брату спать в ком
нате Джо.
Джо вычеркнул все пункты за исключением тех, где говорилось, что он будет спать в маминой постели и в спальном мешке на полу рядом с кроватью мамы. Когда очередь дошла до мамы, она отвергла варианты, предполагающие, что Джо мог спать в ее постели. Единственным не вычеркнутым остался пункт: «Джо спит в спальном мешке на полу рядом с маминой кроватью». Однако маме вовсе не хотелось, чтобы сын каждый день спал в ее комнате (она ведь имеет право на личную жизнь!). Поэтому они договорились, что Джо будет спать в маминой комнате два раза в неделю. И обе стороны остались довольны таким решением.
Со временем, когда эта «технология» будет отработана, необязательно записывать все идеи. Процесс пойдет бойко и без «бумажной волокиты». Если рассмотренные нами последовательные шаги, направленные на разрешение конфликта, не помогут и ребенок не захочет выполнять совместное соглашение, у вас может возникнуть необходимость в разработке метода логического последствия. Давайте представим, что Джо входит в спальню к маме со своим спальным мешком третий раз в неделю. Как могла бы поступить мама в этом случае? Логическим последствием мог бы стать такой поступок мамы: она отводит сына в его комнату и, при необходимости, закрывается на ключ в своей комнате.
|
Кэтрин Кволс
Радость воспитания
Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт...
Для того чтобы логические последствия дали желаемый результат, они должны сочетать в себе 4 принципа.
1. Всегда и во всем проявляйте к ребенку уваже
ние, разрешая ему как можно полнее участвовать в
определении логических последствий. Нужно всячес
ки избегать всего, что вызывает у него чувство вины
или стыда, иначе он может расценить логическое
последствие как наказание.
2. Последствия должны быть разумными по своей
сути. Любое слишком суровое последствие ребенок
воспримет как наказание, а не как способ исправле
ния своей ошибки.
3. Последствия должны иметь логическое соотно
шение с ошибкой ребенка. Если он содержит вещи в
беспорядке, то должен найти время прибраться и
привести их в порядок. Если он причинил кому-то
боль, то должен попытаться ее облегчить. Если он
испортил какую-нибудь вещь, то ему нужно ее по
чинить или возместить ущерб другим способом.
4. Логические последствия должны приучать ре
бенка брать всю ответственность за свои поступки на
себя, не заставляя его при этом «расплачиваться» за
ту или иную ошибку.
Логические последствия могут использоваться даже в забавных, шутливых, формах, сохраняя при этом свои ценные познавательные свойства.
Во время самого конфликта не пытайтесь разрабатывать логические последствия: у вас могут получиться только логические наказания. Лучше всего, как можно скорее забыть о конфликте, переждать, пока утихнут страсти, и успокоиться. Потом достаньте примерный план разработки логических последствий и мысленно пройдитесь по всем его пунктам. Этот план предложен в конце раздела. Он применим к любой конфликтной ситуации, в которой по воле случая можете оказаться вы и ваш ребенок.
|
Заметьте, что его пункты почти во всем совпадают с последовательными шагами, ведущими к разрешению конфликта, за исключением шагов 2 и 7. Шаг 2 при разработке логических последствий в данном случае имеет первостепенное значение, ведь те меры, которые вы уже приняли для разрешения конфликта, не привели к положительному результату, и вы всерьез рассержены на вашего ребенка. А злость, как известно, — самый плохой помощник в принятии позитивных решений. Цель шага 2 (подумайте о трех качествах, которые вы любите в вашем ребенке) — изменить ваше отношение к происходящему таким образом, чтобы вы думали только об истинном последствии, полностью исключив мысли о наказании.
• ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАЗРАБОТКИ ЛОГИЧЕСКОГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Шаг 1. Опишите конкретное поведение вашего ребенка, которое вы хотели бы исправить с помощью логического последствия.
Шаг 2. Подумайте о трех качествах, которые вы любите в вашем ребенке.
Шаг 3. Запишите, что вы хотите предпринять в создавшейся ситуации и почему.
Шаг 4. Запишите, что хочет ваш ребенок и почему.
Шаг 5. На отдельном листке бумаги вместе с ребенком составьте перечень всевозможных решений проблемы.
Шаг 6. На его основе выработайте единое решение. Сначала ребенок вычеркнет из перечня те предложения, которые его не устраивают, затем — вы. Выберите одно или несколько предложений по взаимному согласию и запишите их. Нужно, чтобы каждый остался доволен, иначе решение «не сработает».
|
Шаг 7. Выразите признательность ребенку за участие и помощь: «Спасибо тебе за то, что помог
Радость воспитания
Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт,..
решить мне эту проблему. Что мне делать, если ты вдруг забудешь?» Теперь наступает время разработки логического последствия, которое рождается либо на основе вашего предложения, либо по инициативе ребенка. Сразу после того, как вы обсудите и согласуете логическое последствие, запишите его.
Шаг 8. Воспользовавшись этим логическим последствием, задайте себе вопросы: «Добился ли я тех результатов, которые принесли пользу мне и моему ребенку? Нуждается ли это логическое последствие в дальнейшем совершенствовании?»
• ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА
Существует несколько возможных вариантов ответной реакции ребенка на предложение разработать логические последствия. Далее представлен перечень таких вариантов и рекомендации по поводу того, как вам следует поступать.
Уклонение от ответа
Если ребенок, отвечая на ваш вопрос о том, каким он представляет себе возможное последствие, скажет: «Я не знаю» или просто промолчит, отреагируйте на это следующим образом: «А как ты посмотришь, если я поступлю так... Если у тебя прявятся другие идеи на этот счет, дай мне знать, и тогда мы вместе подумаем, что можно предпринять».
Доработка
Ребенок может предложить разумное решение или такой вариант, который после незначительной доработки вполне устроит и вас, и его. Если вы согласны с его предложением, скажите: «Хорошо, на этой неделе я так и сделаю. Спасибо за помощь».