Издательство «ВЕСЬ» — ДОБРЫЕ ВЕСТИ





Вот перечень возможных решений проблемы, ко­торый составили мама и Джо.

1. Мама разрешает Джо спать в ее постели.

2. Джо остается спать в своей постели.

3. Джо спит в маминой постели два раза в неделю.

4. Джо спит в спальном мешке на полу рядом с
маминой кроватью.

5. Джо спит со своим любимым котом.

 

7. Мама спит в постели Джо в его комнате.

8. Мама разрешает младшему брату спать в ком­
нате Джо.

Джо вычеркнул все пункты за исключением тех, где говорилось, что он будет спать в маминой посте­ли и в спальном мешке на полу рядом с кроватью мамы. Когда очередь дошла до мамы, она отвергла варианты, предполагающие, что Джо мог спать в ее постели. Единственным не вычеркнутым остался пункт: «Джо спит в спальном мешке на полу рядом с маминой кроватью». Однако маме вовсе не хотелось, чтобы сын каждый день спал в ее комнате (она ведь имеет право на личную жизнь!). Поэтому они догово­рились, что Джо будет спать в маминой комнате два раза в неделю. И обе стороны остались довольны таким решением.

Со временем, когда эта «технология» будет отра­ботана, необязательно записывать все идеи. Процесс пойдет бойко и без «бумажной волокиты». Если рас­смотренные нами последовательные шаги, направ­ленные на разрешение конфликта, не помогут и ребенок не захочет выполнять совместное соглаше­ние, у вас может возникнуть необходимость в разра­ботке метода логического последствия. Давайте пред­ставим, что Джо входит в спальню к маме со своим спальным мешком третий раз в неделю. Как могла бы поступить мама в этом случае? Логическим по­следствием мог бы стать такой поступок мамы: она отводит сына в его комнату и, при необходимости, закрывается на ключ в своей комнате.

Кэтрин Кволс



Радость воспитания


Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт...



 


Для того чтобы логические последствия дали же­лаемый результат, они должны сочетать в себе 4 прин­ципа.

1. Всегда и во всем проявляйте к ребенку уваже­
ние, разрешая ему как можно полнее участвовать в
определении логических последствий. Нужно всячес­
ки избегать всего, что вызывает у него чувство вины
или стыда, иначе он может расценить логическое
последствие как наказание.

2. Последствия должны быть разумными по своей
сути. Любое слишком суровое последствие ребенок
воспримет как наказание, а не как способ исправле­
ния своей ошибки.

3. Последствия должны иметь логическое соотно­
шение с ошибкой ребенка. Если он содержит вещи в
беспорядке, то должен найти время прибраться и
привести их в порядок. Если он причинил кому-то
боль, то должен попытаться ее облегчить. Если он
испортил какую-нибудь вещь, то ему нужно ее по­
чинить или возместить ущерб другим способом.

4. Логические последствия должны приучать ре­
бенка брать всю ответственность за свои поступки на
себя, не заставляя его при этом «расплачиваться» за
ту или иную ошибку.

Логические последствия могут использоваться даже в забавных, шутливых, формах, сохраняя при этом свои ценные познавательные свойства.

Во время самого конфликта не пытайтесь раз­рабатывать логические последствия: у вас могут по­лучиться только логические наказания. Лучше все­го, как можно скорее забыть о конфликте, пере­ждать, пока утихнут страсти, и успокоиться. Потом достаньте примерный план разработки логических последствий и мысленно пройдитесь по всем его пунктам. Этот план предложен в конце раздела. Он применим к любой конфликтной ситуации, в кото­рой по воле случая можете оказаться вы и ваш ребенок.


Заметьте, что его пункты почти во всем совпа­дают с последовательными шагами, ведущими к раз­решению конфликта, за исключением шагов 2 и 7. Шаг 2 при разработке логических последствий в дан­ном случае имеет первостепенное значение, ведь те меры, которые вы уже приняли для разрешения конфликта, не привели к положительному резуль­тату, и вы всерьез рассержены на вашего ребенка. А злость, как известно, — самый плохой помощник в принятии позитивных решений. Цель шага 2 (поду­майте о трех качествах, которые вы любите в ва­шем ребенке) — изменить ваше отношение к проис­ходящему таким образом, чтобы вы думали только об истинном последствии, полностью исключив мыс­ли о наказании.

• ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАЗРАБОТКИ ЛОГИЧЕСКОГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Шаг 1. Опишите конкретное поведение вашего ребенка, которое вы хотели бы исправить с помо­щью логического последствия.

Шаг 2. Подумайте о трех качествах, которые вы любите в вашем ребенке.

Шаг 3. Запишите, что вы хотите предпринять в создавшейся ситуации и почему.

Шаг 4. Запишите, что хочет ваш ребенок и почему.

Шаг 5. На отдельном листке бумаги вместе с ре­бенком составьте перечень всевозможных решений проблемы.

Шаг 6. На его основе выработайте единое реше­ние. Сначала ребенок вычеркнет из перечня те пред­ложения, которые его не устраивают, затем — вы. Выберите одно или несколько предложений по вза­имному согласию и запишите их. Нужно, чтобы каж­дый остался доволен, иначе решение «не сработает».

Шаг 7. Выразите признательность ребенку за участие и помощь: «Спасибо тебе за то, что помог



Радость воспитания


Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт,..



 


решить мне эту проблему. Что мне делать, если ты вдруг забудешь?» Теперь наступает время раз­работки логического последствия, которое рожда­ется либо на основе вашего предложения, либо по инициативе ребенка. Сразу после того, как вы обсудите и согласуете логическое последствие, запишите его.

Шаг 8. Воспользовавшись этим логическим послед­ствием, задайте себе вопросы: «Добился ли я тех результатов, которые принесли пользу мне и моему ребенку? Нуждается ли это логическое последст­вие в дальнейшем совершенствовании?»

• ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА

Существует несколько возможных вариантов от­ветной реакции ребенка на предложение разрабо­тать логические последствия. Далее представлен пе­речень таких вариантов и рекомендации по поводу того, как вам следует поступать.

Уклонение от ответа

Если ребенок, отвечая на ваш вопрос о том, ка­ким он представляет себе возможное последствие, скажет: «Я не знаю» или просто промолчит, отреа­гируйте на это следующим образом: «А как ты по­смотришь, если я поступлю так... Если у тебя прявятся другие идеи на этот счет, дай мне знать, и тогда мы вместе подумаем, что можно предпринять».

Доработка

Ребенок может предложить разумное решение или такой вариант, который после незначитель­ной доработки вполне устроит и вас, и его. Если вы согласны с его предложением, скажите: «Хо­рошо, на этой неделе я так и сделаю. Спасибо за помощь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: