ЕСЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ ПОДРОСТКИ...




При разработке логических последствий с подрост­ками вам нужно учитывать следующее.

1. Если вы говорите: «Тебе самому решать», то должны в точности следовать сказанному. Мы часто портим отношения с ними потому, что злимся или



Радость воспитания


Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт...



 


разочаровываемся в их поступках, которые не соот­ветствуют нашим желаниям, несмотря на то, что сами предоставили им возможность выбора.

2. Подростки очень чувствительны к двойной мо­
рали, такой как: «Папа, если ты выпиваешь, то по­
чему мне нельзя?»

3. Подростки часто реагируют на расспросы взрос­
лых такими высказываниями: «Я не знаю» или «Мне
все равно». Это — их обычный способ сводить счеты
с взрослыми. Если подросток отвечает вам таким об­
разом, спросите, что его обижает в ваших поступ­
ках. Начинайте восстанавливать взаимоотношения,
подбадривая его, или с помощью совместных дел,
приносящих радость и удовольствие.

Мы все прекрасно знаем, что чтение нотаций ни к чему хорошему не приводит, однако никак не можем от них отказаться: «Знаешь, когда я был в твоем возрасте, то не только успевал учиться, но уже работал полный рабочий день!»

Лучших результатов вы добьетесь, побуждая под­ростков к размышлению: «Ты как-то упоминал, что тебе нужно больше денег. У меня нет желания уве­личивать твои карманные расходы. Поэтому подумай, каким образом ты сам можешь решить эту проблему».

Совет, данный подростку без его просьбы или со­гласия, он чаще всего пропускает мимо ушей. Чтобы обратить его внимание на то, что вы хотите посове­товать, лучше спросите: «Хочешь совет?» и, если ус­лышите отрицательный ответ, с честью примите его.

Вы, наверное, обычно сами чувствуете, когда подростка что-то не устраивает во взаимоотноше­ниях с вами. Если вы это замечаете, задайте себе вопрос: «Может быть, я часто пытаюсь взять его действия под свой контроль, слишком много читаю нотаций и нравоучений?»

4. В подростковом возрасте ваш ребенок начина­ет постепенно выходить из-под родительской опеки. Мнение ровесников становится для него таким же


важным, или даже важнее, чем родителей. Над нами нависает угроза «потерять» сына или дочь. Иногда, чувствуя такую опасность, мы начинаем критиковать его друзей, но такая тактика способна только отда­лить вас от подростка. Помните, что ваша родитель­ская функция как раз в том и состоит, чтобы посте­пенно сложить с себя родительские обязанности, ведь ваши дети — это будущие родители. Вам лучше не критиковать их потребность в свободе, а, наоборот, признать и одобрить их независимость.

5. Случается, что на подростков очень негативно действует ваше заявление о том, что вы их пони­маете и знаете наперед, как они поведут себя в той или иной ситуации. А они часто не хотят, чтобы их понимали, особенно взрослые, потому что подрост­ки считают свои проблемы уникальными. Они опас­ливо воспринимают любое ваше вмешательство в мир своих чувств. Это связано с их стремлением к свободе и самоутверждению.

Вот пример навязывания родительской воли в отношениях с подростками.

«Сара, — выражает свое недовольство дочери мать. — Ты совсем перестала рассказывать мне о своих делах. Не могу понять, что с тобой происходит. Когда ты была младше, то всем всегда делилась со мной». «А мне и не надо, чтобы ты понимала меня», — отвечает дочь.

Если вы чувствуете, что в ваших отношениях с подростками появляется некоторая напряженность, примите их стремление держаться с вами на рас­стоянии как нечто неизбежное и не форсируйте со­бытия, навязывая им свою волю. Учтиво относитесь к их желаниям.

По стечению обстоятельств мы иногда сами по­ступаем так, что дети с раннего возраста перестают доверять нам, а затем жалуемся, что они не хотят разговаривать с нами, когда достигают подростково­го возраста.



Радость воспитания


Как использовать последствия, чтобы погасить конфликт..



 


Как это ни прискорбно, непреодолимым препят­ствием в отношениях между подростками и взрослы­ми порой становится отсутствие взаимного общения. В период становления подростка двери, ведущие к взаимному контакту и общению, всегда следует дер­жать открытыми. Многое здесь зависит от нашего умения с уважением относиться к ребенку даже в тех случаях, когда его взгляды на жизнь расходятся с нашими.

Логические последствия — это альтернатива тра­диционным воспитательным методам поощрения и наказания. Возможно, наступит такое время (через три или четыре поколения!), когда для большинства родителей применение логических последствий будет вполне естественным, так как этот процесс станет неотъемлемой частью образа жизни, в котором они сами росли и воспитывались. Ну, а пока основная за­дача современного поколения родителей, дедушек и бабушек — творческое применение и совершенство­вание этого метода. Если уж нам не удалось испы­тать его эффективное действие на себе, предоста­вим такую возможность хотя бы нашим детям!

• АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Важно не только правильно воспитывать ребенка, приучать его к дисциплине и порядку, но и следить за эффективностью тех или иных воспитательных приемов. Привожу ряд вопросов, которые полезно задавать себе после того, как вы подвергли ребенка дисциплинарному воздействию.

1. Что произошло с ним после применения ис­правительной меры? Разозлило это его или нет? Заметили ли вы признаки пассивно-агрессивной фор­мы поведения (вымещал ли он свою озлобленность на младших братьях и сестрах, домашних животных или сводил счеты каким-нибудь другим образом)?


Был ли он по-настоящему заинтересован в исправ­лении своего негативного поведения?

2. Как повлияла эта воспитательная мера на его
самооценку? Упал он в своих глазах или, наоборот,
возвысился?

3. Ощутил ли ребенок полную уверенность в том,
что он сам исправил ошибку, за которую его под­
вергли исправительной мере воздействия?

4. Как подействовал на ребенка фактор самокон­
троля? Основывалось ли его последующее поведе­
ние на его внутреннем стремлении или преобладаю­
щим стал внешний фактор воздействия? (Помните,
что внутренний фактор неизменно приводит к лич­
ной ответственности за свои поступки, а внешний —
к беспомощности, безволию, чрезмерной уступчиво­
сти или, наоборот, излишнему упрямству и непо­
датливости.)

5. Что изменилось в ваших отношениях с ребен­
ком? Улучшилось ли взаимное общение? Поделил­
ся ли он с вами своими неудачами или побоялся это
сделать? (Его боязнь проявится в том случае, если
он постарается обмануть вас или свалить вину за свои
ошибки на других.) Может быть, вы «выиграли сра­
жение» (добились, чтобы он сделал так, как вы хоте­
ли), нарушив при этом ваши взаимоотношения?

 

6. Улучшило ли ваше взаимодействие его уме­
ние вести переговоры?

7. Осознал ли ваш ребенок то, что его поведение
регулируется множеством альтернатив, или счита­
ет, что перед ним вообще нет никакого выбора?

Рекомендации

Заполните план разработки логического послед­ствия. Предварительно распределив роли, разыграй­те это последствие с вашим партнером или другом. Затем попросите его поменяться ролями, чтобы по­чувствовать обратную связь в общении.


Совершенствование навыков общения



 


Глава 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: