Методика определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия




 

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необхо­димо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая допол­нительная единица проданной продукции будет приносить при­быль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безо­пасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее фи­нансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предпри­ятия являются основополагающими показателями при разработ­ке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оцен­ке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж – прибыль. Для определения их уров­ня можно использовать графический и аналитический способы.

График строится следующим образом: по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции), по вертикали - себестоимость про­данной продукции и прибыль, которые вместе составляют вы­ручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализа­ции продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Разность между фактическим и безубыточным объе­мом, продаж — зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процен­тов фактический объем продаж выше критического, при кото­ром рентабельность равна нулю.

Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каж­дый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для удобства вывода формул используем следующие обозна­чения:

Т - точка безубыточного объема реализации продукции (по­рог рентабельности, точка равновесия, критический объем про­даж);

Дм - маржинальный доход (общая сумма);

Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;

Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу про­дукции;

Ц - цена единицы продукции;

Н - непропорциональные (постоянные) затраты;

Рn - пропорциональные (переменные) затраты;

В - выручка от реализации продукции;

К - количество проданной продукции в натуральных единицах;

V - удельные переменные затраты.

Формула для расчета маржиналь­ного дохода имеет вид:

Дм = П+Н, (3.28)

 

Также можно определить маржиналь­ный доход как разность между выручкой от реализации про­дукции и переменными затратами:

Дм = В – Рп (3.29)

Из пропорции: Т / Н = В /Дм (3.30)

можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Т = В*Н/Дм (3.31)

или

Т = Н/(Дм/В) = Н/Ду (3.32)

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принима­ется за 100 %, может быть использована формула:

 

Т = Н/Дм * 100% (3.33)

Отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализа­ции в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безу­быточный объем реализации в натуральных единицах:

Т = К*Н/Дм, (3.34)

Для определения точки критического объема реализации продукции можно

Дс=Дм/К, (3.35)

вместо суммы маржинального дохода исполь­зовать ставку маржинального дохода в цене за единицу про­дукции (Дс):

Дм = К*Дс, (3.36)

Отсюда:

Т= К*Н/Дм = = Н/Дс, (3.37)

Тогда:

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными зат­ратами (V);

Дс = Р- V, (3.38)

Т = Н/(Р-V), (3.39)

Тогда, преобразовав предыдущую формулу, критический объем ре­ализации продукции можно рассчитать так:

К = , (3.40)

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, то формула будет иметь вид:

 

В = , (3.41)

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следую­щая формула:

ЗБ = , (3.42)

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = , (3.43).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: