Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
График строится следующим образом: по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
|
Разность между фактическим и безубыточным объемом, продаж — зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:
Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);
Дм - маржинальный доход (общая сумма);
Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц - цена единицы продукции;
Н - непропорциональные (постоянные) затраты;
Рn - пропорциональные (переменные) затраты;
В - выручка от реализации продукции;
К - количество проданной продукции в натуральных единицах;
V - удельные переменные затраты.
Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:
Дм = П+Н, (3.28)
Также можно определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
|
Дм = В – Рп (3.29)
Из пропорции: Т / Н = В /Дм (3.30)
можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
Т = В*Н/Дм (3.31)
или
Т = Н/(Дм/В) = Н/Ду (3.32)
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:
Т = Н/Дм * 100% (3.33)
Отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике.
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
Т = К*Н/Дм, (3.34)
Для определения точки критического объема реализации продукции можно
Дс=Дм/К, (3.35)
вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс):
Дм = К*Дс, (3.36)
Отсюда:
Т= К*Н/Дм = = Н/Дс, (3.37)
Тогда:
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными затратами (V);
Дс = Р- V, (3.38)
Т = Н/(Р-V), (3.39)
Тогда, преобразовав предыдущую формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
К = , (3.40)
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, то формула будет иметь вид:
В = , (3.41)
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
ЗБ = , (3.42)
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = , (3.43).