Понимание нарушений пищевого поведения с позиции фигуры-фона.




В гештальт-терапии контакт — это качество осознавания, которое включает встречу с различиями. Если мы контактируем с другими, мы контактируем с различиями между нами, и эти различия связывают нас. «Контакт - это не состояние, пишет Лаура Перлз, - а активность с определенным ритмом соприкосновения и ухода» [1,с.72].

Контакт происходит на границе, которая и разделяет, и связывает одновременно. Она подразумевает и различия между элементами, которые встречаются, и единство их встречи, целостность, созданную этой встречей.

Такое понятие как «фигура-фон» соотношение в гештальт-терапии обозначает такие важные составляющие как: на переднем плане выделение важного и центрального для настоящего момента (фигура), на заднем - что-то неважное несущественное для данного момента (фон). Поскольку контакт требует различий, «фигура-фон» соотношение есть функция контакта. Когда нет контакта, поле не дифференцировано, нет фигуры и нет фона. Когда мы заинтересовываемся, появляются «фигура» и «фон» [l,c.73-74].

Контактирование есть способ, которым мы меняемся и растем и таким образом влияем на среду, а с другой стороны это способ, которым среда приспосабливает нас к себе. Это творческий процесс. Таким образом происходит саморегуляция организма. Использование всех возможностей для того, чтобы сделать любую ситуацию наилучшей [1,с.75]. Для того чтобы быть функциональным, процесс контакта должен иметь творческую и динамичную природу. Важно, чтобы контакт никогда не становился рутинным или стереотипным, чтобы организм не закреплял контакт, основанный на консервативной цели, а был в состоянии встретиться с новым и ассимилировать это новое [1,с, 273-274].

Гештальт-терапия рассматривает симптом как отражение психологической проблемы и одновременно как способ решения данной проблемы. Симптом выступает как своеобразный способ саморегуляции, способ приспособления к действительности.

Из личной беседы с Н. Фурмоновой возникла идея рассматривать динамику фигуры-фона при нарушениях пищевого поведения из следующих предположений:

- тело-болезнь;

- мать-ребенок;

- терапевт-клиент.

Фон (их жизнь) наполнен страхом перед автономией, зависимостью и тревогой, при отсутствии определенных стимулов во вне. В первую очередь поддержка им необходима для того, чтобы встретится с тревогой. Потребности (фигуры) не осознаются, кроме потребности в безопасности и зависимости. Нарушение границы контакта видится как поглощение -, отвержение среды, вследствие отравленности огромным количеством интроектов. Агрессивность не используется как способ ассимиляции окружающей среды, чтобы отстаивать свои границы, манипулировать средой. Они манипулируют средой, чтобы она их сдерживала, поддерживала патологический паттерн поведения.

Тело-болезнь. Ощущения нашего тела это неотъемлемая часть нашего «я», и отделяя телесные ощущения от себя, человек может потерять значительную часть самих себя. Эмоции и физический опыт помещены во внутренней среде организма и воспринимаются через ощущения.

Достаточная степень осознавания тела и телесных ощущений позволяют создать целостность в восприятии себя. Если процесс осознавания собственного тела нарушен, то происходит так, что человек знает, что у него есть, но не имеет ничего общего с физическим состоянием. При развитии пищевых расстройств восприятие тела оторвано от «Я» и ощущается на некоторой дистанции. Контакт с телесными ощущениями нарушен. Организм начинает воспринимать себя как окружающую среду. Девушки начинают относиться к себе как к окружающей среде: наказывают, жалеют, спорят и т.д.

Тело становится фоном, а болезнь фигурой. На тело проецируются чувства и эмоции, которые не выражаются в среду. Тело не воспринимается и не признается. Признание получает лишь болезнь. Начинается бесконечное хождение по всем врачам и жалобами на недомогание и различные психосоматические симптомы.

«Для того чтобы ощущать возбуждение, нужно чувствовать свое тело и ощущать возбуждение как принадлежащее телу, - пишет И. Булюбаш, - а если возбуждение опасно или запретно, человек может остановить его [5,с.293].

Агрессия, которая предназначена для сепарации от материнской фигуры, сворачивается и обращается против себя («Лучше я умру, чем мама»). Отвергается свое тело, вместо разрушения связи с матерью и построения новых взаимоотношений.

Мать-ребенок. Регрессивное поведение является внешним проявлением слияния с матерью. Родитель одновременно становится объектом страха и любви. Потребность в навязчивой и постоянной зависимости диктуется интроецированием и ретрофлексированием сильной тревоги и страхом перед автономией, что не позволяет выделиться в фигуру независимости. Зависимость и независимость связаны с безопасностью и небезопасностью, и нереалистичным отношением к своим собственным силам и ситуации опасности.

Болезнь помогает спроецировать чувство вины на окружающих, чтобы не переживать самому. Если родитель отпускает, не удерживая, возникает гнев.

Из литературы известно, что в основе данного заболевания лежит страх отделения от матери, значимых фигур, т.е. нежелание взрослеть. Больные булимией выходят из семей, для которых характерно наличие проблем в отношении близость \ дистанция, родительские фигуры нестабильны (борьба за власть, много долженствования), что приводит к большому количеству подавленного чувства вины. Внешний мир для них представляется хаотичным и страшным. Зависимость - это универсальный способ спасения от всех неприятностей.

Терапевт-клиент. Что касается переноса с такими пациентами. Такие пациенты склонны воспроизводить с терапевтом драму ребенка, который нуждается в заботе, но получает ее, только если видно, что он страдает. Терапевт воспринимается как родитель. Характерно также то, что они незавершенные ситуации и получить опыт принятия - отвержения, а также безопасности. Постепенно выходя, из отношений ребенок- взрослый, в отношения взрослый - взрослый. Любой лечение, которое не акцентируется на том, что происходит между пациентом и терапевтом, серьезно отрицает важный аспект - трудности пациента в жизни, и ставит начало для возврата пищевых привычек при проявлении внутренних стрессовых ситуаций или замешательств.

Отслеживая собственные реакции, я выделила следующие особенности в работе (контрперенос): 1) желание спасти; 2) много раздражения; 3) бессилие, хождение по кругу; 4) страх, что не отойдут и зависнут. Выходит, чем больше пациент заявляет о своем страдании, тем больший отклик он получает, а в свою очередь терапевт понимает, чем сильнее он пытается, тем хуже становится.

Терапевту важно помнить о себе и своей профессиональной роли. Главным в работе является спокойствие, медленный темп, дозированная как фрустрация, так и поддержка. Медленный темп помогает восстановлению способности брать из среды и перерабатывать. Если сразу много получают, то быстро регрессируют. Отсюда основное правило работы - научить поглощать как пищу, так и окружающую среду маленькими дозами. А также много, много терпения. Данные пациенты учат ждать...

Литература:

1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии.-М.: Издательство Института психотерапии, 2004.-768с.

2. Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - С-Пб.: Специальная литература, 1999.

3. Методы диагностики нарушений пищевого поведения.// Скугоревский О.А. /Инструкция по применению/ - Минск, 2005.

4. Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // в сб. Гештальт-98. - М.: Московский Гештальт Институт, 1999, с. 20-32.

5. Немиринский О.В. Стыд и диалог // Гештальт Гештальтов. 2006. №2 с. 10-19

6. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 384с.

7. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия /Пер. с англ. - 2-е стер. Изд. - М.: Смысл, 2005-358с.

8. Скугоревский О.А. Нарушения пищевого поведения. - Минск: БГМУ, 2007.-340с.

9. Скугоревский О.А. Системная оценка стереотипов пищевого поведения у студенток БГМУ / О.А.Скугоревский // Белорусский медицинский журнал. - 2005.- №1. - с. 91-94.

10. Скугоревский О.А. Дефицит массы тела у девушек-подростков: причины и последствия / О.А. Скугоревский // Известия национальной академии наук Беларуси. Серия медицинских наук. - 29007. - №3. - с. 36-44.

11. Терапевтическая тактика при нарушениях пищевого поведения // Скугоревский О.А. / Инструкция по применению. БГМУ. - Минск, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: