И на этом этапе человек вдруг понимает – смерти нет. 13 глава




Процесс взаимопроникновения религий естественен, потому что в первооснове у каждой из них одно и то же – мир глубже материи. Чем глубже человек практически погружён в свою веру, чем яснее и чище его мировоззрение, тем легче видит он сердцевину иных верований и сознаёт, что чужая вера в главном так же близка ему, как и родная. Чем больше на свете людей искренне верующих, тем больше предпосылок для их взаимоприятия.

Если Вы познакомитесь с идеями влиятельных религиозных вождей Мухаммада и Будды, то Вы убедитесь в том, что они не противоречат мыслям нашей с Вами беседы. Напротив, каждый из них поддержал нас, создав намного более богато детализированную концепцию отношения к миру, причём другими средствами (язык другой). Больше деталей и оттенков, особые мировоззренческие подходы. Но в главном они стоят на одной с нами платформе – в чём основа человеческого счастья.

 

Форест Гамп в одноимённом фильме сказал примерно следующее: «Я не знаю, ведом ли я судьбой, или мы зависим от случая и летим как листья по ветру. Я думаю: и то, и другое ». Гамп попал, мне кажется, в самую точку. Действительно, мы привыкли выбирать: так или так. Мы ломаем голову: что правильно - это или то? Но логика не охватывает весь мир. Кроме логики, разума и материи мир состоит и из иных субстанций. Мир бесконечно многопланов, непрерывно изменчив и многолик (мысль Будды). Мир бесконечно, безнадёжно сложен для человека – даже если взять изолированно от всего прочего только его одну исчезающе маленькую планетку, на которой и сосредоточено в основном его внимание, которую он только и рассмотрел более-менее хорошо. Человек до сих пор не знает даже самые элементарные законы всего мира. А то, что он знает и ещё узнает в ближайшее время равно практически тому, что он не знает ничего – если сравнить его научные представления с подлинной реальностью.

Человек пока, к сожалению, почти не замечает своего главного заблуждения. Он давным-давно – тысячи лет назад - решил свои насущные материальные проблемы, но его усилия по-прежнему направлены на дальнейшее повышение комфорта жизни. Он по-прежнему сосредоточен на внешнем. Но внешнее давно уже не проблема! Думаю даже, что оно никогда и не было принципиальной проблемой. Проблема, не правда ли, дорогой читатель? - в нас самих, она внутри нас. Не надо изобретать таблетки от вздутия живота. Надо разобраться в себе: почему я постоянно переедаю и мне всё неинтересно? Если бы мы разобрались в себе самих хоть немного лучше, то не понадобились бы не только таблетки от обжорства, но и таблетки вообще. Не понадобились бы не только таблетки, но и 90% медицинского оборудования. Не понадобилось бы не только большая часть медицинского оборудования, но и большая часть технического оборудования вообще. Большую часть средств и возможностей мы тратим на ненужное. То, что население Земли очень выросло по сравнению, например, со средними веками, совсем не означает, как утверждают некоторые, что без развития науки и техники мы погибнем. Любому подростку понятно: если людей стало больше, то и работы они сделают больше, а значит смогут себя прокормить. Если будут работать все. Но тут появился трактор – и большинству стало нечего делать, потому что кроме материального у них в голове ничего не было. А не было, потому что у них такого ещё никогда не было: все сыты, чисты, теплы, и появилось свободное время. Естественно, человек обрадовался и решил, что 1) теперь надо сделать свою жизнь ещё приятнее; 2) теперь надо поблагодарить за это бога (да-да, вторая мысль также обязательно была – мораль заложена в человеке изначально). Но поскольку основной привычкой человека были материальные заботы, то он ими и продолжил по слабости своего разумения без достаточной необходимости заниматься. И только редкие люди осознанно предпочли лишний комфорт или «лукавого» – богу. Это был слабый зародыш духовного в людях – и всё же они были ближе к естественности, чем материалисты.

Человек всегда будет нуждаться в совершенном и универсальном объекте веры. Любая из известных ныне религий слаба тем, что, с одной стороны, в течение веков накопила множество поводов для разногласий (и христианство, и ислам, и буддизм имеют принципиально разные направления – то есть они не целостны, а ведь это самые крупные киты человеческого мировоззрения), с другой, сами перводогматы слишком условны и искусственны, хоть и необходимо оправданны. По самой своей природе они предполагают множество ограничений и предписаний, что не позволяет им свободно принять, вместить, поддержать и укрепить любые индивидуальные добрые наклонности души. Посмотрим на христианство, например. Христос, мне кажется, сильно удивился бы, прочитай Он Новый Завет в современной редакции, да ещё на русском языке. Также и другие Священные Писания вобрали в себя в силу политических интересов многих поколений лидеров духовенства и просто человеческой слабости слишком много лишних слов и немало надуманного и малосоответствующего реалиям подлинного мироустройства. Душе всякий раз приходится подстраиваться под те или иные догмы. Поэтому те души, которые верят достаточно глубоко, - они видят особенно ясно ограничивающие человеческую деятельность религиозные рамки. И Церковь в этом случае, как правило, начинает злоупотреблять канонами смирения. Конечно, это лучше, чем ничего, но что в принципе мешает людям иметь одну естественную и универсальную веру? Основы универсального мировоззрения? Понятие об универсальной парадигме мироздания? Ничто не мешает. Вопрос только в недостаточной духовной зрелости цивилизации.

Говорят, человечество доросло до атеизма. Да, конечно. А до искренней и всеобщей веры – пока ещё нет.

Итак, наши рассуждения вокруг веры приводят нас к выводу о том, что при честном отношении к реальности от неё никуда не уйти и, более того, в сущности, в итоге, любая проблема человека, любое «зло», любая болезнь – результат нашей недостаточно сильной веры в совершенство благожелательного к нам мира и в возможность нашего с ним практического единства.

 

Мы уже с Вами, мой любезный читатель, много о чём побеседовали, но давайте не забывать того, что сегодня для большинства является главным, того, с чего мы начали беседу, того, что всегда будет базой для человеческой жизни.

Счастье.

Как быть счастливым?

Да очень просто.

Надо учиться верить в то, что мир именно так и устроен – для всеобщего счастья: хочешь быть счастливым - будь им, этому кроме тебя ничто не мешает: это и всё остальное, что составляет подлинные и неизбежные чаяния человека, и есть душевный источник любого положительного мировоззрения – такого мировоззрения, которое ведёт всё живое к естественной гармонии мира, будь то религиозность, мистика, поклонение разуму, прагматике или иным принципам. Любое мировоззрение истинно, если оно ведёт человека в основном к естественному отношению к миру – к единству с ним, т.е. к добру, любви, созиданию и всеобщей гармонии. К счастью.

Если наше желание счастья достаточно велико, то мы способны быть счастливыми, если этому ничего не мешает, и устранить препятствия к нему, если они есть.

Общечеловеческая проблема счастья состоит в том, что конкретный человек всегда нуждается в первоимпульсе осознания совершенства мира и всегда получает этот импульс – но часто не умеет его получать. Но материя на то и существует, чтобы «проверить» душу – достойна ли она счастья, здорова ли она, не нужно ли её «подлечить» материей? Не надо ли эту душу немного подтолкнуть в другую сторону? То есть, если человек недостаточно сильно верит в абсолютную верховную власть прекрасного, то он настолько же будет смущаться материей.

Мир именно так и устроен. Но только через разум узнать это наверняка невозможно. Вот для этого и существует вера. Вот это и порождает всегда и неизбежно, в любом ушедшем или будущем сообществе живых душ – Бога. И корень неверия людей в Бога как раз в этом – в неумении увидеть в жизни подлинную реальность и в неумении пользоваться основным инструментом реальности – верой.

Я вовсе не пытаюсь убедить Вас в существовании Бога (будьте на здоровье атеистом), но пытаюсь убедить Вас в необходимости Веры. Без веры человек не может выработать сам в себе упомянутый первоимпульс желания счастья. А без таких достаточно сильных и постоянных первотолчков человек не может сам по себе состояться. Только с верой человек может чего-то добиться и сколько-нибудь плодотворно взаимодействовать с реальностью. Только с верой человек уверен в главенстве и безусловной силе Хорошего (Гармонии). С верой любой человек, если он честен перед собой, обязательно подойдёт к своему Богу.

Если призадуматься, то получается, что на пути нашего счастья всегда стоит материя. Проблемы – в нашем отношении к материи. И если считать её самым главным в жизни – обязательно пойдёшь по кривой дорожке. Так давайте же встанем на другую базу, отречёмся от материи и поверим в реальность духа. Это будет в итоге неизмеримо более разумным и материально более прагматичным подходом к жизни, чем подход чисто материальный. Проблема не в том, что мы глупы – нет! Ума в нас предостаточно. Но мы не хотим честно думать о том, о чём нужно – о неприятном для нас – вот беда. Нам всё время кажется, что не думая - жить легче. Но если всё-таки подумать, то человек рано или поздно подходит к теме нашей с Вами беседы. И оказывается, что для счастья человек должен отречься от жизни лёгкой и выбрать жизнь тяжёлую настолько, насколько он может тащить. Эту аксиому люди по своей пока ещё сильной животной привычке стараются не замечать и не затрагивать. Пожалуйста, мир даёт Вам, людям, и эту возможность – живите счастливо по-животному: сытно, тепло и лениво. Но тогда будьте хотя бы честными: не претендуйте на счастье человеческое. Не пытайтесь тогда жить богато. Это приведёт Вас не только к человеческим проблемам, но и к животному несчастью.

Вера в бога – это и есть всё, что доступно пока человечеству для его насущной потребности в духовной базе, в спокойной уверенности в совершенстве мира и (потенциально) человека. В ежедневной молитве верующий молит бога о том, чтобы тот дал ему веру, любовь и духа святаго, т.е. человек напоминает себе о реальности высшей справедливости, укрепляет в себе веру в неё и вновь берёт силы для любви ко всему окружающему. И нет ничего плохого в том, что человек называет пока реальность – богом. Плохо то, что большинство пока не видит даже и бога. Да и, по слабости своей, видеть-то его не хочет. Ибо те, что исполняют религиозные обряды, а в быту за это ленятся, уповая на снисхождение божье, в бога верят «понарошку», т.е. в боге видят личность, с которой можно договориться о милости (например, в обмен за строгий пост или за покаяние). Такие люди, естественно, силы духовной почти не получают. Наоборот, это обычно ведёт к зависимости от тела и разума, которые заставляют лицемерить и лгать.

Так что не торопитесь отбрасывать веру как нечто чисто религиозное и присмотритесь к ней по-Вашему – как только Вы можете присмотреться.

 

 

Закон веры

 

 

Выше мы сделали отступление в сторону религии, затронули тему бога. Однако сущность веры гораздо шире области религии. Здесь мне хотелось бы остановиться ещё более конкретно именно на вере, а не на религиозности. Отсутствие логики позволяет рождаться фантастически причудливым плодам, совершенно невозможным в материи. Как раз из этой области – закон веры. Суть его проста.

Вам посоветовали регулярно пить капустный сок, чтобы вылечить гастрит. Но кто-то Вам позже сказал, что это бабкино знахарство только навредит желудку. Лучше принимать вот такие таблетки.

С одной стороны Вы чувствуете, что сок видимо полезнее, чем таблетки - хотя бы в силу того, что это натуральный, живой продукт. По крайней мере хуже от него не должно быть - это ведь не какая-нибудь «химия». С другой стороны, капусту надо добыть и как-то получить из неё сок, т.е. потрудиться. Это неохота. Лучше таблетку принять - тут проблем нет. "Да и дорогие ведь таблетки - значит должны подействовать. К тому же, что я буду тратить время на капусту - весь день уйдёт на себя - что я - эгоист? - надо не о себе думать, а лучше сэкономленное время на внучку потратить. Приму лучше таблетку. А потом - почему капустный сок, а не просто капусту? Это неестественно. Стакан капустного сока равен по концентрации веществ двум кочанам. А разве человек может съесть два кочана капусты? И полезно ли организму получать сок без клетчатки?" (Это уже наше милое, но хитрое дитя - тело - с его ленью и лицемерием - подключило своего дружка - разум.)

Ситуация очень понятная и показательная. Речь может идти не о соке и гастрите, а о чём угодно, например, об установлении отношений: "Если я всё сделаю по душе, станут у меня хорошие отношения с парнем (девушкой), который(ая) мне симпатичен (симпатична), или только всё испорчу? Или разумный подход важнее?" Похожие ситуации в миллионах вариантов случаются у разных людей.

Разумом мы не знаем достоверно, что нам поможет лучше - сок или таблетки, как поступить - так или эдак? Вот в таком как раз случае мы и можем применить свою веру. Не слушаем разум, слушаем сначала свою душу. Она нам ясно и просто, без аргументов, говорит: сок лучше. Но нам лень – и мы зовём на помощь разум – он что-нибудь придумает. Мы можем теперь знать через веру: сок лучше. Причём сила веры как раз и заключается в том, что сок в этом случае - даже если он в материи на самом деле не лечит гастрит и даже – допустим - вреден для желудка - вылечит гастрит за столько приёмов и именно так, как мы поверили. Если мы сделаем всё в выборе партнёра по душе, применив нашу веру, а не по расчётам разума, то в итоге об этом не пожалеем: мы правильно поступили, и будущее это подтвердит.

Если же мы в каждом случае прислушались бы к разуму и попытались всё подчинить своему контролю, то лечились бы намного дольше, а отношения с друзьями были бы хуже.

С верой связаны механизмы гипноза. Он имеет материальную часть. Но сущность его в духе, а не в материи. Если Вы поверили, что вода не тёплая, а очень горячая, то на месте прикосновения будет волдырь. Гипноз – это вера навязанная другой душой. Вообще, вера не имеет границ в возможностях. Просто пользоваться ею не умеем. Если Вы обладаете такой силой духа, что можете поверить в свою власть над законами материи, то Вы действительно сможете, например, выйти за пределы гравитации и подняться на желаемую высоту просто так – но только если это надо для гармонии мира. Мы и сегодня можем всё, но мы не научились верить достаточно сильно – человечеству до зрелости ещё очень далеко.

Вам не хочется делать зарядку, и Вы находите аргументы против этого занятия: 1) сегодня много дел и очень мало времени, а завтра времени больше, так что завтра и сделаю; 2) комната не прибрана, много пыли - только пыли наглотаюсь - вот и вся зарядка, надо сначала вымыть пол, а пол мыть некогда; 3) сегодня воскресенье - надо хотя бы в воскресенье делать себе поблажку, отдохнуть от забот. 4), 5), и т.д. А душа Вам говорит просто: «Поделай зарядку прямо сейчас - сколько сможешь, но в меру – а остальное подождёт». И поверьте – это самое мудрое.

В любых размышлениях, в любых ситуациях – когда не хватает опыта, информации или хорошего настроения – Вы можете применить веру: «Я знаю, что надо делать так – и это будет самым лучшим». И сразу к делу.

Вот ещё пример применения веры. Разум говорит: «Заставлять себя что-то делать постоянно – бесперспективно и бессмысленно, потому что тогда в душе будет накапливаться усталость, отвращение к любым усилиям воли и склонность к срывам и долгосрочным приступам лени. Ну наработаешь ты много. Но потом, рано или поздно всё равно «сорвёшься» и проленишься во столько же раз больше, во сколько больше работал. Так что хоть заставляй себя работать, хоть не заставляй – результат в итоге будет тот же». Это очень вредное (а значит – и неправильное) размышление. Вредное своей кажущейся истинностью. Если быть честным, то надо признать: да, это чрезвычайно трудно – делать что-то тогда, когда ничего неохота. Но какое бы «накопление усталости» ни произошло, время психической усталости закончится и наступит время психической активности – вне зависимости от того, сколько человек напрягал или не напрягал свою волю. Разница будет только в том, что в одном случае сделано было мало, в другом – много. Но это для думающих. А кто думать плохо умеет, тот может обратиться к вере. А вера говорит вот что: «Заставлять себя надо постоянно и без всяких поблажек, а отдыхать – самый минимум. Может это и неразумно, но жить надо так – просто потому, что это хорошо и правильно – по совести - и принесёт желаемые душой результаты». И удивительное дело: все аргументы разума теряют смысл, и любой «распоследний» и недалёкий человек, поверив во что-то настоящее, делает в своей жизни чудеса, достигает любой цели. А умный и всезнающий человек – постоянно в непонятных проблемах и бесконечных сомнениях – и не может разобраться в себе самом. Он, видите ли, в вечных «исканиях». Он, видите ли, как и всякий умный человек, склонен сомневаться во всём.

Ещё пример. Никто не может достоверно сказать, что от человека после смерти не остаётся ничего. Возможно и остаётся что-то. А может и нет. Допустим, мы верим, что умерший человек, его душа навсегда остаются с нами, всегда в нас незримо присутствуют и поддерживают нас своей духовной властью во всех благих делах. В этом случае мы действительно вскоре, если живём деятельно, начинаем замечать, что умерший действительно остался в мире и действительно помогает нам в конкретных случаях.

В любых сомнениях и при любой нерешительности Вы можете почувствовать силу веры: «Не знаю, так ли делаю, но верю, что так, потому что это по совести».

Разум Вам говорит: «Есть же в мире люди, достигшие больших высот. Значит, в принципе, это возможно. Но, видимо, не каждый способен на это. У меня вот, например, не получается». Вера: «Мне тоже надо постоянно карабкаться вверх. Бог даст, и я что-то смогу».

 

Если Вы разумом не знаете так это или не так, но если бы это было так, то это было бы здорово, и хорошая часть души успокоилась и получила бы тогда равновесие и спокойную уверенность - то знайте твёрдо: это абсолютно и истинно так, как Вы себе представляете - на самом деле, в реальности. А уж в основе материи – тем более.

 

Хорошо, значит это правильно. Плохо, значит неправильно. При этом и «хорошо» и «плохо» определяются человеком всегда безошибочно и без особого ума. Определяются именно тем его живым органом, который соответствует тайне общемировой гармонии.

 

Очень часто душа озабочена сомнениями и «думает»: «Так это или так сделать? А так ли это? А может быть, вот так будет лучше?» И обращается привычно к разуму и уже начинает не творить, а думать. И забывает, что разум - лишь инструмент. Стоит только поймать себя на этом, обратиться к вере и применить её – и всё. Если душа просит, дайте ей, что ей хочется, потому что это на самом деле так в реальности.

Это очень просто, и именно так устроена содержательная составляющая мира. Закон Веры – основной каркас равновесия и поведения любой души. Что нам необходимо (но только не материальной нашей части, а именно нам, нашей душе), мы всё можем получить - пожалуйста. Надо больше? Пожалуйста. Ещё вот это? Пожалуйста, на здоровье. У Вас просьба особая? Покажите свою проблему и обратитесь к миру напрямую. И получите в десять раз больше, чем мечтали.

Непривычно и похоже на бред. Но это только сначала. Потом привыкнете и, поразившись результатам, назад уже возвращаться не захотите.

"А вдруг на самом деле это всё выдумки?

Буду трудиться, страдать, недоедать, недополучать в этой жизни, постоянно страдать и мучиться как дурак, - а потом помру - и всё на этом кончится. Так хоть материальное удовольствие хоть иногда получать - и то лучше, чем всю жизнь мучиться".

Такая мысль часто становится аргументом против главенства духа в жизни человека. И аргумент этот очень силён. Но при этом обычно забывается простая истина. Каждое отдельное сделанное движение человека в сторону духа неизбежно вознаграждается таким удовольствием, в том числе и материальным (разве, например, крепкое здоровье и соответствующее ему телесное самочувствие не чудесная награда для человека?), которое в десять раз больше того, ради чего Вы выбрали желание слабой части Вашей души. Так что Вы в любом случае не будете «всю жизнь мучиться»: на каждое Ваше добровольное мучение неизбежно придётся в десять раз большее удовольствие и по количеству, и по качеству. Но придёт радость к Вам сама, независимо от Вас и Ваших сомнений. Одно дело, когда мы сами работаем над созданием своего счастья, и другое – когда работаем над счастьем мира, а уже потом мир автоматически одаривает нас тем, что нам в действительности нужно. В первом случае мы получаем, в основном, счастье животное, во втором – человеческое. В первом случае мы мечтаем в границах наших ограниченных представлений и возможностей, во втором мы получаем от мира неограниченные ничем и абсолютно личностные дары, которые подбирает индивидуально для нас само мироздание.

Усвоив принципы закона веры на практике повседневности, мы скоро, при первом же непривычно сильном улучшении здоровья и настроения, почувствуем за спиной крылья.

Нам что нужно? Чтобы была только материя и никаких потусторонних заумностей?

Это на самом деле так. Существуют только незыблемые законы материи и логики. «Два капитана» Каверина полезнее Библии. Дух не существует. Если нам так надо для душевного равновесия, то это так и есть в действительности.

Что ещё? Большая ли у нас сила воли?

У нас уникальная сила воли (такой концентрации воли на Земле нет больше ни у кого), и мы добьёмся всего, что поставим целью, что сделает нас довольными самими собою. То, что не удалось Буонапарту, удастся нам. Можно попробовать свою волю хоть сейчас.

Нам надо, чтобы мы после смерти не исчезли?

Пожалуйста.

Мы бессмертны. В следующей нашей жизни, например, как мы и мечтали, мы будем счастливым и богатым ремесленником в третьем веке до р. Х. в Галлии или Фракии, всю свою долгую жизнь, в основном, прожившим на лоне природы и занимающимся любимыми семьёй и работой. И каждая последующая жизнь будет всё богаче и интереснее во всех отношениях.

Чтобы следующая наша жизнь была счастливее настолько, насколько мы потрудились духовно в этой?

Ну конечно. Это на самом деле так.

Вера даёт нашей душе всё, что ей необходимо. Если человек во что-то верит полностью, то предмет веры становится реальностью. Только далеко не все умеют пользоваться верой, т. к. вера ещё долго будет оставаться для человека сущностью сомнительной ценности. Большинство «верят» только тогда, когда что-то доказано. Но это уже знание, а не вера. И, кстати, как раз знание я отнёс бы к ценностям поистине сомнительным, потому что наше знание о чём бы то ни было всегда основано на наших внутренних представлениях, которые никогда точно реальности не соответствуют и являются обязательно относительными и в той или иной степени иллюзорными. Нам некуда деваться от эмпиризма. Мы не знаем и никогда не узнаем, будучи людьми, что такое реальность, и как она выглядит на самом деле.

Новый шаг, который надо будет сделать человечеству на пути к зрелости, заключается в том, что человеку необходимо ясно осознать и прочувствовать: вера – это в первую очередь не основа религии, а такая возможность взаимодействия с собственно самим мирозданием, какой мы никогда не получим через познание мира. Разумный человек топчется на краю материи, вязнет в ней и никак не может шагнуть дальше, а верующий не знает границ ни в чём. Со временем вера перерастёт в обычную осознанную составляющую психики человека. Это уже даже будет не вера, а нечто более развитое, глубокое и совершенное: понятие уже будет называться по-другому. Например – «моё вéрие говорит мне об этом». Мы сейчас пока говорим на очень примитивных языках, если сравнивать их с их далёкими потомками - с гиперязыками Homo spiritalis. Взаимопроникновение языков, ещё долгое время будущих иметь ярко выраженную автономность, пока ещё на самой начальной стадии – общие корни слов, использование иностранных слов в новом значении. Сегодня в мультиязыковых средах в разных языках начали взаимопроникать пока только очень немногие слова. Со временем родственные по строению языки будут влиять друг на друга более плотно – сначала на уровне лексики, потом фразеологии, а позже – даже грамматики и т.д. Это поднимет языки на более совершенный уровень, позволяющий выражать невыразимые сегодня вещи. Это как соавторство: взаимообогащение.

Расы также будут взаимопроникать по мере обогащения каждой из основных земных культур. И в конце концов, каждый человек будет представлять совокупность всех основных культур Земли и других планет.

И это будет. Но, мягко говоря, ещё очень не скоро.

 

 

* * *

 

 

В заключение хотелось бы примерить наш обсуждаемый подход к действительности, хотя бы совсем немного – на практическую материальную жизнь. Это для того, чтобы Вам самим стало интересно перенести его на те Ваши области, о которых я даже не подозреваю, т.к. никогда с ними не сталкивался.

Кроме мировоззрения-базы (теории) мне хотелось бы узнать Ваше отношение к наиболее важным житейским областям работы души, исходя из обсуждаемого здесь во многом нового подхода к реальности. Для сравнения выскажу свои прикладные соображения.

 

 

О доброте

 

Доброта – это свойство любви.

В духе всё просто: доброта это абсолютное, идеальное соответствие человеческой души окружающему духу. Доброта – жизнь в духе. В душе каждый человек имеет неискоренимую, естественную, насущную потребность делать окружающему добро. Человек в душе не может не любить окружающий мир. В духе, в душе – доброта проста и естественна. Единственна.

В материи быть по-настоящему добрым чрезвычайно трудно, поскольку материя является продуктом относительности. Часто материальное выражение доброты оборачивается «злом», так как принимающий часто душевно меньше дающего. Если Вы всегда и всем стараетесь помочь материально – и именно так понимаете делание добра – то рискуете принести миру больше «зла», чем добра (во всяком случае – в наши времена). Истинное добро в материи сегодня внешне чаще выглядит суровым, требовательным и даже для многих жестоким – «злым». Подобно тому, как люди мешают понятия наслаждения и страдания в материи, так же и понятия «добра» и «зла» часто начинают неверно колебаться и путаться в умах людей. Если Вы считаете, что это преувеличение и что тут всё ясно, то как Вам такая мысль: сделав кому-то материальное добро, мы ему увеличиваем комфорт, а значит и усиливаем его искушение отказа от духа в пользу материи. Мы создали предпосылки для «зла». Или наоборот: мы не помогли сыну: отказали ему в деньгах – и теперь у сына весьма возможна обида на родителей, но больше стимулов к самостоятельности. Где мы принесли добра больше? Однозначно ответить сложно, потому что в каждом случае надо подходить к решению индивидуально: какой сын, для чего деньги, уместен ли здесь более разум, чем сердце и т.д. Мне кажется, именно в этом и заключается главный смысл существования разума: возможность сознательной подпитки материи добром проводниками духа. Будь Вы без разума – люди-«подростки» с удовольствием обратят Ваше добро в «зло»: в деградацию людей, в замедление развития материи.

Взаимоотношения добра и разума кажутся мне важной темой в понимании мира. Где место разума в «дереве добра и зла»?

Если у существа разума нет, то оно живёт абсолютно невинно, свято – то есть не может приносить миру «зло» и живёт неотрывно от мира. Себе оно берёт лишь то, без чего не может быть в материи. «Зло» начинается там, где существо начинает духовно обособляться от мира.

Мир устроен таким образом, что стремление каждой души к добру и совершенству, к жизни по совести – каждый час и каждый миг – единственно правильный образ жизни. Любое отклонение прибавляет человеку крупицу несчастья. Хотя бы осознать это – уже великое дело.

Не надо недооценивать мелких отклонений от этого пути. Они открывают дорогу бóльшим и настоятельно подталкивают к ним. Поэтому так же точно плохи, как и большие. К тому же, пресекать их в зародыше намного проще.

Как же умножать добро в этом мире? Вернее, как жить человеку в этом мире подлинно естественно? Созидательно?

Очень просто. В духе нужно стремиться не к своему счастью, а к счастью всего мира: по возможности постоянно и неустанно совершенствовать материальный мир, постоянно видеть свои ежедневные недоработки и прямые отказы от прямого пути к духу. Стремиться совершенствовать не мир, а – через совершенствование мира - себя. Трудиться не вне, а внутри. Поверьте, это самое счастливое состояние человека.

 

О мере

 

В нашей с Вами беседе мы не раз предполагали ограниченность разума.

Действительно, даже если допустить, что разум – это главное, это решение всех проблем, то и в этом случае человек не сможет не только абсолютно, но даже достаточно полно взаимодействовать с миром, - с миром окружающим и с миром «вкружающим», т.е. с собственным телом, с собственным сознанием. Не сможет, потому что он соприкасается и взаимодействует лишь с какой-то частью бесконечно богатого и сложного мира. Более того, полно он не может взаимодействовать и с ней (а порой и совсем не может): доступная человеку часть мира также непостижима для него полностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: