Продолжительность жизни
Часто приходится слышать или читать: "Жизнь слишком коротка",
"Человек создан так, чтобы жить сто двадцать лет", "В будущем человек
будет жить дольше, свой настоящий век" и прочие благоглупости.
Означают они только одно: человек обычно хочет жить и не хочет
умирать.
Почему - "сто двадцать лет"? Почему не четыреста восемьдесят?
Речь не о неких абстрактных цифрах. Речь о продлении конкретного
срока. Если взять средние семьдесят лет или условно-предельные
девяносто, то мечтают о прибавке семидесяти или тридцати процентов.
Плюс сто процентов выглядят уже даже теоретическим пределом.
Если бы люди жили в норме двадцать или двести лет, процент
желаемой прибавки был бы тот же. Просто исходят из имеющегося. Что
есть - то и мало.
Вопрос о бессмертии рассматривать, разумеется, незачем - это из
области метафор. Солнце не вечно, а человек вечен, як же.
В Библии сообщено, что первые люди жили по девятьсот лет - вот,
мол. Если взять поправку на поколения трепетных переписчиков, и
считать срок лунными месяцами вместо солнечных лет, как и делали в
древности большинство народов, то у нас получится как раз семьдесят
пять лет, что и выглядит вполне соответствующим действительности.
Тут еще стали пропагандировать идею, что человек умирает обычно
не от старости вообще, а от конкретных болезней - кардио, онко и др.
Искоренить болезни, научиться с ними бороться - и лет до девяноста
пяти протянем все.
Предположим, что мы искореним всех вредных микробов и станем
вести до крайности здоровый и рациональный образ жизни. А стрессы? -
Никогда не волноваться и не перенапрягаться. Мирно, спокойно, умеренно
|
и регулярно.
А страсти?! А всепоглощающие идеи?! А жажда свершений и
приключений?! А врожденная потребность в сильных ощущениях, которые
сокращаают жизнь, ох сокращают!
Если бы человек как таковой мог поставить во главу угла продление
своей жизни, а не максимальные ощущения и максимальные действия, мы
имели бы другую историю, а правильнее сказать - никакой бы не имели.
Инфаркт - расплата за свершения, хотя жрать, конечн о, можно меньше.
Регенерация, обновление клеток - вот основной механизм
продолжительности жизни. Количество обновлений, количество внутренней
работы организма за всю жизнь, направленной на поддержание и
продолжение деятельности - величина довольно постоянная, запрограмми
рованная генетически.
Организм, подобно двигателю внутреннего сгорания, имеет свой
ресурс. Вот он может совершить столько-то оборотов в таком режиме,
столько-то в эдаком, это минимальные обороты, это максимальные, это -
оптимальный режим. Если двигатель сделан хорошо и используется в
оптимальном режиме, износ частей будет равномерный, и в конце концов
они сносятся, зателепаются и перестанут работать - тихо и постепенно.
Ремонтировать уже нечего, вези на свалку.
А горы? А грязь? А виражи? Идеальных дорог в жизни не бывает.
Что рекомендует наука? Фрукты-овощи-вода, легкий голод, легкое
регулярное движение, ноу проблем и лучше без половых сношений.
Пищеварение изнашивает очистительные и выделительные системы,
нервные напряжения изнашивают центральный координирующий аппарат,
физические нагрузки изнашивают сердце и сосуды, секс изнашивает
|
репродуктивную систему, нервы и сосуды. Все, что сверх минимум а,
необходимого для поддержки жизнедеятельности организма - укорачивает
срок жизнедеятельности.
Что такое рак в пожилом возрасте? Организм выкидывал дефективные
клетки вон, выкидывал, определял и выкидывал, а новые и нормальные
делал, делал, - и утомился, устал. Много уже поработал в жизни, больше
не может. Дефективные-то клетки, примитивные и жадные уродцы, растут
быстрее и легче хороших, различать их и разрушать, выбрасывать,-
дополнительный труд. А трудиться так, как раньше, сил больше у
организма нет: ресурс его кончился, свою норму работы по этой части он
уже выполнил.
Организм что соображает? Столько-то пищи он уже переварил,
столько-то груза перетащил, столько-то сношений произвел, столько-то
нервных клеток потратил. Закуривай, приехали.
Вот добротный йог, находящийся в состоянии, близком к анабиозу, и
может жить черт-те сколько, чуть ли не веками. Он же не только не жрет
и не трахается - он уже почти не дышит, все процессы в организме
страшно замедлены.
Противоречие в следующем.
Организм за свою жизнь способен "перекачать", преобразовать
определенное количество энергии - будь то в аспекте психическом,
физическом, сексуальном или любом другом. Есть оптимальный режим для
длительной работы - а есть предельные нагрузки, сокращающие срок.
Так вот потребность организма в ощущениях и действиях не
совпадает с оптимальным режимом его эксплуатации. Человек создан не
для того, чтобы предельно долго существовать как биологический
|
индивидуум, а для того, чтобы следствие его существования в мире б
ыло как можно значительнее. Перерабатываемая им энергия идет на
изменение мира. И создан организм, для производства этих изменений, с
запасом. Понять, сделать, организовать, продвинуть! Без резерва
возможностей куда дернешься, как устоишь. Да у любого жи вого существа
есть резерв, запас прочности; просто у человека он гораздо больше. Без
резерва и невозможно. Чуть что - как устоишь.
Мы будем продолжать совершенствоваться в косметическом и
капитальном ремонте организма. Но в общем срок человека на земле
пребудет неизменным.
Конечно: антибиотики, прививки, вставные зубы и пересаженные
сердца. - Подтягиваем к верхнему сроку, латаем прохудившиеся места. Но
характер, суть, количество преобразуемой через человека энергии
остаются те же.
Ведь все животные проживают срок, соизмеримый и весьма сходный с
человеческим. Вот так устроена клетка, такова структура ее организации
в организм, таков энергопотенциал биологического устройства.
Медленно тянется, но быстро проходит.
Объективно середина жизни - это лет тридцать пять. Но мы-то свою
жизнь воспринимаем субъективно. Все главные события в жизни обычно
происходят до тридцати. И воспринимаем, переживаем мы все в молодости
сильнее, полнее, богаче. День юноши и день старца отнюдь не
равновелики в восприятии, даже если были с объективной точки зрения
равно насыщены событиями.
После тридцати годы летят, и чем дальше - тем быстрее и
незаметнее. В двадцать лет - год огромен, в шестьдесят - вроде как
всего несколько месяцев двадцатилетнего.
Год двадцатилетнего - одна двадцатая жизни. Год семидесятилетнего
- одна семидесятая.
И середина жизни по своему "внутреннему самоизмерению" приходится
лет так на двадцать пять. Невредно понимать и помнить, что в двадцать
пять - полжизни прожито.
Понятно, что смена образа жизни, смена стереотипа, обстановки,
занятия, места, окружения - делают жизнь больше, субъективно длиннее.
Избранники богов умирают рано. Мало кто из великих, даже не
нарвавшись на нож или пулю, не глуша себя стимуляторами, дотянул до
шестидесяти. Слишком большие напряжения. В интенсивности выработали
себя.
Но и сама смена стереотипа изнашивает организм и сокращает срок
жизни. Любые изменения внутренних режимов организма - это переналадка
за счет невозобновимого ресурса. Освежение остроты ощущений -
перерасход нервной энергии.
Богатая жизнь и длинная жизнь - вещи разные, и по самой природе
своей человек выбирает первое.
Детство
Человек обычно помнит себя более или менее связно лет с пяти. А
вообще он помнит себя паршиво: меняясь со временем, погружен в
настоящее.
Даже талантливые педагоги, декларируя, что дети - такие же люди,
как взрослые, и строя отношения на принципах равенства и уважения, все
же относятся к этим истинам умозрительно. Влезть в шкуру другого,
ощутить мир его глазами - вообще трудно.
А ребенок имеет весь комплекс мироотношения такой же, как
взрослый. И ценности у него те же. Просто вывески на них другие.
В первые же годы сознательной жизни (четыре-восемь лет) ребенок
переживает весь круг человеческих проблем.
Познавая мир в вопросах "как?" и "почему?", он задумывается над
устройством мироздания и ежится от крошечности своего места и роли в
нем. И начинает, "играя", обсуждать с другом-сверстником проблему
типа: "А может, все мы просто живем у великана в банке".
Он холодеет в ужасе от непостижимой пустоты неизбежной смерти.
Этого взрослые, как правило, не знают (не помнят).
Он сексуально тяготеет к противоположному полу. Взрослые это
обычно глупо и лицемерно называют "испорченностью" и "нездоровым
любопытством". Во-первых, любопытство не бывает нездоровым, это тяга к
познанию, знать - в природе человека. Во-вторых, что есте ственно, то
не испорчено, а познание естественно и в мотивации не нуждается - оно
есть аспект инстинкта жизни человека как такового. В-третьих,
объективно существует детская эрекция и детский онанизм: влечение
приходит раньше половой зрелости (чувство, п реобладание чувства
заложено в человеке! размножаемся мы ведь не из чувства долга или во
исполнение разумного плана, а повинуясь ощущениям!).
Ребенок самоутверждается среди сверстников как личными качествами
(сильный, храбрый), так и социальным статусом (интересные игрушки,
хорошо - в соответствии с представлениями окружения - одет, привозят
на дорогой машине), и принадлежностью к клану (семье) - (мы богаче,
мой папа самый сильный, мой старший друг изобьет всю твою компанию).
Когда ребенок скандалит и капризничает в семье - он тоже
самоутверждается. Он зависим от старших во всем - но не может же он
никак не заявлять значимости своего я! с ним тоже должны считаться!
Можно, конечно, придавить, - и вырастет с поломанным характером и
безынициативный. Можно, в соответствии с нынешним американизмом, дать
независимость по Споку, одновременно оградив от него собственную
независимость, и вырастет внутренне одинокий человек, а по душам он
станет потом разговаривать за деньги с психоаналитиком.
Главное что. "Капризы" ребенка - это обычно сильные, страстные
желания взрослого человека, просто направлены они на вещи, которые
взрослому (в силу ограниченности или эгоизма взрослого) представляются
незначительными. Но других-то вещей у ребенка нет! А все чувства и
потребности внутренние есть! Так какая разница, в чем причина горя -
суп жидок или жемчуг мелок.
Заставить рыдающую девочку одеться на день рождения к подруге не
так, как она хочет, а так, как считает лучше мать (часто из самолюбия
перед знакомыми) - все равно что эту мать отправить на пляж в вечернем
платье или в театр в рабочем комбинезоне, короче, насильно одеть так,
что ей будет казаться, что она выглядит нелепо, в нелюбимые и не
идущие ей вещи, и все смотрят на нее как на идиотку.
Существует блюдо, от которого вас тошнит? Ешьте до конца,
улыбайтесь и благодарите. Причем не в гостях, а в собственном доме. А
сблюете - накажут. Вот таково приходится ребенку, которому дают то,
чего он не любит.
И травма от этих детских горестей, этой безысходной
несправедливости, остается на всю жизнь! И в подсознании осядет, и вам
еще так или иначе аукнется, будьте спокойны.
Прежде чем в конфликте настаивать на своем - взвесьте, одинаковое
ли значение это имеет для вас и для ребенка. Для него не пойти к
друзьям - все равно что всем коллегам дадут медали и пригласят на
банкет, а вас обойдут. Недельная депрессия и вечная обида.
При этом - при этом вот какая вещь... Как и взрослые, дети больше
любят тех, кто - по справедливости - наказывает. Не спокойно и
взвешенно, а в сердцах, пусть сгоряча, но из глубокого, несдержимого
неравнодушия к ним, к их поступкам. Нельзя вовсе без скандалов, обид,
слез и примирений - главное чтоб конец был хороший и справедливый.
Любви без эмоций не бывает. Сплошное балование и благодушие всегда
воспринимается как некоторый оттенок слабости и равнодушия, а от
родителей ожидается совсем не это.
Потребность в лидере, в надежности, защищенности и обязательно
силе, даже если порой эта сила направлена на тебя - есть неотъемлемая
часть любви к родителям.
Потребность в наказаниях и ограничениях тоже существует - это
исконная человеческая потребность в отрицательных эмоциях. Если дети
никогда не плачут - это не есть показатель правильных отношений. Есть
потребность плакать! - и должен быть найден повод к ней! Так пусть
это будет правильный, благой повод.
Молодость
Молодость - это много чувств и мало опыта; из чего все и следует.
С полным созреванием организма жизненная энергия достигает
максимума. К 20 годам жажда переживаний и действий разрывает человека.
Я лично в 20 лет мечтал завербоваться в Иностранный легион и
отправиться воевать куда угодно за что угодно. Но такой возможности в
СССР не было, поэтому я шлялся по полудиким окраинам империи, хватаясь
за экзотические и трудные, порой опасные, занятия вроде
профессиональной охоты в Арктике или ковбойства в алтайских горах.
Тезис о счастливости молодости выдвинут людьми пожилыми, и не от
большого ума (но это уже будет к разговору о старости). В молодости
больше и счастья, и горя.
Известно и понятно, что:
озорство, хулиганство, задиристость, драчливость молодости -
проистекают из необходимости приложить куда-то кипящую энергию. Это
нормально. Друзья романтичного Ромео вспоминают, как задели, вызвали
на дуэль и прикололи прохожего просто от нечего делать, для
развлечения. Шалопай - это молодой человек, и ему многое простительно.
Сорокалетний шалопай - это идиот и мелкий хулиган, он несимпатичен,
его поведение неуместно; юноша ищет свою судьбу, свое место в мире,
хочет путешествовать и познать все. Младший сын садится на коня и ищет
долю в дали, сражается с тиранами и драконами, женится на принцессе и
занимает вакантный трон. Совершает максимум того, на что способен;
надо вовремя перебеситься. Немецкий студент гордился шрамами от
дуэлей, нажирался водкой и пивом, дрался со стражниками и соблазнял
девиц. В тридцать лет ему полагалось жениться, найти себе достойное
занятие и остепениться в качестве полезного и уважаемо го члена
общества. Энергия сброшена, удовольствия получены, опыт приобретен,
пора работать, теперь наступит черед твоих детей.
"Надо повеселиться в молодости, как черт, чтобы в старости
работать, как дьявол", - сообщил Вольтер (разница между чертом и
дьяволом в этой формуле мне всегда была не совсем ясна). Седой и
великий Чарльз Дарвин отвечал журналисту: "В студенческие годы в
Кембридже я входил в компанию молодых людей, с которыми мы
проводили время в пирушках, карточных играх и развлечениях. Казалось
бы, сейчас, на склоне дней, я должен сокрушаться об этом столь
драгоценном, совершенно бесполезно потраченном, утерянном для работы,
для науки, времени. Но друзья мои были такие милые юноши, нам было так
весело вместе, что и поныне я вспоминаю это время с наибольшим
удовольствием".
В молодости чувства острее, вот и счастье с горем,- понятно. В
молодости делаются главные дела - создание семьи, завоевание своего
места для начала пути, - понятно.
Но почему молодость великодушнее, благороднее, щедрее старости?
Почему более склонна к идеалам? Почему чаще совершает самоубийство?
"Глупость молодости" придумана глупой старостью. Все великие
открытия в теоретических науках делались молодыми людьми; спросите у
физиков, они вам расскажут, все гениальные идеи приходят в голову до
тридцати, а после - инерция. Старые шахматисты не тянут против
молодых. Память лучше, соображение быстрее и богаче, и тесты это
отлично иллюстрируют.
///зрелость - это замена идеальных величин реальными///
Потому что молодость в основном, не набравшись опыта, имеет дело
не с реальными величинами, а с идеальными.
"Ничто в жизни не бывает ни так хорошо, ни так плохо, как люди
обычно себе воображают", - писал Флобер молодому Мопассану.
Рисуя в вожделеющем воображении любовь, карьеру, дальнюю страну -
и впервые познав это реально, молодость обычно, кроме прочих чувств,
испытывает некоторое разочарование:
"Как, и это все?.."
Как только идея обретает реальность, она неизбежно несколько
"портится" - в чем-то недотягивает, в чем-то изменяется, в чем-то
приобретает неожиданные черты или детали. Или кожа недостаточно
гладкая, или аудитория недостаточно просторная и сияющая, или слава
оказывается обыденной суетой, трудом и грызней.
///перебеситься - значит избавиться от соблазнов, последовав им///
(человеку свойственно стремиться самому познать, каково то или
это. Умозрительная информация, полученная через кого-то, здесь мало
что дает. Познать надо ощущения, т. е. пережить самому.)
Все это потому, что у молодости есть больше нервных клеток, и
работают они мощнее. Сильнее инстинкт жизни - сильнее стремление к
самоутверждению! Благородство, щедрость, великодушие - расписка в
своем внутреннем превосходстве.
Самой дорогой монетой - отказом от внешних благ ради внутреннего
ощущения своей значимости - платит молодость за осознание своего
превосходства в какой-то ситуации.
Как справедливо заметил умный Бальзак: "До 30 лет некоторым людям
еще можно верить; но после 30 верить нельзя уже никому".
(Крушение старости - это частность. Ничего принципиально нового.
Так создан мир. Да многое уже и прожито. Да не так уж все и было
идеально.
Крушение молодости - это крушение мира. Крушение Вселенной. Мало
того, что рушится вся жизнь - много-много счастливых лет впереди,
наполненных познанием, ощущением, всеми теми деталями, которые и есть
жизнь; это подобно "принципу домино", рушится не одна костяшка, а весь
длинный ряд их - поездки, новые квартиры, покупка вещей и мебели,
премии, праздники, рождение и выращивание детей и внуков, походы в
театры и кино, - рушится вся длинная линия судьбы. И все это было
идеально хорошо. И все это было еще не познано, не прожито, не
совершено!!! Вот что такое облом молодости. А вы говорите - счастливый
возраст...)
Ощущение и сознание своих сил, возможностей, времени впереди
позволяют молодости быть благородной и великодушной - "я еще все успею
сделать себе, наверстать, иметь".
И кроме того, молодость более самодостаточна, чем старость.
Веселье, беспечность, привлекательность, общительность делают нужными
для нее меньше вещей, чем нужно старости. Друзья уважают, девушки
любят, о здоровье и не думаешь, сам себе нравишься, возможности
впереди и выпить можно - чего еще. От богатства бытия своего молодость
щедра.
Кроме того. Человек редко доволен своим положением. И редко
полностью доволен собой. Но старец себя уже знает и с собой свыкся,
примирился. А юноша нет.
А в воспитании всегда присутствует какой-то идеал. И юноша куда
более стремится к этому идеалу, чем старец. Он более переделыватель
мира, чем старец. И внутренне он самоутверждается через приближение
себя к идеалу, он являет сам себе, что он значителен.
Он обычно ведь думает о людях лучше, чем они на самом деле. И
даже не потому, что сам очень хорош. Он часто полагает других лучше
себя! Они ведь в его глазах ничем не проявили себя с плохой,
недостойной стороны (конкретные люди, пока), (пусть даже просто
случая не было - в том и особенность молодости, что мало еще было
случаев увидеть людей в разных ситуациях - еще не съеден с другом пуд
соли).
Он более соотносится с идеалом поведения - потому что избыток
энергии определяет для него большую значимость идеала, чем для
человека вялого: он более в состоянии стремиться к чему-то, а идеал -
как раз ориентир стремления.
Он более самолюбив, для него больше значит публичное поражение,
публичное свидетельство его несостоятельности: самоутверждение!
Почему так силен и всеобщей пресловутый подростково-юношеский
конформизм - одеваться как все, разговаривать, вести себя, проявлять и
культивировать те качества, которые ценятся в его среде, группе,
команде? Взрослые кривятся: вы инкубаторские, никакой
индивидуальности, и т. п. Глупости!
Во-первых, относительно сверстников оценивает свою значимость
молодой - а ценности и условные критерии задает не он.
Во-вторых, самый сильный или богатый и так утвержден. А слабый,
некрасивый, бедный? Он утверждается через свою принадлежность к стае,
утверждается в силе через то, что имеет часть ее большой силы - и
старательнее других блюдет ее законы: моду, словечки, обычай; он рьян
и ревностен в этом "Шестерка", шелупонь, но по всем приметам - такой
же крутой, как вожак, имеет право на защиту своих, на страх врагов.
В-третьих, идеалы общества вообще - размыты и весьма абстрактны,
да и видишь постоянно, как сами взрослые носители и насаждатели этих
идеалов их не соблюдают. А идеалы своей стаи - просты и конкретны! А
без идеалов - никак: идеал - это то, что нужно внутренней энергии,
чтоб переделывать, это свидетельство того, что нет равновесия, нет
неживого покоя между тем, что есть - и тем что должно быть.
В-четвертых, молодежная мода противопоставляет себя взрослой: мы
- есть! другие, значительные, заметные, и делаем не то, что уже
сделали вы.
У молодости есть еще одна характернейшая особенность. Многое, что
она видела, испытала, знает, она не понимает. Картины конкретной
несправедливости, скажем, не складываются в картину общей
несправедливости страны или системы: молодость обычно полагает, что в
целом все неплохо, если ее так учили. Молодость может совершить
жестокий и несправедливый поступок, не отдавая себе отчета в сути
своих действий: высмеять кого-то, сурово решить чью-то судьбу, и
вообще рубить сплеча.
Если эгоизм зрелости сознателен, зрелость обычно отдает себе
отчет в своих поступках, то эгоизм молодости часто бессознателен: она
уверена в своей правоте просто потому, что ей некогда задумываться.
Потребно скорей лететь дальше и познавать все.
Жадная до прямых ощущений молодость из нескольких решений обычно
принимает то, которое позволяет ей более самоутвердиться
непосредственно здесь и сейчас, через само принятие вот такого именно
решения. (Отсюда благородство, болезненное самолюбие, обостренная
соревновательность.) Не потому, что хочет сделать себе лучше, а
кому-то хуже - а потому, что именно вот такое решение позволяет ей
сейчас чувствовать себя человеком, значительной по сравнению с другими
личностью.
Не-ет, молодость не бездумна, она постоянно занята самоанализом -
и ее ощущения настолько сильны и многочисленны, чго чуть не полностью
занимают ее сознание, и другие люди ей уже менее интересны, и потому
менее понятны. И то сказать - созревающий или только что созревший
человек познает себя, разбирается в себе, своих реакциях, своих
чувствах и сознании, - и только потом все больше начинает разбираться
в окружающем мире, в других людях.
Молодость неизбежно субъективнее зрелости или старости. Именно
поэтому со своим мощным и свежим интеллектом, созревшим полностью к
шестнадцати годам, она может совершать гениальные вещи в точных науках
или искусстве в двадцать с небольшим лет, как только наберется
какая-то необходимая информация и станет возможной постановка задачи,
- но быть девственно глупой в понимании важнейших жизненных проблем.
Это называется: "Жизни ты еще не знаешь..."
Споря с тем порядком вещей, который навязан ей старшим
поколением, она спорит по частностям, - но в целом картина мира,
вложенная в нее при воспитании и образовании в детстве и ранней
юности, остается прежней: для самостоятельного пересмотра не было еще
времени, нет знаний, а главное - нет еще возможности к анализу
окружающей жизни: она занята анализом своего сугубо внутреннего "я", а
надо еще скорее выпить, покуролесить, купить модную тряпку и
потанцевать.
Если молодость даже бунтует "против всего", бунт ее все равно
базируется на вложенных с детства вещах: счастье, справедливость,
удальство - т. е. ей может категорически не нравиться этот мир, но она
придерживается одной из трафаретных, заемных, готовых с хем его
устройства.
Озорство и безоглядность молодости - это примат ощущения над
анализом.
Романтика
Романтика - это вариант желания жить не так, как ты живешь. По
сути - это аспект сенсорного голода, потребность в новых и более
сильных ощущениях, которые всегда сильнее в молодости. Что безусловно
полагается достижимым через внешние впечатления и собств енные
поступки.
Романтика - это не здесь и не так. Обычно это - далеко,
непривычно, ново, очень часто - трудно и рискованно, опасно. Это
преодоление трудностей и испытание себя в них.
Романтика - это стремление к свободе, осуществление свободного
выбора.
Романтика - до крайности показательный случай того, что все дело
не в вещах, а в нашем отношении к ним. Для благополучного горожанина в
столице жизнь лесоруба в далекой тайге весьма романтична. Да еще если
палатка, костер и так далее. Для профессионального лесоруба же,
который вынужденно довольствуется палаткой вместо дома и костром
вместо газовой плиты, ничего романтичного в этом нет, есть только
привычные и обыденные неудобства. Работа трудная, комары жрут,
развлечений никаких, стирка и готовка - трудоемки. Постоянный груз
житейских проблем. А главное - все кругом всю жизнь так живут,
нормальной жизнью, и другой не знают. И сказочной романтикой ему
представляется жизнь в большом далеком городе, где он никогда не был:
огни, бары, метро, чистота и люди со всего мира.
А пальмы, а берег южного океана?.. о!.. Влажная духота, царапины
гниют, москиты как шилами тычут. И та же жизнь, как везде, те же
проблемы, грязь, труд, деньги, болезни, склоки. Романтика папуасов и
эскимосов - жизнь друг друга. Там хорошо, где нас нет.
А если где есть, то это ненадолго:
попервоначалу, пока не обвыклись, пока экзотика в новинку и в
охотку, свежие впечатления захватывают и достижение мечты сердце
греет.
Уж верх романтики - белый парусный корабль в синей дали. Ну,
влазь на борт, ступай в кубрик. Черт... Паруса вообще-то не совсем
белые, они серовато-желтоватые, грубая вылинявшая холстина. Смолой и
дегтем пахнет. В кубрике темновато и тесно, пахнет несвеж им бельем и
потным телом. Все отсырело, преет, просушки требует. Краска облуплена,
под ватерлинией осклизлые водоросли наросли, тянутся. Теснота, жратва
однообразная, народ хамоват, офицеры звери, отношения напряженные,
несправедливые, устают все сильно.
Тяжелая жизнь, и все как везде.
Романтика - жажда иной, лучшей доли. Там - это как бы ан-тиздесь:
все, что здесь не устраивает, там воображается не таким-Но понимание
этого ничего не меняет. Все равно хочется. Почему?
Романтика - это идеал существования: борьба, свершения, открытия,
приключения. А наличие идеала означает, что человек не удовлетворен
нынешним существованием, что есть разрыв между тем, что он есть и
имеет - и тем, что он хотел бы мочь. Это следствие и с видетельство
избытка сил и возможностей. Это энергетический потенциал человека.
Маяк возникает только там, где есть импульс к движению.
Отсутствие романтики в молодости говорит только о незначительности
личности. Вялости, неэнергичности, лени, низкой потенции. О малой
жажде жизни, о неинтересности. Здравое благоразумие молодости - это
природное убожество.
Если умелый, сильный, предприимчивый человек в юности мечтает
только о личном благополучии, делает деньги, покупает машину, строит
дом и основывает банк, а мечтатель-романтик остается в результате у
разбитого корыта - это не означает преимущества первого.
Кто-то первым кидает мысль, намечает направление, глупо прет в
неведомую даль, надеется сначала и плачет потом - и мостит собою
дорогу к тому, чего раньше не было. Он наивен и нерасчетлив, но ловит
несравненный кайф, ставя на карту свою жизнь в вере на огромный
выигрыш! Вот с романтиков и авантюристов любое движение и начинается.
Это аристократы духа.
Но чаще отчаянные романтики в свой срок становятся отчаянными
прагматиками и, направляя энергию в деловое русло, оставляют позади
тех, кто раньше начал.
Зрелость
Возраст с 30 до 45 лет. Уже все знаешь, еще все можешь и всего
хочешь.
Если в наше время низкой рождаемости и высокой продолжительности
жизни пятидесятипятилетнего человека могут назвать "находящимся в
расцвете сил" - это смесь комплимента, утешения, лицемерия и глупости.
Врачи и спортсмены знают, что после 30 замедляется нервная
реакция, уменьшается скорость сокращения и выносливость мышц,
понижаются обменные процессы. Спортивные результаты и медицинские
приборы - объективные показатели.
Конечно, Горди Хоу до 50 играл в хоккей, а Бобби Чарльтон - в
футбол, и это по классу чемпионов, а Джо Фрэзер в 37 отыграл титул
чемпиона мира по боксу в тяжелом весе, но эти исключения - за счет
профессионализма, опыта, техники, режима постоянной тренировки,
которыми компенсировалось снижение силы и быстроты.
После 45 начинает уменьшаться рост за счет межпозвоночных хрящей,
ослабевает зрение, набирает ход атрофия и перерождение тканей,
ослабевают функции органов и т.д. Человеку кажется, что по части
мыслить он еще ого-го, но озарений больше нет, и интеллектуальная
выносливость уже не та. Шахматисты в этом возрасте знают, что после
четырех часов игры пятый час партии в полную силу они уже не тянут,
устали.
Вольтер, Гете, Раушенбах и в 80 думали и работали отлично. Но это
люди исключительной интеллектуальной потенции, которые тянули за счет
огромной пожизненной тренировки и меньшими, короткими дозами, а все
вершины взяли до наступления старости. Шекспир написал все лучшее с 31
до 37 лет - от "Ромео и Джульеты" до "Гамлета". Дюма написал "Трех
мушкетеров" в 42. Толстой делал "Войну и мир" с 35 до 40. Шопенгауэр
завершил "Мир как воля и представление" в 32. Ницше написал все до 45,
Спиноза в 45 умер.
Французскую революцию делали 30-40-летние люди. Наполеон был
владыкой Франции и Европы с 30 до 46.
Такие орлы-авантюряги, как Фрэнсис Дрейк или Генри Морган, вскоре
после 50 умирали от пневмоний и лихорадок. Все главное было давно
сделано. А сопротивляемость организма уменьшается...
Христу было недаром 33, а многим ушедшим гениям - 37.
По вершинам...
Почему во многих странах высшие должности разрешено занимать
только после 30 или даже 35 лет? А в древнем римском сенате возрастной
ценз был определен выше 40? Ну, ясно: опыт, благоразумие,
взвешенность.
Что означает: "молодость горяча и опрометчива"? Что до 30
чувственный, витальный элемент преобладает над сугубо рациональным,
внешне прагматическим. А когда речь идет о судьбах страны, требуется
максимум рассудка при минимуме эмоций - это гарантирует раз умность и
стабильность.
Состоявший из стариков совет старейшин Спарты обеспечивал
неизменную незыблемость державы 700 без малого лет. Думать им было
особенно нечего, страна была мала и проста: не поддаваться никаким
эмоциям, ничего не менять, строго сохранять имеющееся, как завещал
Ликург.
Когда от обычных винтовок перешли к полуавтоматическим и
автоматам, понадобилось уменьшить мощность патрона, чтобы
отдачей-перезарядкой не разбивало скользящий затвор, а уменьшенной
мощности порохового заряда и так хватало для прицельной дальности и
убой ной силы, это уменьшение с лихвой перекрывалось
скорострельностью, если брать эффективность оружия. Хотя результаты
одиночной стрельбы из обычной винтовки лучше. Так и возраст...
Соображает зрелость отнюдь не лучше молодости. Знает - больше.
Испытала больше. А сила ощущений - меньше, энергетика - ниже. Это
позволяет в большем объеме видеть и представлять задачу, предвидеть
причины и следствия, и не дергаться по пустякам.
Молодость чаще предпочитает получать ощущения через удовольствия
"напрямую" - секс, алкоголь, игры, развлечения, новые впечатления от
путешествий. Зрелость, с понижением ощущений, понижением энергетики,
как бы "сбрасывает излишек" и скорее предпочитает в нешние действия,
будь то управление, политика, строительство, создание и обретение
материальных благ и т. д. Те есть все большая часть ощущений приходит
через рациональный аппарат. Радость и горе через сознание своих
действий. Потому и полагалась всегда "порой созидания".
Условно говоря, "обструганная" энергия "направляется в полезное
русло", и на таком, вполне высоком, уровне работает лет пятнадцать.
Отцы и дети
Не было в истории страны более процветающей, чем Америка в
шестидесятых годах XX века. Изобилие: каждой семье дом, пара
автомобилей, груды еды и склады одежды, высокие заработки и низкие
цены, возможность так или иначе любому получить любое образование и
заниматься любым делом, и так далее. Короче, вот он, наступил Золотой
Век.
И молодежь, вступая в жизнь, имела перед собой неограниченные
возможности.
И что же она - была счастлива и прочувственно благодарила старшее
поколение за создание дивной базы для прекрасной жизни? Большая фига!
В шестьдесят восьмом году грянуло во всю силу движение хиппи.
Грязные неряшливые юнцы обоих полов не желали учиться, не желали
работать, потребляли наркоту, демонстративно совокуплялись на улицах и
скверах и заявляли: "Мы в гробу видали ваше общество про цветания,
ваши лозунги порядочности и добросовестной работы, вашу благополучную
семью и ваши вонючие деньги! Подите от нас прочь, мы вас презираем; мы
не знаем, может быть, чего мы хотим, но мы не хотим жить так, как вы!"
При этом исправно сосали деньги из государства и родителей.
Государство и родители несколько растерялись. "Какая же у вас
все-таки позитивная, так сказать, программа?.." - виновато спрашивали
они.
- Люди должны быть друг другу братьями, жить надо в любви,
производить и потреблять излишние ценности ни к чему, гонка за
должностями и престижем бессмысленна, вы делаете людей несчастными, а
мы по взаимной склонности совокупляемся с кем хотим, потребляем
марихуану и ЛСД для удовольствия, постигаем сущность мира через
дзэн-буддизм, братски и бескорыстно помогаем таким же, как мы сами,
никому не приносим вреда, никого ничему не заставляем, это и есть
правильная и настоящая жизнь, - отвечали великовозраст ные дети.