ГЛАВА III. Отсюда и в вечность




 

Продолжительность жизни

 

Часто приходится слышать или читать: "Жизнь слишком коротка",

"Человек создан так, чтобы жить сто двадцать лет", "В будущем человек

будет жить дольше, свой настоящий век" и прочие благоглупости.

Означают они только одно: человек обычно хочет жить и не хочет

умирать.

Почему - "сто двадцать лет"? Почему не четыреста восемьдесят?

Речь не о неких абстрактных цифрах. Речь о продлении конкретного

срока. Если взять средние семьдесят лет или условно-предельные

девяносто, то мечтают о прибавке семидесяти или тридцати процентов.

Плюс сто процентов выглядят уже даже теоретическим пределом.

Если бы люди жили в норме двадцать или двести лет, процент

желаемой прибавки был бы тот же. Просто исходят из имеющегося. Что

есть - то и мало.

Вопрос о бессмертии рассматривать, разумеется, незачем - это из

области метафор. Солнце не вечно, а человек вечен, як же.

В Библии сообщено, что первые люди жили по девятьсот лет - вот,

мол. Если взять поправку на поколения трепетных переписчиков, и

считать срок лунными месяцами вместо солнечных лет, как и делали в

древности большинство народов, то у нас получится как раз семьдесят

пять лет, что и выглядит вполне соответствующим действительности.

Тут еще стали пропагандировать идею, что человек умирает обычно

не от старости вообще, а от конкретных болезней - кардио, онко и др.

Искоренить болезни, научиться с ними бороться - и лет до девяноста

пяти протянем все.

Предположим, что мы искореним всех вредных микробов и станем

вести до крайности здоровый и рациональный образ жизни. А стрессы? -

Никогда не волноваться и не перенапрягаться. Мирно, спокойно, умеренно

и регулярно.

А страсти?! А всепоглощающие идеи?! А жажда свершений и

приключений?! А врожденная потребность в сильных ощущениях, которые

сокращаают жизнь, ох сокращают!

Если бы человек как таковой мог поставить во главу угла продление

своей жизни, а не максимальные ощущения и максимальные действия, мы

имели бы другую историю, а правильнее сказать - никакой бы не имели.

Инфаркт - расплата за свершения, хотя жрать, конечн о, можно меньше.

Регенерация, обновление клеток - вот основной механизм

продолжительности жизни. Количество обновлений, количество внутренней

работы организма за всю жизнь, направленной на поддержание и

продолжение деятельности - величина довольно постоянная, запрограмми

рованная генетически.

Организм, подобно двигателю внутреннего сгорания, имеет свой

ресурс. Вот он может совершить столько-то оборотов в таком режиме,

столько-то в эдаком, это минимальные обороты, это максимальные, это -

оптимальный режим. Если двигатель сделан хорошо и используется в

оптимальном режиме, износ частей будет равномерный, и в конце концов

они сносятся, зателепаются и перестанут работать - тихо и постепенно.

Ремонтировать уже нечего, вези на свалку.

А горы? А грязь? А виражи? Идеальных дорог в жизни не бывает.

Что рекомендует наука? Фрукты-овощи-вода, легкий голод, легкое

регулярное движение, ноу проблем и лучше без половых сношений.

Пищеварение изнашивает очистительные и выделительные системы,

нервные напряжения изнашивают центральный координирующий аппарат,

физические нагрузки изнашивают сердце и сосуды, секс изнашивает

репродуктивную систему, нервы и сосуды. Все, что сверх минимум а,

необходимого для поддержки жизнедеятельности организма - укорачивает

срок жизнедеятельности.

Что такое рак в пожилом возрасте? Организм выкидывал дефективные

клетки вон, выкидывал, определял и выкидывал, а новые и нормальные

делал, делал, - и утомился, устал. Много уже поработал в жизни, больше

не может. Дефективные-то клетки, примитивные и жадные уродцы, растут

быстрее и легче хороших, различать их и разрушать, выбрасывать,-

дополнительный труд. А трудиться так, как раньше, сил больше у

организма нет: ресурс его кончился, свою норму работы по этой части он

уже выполнил.

Организм что соображает? Столько-то пищи он уже переварил,

столько-то груза перетащил, столько-то сношений произвел, столько-то

нервных клеток потратил. Закуривай, приехали.

Вот добротный йог, находящийся в состоянии, близком к анабиозу, и

может жить черт-те сколько, чуть ли не веками. Он же не только не жрет

и не трахается - он уже почти не дышит, все процессы в организме

страшно замедлены.

Противоречие в следующем.

Организм за свою жизнь способен "перекачать", преобразовать

определенное количество энергии - будь то в аспекте психическом,

физическом, сексуальном или любом другом. Есть оптимальный режим для

длительной работы - а есть предельные нагрузки, сокращающие срок.

Так вот потребность организма в ощущениях и действиях не

совпадает с оптимальным режимом его эксплуатации. Человек создан не

для того, чтобы предельно долго существовать как биологический

индивидуум, а для того, чтобы следствие его существования в мире б

ыло как можно значительнее. Перерабатываемая им энергия идет на

изменение мира. И создан организм, для производства этих изменений, с

запасом. Понять, сделать, организовать, продвинуть! Без резерва

возможностей куда дернешься, как устоишь. Да у любого жи вого существа

есть резерв, запас прочности; просто у человека он гораздо больше. Без

резерва и невозможно. Чуть что - как устоишь.

Мы будем продолжать совершенствоваться в косметическом и

капитальном ремонте организма. Но в общем срок человека на земле

пребудет неизменным.

Конечно: антибиотики, прививки, вставные зубы и пересаженные

сердца. - Подтягиваем к верхнему сроку, латаем прохудившиеся места. Но

характер, суть, количество преобразуемой через человека энергии

остаются те же.

Ведь все животные проживают срок, соизмеримый и весьма сходный с

человеческим. Вот так устроена клетка, такова структура ее организации

в организм, таков энергопотенциал биологического устройства.

Медленно тянется, но быстро проходит.

Объективно середина жизни - это лет тридцать пять. Но мы-то свою

жизнь воспринимаем субъективно. Все главные события в жизни обычно

происходят до тридцати. И воспринимаем, переживаем мы все в молодости

сильнее, полнее, богаче. День юноши и день старца отнюдь не

равновелики в восприятии, даже если были с объективной точки зрения

равно насыщены событиями.

После тридцати годы летят, и чем дальше - тем быстрее и

незаметнее. В двадцать лет - год огромен, в шестьдесят - вроде как

всего несколько месяцев двадцатилетнего.

Год двадцатилетнего - одна двадцатая жизни. Год семидесятилетнего

- одна семидесятая.

И середина жизни по своему "внутреннему самоизмерению" приходится

лет так на двадцать пять. Невредно понимать и помнить, что в двадцать

пять - полжизни прожито.

Понятно, что смена образа жизни, смена стереотипа, обстановки,

занятия, места, окружения - делают жизнь больше, субъективно длиннее.

Избранники богов умирают рано. Мало кто из великих, даже не

нарвавшись на нож или пулю, не глуша себя стимуляторами, дотянул до

шестидесяти. Слишком большие напряжения. В интенсивности выработали

себя.

Но и сама смена стереотипа изнашивает организм и сокращает срок

жизни. Любые изменения внутренних режимов организма - это переналадка

за счет невозобновимого ресурса. Освежение остроты ощущений -

перерасход нервной энергии.

Богатая жизнь и длинная жизнь - вещи разные, и по самой природе

своей человек выбирает первое.

 

Детство

 

Человек обычно помнит себя более или менее связно лет с пяти. А

вообще он помнит себя паршиво: меняясь со временем, погружен в

настоящее.

Даже талантливые педагоги, декларируя, что дети - такие же люди,

как взрослые, и строя отношения на принципах равенства и уважения, все

же относятся к этим истинам умозрительно. Влезть в шкуру другого,

ощутить мир его глазами - вообще трудно.

А ребенок имеет весь комплекс мироотношения такой же, как

взрослый. И ценности у него те же. Просто вывески на них другие.

В первые же годы сознательной жизни (четыре-восемь лет) ребенок

переживает весь круг человеческих проблем.

Познавая мир в вопросах "как?" и "почему?", он задумывается над

устройством мироздания и ежится от крошечности своего места и роли в

нем. И начинает, "играя", обсуждать с другом-сверстником проблему

типа: "А может, все мы просто живем у великана в банке".

Он холодеет в ужасе от непостижимой пустоты неизбежной смерти.

Этого взрослые, как правило, не знают (не помнят).

Он сексуально тяготеет к противоположному полу. Взрослые это

обычно глупо и лицемерно называют "испорченностью" и "нездоровым

любопытством". Во-первых, любопытство не бывает нездоровым, это тяга к

познанию, знать - в природе человека. Во-вторых, что есте ственно, то

не испорчено, а познание естественно и в мотивации не нуждается - оно

есть аспект инстинкта жизни человека как такового. В-третьих,

объективно существует детская эрекция и детский онанизм: влечение

приходит раньше половой зрелости (чувство, п реобладание чувства

заложено в человеке! размножаемся мы ведь не из чувства долга или во

исполнение разумного плана, а повинуясь ощущениям!).

Ребенок самоутверждается среди сверстников как личными качествами

(сильный, храбрый), так и социальным статусом (интересные игрушки,

хорошо - в соответствии с представлениями окружения - одет, привозят

на дорогой машине), и принадлежностью к клану (семье) - (мы богаче,

мой папа самый сильный, мой старший друг изобьет всю твою компанию).

Когда ребенок скандалит и капризничает в семье - он тоже

самоутверждается. Он зависим от старших во всем - но не может же он

никак не заявлять значимости своего я! с ним тоже должны считаться!

Можно, конечно, придавить, - и вырастет с поломанным характером и

безынициативный. Можно, в соответствии с нынешним американизмом, дать

независимость по Споку, одновременно оградив от него собственную

независимость, и вырастет внутренне одинокий человек, а по душам он

станет потом разговаривать за деньги с психоаналитиком.

Главное что. "Капризы" ребенка - это обычно сильные, страстные

желания взрослого человека, просто направлены они на вещи, которые

взрослому (в силу ограниченности или эгоизма взрослого) представляются

незначительными. Но других-то вещей у ребенка нет! А все чувства и

потребности внутренние есть! Так какая разница, в чем причина горя -

суп жидок или жемчуг мелок.

Заставить рыдающую девочку одеться на день рождения к подруге не

так, как она хочет, а так, как считает лучше мать (часто из самолюбия

перед знакомыми) - все равно что эту мать отправить на пляж в вечернем

платье или в театр в рабочем комбинезоне, короче, насильно одеть так,

что ей будет казаться, что она выглядит нелепо, в нелюбимые и не

идущие ей вещи, и все смотрят на нее как на идиотку.

Существует блюдо, от которого вас тошнит? Ешьте до конца,

улыбайтесь и благодарите. Причем не в гостях, а в собственном доме. А

сблюете - накажут. Вот таково приходится ребенку, которому дают то,

чего он не любит.

И травма от этих детских горестей, этой безысходной

несправедливости, остается на всю жизнь! И в подсознании осядет, и вам

еще так или иначе аукнется, будьте спокойны.

Прежде чем в конфликте настаивать на своем - взвесьте, одинаковое

ли значение это имеет для вас и для ребенка. Для него не пойти к

друзьям - все равно что всем коллегам дадут медали и пригласят на

банкет, а вас обойдут. Недельная депрессия и вечная обида.

При этом - при этом вот какая вещь... Как и взрослые, дети больше

любят тех, кто - по справедливости - наказывает. Не спокойно и

взвешенно, а в сердцах, пусть сгоряча, но из глубокого, несдержимого

неравнодушия к ним, к их поступкам. Нельзя вовсе без скандалов, обид,

слез и примирений - главное чтоб конец был хороший и справедливый.

Любви без эмоций не бывает. Сплошное балование и благодушие всегда

воспринимается как некоторый оттенок слабости и равнодушия, а от

родителей ожидается совсем не это.

Потребность в лидере, в надежности, защищенности и обязательно

силе, даже если порой эта сила направлена на тебя - есть неотъемлемая

часть любви к родителям.

Потребность в наказаниях и ограничениях тоже существует - это

исконная человеческая потребность в отрицательных эмоциях. Если дети

никогда не плачут - это не есть показатель правильных отношений. Есть

потребность плакать! - и должен быть найден повод к ней! Так пусть

это будет правильный, благой повод.

 

Молодость

 

Молодость - это много чувств и мало опыта; из чего все и следует.

С полным созреванием организма жизненная энергия достигает

максимума. К 20 годам жажда переживаний и действий разрывает человека.

Я лично в 20 лет мечтал завербоваться в Иностранный легион и

отправиться воевать куда угодно за что угодно. Но такой возможности в

СССР не было, поэтому я шлялся по полудиким окраинам империи, хватаясь

за экзотические и трудные, порой опасные, занятия вроде

профессиональной охоты в Арктике или ковбойства в алтайских горах.

Тезис о счастливости молодости выдвинут людьми пожилыми, и не от

большого ума (но это уже будет к разговору о старости). В молодости

больше и счастья, и горя.

Известно и понятно, что:

озорство, хулиганство, задиристость, драчливость молодости -

проистекают из необходимости приложить куда-то кипящую энергию. Это

нормально. Друзья романтичного Ромео вспоминают, как задели, вызвали

на дуэль и прикололи прохожего просто от нечего делать, для

развлечения. Шалопай - это молодой человек, и ему многое простительно.

Сорокалетний шалопай - это идиот и мелкий хулиган, он несимпатичен,

его поведение неуместно; юноша ищет свою судьбу, свое место в мире,

хочет путешествовать и познать все. Младший сын садится на коня и ищет

долю в дали, сражается с тиранами и драконами, женится на принцессе и

занимает вакантный трон. Совершает максимум того, на что способен;

надо вовремя перебеситься. Немецкий студент гордился шрамами от

дуэлей, нажирался водкой и пивом, дрался со стражниками и соблазнял

девиц. В тридцать лет ему полагалось жениться, найти себе достойное

занятие и остепениться в качестве полезного и уважаемо го члена

общества. Энергия сброшена, удовольствия получены, опыт приобретен,

пора работать, теперь наступит черед твоих детей.

"Надо повеселиться в молодости, как черт, чтобы в старости

работать, как дьявол", - сообщил Вольтер (разница между чертом и

дьяволом в этой формуле мне всегда была не совсем ясна). Седой и

великий Чарльз Дарвин отвечал журналисту: "В студенческие годы в

Кембридже я входил в компанию молодых людей, с которыми мы

проводили время в пирушках, карточных играх и развлечениях. Казалось

бы, сейчас, на склоне дней, я должен сокрушаться об этом столь

драгоценном, совершенно бесполезно потраченном, утерянном для работы,

для науки, времени. Но друзья мои были такие милые юноши, нам было так

весело вместе, что и поныне я вспоминаю это время с наибольшим

удовольствием".

В молодости чувства острее, вот и счастье с горем,- понятно. В

молодости делаются главные дела - создание семьи, завоевание своего

места для начала пути, - понятно.

Но почему молодость великодушнее, благороднее, щедрее старости?

Почему более склонна к идеалам? Почему чаще совершает самоубийство?

"Глупость молодости" придумана глупой старостью. Все великие

открытия в теоретических науках делались молодыми людьми; спросите у

физиков, они вам расскажут, все гениальные идеи приходят в голову до

тридцати, а после - инерция. Старые шахматисты не тянут против

молодых. Память лучше, соображение быстрее и богаче, и тесты это

отлично иллюстрируют.

///зрелость - это замена идеальных величин реальными///

Потому что молодость в основном, не набравшись опыта, имеет дело

не с реальными величинами, а с идеальными.

"Ничто в жизни не бывает ни так хорошо, ни так плохо, как люди

обычно себе воображают", - писал Флобер молодому Мопассану.

Рисуя в вожделеющем воображении любовь, карьеру, дальнюю страну -

и впервые познав это реально, молодость обычно, кроме прочих чувств,

испытывает некоторое разочарование:

"Как, и это все?.."

Как только идея обретает реальность, она неизбежно несколько

"портится" - в чем-то недотягивает, в чем-то изменяется, в чем-то

приобретает неожиданные черты или детали. Или кожа недостаточно

гладкая, или аудитория недостаточно просторная и сияющая, или слава

оказывается обыденной суетой, трудом и грызней.

///перебеситься - значит избавиться от соблазнов, последовав им///

(человеку свойственно стремиться самому познать, каково то или

это. Умозрительная информация, полученная через кого-то, здесь мало

что дает. Познать надо ощущения, т. е. пережить самому.)

Все это потому, что у молодости есть больше нервных клеток, и

работают они мощнее. Сильнее инстинкт жизни - сильнее стремление к

самоутверждению! Благородство, щедрость, великодушие - расписка в

своем внутреннем превосходстве.

Самой дорогой монетой - отказом от внешних благ ради внутреннего

ощущения своей значимости - платит молодость за осознание своего

превосходства в какой-то ситуации.

Как справедливо заметил умный Бальзак: "До 30 лет некоторым людям

еще можно верить; но после 30 верить нельзя уже никому".

(Крушение старости - это частность. Ничего принципиально нового.

Так создан мир. Да многое уже и прожито. Да не так уж все и было

идеально.

Крушение молодости - это крушение мира. Крушение Вселенной. Мало

того, что рушится вся жизнь - много-много счастливых лет впереди,

наполненных познанием, ощущением, всеми теми деталями, которые и есть

жизнь; это подобно "принципу домино", рушится не одна костяшка, а весь

длинный ряд их - поездки, новые квартиры, покупка вещей и мебели,

премии, праздники, рождение и выращивание детей и внуков, походы в

театры и кино, - рушится вся длинная линия судьбы. И все это было

идеально хорошо. И все это было еще не познано, не прожито, не

совершено!!! Вот что такое облом молодости. А вы говорите - счастливый

возраст...)

Ощущение и сознание своих сил, возможностей, времени впереди

позволяют молодости быть благородной и великодушной - "я еще все успею

сделать себе, наверстать, иметь".

И кроме того, молодость более самодостаточна, чем старость.

Веселье, беспечность, привлекательность, общительность делают нужными

для нее меньше вещей, чем нужно старости. Друзья уважают, девушки

любят, о здоровье и не думаешь, сам себе нравишься, возможности

впереди и выпить можно - чего еще. От богатства бытия своего молодость

щедра.

Кроме того. Человек редко доволен своим положением. И редко

полностью доволен собой. Но старец себя уже знает и с собой свыкся,

примирился. А юноша нет.

А в воспитании всегда присутствует какой-то идеал. И юноша куда

более стремится к этому идеалу, чем старец. Он более переделыватель

мира, чем старец. И внутренне он самоутверждается через приближение

себя к идеалу, он являет сам себе, что он значителен.

Он обычно ведь думает о людях лучше, чем они на самом деле. И

даже не потому, что сам очень хорош. Он часто полагает других лучше

себя! Они ведь в его глазах ничем не проявили себя с плохой,

недостойной стороны (конкретные люди, пока), (пусть даже просто

случая не было - в том и особенность молодости, что мало еще было

случаев увидеть людей в разных ситуациях - еще не съеден с другом пуд

соли).

Он более соотносится с идеалом поведения - потому что избыток

энергии определяет для него большую значимость идеала, чем для

человека вялого: он более в состоянии стремиться к чему-то, а идеал -

как раз ориентир стремления.

Он более самолюбив, для него больше значит публичное поражение,

публичное свидетельство его несостоятельности: самоутверждение!

Почему так силен и всеобщей пресловутый подростково-юношеский

конформизм - одеваться как все, разговаривать, вести себя, проявлять и

культивировать те качества, которые ценятся в его среде, группе,

команде? Взрослые кривятся: вы инкубаторские, никакой

индивидуальности, и т. п. Глупости!

Во-первых, относительно сверстников оценивает свою значимость

молодой - а ценности и условные критерии задает не он.

Во-вторых, самый сильный или богатый и так утвержден. А слабый,

некрасивый, бедный? Он утверждается через свою принадлежность к стае,

утверждается в силе через то, что имеет часть ее большой силы - и

старательнее других блюдет ее законы: моду, словечки, обычай; он рьян

и ревностен в этом "Шестерка", шелупонь, но по всем приметам - такой

же крутой, как вожак, имеет право на защиту своих, на страх врагов.

В-третьих, идеалы общества вообще - размыты и весьма абстрактны,

да и видишь постоянно, как сами взрослые носители и насаждатели этих

идеалов их не соблюдают. А идеалы своей стаи - просты и конкретны! А

без идеалов - никак: идеал - это то, что нужно внутренней энергии,

чтоб переделывать, это свидетельство того, что нет равновесия, нет

неживого покоя между тем, что есть - и тем что должно быть.

В-четвертых, молодежная мода противопоставляет себя взрослой: мы

- есть! другие, значительные, заметные, и делаем не то, что уже

сделали вы.

У молодости есть еще одна характернейшая особенность. Многое, что

она видела, испытала, знает, она не понимает. Картины конкретной

несправедливости, скажем, не складываются в картину общей

несправедливости страны или системы: молодость обычно полагает, что в

целом все неплохо, если ее так учили. Молодость может совершить

жестокий и несправедливый поступок, не отдавая себе отчета в сути

своих действий: высмеять кого-то, сурово решить чью-то судьбу, и

вообще рубить сплеча.

Если эгоизм зрелости сознателен, зрелость обычно отдает себе

отчет в своих поступках, то эгоизм молодости часто бессознателен: она

уверена в своей правоте просто потому, что ей некогда задумываться.

Потребно скорей лететь дальше и познавать все.

Жадная до прямых ощущений молодость из нескольких решений обычно

принимает то, которое позволяет ей более самоутвердиться

непосредственно здесь и сейчас, через само принятие вот такого именно

решения. (Отсюда благородство, болезненное самолюбие, обостренная

соревновательность.) Не потому, что хочет сделать себе лучше, а

кому-то хуже - а потому, что именно вот такое решение позволяет ей

сейчас чувствовать себя человеком, значительной по сравнению с другими

личностью.

Не-ет, молодость не бездумна, она постоянно занята самоанализом -

и ее ощущения настолько сильны и многочисленны, чго чуть не полностью

занимают ее сознание, и другие люди ей уже менее интересны, и потому

менее понятны. И то сказать - созревающий или только что созревший

человек познает себя, разбирается в себе, своих реакциях, своих

чувствах и сознании, - и только потом все больше начинает разбираться

в окружающем мире, в других людях.

Молодость неизбежно субъективнее зрелости или старости. Именно

поэтому со своим мощным и свежим интеллектом, созревшим полностью к

шестнадцати годам, она может совершать гениальные вещи в точных науках

или искусстве в двадцать с небольшим лет, как только наберется

какая-то необходимая информация и станет возможной постановка задачи,

- но быть девственно глупой в понимании важнейших жизненных проблем.

Это называется: "Жизни ты еще не знаешь..."

Споря с тем порядком вещей, который навязан ей старшим

поколением, она спорит по частностям, - но в целом картина мира,

вложенная в нее при воспитании и образовании в детстве и ранней

юности, остается прежней: для самостоятельного пересмотра не было еще

времени, нет знаний, а главное - нет еще возможности к анализу

окружающей жизни: она занята анализом своего сугубо внутреннего "я", а

надо еще скорее выпить, покуролесить, купить модную тряпку и

потанцевать.

Если молодость даже бунтует "против всего", бунт ее все равно

базируется на вложенных с детства вещах: счастье, справедливость,

удальство - т. е. ей может категорически не нравиться этот мир, но она

придерживается одной из трафаретных, заемных, готовых с хем его

устройства.

Озорство и безоглядность молодости - это примат ощущения над

анализом.

 

Романтика

 

Романтика - это вариант желания жить не так, как ты живешь. По

сути - это аспект сенсорного голода, потребность в новых и более

сильных ощущениях, которые всегда сильнее в молодости. Что безусловно

полагается достижимым через внешние впечатления и собств енные

поступки.

Романтика - это не здесь и не так. Обычно это - далеко,

непривычно, ново, очень часто - трудно и рискованно, опасно. Это

преодоление трудностей и испытание себя в них.

Романтика - это стремление к свободе, осуществление свободного

выбора.

Романтика - до крайности показательный случай того, что все дело

не в вещах, а в нашем отношении к ним. Для благополучного горожанина в

столице жизнь лесоруба в далекой тайге весьма романтична. Да еще если

палатка, костер и так далее. Для профессионального лесоруба же,

который вынужденно довольствуется палаткой вместо дома и костром

вместо газовой плиты, ничего романтичного в этом нет, есть только

привычные и обыденные неудобства. Работа трудная, комары жрут,

развлечений никаких, стирка и готовка - трудоемки. Постоянный груз

житейских проблем. А главное - все кругом всю жизнь так живут,

нормальной жизнью, и другой не знают. И сказочной романтикой ему

представляется жизнь в большом далеком городе, где он никогда не был:

огни, бары, метро, чистота и люди со всего мира.

А пальмы, а берег южного океана?.. о!.. Влажная духота, царапины

гниют, москиты как шилами тычут. И та же жизнь, как везде, те же

проблемы, грязь, труд, деньги, болезни, склоки. Романтика папуасов и

эскимосов - жизнь друг друга. Там хорошо, где нас нет.

А если где есть, то это ненадолго:

попервоначалу, пока не обвыклись, пока экзотика в новинку и в

охотку, свежие впечатления захватывают и достижение мечты сердце

греет.

Уж верх романтики - белый парусный корабль в синей дали. Ну,

влазь на борт, ступай в кубрик. Черт... Паруса вообще-то не совсем

белые, они серовато-желтоватые, грубая вылинявшая холстина. Смолой и

дегтем пахнет. В кубрике темновато и тесно, пахнет несвеж им бельем и

потным телом. Все отсырело, преет, просушки требует. Краска облуплена,

под ватерлинией осклизлые водоросли наросли, тянутся. Теснота, жратва

однообразная, народ хамоват, офицеры звери, отношения напряженные,

несправедливые, устают все сильно.

Тяжелая жизнь, и все как везде.

Романтика - жажда иной, лучшей доли. Там - это как бы ан-тиздесь:

все, что здесь не устраивает, там воображается не таким-Но понимание

этого ничего не меняет. Все равно хочется. Почему?

Романтика - это идеал существования: борьба, свершения, открытия,

приключения. А наличие идеала означает, что человек не удовлетворен

нынешним существованием, что есть разрыв между тем, что он есть и

имеет - и тем, что он хотел бы мочь. Это следствие и с видетельство

избытка сил и возможностей. Это энергетический потенциал человека.

Маяк возникает только там, где есть импульс к движению.

Отсутствие романтики в молодости говорит только о незначительности

личности. Вялости, неэнергичности, лени, низкой потенции. О малой

жажде жизни, о неинтересности. Здравое благоразумие молодости - это

природное убожество.

Если умелый, сильный, предприимчивый человек в юности мечтает

только о личном благополучии, делает деньги, покупает машину, строит

дом и основывает банк, а мечтатель-романтик остается в результате у

разбитого корыта - это не означает преимущества первого.

Кто-то первым кидает мысль, намечает направление, глупо прет в

неведомую даль, надеется сначала и плачет потом - и мостит собою

дорогу к тому, чего раньше не было. Он наивен и нерасчетлив, но ловит

несравненный кайф, ставя на карту свою жизнь в вере на огромный

выигрыш! Вот с романтиков и авантюристов любое движение и начинается.

Это аристократы духа.

Но чаще отчаянные романтики в свой срок становятся отчаянными

прагматиками и, направляя энергию в деловое русло, оставляют позади

тех, кто раньше начал.

 

Зрелость

 

Возраст с 30 до 45 лет. Уже все знаешь, еще все можешь и всего

хочешь.

Если в наше время низкой рождаемости и высокой продолжительности

жизни пятидесятипятилетнего человека могут назвать "находящимся в

расцвете сил" - это смесь комплимента, утешения, лицемерия и глупости.

Врачи и спортсмены знают, что после 30 замедляется нервная

реакция, уменьшается скорость сокращения и выносливость мышц,

понижаются обменные процессы. Спортивные результаты и медицинские

приборы - объективные показатели.

Конечно, Горди Хоу до 50 играл в хоккей, а Бобби Чарльтон - в

футбол, и это по классу чемпионов, а Джо Фрэзер в 37 отыграл титул

чемпиона мира по боксу в тяжелом весе, но эти исключения - за счет

профессионализма, опыта, техники, режима постоянной тренировки,

которыми компенсировалось снижение силы и быстроты.

После 45 начинает уменьшаться рост за счет межпозвоночных хрящей,

ослабевает зрение, набирает ход атрофия и перерождение тканей,

ослабевают функции органов и т.д. Человеку кажется, что по части

мыслить он еще ого-го, но озарений больше нет, и интеллектуальная

выносливость уже не та. Шахматисты в этом возрасте знают, что после

четырех часов игры пятый час партии в полную силу они уже не тянут,

устали.

Вольтер, Гете, Раушенбах и в 80 думали и работали отлично. Но это

люди исключительной интеллектуальной потенции, которые тянули за счет

огромной пожизненной тренировки и меньшими, короткими дозами, а все

вершины взяли до наступления старости. Шекспир написал все лучшее с 31

до 37 лет - от "Ромео и Джульеты" до "Гамлета". Дюма написал "Трех

мушкетеров" в 42. Толстой делал "Войну и мир" с 35 до 40. Шопенгауэр

завершил "Мир как воля и представление" в 32. Ницше написал все до 45,

Спиноза в 45 умер.

Французскую революцию делали 30-40-летние люди. Наполеон был

владыкой Франции и Европы с 30 до 46.

Такие орлы-авантюряги, как Фрэнсис Дрейк или Генри Морган, вскоре

после 50 умирали от пневмоний и лихорадок. Все главное было давно

сделано. А сопротивляемость организма уменьшается...

Христу было недаром 33, а многим ушедшим гениям - 37.

По вершинам...

Почему во многих странах высшие должности разрешено занимать

только после 30 или даже 35 лет? А в древнем римском сенате возрастной

ценз был определен выше 40? Ну, ясно: опыт, благоразумие,

взвешенность.

Что означает: "молодость горяча и опрометчива"? Что до 30

чувственный, витальный элемент преобладает над сугубо рациональным,

внешне прагматическим. А когда речь идет о судьбах страны, требуется

максимум рассудка при минимуме эмоций - это гарантирует раз умность и

стабильность.

Состоявший из стариков совет старейшин Спарты обеспечивал

неизменную незыблемость державы 700 без малого лет. Думать им было

особенно нечего, страна была мала и проста: не поддаваться никаким

эмоциям, ничего не менять, строго сохранять имеющееся, как завещал

Ликург.

Когда от обычных винтовок перешли к полуавтоматическим и

автоматам, понадобилось уменьшить мощность патрона, чтобы

отдачей-перезарядкой не разбивало скользящий затвор, а уменьшенной

мощности порохового заряда и так хватало для прицельной дальности и

убой ной силы, это уменьшение с лихвой перекрывалось

скорострельностью, если брать эффективность оружия. Хотя результаты

одиночной стрельбы из обычной винтовки лучше. Так и возраст...

Соображает зрелость отнюдь не лучше молодости. Знает - больше.

Испытала больше. А сила ощущений - меньше, энергетика - ниже. Это

позволяет в большем объеме видеть и представлять задачу, предвидеть

причины и следствия, и не дергаться по пустякам.

Молодость чаще предпочитает получать ощущения через удовольствия

"напрямую" - секс, алкоголь, игры, развлечения, новые впечатления от

путешествий. Зрелость, с понижением ощущений, понижением энергетики,

как бы "сбрасывает излишек" и скорее предпочитает в нешние действия,

будь то управление, политика, строительство, создание и обретение

материальных благ и т. д. Те есть все большая часть ощущений приходит

через рациональный аппарат. Радость и горе через сознание своих

действий. Потому и полагалась всегда "порой созидания".

Условно говоря, "обструганная" энергия "направляется в полезное

русло", и на таком, вполне высоком, уровне работает лет пятнадцать.

 

Отцы и дети

 

Не было в истории страны более процветающей, чем Америка в

шестидесятых годах XX века. Изобилие: каждой семье дом, пара

автомобилей, груды еды и склады одежды, высокие заработки и низкие

цены, возможность так или иначе любому получить любое образование и

заниматься любым делом, и так далее. Короче, вот он, наступил Золотой

Век.

И молодежь, вступая в жизнь, имела перед собой неограниченные

возможности.

И что же она - была счастлива и прочувственно благодарила старшее

поколение за создание дивной базы для прекрасной жизни? Большая фига!

В шестьдесят восьмом году грянуло во всю силу движение хиппи.

Грязные неряшливые юнцы обоих полов не желали учиться, не желали

работать, потребляли наркоту, демонстративно совокуплялись на улицах и

скверах и заявляли: "Мы в гробу видали ваше общество про цветания,

ваши лозунги порядочности и добросовестной работы, вашу благополучную

семью и ваши вонючие деньги! Подите от нас прочь, мы вас презираем; мы

не знаем, может быть, чего мы хотим, но мы не хотим жить так, как вы!"

При этом исправно сосали деньги из государства и родителей.

Государство и родители несколько растерялись. "Какая же у вас

все-таки позитивная, так сказать, программа?.." - виновато спрашивали

они.

- Люди должны быть друг другу братьями, жить надо в любви,

производить и потреблять излишние ценности ни к чему, гонка за

должностями и престижем бессмысленна, вы делаете людей несчастными, а

мы по взаимной склонности совокупляемся с кем хотим, потребляем

марихуану и ЛСД для удовольствия, постигаем сущность мира через

дзэн-буддизм, братски и бескорыстно помогаем таким же, как мы сами,

никому не приносим вреда, никого ничему не заставляем, это и есть

правильная и настоящая жизнь, - отвечали великовозраст ные дети.

Они рожали коммунальных детей в грязных трущоба



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: