Предприятия розничной торговли можно классифицировать следующим образом:
1. В зависимости от политики цен:
- магазин высоких цен
- магазин умеренных цен
- магазин сниженных цен
2. В зависимости от товарного ассортимента:
-специализированный магазин(предоставляет широкий выбор товаров, входящих в одинаковую ассортиментную группу по умеренным ценам)
- универмаг(предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент розничных товаров).
Эти товары с учётом ассортиментных групп рассредоточиваются по отделам, каждый из которых представляет специализированный магазин полного ассортимента. Отделы, торгующие схожими товарами, объединены в секции.
- универсам (предприятие розничной торговли, рассчитанной на первоочередное удовлетворение нужд покупателей продовольственных товаров и товаров домашнего обихода)
- супермаркет (предприятие розничной торговли, имеющее большое торговое предложение одновременно с полным набором продовольственных товаров)
-гипермаркет (магазины, специализирующие на продаже продуктов питания и товаров повседневного спроса, площадь составляет около 30000 м2).
-магазины товаров повседневного спроса (небольшие бакалельно-гастрономические магазины, характеризующиеся высоким доходом от продаж. Ассортимент таких магазинов включает небольшой выбор бакалельно-гастронимических продуктов, некоторые непродовольственный товары и другие товары повседневного спроса).
3.В зависимости от предоставляемых услуг:
-магазины самообслуживания
- магазины с ограниченным обслуживанием
- магазины с полным обслуживанием
4.внемагазинные формы торговли (пересылка товаров по почте, продажа товаров на дому)
|
- рыночная распродажа товаров
-передвижная распродажа товаров
-благотворительность
-продажа товаров в пункте потребления
Комиссионная торговля
Одной из форм оптовой и розничной торговли является комиссионная торговля, при которой торговый посредник, т.е. комиссионер, совершает торговую сделку от своего имени, а экономический результат от этой сделки достается владельцу товара. Комиссионер же (от фр. commissionnaire — поручение) в данном случае удовлетворяется комиссионным вознаграждением.
В роли комиссионеров обычно выступают фирмы, имеющие определенную деловую репутацию и дающие возможность малоизвестным комитентам на выгодных для них условиях продавать или приобретать товар. Основная сфера комиссионной торговли сложилась следующим образом:
к услугам оптовиков-комиссионеров, как правило, прибегают промышленные компании, когда на рынках продукции производственно-технического назначения необходимо сбыть излишки тех или иных производимых ими товаров, преимущественно стандартизованных;
оптовики-комиссионеры обычно выступают для промышленных предприятий в качестве поставщиков сельскохозяйственного сырья, закупая его у непосредственных производителей;
розничные магазины могут принимать на реализацию на комиссионных условиях как новые, так и бывшие в употреблении товары;
сельскохозяйственную продукцию непосредственных производителей могут реализовывать на комиссионных условиях колхозные рынки и торгово-закупочные кооперативы.
Взаимоотношения сторон в процессе комиссионной торгом ли регулирует договор комиссии. Статья 880 ГК Республики Беларусь гласит, что по договору комиссии одна из сторон (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В соответствии с законодательством Республики Беларусь комиссионер обязан исполнить принятое на себя обязательство на наиболее выгодных для комитента условиях. Если комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между ними, если другое не предусмотрено соглашением сторон. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока, а также с указанием или без указания территории его исполнения. Комиссионер с целью исполнения договора может заключить с другим лицом договор субкомиссии, если иное не оговорено в договоре комиссии. При этом он остается ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом, а в отношении субкомиссионера приобретает права и обязанности комитента.
|
Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемый товар, поэтому должны располагать необходимыми складскими площадями для его приемки, хранения, переработки и реализации. При этом комиссионер принимает на себя обязательство заботиться о надлежащем хранении товара.
Комиссионное вознаграждение, выплачиваемое комитентом комиссионеру, зависит от целого ряда факторов, но в первую очередь от вида реализуемой продукции.
Если договор комиссии не исполнен по причинам, зависящим от комитента, то у комиссионера остается право на комиссионное вознаграждение и возмещение понесенных расходов.
|
В Республике Беларусь достаточное распространение получила комиссионная торговля потребительскими товарами непродовольственного назначения. В соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Министерством торговли республики, на комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении товары, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям, безопасные для жизни и здоровья граждан. При этом степень износа швара при его пригодности к употреблению не может являться основанием для отказа в приеме на комиссию.
На комиссию не принимаются товары, изъятые из гражданского оборота или свободная реализация которых запрещена или ограничена по действующему законодательству:
боевое и служебное оружие;
армейское снаряжение, форменное обмундирование и другие товары военного ассортимента;
газовая аппаратура без соответствующего освидетельствования службами газового хозяйства;
белье со штампом учреждений, организаций и предприятий;
шкуры зверей без маркировки изготовителя;
лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также жемчуг, янтарь, мореный дуб от учреждений, предприятий и организаций;
изделия из драгоценных металлов производственно-технического назначения;
драгоценные металлы в сертифицированных слитках;
драгоценные изделия без оттисков пробирного клейма;
монеты из драгоценных металлов, которые находятся в обращении на территории Республики Беларусь;
драгоценные камни в необработанном виде;
ордена, медали и другие нагрудные знаки, жетоны, плакетки, изготовленные из драгоценных металлов; ограненные драгоценные камни, не закрепленные в изделия.
Не принимаются также на комиссию:
товары для новорожденных, белье для детей ясельного и дошкольного возраста, игрушки для детей до трех лет (исключая в герметичной упаковке);
транспортные средства с поддельными регистрационными документами и с явными признаками изменения номеров агрегатов;
товары от несовершеннолетних в возрасте от 15 до!8 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей.
От граждан товары на комиссию принимаются по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Субъекты хозяйствования должны предъявить накладные и доверенности, оформленные и выданные в установленном прядке.
При приеме товаров на комиссию между комиссионером и комитентом заключается договор комиссии. Если на комиссию принимается несколько товаров, к договору комиссии прилагается перечень товаров, принятых на комиссию. Одновременно с этим выписывается товарный ярлык. Примерные формы договора комиссии, перечня товаров и товарного ярлыка разрабатываются Министерством торговли Республики Беларусь.
Одним из существенных условий договора комиссии является цена. При заключении договора комиссионер должен проинформировать комитента о состоянии спроса и предложения на товары, сдаваемые на комиссию, что необходимо для установления реальной продажной цены. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается в процентах к цене, по которой продан товар.
Договором комиссии предусматривается порядок и сроки уценки товаров. Уценка одного и того же товара производится не более трех раз, хотя при согласии комиссионера число уценок может быть увеличено. В случае, если товар не продан после третьей уценки, комиссионер либо дает согласие на дальнейшую уценку, либо возвращает товар комитенту, который обязан возместить затраты, связанные с хранением товара.
Товар, принятый на комиссию, поступает в торговый зал не позднее следующего дня после его приема. Комиссионер несёт ответственность перед покупателем за соответствие товара характеристике его состояния, данной при приемке товара на комиссию. Товар, приобретенный в комиссионной торговле, обратно от покупателей не принимается. Исключение составляют новые товары с производственными дефектами, не обнаруженными при приеме на комиссию, если они возвращены не позднее двух рабочих дней после покупки. Деньги за проданный товар выплачиваются комитенту не позднее, чем на третий день после его продажи при предъявлении договора комиссии и документа, удостоверяющего личность.
Одной из достаточно распространенных разновидностей комиссионной торговли является консигнация (от лат. consignatio -письменное доказательство, документ).
При данной форме торговли владелец (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада комиссионера. При этом товары остаются собственностью отправителя.
Существуют следующие разновидности консигнации:
1.возвратная, при которой весь непроданный консигнатором товар возвращается его собственнику;
2.частично возвратная, предполагающая, что по истечении определенного срока продажи консигнатор обязуется выкупить у консигнанта согласованное количество непроданного товара, а остаток возвратить;
3.безвозвратная, предполагающая, что консигнатор не имеет права по истечении установленного срока возвратить непроданный товар его владельцу, а обязан приобрести его в свою собственность.
7.8 Лизинг
По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату арендатору во временное владение и пользование в предпринимательских целях.
Преимущества лизинга для производителя сводятся к следующему:
1.расширение круга потребителей за счет тех, кто нуждается в обновлении оборудования, но не может осуществить крупные единовременные затраты, а также за счет значительного круга потребителей (научно-исследовательских институтов, опытных производств), которым отдельные виды оборудования нужны на непродолжительный срок;
2.оперативное выявление конструктивных недостатков оборудования и на базе этого повышение его качества;
3.некоторая защита от непредсказуемых изменений рыночной конъюнктуры, поскольку долгосрочные отношения с пользователями гарантируют стабильные лизинговые платежи;
4.стабильная работа взятого в аренду оборудования, рассматриваемая как достаточно эффективная реклама.
Преимущества лизинга для арендатора следующие:
1. не возникает необходимости единовременно оплачивать новое оборудование, в результате чего имеющийся свободный капитал можно использовать для других целей;
2. появляются широкие возможности для обновления морально устаревшего оборудования и технического перевооружения производства, а также переноса риска морального старения оборудования на арендодателя;
3. для арендатора оформить лизинговый контракт гораздо проще, чем получить ссуду, поскольку обеспечением сделки служит само оборудование. а при лизинге арендатор имеет возможность выработать совместно с арендодателем удобную схему финансирования.
Взаимоотношения сторон при лизинговых сделках определяет лизинговый контракт.
Виды лизинга:
1. По форме организации сделки:
Прямой лизинг предполагает, что производитель или собственник, не прибегая к услугам посредников, сам сдаёт объект в аренду.
Косвенный лизинг подразумевает участие в лизинговой сделке как минимум трех сторон, т.е. производителя или торговца оборудованием, посредника (арендодателя) и арендатора.
Возвратный лизинг состоит в том, что владелец имущества продает его будущему лизингодателю и берет у него это же имущество в аренду.
2. В зависимости от срока лизинга:
Финансовый лизинг. При нем техника арендуется на длительный срок, позволяющий полное или почти полное возмещение ее стоимости за период аренды
По окончании срока аренды арендатор имеет возможность выкупить оборудование, продлить контракт на его аренду или возвратить.
Оперативный лизинг подразумевает передачу в аренду оборудования на срок, меньший срока физического износа, не обеспечивающий его полной амортизации арендатору представляется право досрочного прекращения аренды, и случае морального старения арендованного оборудования они это право используют в полной мере.
Хайринг - среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет. Рейтинг - краткосрочная аренда на срок от одного дня до одного год. Они не предусматривают возможности выкупа оборудования.
3. В зависимости от формы обслуживания:
Чистый лизинг возлагает на арендатора обязанность поддерживать взятое в аренду оборудование в хорошем состоянии и по окончании срока аренды в таком же состоянии с учетом нормального износа возвратить его арендодателю
Лизинг с полным набором услуг предусматривает на протяжение всего срока аренды тесное сотрудничество арендодателя с арендатором.
Лизинг с ограниченным набором услуг предусматривает разделение функций по техническому обслуживанию арендуемого оборудования между сторонами.
Генеральный лизинг предполагает заключение между сторонами общего соглашения, по которому предоставляется лизинговая линия.
4. В зависимости от границ рынка:
Внутренний лизинг
Внешний лизинг
Франчайзинг
Одной из смешанных форм крупного и мелкого предпринимательства является франчайзинг (от англ, franchising - при вилегия).
Франчайзинг - - это контракт, по которому торговец принимает на себя обязательства реализовывать товар или услуги под фирменным знаком и по правилам головной компании. Франчайзинг предполагает создание широкой сети однородных предприятий, которая носит название Франшиза. Франшиза обусловливает участие двух сторон.
Франчайзер как владелец генеральной лицензии является организатором всего дела. Он контролирует технологию ведения бизнеса, обеспечивает стартовым капиталом, помогает в маркетинге и бухгалтерии, поставляет необходимые продукты, сырье, материалы, оборудование.
Франчайзи как предприниматель осуществляет текущую деятельность, однако его фирма существует не как самостоятельный субъект хозяйствования, а как элемент единого комплекса, объединенного франчайзером.
Важнейшее условие франшизы - это единые цены, которые централизованно регулируются головной компанией.
Преимущества для франчайзера состоят в том, что франчайзинг дает для него возможность увеличить количество хозяйствующих субъектов, реализующих или производящих товар или услугу, не требуя для этого больших собственных капиталов. При этом контрактные обязательства гарантируют, что франчайзи будут работать в строгом соответствии со стандартами франчайзера. Расширяется для франчайзера перечень возможных источников доходов, а если учесть, что франчайзи заинтересованы в максимизации прибыли, то и головная компания будет иметь стабильный доход.
Недостатки для франчайзера связаны с тем, что он может потерять некоторый контроль. Не всегда франчайзи работают в строгом соответствии стандартами франчайзера, что может сказаться на репутацию торговой марки. Франчайзер не может быть полностью уверен в правдивости отчетов франчайзи об их деятельности.
Преимущества для франчайзи:
нет необходимости тратить значительные средства на рекламу товаров или услуг, поскольку они имеют дело с известной торговой маркой, широко рекламируемой en мим франчайзером. Франчайзи получают постоянную помощь и консультации по обустройству точек, оперативного управления и учета и т.д. Они получают значительную экономию от централизованных закупок сырья или товаров, поскольку массовые закупки для них производит франчайзер.
Недостатки для франчайзи в основном связаны с ограничением степени их самостоятельности. Иногда это приводит к потере прибыли, как в ситуации, когда отдельные товары или и ингредиенты приобретаются у франчайзера, хотя на месте могли бы быть закуплены значительно дешевле. Часто предприниматели, приобретающие франшизу, рискуют, ибо реальные объёмы продаж могут оказаться значительно меньше, чем предсказывал владелец франшизы при заключении контракта.
Формы франчайзинга:
1. система розничных торговцев под эгидой производителя.
2. система оптовых торговцев под эгидой производителя.
3. система розничных торговцев под эгидой фирмы сферы услуг.
Основные факторы, учитываемые при продаже и приобретении франшизы
Вопросы, которые должен выяснить потенциальный франчайзи, должны сводиться к следующему:
1. насколько преуспевают другие предприниматели, которые уже сотрудничают с данной компанией;
2. хватит ли той суммы, которую должен вложить предприниматель, приобретая франшизу для успешного ведения бизнеса или потребуется дополнительный собственный и заемный капитал;
3. насколько строго франчайзер относится к проблеме отбора франчайзи или им может стать любой предприниматель, про следующий цели сиюминутной выгоды;
4. насколько быстро и выгодно в случае необходимости мол но продать торговую точку, работающую на условиях франчайзинга;
5. насколько стабильным может быть спрос на товары или услугу в длительной перспективе.
Вопросы, которые должен выяснить франчайзер, продавая франшизу, следующие:
1. стабилен ли спрос на данный товар в регионе и сохранится ли он в перспективе;
2. в какой мере эластичен спрос и в какой мере уровень доходов населения региона позволит регулярно приобретать предлагаемые товары или услуги;
3. кто входит в состав основных конкурентов и возможно ли появление товаров-субститутов;
4. какова деловая репутация фирмы, имеющей намерения приобрести франшизу, и ее владельцев;
5. насколько экономические условия и правовая база региона или страны, которые представляет потенциальный франчайзи, обеспечит нормальное ведение бизнеса.
И потенциальный франчайзер, и потенциальный франчайзи, сталкиваются с проблемой прогнозирования предпринимательского риска, и этот риск тем больше, чем полнее вкладываемый капитал. Вступительный взнос, который должен внести франчайзи, колеблется в очень значительных пределах и зависит от затрат на организацию франшизы.
Одновременно с установлением вступительного взноса определяется перечень услуг, которые представляет франчайзер. Обычно данный перечень включает:
подбор и оценку месторасположения будущей франчайзинговой точки;
финансирование или помощь в заключении лизингового контракта;
передачу комплекса предметов корпоративной идентификации, а также внешнее оформление и дизайн;
организацию рекламы, в том числе обоснование и выбор каналов ее распространения;
первоначальное обучение персонала, а также консультации и помощь при открытии.
Электронная торговля
Электронная торговля, именуемая за рубежом «е-commerce», – это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт.
Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей.
Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.
Электронная торговля создает новую форму организации торговых предприятий – виртуальные магазины и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и услуги для реализации в виртуальном магазине.
Основным моментом электронной торговли является продвижение товара в сети Интернет.
Продвижение товара представляет собой целый комплекс мер, направленных на реализацию товара (услуги). Оно включает в себя производство и использование информации, рекламные мероприятия, индивидуальные консультации покупателей и др.
Способы продвижения товара (услуги) в сети Интернет включают в себя:
♦ баннерную рекламу;
♦ оффлайновую рекламу;
♦ продвижение с помощью регистрации в поисковых системах и каталогах.
Баннер (англ. banner – заголовок крупными буквами на всю полосу) – рекламный графический блок правильной формы, связанный гиперссылкой с Web-страницей рекламодателя. Баннер имеет следующие три распространенных размера: 468 х 60,400 х 50,88 х 31. Баннер, имитируя в виртуальной среде свойства и возможности, которые несут рекламные щиты в обычном мире, занял прочное место в Интернете.
Оффлайновая реклама – это реклама продукции Интернет-компаний с помощью радио, которую проводит популярный артист. Другими словами, Интернет-компания в своей рекламной деятельности больше опирается на маркетинг и рекламу не в сети Интернет, а на радиорекламу, телевизионную рекламу, рекламу в печати. Радиореклама особенно эффективна для формирования будущей электронной марки, имижда фирмы и положительного общественного мнения о ней. Аудитория радиорекламы – это в основном люди в возрасте от 35 до 55 лет.
Встречная торговля
Встречная торговля рассматривается как внешнеторговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на некоторую часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Это условие обязательно фиксируется в едином документе о купле-продаже, т.е. соглашении или контракте.
Инициаторами встречной торговли при внешнеэкономических связях выступают импортеры, поскольку дефицит валютных средств часто не дает им возможности сделать непосредственные закупки нужного товара. Встречная торговля позволяет приобрести им необходимый товар с полной или частичной оплатой его своими товарами. Экспортеры в условиях обострения борьбы за рынки сбыта, вынуждены принимать эти условия, а полученные от покупателей взамен денежного эквивалента стоимости поставленных товаров другие товары либо используют для собственных нужд, либо продают. При такой схеме встречная торговля распадается на две или три стадии: первая - это экспортная операция; вторая - встречная импортная операция; если экспортер не использует товар на собственные нужды, то следует третья стадия - продажа товара на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция.
При проведении операций встречной торговли важное значение имеет правильное документальное оформление перемещения товара через таможенную границу. Для получения у таможенных органов разрешения на использование товара в установленных таможенных режимах необходим паспорт сделки, т.е. документ установленной формы, оформляемый экспортёром или импортером по внешнеторговым договорам,
Паспорт сделки регистрируется в таможенных органах и является основным документом для валютного контроля внешнеторговых операций. При отсутствии в предусмотренных законом случаях таможенного оформления по каждой экспортной и импортной отгрузке товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 200 евро, заполняется статистическая декларация, которая также регистрируется в таможенных органах и служит для целей статистического учета и валютного контроля экспортно-импортных операций.
Формы встречной торговли: бартер, встречные закупки, выкуп устаревшей продукции, операции с давальческим сырьем. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности и сферы применения
Бартер - прямой безденежный обмен товарами и услугами, оформляемый единым договором.
Правовое регулирование бартера осуществляется на основе главы 31 ГК Республики Беларусь «Мена».
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который он обязуется принять в обмен.
Если договор мены не предполагает другое, то товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются той стороной, которая несет соответствующие обязательства.
Особенностей бартера: разовый характер сделки и оформление ее одним контрактом; участие в сделке двух сторон; определение объема сделки и всех ее условий до подписания контракта; более короткий по сравнению с другими формами встречной торговли срок исполнения контракта.
При встречной торговле одна из сторон обязуется принять в оплату поставленных другой стороной товаров частично денежные средства и частично товары. Кроме поставок товаров встречные обязательства могут быть осуществлены путем выполнения работ, предоставления услуг (транспортных, строительных, ремонтных и др.), передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Откуп техники, бывшей в употреблении, предусматривает продажу новых видов техники взамен бывшей в употреблении. Стоимость откупленной техники засчитывается в платеж за новую.
Откупленная техника подвергается реновации и сбывается на рынках покупателей с более низким уровнем потребительских требований. Такие сделки обеспечивают ускорение сбыта новых моделей и используются для стимулирования сбыта.
Операции с давальческим сырьем предусматривают эквивалентный обмен товарами и оформляются специальным договором. Сторонами по договору являются с одной стороны - поставщик сырья и получатель готовой продукции, с другой - переработчик. Договор на переработку давальческого сырья содержит все основные условия контрактов купли-продажи. Поставщик сырья передает его переработчику в объеме, обеспечивающем получение необходимого количества готовой продукции, возмещение затрат и получение прибыли переработчиком.
При осуществлении бартерных сделок следует соблюдать следующие меры предосторожности:
- убедиться в высоком качестве поставляемых взамен товаров;
- потребовать от встречного поставщика банковскую гарантию должного исполнения договора на минимальную сумму, достаточную для компенсации возможных потерь;
- проверить, не подлежат ли товары, получаемые в погашение бартера, ограничениям таможенной службы в своей стране.
Лицензионная торговля
Лицензионная торговля является новым сектором торговли, специфика которого определяется особенностями коммерческого обмена научно-техническими достижениями. Лицензионная торговля включает в себя различные формы международной торговли авторскими разработками и научно-технической продукцией.
Предметом лицензионной торговли являются патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний. Предметом купли-продажи являются права на использование лицензии.
Лицензия - это оформленное договором разрешение на использование другим лицом или организацией объектов промышленной собственности в течение определенного срока за определенную плату.
Объектами промышленной собственности являются:
1) изобретения;
2) полезные модели;
3) промышленные образцы;
4) топологии интегральных микросхем;
5) секреты промышленного производства (ноу-хау),
6) товарные знаки (знаки обслуживания);
7) фирменные наименования.
Изобретение - техническое решение, представленное в виде конструкции, изделия, технологического процесса, соединения и т. п. Изобретение должно обладать существенной новизной и явной производственной или иной полезностью. Владельцем изобретения может быть физическое лицо или организация, которые имеют право запатентовать его в государственных органах для защиты от несанкционированного использования другими лицами.
Полезная модель - конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым. Полезная модель по своей сущности близка к изобретению, представляет собой устройство с более низким уровнем технологического прогресса, чем изобретение.
Промышленный образец ~ художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец должен обладать существенной новизной, оригинальностью, иметь возможность промышленного применения.
Топология интегральной микросхемы - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной схемы и связей между ними.
Ноу-хау, что в переводе с английского обозначает «знать как», представляет оригинальные приспособления, модели, технологические процессы, обобщенные технические и коммерческие знания, опыт управления и т. д., не обладающие существенной новизной. Право на их использование передается продажей соответствующих лицензий.
Товарные знаки - это обозначения, отличающие товары или услуги одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.
Фирменное наименование
Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов промышленной собственности, регулируются статьями 998-1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Республиканским органом государственного управления, обеспечивающим формирование и проведение экономической, правовой и технической политики в области промышленной собственности в Республике Беларусь, является Государственный патентный комитет Республики Беларусь (Белгоспатент).
Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его право на использование этого изобретения. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата пошлин.
Поэтомувладелец изобретения зачастую предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение. При этом заинтересованная сторона получает лицензию - разрешение на использование новой технологии в течение определенного времени и за определенное вознаграждение.
В практике торговли изобретениями и ноу-хау используются два вида лицензий: самостоятельные и сопутствующие.
Самостоятельные лицензии продаются по самостоятельным договорам, которые предусматривают передачу прав на использование изобретений и ноу-хау.
Сопутствующие лицензии продаются путем их включения в контракты на поставку машин, оборудования, приборов и т. п. Цены и условия платежа включаются в общую сумму контракта или выделяются отдельно.
Передача права на использование объекта промышленной собственности осуществляется на основе лицензионного договора, который заключается между его владельцем (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом).
В международной и отечественной практике различают два вида лицензионных договоров: договор на неисключительную лицензию и договор на исключительную лицензию.
Договор на неисключительную лицензию не ограничивает прав продавца лицензии на продажу аналогичных лицензии и сохраняет право на производство и продажу продукции на патентной территории с использованием изобретений и ноу-хау, которые являются предметом неисключительной лицензии.
Договор на исключительную лицензию предоставляет покупателю право на использование изобретения, ноу-хау, промышленного образца, а продавец лишается права продавать лицензии на указанную промышленную собственность, также производить и продавать продукцию с ее использованием. В таком договоре предусматривается ответственность за нарушение монопольного права покупателя лицензии на использование изобретения на патентной территории, ноу-хау - на договорной территории со стороны продавца изобретения.
Цена лицензии зависит от прибыли, получаемой покупателем в результате применения новшеств. Приобретение лицензии покупателем должно обеспечить возможность получения дополнительной прибыли в течение определенного периода в сравнении с той прибылью, которую он получает при используемой технологии, с учетом возмещения затрат и на оплату лицензии и замену технологии.
Лицензионные платежи - вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование предмета соглашения.
Практикуется несколько основных видов лицензионных платежей.
Роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия договора, зависящие от размера прибыли, получаемой от коммерческого использования лицензии. Роялти устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок в процентах и выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени - ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, к определенной дате. Они могут исчисляться исходя из объема прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3-5 %.
Паушальный платеж - зафиксированный в договоре единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок.
Участие в прибыли - отчисление в пользу лицензиара части прибыли, полученной лицензиатом от коммерческого использования лицензии.
Участие в собственности - передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию
Особенности товарного рынка лицензий:
- универсальность;
- взаимосвязь с различными отраслями производства;
-участие посредников (агентских фирм и брокеров), которые предоставляют информацию о научно-технических достижениях и продают лицензии.
Условия развития лицензионной торговли:
- обострение конкуренции, когда продажа собственных изобретен