Продукция достигает конечного потребители, минуя одного или даже нескольких посредников. Совокупность всех посредников, участвующих в процессе доведения товара от производителя до потребителя, образует канал распределения. В качестве посредников могут выступать mi к юридические, так и физические лица. При этом в процессе доведения товара может неоднократно меняться собственник товара.
Каналы распределения характеризуют длина, или протяженность канала, зависимая от числа уровней канала, и ширина канала, характеризуемая числом независимых участники и распределения на отдельных уровнях распределительной цепочки.
Основные функции каналов распределения:
1.изучение спроса на товары и их рыночного предложения,
2.формирование спроса и стимулирование сбыта.
3.установление контактов и поддержание связей с существующими и потенциальными покупателями.
4.приспособление товара к требованиям покупателей.
5.организация товародвижения или физического перемещения товара, а также связанных с этим погрузочно-разгрузочных и складских операций.
формирование запасов и их поддержание на необходимом уровне.
6.хранение товаров.
7.финансирование.
8.принятие риска.
Одна из важнейших характеристик канала распределения — это число его уровней. При этом как уровень канала распределения рассматривается любой посредник, принимающий участие в передаче товара и права собственности на него от производителя потребителю.
Уровни каналов распределения товаров народного потребления
Канал нулевого уровня имеет место в случаях, когда производитель продукции сам вступает в непосредственные отношения с покупателями, не прибегая к услугам посредников.
|
Одноуровневый канал предполагает наличие одного посредника в лице розничного торговца, который продает товар непосредственному потребителю.
Двухуровневый канал между производителем и потребителем предполагает наличие двух посредников, т.е. оптового и розничного торговцев.
Трехуровневый канал допускает наличие между производителем и потребителем трех посредников, чаще всего двух оптовых и одного розничного торговца.
Канал нулевого уровня предполагает непосредственный контакт между предприятием сферы услуг и заказчиком.
Одноуровневый канал подразумевает наличие между предприятием сферы услуг и клиентом какого-то посредника.
В сбытовой деятельности используется три основных метода сбыта:
- прямой или непосредственный;
- косвенный;
- комбинированный или смешанный.
Прямой сбыт предусматривает, что производитель продукции вступает в непосредственные отношения с потребителями без привлечения посредников.
Достоинства прямого сбыта:
- контроль процесса сбыта со стороны производителя;
- возможность быстрой реакции на изменение потребностей рынка;
- ускорение цикла реализации, обеспечивающее увеличение прибыли;
- непосредственные контакты с клиентом;
- быстрая поставка товара покупателям,
- экономия сбытовых издержек за счет отсутствия необходимости оплаты посреднических услуг.
Проблемы (недостатки) прямого сбыта:
- высокие затраты на создание собственной сбытовой сети;
- отсутствие возможности проникновения на отдельные рынки;
- высокие складские и транспортные расходы.
|
Прямой сбыт характерен для предприятий угольной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, предприятий, поставляющих основные виды сырья для обрабатывающей промышленности.
Условия использования прямого сбыта:
- возможность сбыта товара крупными партиями;
- конкурентоспособность на рынке по срокам поставок;
- цена товара позволяет оправдать расходы, связанные с организацией сбыта;
- относительно небольшая численность потребителей, сосредоточенных на ограниченной территории;
- отнесение товара к категории скоропортящихся;
- необходимость предоставления сервисных услуг;
- наличие собственной сбытовой сети, складских, транспортных, торговых структур.
Для осуществления прямой реализации изготовленных товаров потребителям производители используют следующие структуры:
- собственные сбытовые филиалы;
- склады готовой продукции у потребителей;
- собственные сбытовые конторы;
- фирменные магазины и секции.
Косвенный метод сбыта предполагает использование услуг различного рода торговых посредников.
Торговые посредники - это торговые организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу товаров для удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Торговые посредники подразделяются на простых посредников и торговцев.
Простые посредники - это предприятия и лица, которые, не принимая на себя права собственности на товар, осуществляют посредничество или сделки между производителем (продавцом) и покупателем. К ним относятся брокеры (маклеры), агенты, комиссионеры, закупочные, экспортно-импортные организации, аукционы. Их доходы формируются за счет различного рода вознаграждений, комиссионных.
|
Торговцы - это организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу или продажу товаров и услуг промежуточным или конечным покупателям. Они приобретают товар в собственность, становятся его владельцем и действуют от своего имени и за свой счет. Доходы торговцев образуются за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи.
Предприятие использует услуги посредников, если:
- рынок разбросан географически;
- необходимо создание разветвленной сети;
- велики транспортные расходы;
- значительно число потребителей товара;
- осуществляется сбыт товаров широкого ассортимента массового спроса, относительно недорогих и стандартных;
- отсутствует собственная сбытовая сеть, склады, транспортные структуры;
- отсутствуют возможности прямых контактов с потребителями по политическим и правовым нормам;
- недостаточны знания о рынке и условиях работы на нем.
Достоинства косвенного сбыта:
- создание удобств для конечных потребителей товаров;
- ускорение окупаемости затрат за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций,
- доведение товара до целевого рынка в полном объеме.
В том случае, если посредник не обеспечивает получение дополнительной прибыли по сравнению с той, которую производитель может получить при самостоятельной продаже товаров, их привлечение становится нецелесообразным. Кроме того, следует учитывать снижение возможностей контроля результатов сбыта.
Главная проблема, возникающая при использовании посредников, - это выбор оптимального числа и состава посредников. При этом следует учитывать следующие характеристики посредников:
- номенклатура сбываемой посредником продукции;
- клиентура посредника, его возможности по привлечению новых клиентов;
- знания посредника о товарах предприятия, заинтересованность в их реализации;
- сбытовая сеть посредника и ее организация;
- инфраструктурные возможности посредника (складское хозяйство, возможности ремонта, доработки, сервиса, упаковки продукции предприятия);
- условия сотрудничества и требования посредника при работе с поставщиками;
- финансовая надежность, платежеспособность посредника, источники финансирования;
- возможности эффективного сотрудничества при проведении единой политики во всей сбытовой сети;
- маркетинговая политика: стратегия деятельности, конкурентные преимущества, принципы разработки и реализации товарной, ценовой, коммуникационной политики;
-деловая репутация, известность на рынке, профессиональная подготовка персонала, членство в ассоциациях и объединениях.
Комбинированный (смешанный) сбыт предполагает сочетание различных элементов прямого и косвенного методов сбыта.