Тема 6:Рыночные структуры в политике распределения




6.1Ярмарки и выставки

6.2Биржи

6.3Аукционы

6.4Конкурсы

6.1 В качестве организаторов торговли выступают оптовые ярмарки и выставки, которые можно рассматривать как периодически действующий рынок, организуемый в определенном месте, в определенное время и на определенный срок. Они дают хорошую возможность продавцам представить свой товар и ознакомиться с товарами конкурентов, а покупателям — о рынки конкретного товара, условиях его приобретения.

В основные задачи оптовых ярмарок входят:

1.возможность для оптовых и розничных торговцев закупить товар для удовлетворения спроса своих покупателей;

2.формирование хозяйственных связей по поставкам продук­ции и заключение договоров поставки, а также содействие де­ловым контактам;

3.изучение спроса и предложения на конкретные товары и ис­следование рыночной конъюнктуры;

4.усиление воздействия потребителей на повышение качества производимой продукции, расширение ее ассортимента и внед­рение в производство новых, наиболее прогрессивных видов из­делий;

5.продвижение на рынок новых товаров посредством проведе­ния рекламных мероприятий, ознакомления покупателей с опыт­ными образцами изделий, выявления потенциального спроса.

Ярмарки различны по своему характеру и назначению. В зависимости от продолжительности работы они могут быть постоянно действующими и периодически проводимыми.

В зависимости от товарной специализации различают специализированные и универсальные ярмарки.

По территориальному признаку выделяют международные, республиканские, региональные и межрегиональные ярмарки.

Руководит подготовкой и проведением ярмарки ярмарочный комитет и дирекция ярмарки.

Ярмарочный комитет является коллегиальным органом и избирается самими участниками. В его функции входят следующие:

1.до начала ярмарки определяет состав ее участников, которые занимаются вопросами рекламы, а также решает все задачи, связанные с подготовкой ярмарки;

2.во время работы ярмарки организует встречи ее участников, руководит заключением сделок, рассматривая при этом возникающие разногласия;

3.после проведения ярмарки подводит ее итоги, отчитывается перед устроителями и разрабатывает мероприятия, которые позволяют улучшить проведение следующих ярмарок.

Дирекция ярмарки является исполнительным органом ярмарочного комитета, а директор обычно входит в состав этого комитета. В задачи дирекции входит оперативное руководство работой ярмарки и выполнение решений ярмарочного комитета. Дирекция берет на себя ответственность за всю хозяйственную сторону работы ярмарки.

Для успешной работы ярмарки создаются комиссии и службы.

Процесс подготовки и проведения ярмарки достаточно сложный и требует значительных затрат времени. При этом можно выделить три этапа:

-подготовительный;

-непосредственно проведения ярмарки;

-подведения итогов.

Подготовительный этап проведения ярмарки направлен на решение всех вопросов организационного характера. На данном этапе: определяются конкретные cpoки проведения ярмарки, а также определяются ее цели и ставятся задачи; создается ярмарочный комитет, и распределяются функции среди его членов; на основе имеющейся базы данных он определяет круг возможных участников. Ярмарочный комитет разрабатывает информационные сообщения и направляет их всем заинтересованным предприятиям и организациям. В этих сообщениях обычно указывается время проведения и тематики, регистрационный сбор, стоимость аренды площади на весь период ярмарки, стоимость включения информации об участниках ярмарки в официальных каталогах. На подготовительном этапе также разрабатывается укрупненная смета доходов и расходов. На последней стадии данного этапа подготавливаются выставочные площади, коммуникации и складские помещения, монтируются экспозиции и размещаются экспонаты.

Цель следующего этапа — собственно проведение ярмарки. На данном этапе можно выделить важнейшие задачи: регистрация участников и их размещение в гостиницах; обеспечение средствами транспорта, связи и организация питания; реклама и информация о всех проводимых на ярмарке мероприятиях; обеспечение заключения сделок и разрешение возможных при этом разногласий.

Предприятиям-производителям и торговым фирмам, участвующим в ярмарке, необходимо в полной мере использовать все возможности для изучения спроса на свою продукцию. Для этого они должны постоянно проводить опрос посетителей стенда. В ходе этого опроса, который может проводиться как устно. Важное значение имеет наблюдение за поведением конкурентов.

Подведение итогов работы ярмарки является заключительным этапом ее работы. Оргкомитет составляет отчет о прошедшей ярмарке, выявляет ее основные недостатки и подчеркивает все положительные моменты. На этой основе разрабатываются предложения по совершенствованию, которые должны быть использованы при подготовке и проведении следующих ярмарок. Подводятся также финансовые итоги.

При оценке эффективности ярмарок рассчитываются ряд коэффициентов:

1) Коэффициент стабильности участия представляет соотношение общего числа участников за анализируемый и предшествующий периоды:

 

Кстаб.=УВотч/УВбаз

2) Коэффициент активного участия характеризует долю участников, участвующих очно в общим числе экспонентов

 

Какт=УО/УВ

 

3) Коэффициент пассивного участия

 

Кпасс=УЗ/УВ

 

4) Норматив международной выставки

 

Кмежд=УВзаруб/УВ

 

5) Коэффициент региональной активности

 

Крег=УВрег/УВ

 

6) Коэффициент внерегиональной активности

 

Квнерег=УВснг/УВ

7) Коэффициент внешней активности

Квн.акт=(УВснг+УВзаруб)/УВрег

 

8) Коэффициент результативности участия

Крез.уч=К-во договоров/УВ

 

6.2 Биржевая торговля представляет собой важнейший канал распределения товаров, содержащий определенные черты ярмарочной торговли. Историки утверждают, что корни биржевой торговли уходят в глубокую древность, однако большинство авторов сходится на том, что первая биржа, механизм функционирования которой близок к современному, основана в 1531 г. в г. Антверпен. Само слово «биржа» считается происходящим от латинского «bursa» — кошелек. В современных условиях биржа является неотъемлемым элементом товарного рынка.

Товарная биржа — это добровольное объединение юридических и (или) физических лиц для гласных публичных торгов товарами, которые проводятся в определенном месте, в определенное время и по заранее устанавливаемым правилам.

Членами товарной биржи могут быть как юридические, так и физические лица, которые приобрели право участия в торгах.

Основные функции товарных бирж:

-создание необходимых условий для проведения биржевых торгов;

-регистрация биржевых сделок;

-котировка и ее публикация;

-изучение всех факторов, определяющих динамику биржевых цен;

-формирование биржевой инфраструктуры.

Все операции по продаже, приобретению или обмену товара на бирже могут производить лишь биржевые посредники, в числе которых:

- брокеры, которые осуществляют покупку и продажу товаров по заказам клиентов, за что получают комиссионное вознаграждение;

-дилеры, которые все посреднические операции по продаже товаров производят за свой счет и от своего имени. Доходы они получают за счет разницы между покупной и продажной стои­мостью товара и изменений курсов ценных бумаг и валют;

-трейдеры, или биржевые спекулянты, которые являются членами биржи и торгуют для себя, вкладывая деньги в спекулятивные операции на сравнительно длительный период времени, т.е. недели, месяцы;

-джобберы, или биржевые спекулянты, которые реагируй и на незначительные колебания цен, заключают контракты и ликвидируют их через несколько часов или даже минут;

-маклеры, которые ведут биржевые торги.

Помимо них, биржевые торги сопровождают многочисленные операторы и клерки, работающие на условиях контракта и выполняющие различные вспомогательные операции.

Результатом биржевых торгов является биржевая сделка.

Виды биржевых сделок

Сделки с реальным товаром предполагают, что продавец должен иметь товар в наличии и поставить его в оговоренный контрактом сроки. В свою очередь, такие сделки подразделяются на кэш-сделки и форвард-сделки. Кэш-сделка (слот) является сделкой с наличным товаром и предполагает его немедленную поставку с оплатой в момент получения покупателем. Форвард-сделка оформляется договором поставки, по которому продавец обязуется поставить проданный покупателю товар и установленный срок, а покупатель, в свою очередь, своевременно принять и оплатить товар.

В биржевой практике наблюдаются случаи заключения сделок на поставку несуществующего товара или на приобретение товара при отсутствии денежных средств. Исходя из этого, контрагенты могут предусматривать для себя определенные гарантии, используя разновидности форвардных сделок:

сделка с залогом, при которой один из ее участников выплачивает другому в момент оформления сделки в качестве гарантии выполнения обязательств сумму, определяемую контрактом.

В процессе развития биржевой торговли значительное распространение получили сделки без реального товара, которые, в свою очередь, подразделяются на фьючерсные сделки и опцион.

Фьючерсные сделки предполагают куплю и продажу права ни будущий товар.

Фьючерсные сделки обязательно регистрируются в расчетной палате, и с момента регистрации продавец и покупатель перестают быть непосредственными субъектами договора купли-продажи. Все вопросы они решают только с расчетной палатой.

Цель фьючерсной сделки заключается в получении разницы между суммой контракта в момент его заключения и суммой контракта в момент истечения его срока.

Чтобы возместить разницу между ценой, предусмотренной в контракте, и реальной ценой на момент истечения сделки, продавец заключает обратную, и офсетную сделку на покупку такой же партии товара уже но реальной цене. Покупатель, в свою очередь, заключает офсетную сделку на продажу такой же партии по новой цене, получая тем самым разницу. Заключение офсетной сделки ведет к ликвидации фьючерсного контракта.

При совершении сделок с реальным товаром фьючерсные сделки могут использоваться для страхования на случай возможных потерь в результате изменения рыночных цен.

 

Особым видом биржевых операций считается опцион, т.е. договорное обязательство купить или продать некоторое число фьючерсных или наличных контрактов по за ранее установленной в момент заключения сделки цене и в пределах согласованного периода. При этом опцион представляет собой право, а не обязанность купли или продажи фьючерсного контракта или реального товара. В обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает продавцу определенную сумму, называемую премией. Если цена благоприятствует, то покупатель реализует право покупки (опцион-колл) или продажи (опцион-пут) фьючерсного контракта. При этом он рискует только суммой премии. В свою очередь, риск продавца снижается на размер премии.

Сделки с реальным товаром на биржах могут заключаться как по ценам, сложившимся на момент заключения сделки или момент поставки товара, так и по ценам, устанавливаемым в результате биржевой котировки. Биржевая котировка основана на фиксации фактических контрактных цен и выведении средней цены по биржевым сделкам с данным товаром за определенный период времени, обычно за биржевой день. Эти цены ис­пользуются при заключении контрактов, в том числе и за пределами биржи.

Товарная биржа создает условия, необходимые для обслуживания процесса купли-продажи, но от своего имени сделки не заключает. Заключение сделок относится к функции членов биржи или профессиональных посредников. Покупатель или продавец, имея намерения купить или продать товар, должны найти брокерскую фирму, которая могла бы представить их интересы на бирже. При выборе брокерской фирмы для клиента важно знать, на каких биржах эта фирма работает, как выполняются взятые на себя обязательства и какой комиссионный сбор берут за свои услуги. Брокерские фирмы, работающие на бирже, совершают сделки в строгом соответствии с Правилами биржевой торговли.

 

6.3 Термин аукцион (от лат. audio, auctionis) означает публичную продажу товаров в заранее установленное время и в назначенном месте, при которой покупателем становится тот, кто предложил за этот товар наиболее высокую цену. Аукционы могут функционировать в различных организационно-правовых формах. Достаточно часто они действуют в форме крупных акционерных компаний, которые могут монополизировать торговлю определенным товаром. Аукционной торговлей могут заниматься и организа­ции, для которых она не является основным видом деятельности, но уставом предусмотрено право на эту деятельность, биржи и специализированные брокерские фирмы, постоянно действующие выставки, художественные салоны, различные благотворительные фонды.

В отличие от товарных бирж, где продаются стандартизованные товары, аукционные товары должны обладать строго индивидуальными свойствами. При этом торговые операции совершаются только с наличным товаром.

Реализацией некоторых традиционных аукционных товаров (пушно-меховых, шерсти, чая, табака) занимаются исключительно аукционные брокерские фирмы и компании на комиссионных началах. При этом все взаимные права и обязанности возникают между брокерской компанией и покупателем, а владелец товара не вступает в непосредственные контакты с покупателем и никаких обязанностей перед ним не несет. Права и обязанности брокерских фирм по хранению и реализации товаров его продажная цена, размер комиссионного вознаграждения, условия страхования, порядок расчетов и другие условия регулируются в договорах, заключаемых комитентом и комиссионером.

Аукционы выступают не только в роли посредников. Они могут скупать за свой счет товар у производителей, а затем перепродавать его оптовикам или непосредственным потребителям, получая при этом разницу в ценах, а также перепродавать товар независимых от них товаропроизводителей на комиссионной основе.

Аукционы проводятся как на добровольной, так и на принудительной основе. Добровольные аукционы предполагают, что владелец товара сам предлагает его для продажи с целью получить максимально возможную цену. В свою очередь, такие аукционы подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные аукционы, как правило, предлагают оптовые партии обычных рыночных товаров. Нерегулярные аукционы совершают розничные операции по продаже произведений искусства, антиквариата, почтовых марок и т.д.

Отдельные государственные органы могут проводить на внутреннем рынке принудительные аукционы, предлагая на них конфискованные, неоплаченные и невостребованные товары, а также заложенное и не выкупленное в установленный срок имущество.

Можно выделить несколько этапов торгово - технологичесго процесса аукционной торговли:

-подготовку аукциона;

-проведение аукционных торгов;

-оформление сделки, совершенной на аукционе.

Подготовка аукциона предполагает выполнение целого комплекса работ, связанных с информацией потенциальных участников, отбором товаров и ознакомлением с ним всех возможных покупателей.

Начальным этапом подготовки аукциона можно считать анализ предложений владельцев товара. В данных предложениях обычно отражается:

-полное наименование товаров с кратким описанием;

-сведения об основных потребительских свойствах и качествах товара;

-данные о количестве товара; необходимые сведения о владельце товара.

После тщательного анализа всех поступивших предложений владельцы товара извещаются о его результатах — приглашаются на аукцион или им от­казывается в участии. Покупателям представляется возможность предварительно ознакомиться с выставленными товарами и отметить в своих каталогах заинтересовавшие их лоты.

Главной стадией аукциона является аукционный торг, который начинается в строго установленное время в специальном аукционном зале, в котором на возвышении перед покупателями располагается аукционист. Порядок и очередность выставления товаров на аукционе устанавливается аукционным комитетом. Открывая аукцион, аукционист дает краткую общую характеристику выставляемым в этот день товарам, а затем выставляет на продажу конкретный лот. Различают открытые аукционы, которые проводятся открыто с участием самих продавцов и покупателей, и закрытые аукционы, в которых продавцы и покупатели непосредственное участие не принимают, и их поручения в пределах ограниченных полномочий выполняют на комиссионных началах посредники. Аукционные торги могут вестись с постепенным повышением и постепенным понижением цен.

Аукционный торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способом. Гласный способ ведения торгом предполагает, что аукционист должен объявить номер очередного лота, назвать стартовую цену и спросить: «Кто больше?» Покупатели повышают цену, причем на величину, не ниже минимально установленной. Если покупатели не предлагают очередного повышения цены, аукционист после троекратного вопроса «кто больше» ударяет молотком, и товар считается про данным покупателю, назвавшему последнюю или наивысшую цену. Негласный способ ведения торгов позволяет сохранить в тайне имя покупателя. В данном случае аукционисту подаются заранее оговоренные знаки о согласии поднять цену на установленную надбавку.

Аукционный торг с понижением цен ведет сам аукционист, постепенно понижая стартовую цену на заранее установленную величину. Покупатель, сказавший первым «да», приобретает выставленный лот.

Оформление сделки, совершенной на аукционе, предполагает, что покупатель должен подписать с аукционом или продавцом-комитентом типовой контракт, в котором указываются:

-покупатель и наименование товара;

-номер лота и количество представленных в нем позиций;

-цена и общая сумма.

Если покупатель приобрел товар не для себя, а по какому-то поруче­нию, то он имеет право переоформить контракт на имя заказчика. Контракт является основанием для выписки счета на оплату, в котором предусматривается внесение в качестве аванса определенной суммы (обычно не менее 30 %) на счет устроителей аукциона.

После проведение в установленной форме расчетов покупатель получает и вывозит товар. При этом аукцион как коммерческая организация может предоставить покупателю кредит. Если в установленный срок товар не оплачен, то устроитель аукциона может считать сделку нарушенной, и распорядится товаром по своему усмотрению. Возникшие при этом убытки покрываются за счет аванса, внесенного покупателем. Возникающие при оформлении сделки проблемы решаются в соответствии с действующим законодательством.

 

6.4 Тендеры (торги) - специально организованные мероприятия, предусматривающие выбор на конкурсной основе наиболее выгодного условия размещения заказов на закупку товаров. В Республике Беларусь такая форма используется при размещении заказов на закупку товаров, работ и услуг, в том числе для государственных нужд.

Т.о выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 652 от 19.05.2003 г утверждены Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, Типовое положение о тендерной комиссии.

Государственные закупки осуществляются с применением

1.конкурса открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными при ориентированной стоимости закупки 8000 базовых величин.

2.с процедурой запроса условий предложения-1000-8000 базовых величин.

3.Процедуры оформления конкурсного листа-50-1000 базовых величин.

4.процедура закупки из одного источника - от 50 базовых величин и более в случаях, определенных Советом Министров РБ.

Процедуры закупок проводятся заказчиком самостоятельно.

Договоры на государственные закупки подлежат регистрации в главных управлениях Министерства Финансов по областям, городу Минску, их отделениях либо в обслуживающих заказчика банках.

При осуществлении гос.закупок не допускается:

1)не предусмотренные законодательством ограничения доступа поставщиков к участию в процедуре гос.закупок.

2)изменение условий договоров на гос.закупки, которые влечет дополнительные расходования средств либо уменьшение количества закупаемых товаров либо ухудшение их качества.

Организация конкурсов осуществляется в следующем порядке:

1)заказчик создает конкурсную комиссию для проведения конкурсов и по своему усмотрению может уполномочить ее на проведение иных видов процедур закупок.

2)заказчик разрабатывает задание на закупку

3)заказчик устанавливает требования к участникам конкурса, учитывает их экономическое и финансовое положение, технические возможности.

4)по результатам конкурса процедуры запроса ценовых предложений заказчик составляет справку о процедуре закупки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: