В настоящее время увеличилась значимость качественной подготовки специалистов в области сбыта. Основными функциями агента по сбыту являются:
- управление снабжением (формы и методы планирования спроса, заключения, контроля и регулирования выполнения договоров и т. п.);
- выбор эффективных типов хозяйственных связей и поставщиков продукции (способы товародвижения, степень участия посредников, оценка потенциальных возможностей и реальной деятельности поставщиков и т. п.);
- выбор способов транспортировки (виды транспорта, использование своего или привлеченного транспорта);
- работа складского хозяйства (состояние складов, организация складских работ, сохранность продукции, организация входного и выходного контроля ее качества и т. д.), организация обеспечения рабочих мест (способы обеспечения, документооборот, организация подготовки продукции к доставке се потребителю и т. д.).
Конкретные задачи работников отделов снабжения и сбыта вытекают из характера деятельности его предприятия (фирмы), однако некоторые требования являются общими для большинства служащих, занимающихся снабжением материальными запасами или личной продажей товаров промышленного назначения.
Для выполнения круга своих профессиональных обязанностей агенту по снабжению и сбыту необходимо иметь определенные качества:
- обладать инициативой и внутренней дисциплиной;
- хорошо знать свой ассортимент продукции;
- быть способным к общению и легко усваивать полученные сведения. Это предполагает, что агенты по снабжению и сбыту должны быть «хорошими говорунами»;
- постоянно интересоваться новыми направлениями снабжения и реализации продукции;
|
- уметь анализировать, мыслить, что означает умение добираться до самой сути дела (проводить анализ, иметь правильное представление о том, чем занимается клиент, о его потребностях);
- обладать настойчивостью и силой убеждения, ведь выигрывает тот, кто продолжает свою работу с настойчивостью и тактом даже тогда, когда дело кажется проигранным;
- уметь вести торгово-закупочные переговоры (владеть техникой аргументации и оспаривания возражений, последовательностью и рациональностью в работе, уметь убедительно демонстрировать продукт и др.);
- иметь организаторские способности и способность управлять собственным временем (имеют важное значение в условиях большого потока и объема информации, так как агенты должны владеть информацией о каждом поставщике или покупателе, об ассортименте производимой продукции, об общем экономическом положении, о той отрасли, предприятии, в которых они работают);
- уметь завязывать контакты и правильно держаться со служащими разных уровней (он должен быть по характеру доброжелательным, внимательным и тактичным, не забывать об интересах своей клиентуры и всегда стараться быть полезным, быть честным).
Подготовка представителя службы снабжения и сбыта включает разнообразные формы и виды в зависимости от условий, возможностей предприятия, значимости для предприятия инвестиций в персонал. Специалисты должны проходить обучение, выполняя последовательные операции в отделах и подразделениях, где они могут получить следующие сведения:
- о предприятии, фирме (ее политике, методах осуществления операций, работе с клиентами);
|
- о товаре (его технической характеристике, роли и месте в ассортименте предприятия поставщика или фирмы-покупателя, сильных и слабых сторонах по сравнению с товарами конкурентов);
- о партнерах и клиентах (наличии партнеров, клиентуры, которых ему предстоит обслуживать, на каких условиях они предпочитают делать поставки или закупки, их методах ведения дел, возможности их наиболее эффективного обслуживания);
- о технологии закупок (снабжения) и продаж (сбыта) продукции.
В процессе обучения агенты должны получить навыки в обработке заказов, деловой переписке, принять участие в подписании договоров (контрактов) на поставки, отгрузку готовой продукции и др.
Важным условием успешной работы агента является знание им принципов психологии поведения партнеров - клиентов, потребителей на рынке.
Основными принципами являются:
Принцип уступчивости (способность одного человека подчиниться просьбе или требованию другого).
Принцип взаимного обмена (суть этого принципа в том, чтобы дать клиенту что-нибудь перед тем, как попросить его об ответной услуге).
Принцип дефицита (для этого агенты используют тактику сообщения об ограниченном количестве товара).
Принцип обязательства и последовательности взяв на себя обязательство, люди склонны соглашаться с требованиями данного обязательства; особенный эффект приносят публичныеобязательства. С этой целью многие крупные компании идут на большие издержки, связанные с проведением конкурса, рекламы, чтобы заставить как можно больше людей одобрить продукцию. В результате люди испытывают желание верить в это и. стремясь быть последовательными, покупают этот продукт.
|
Принцип социального доказательства и авторитета в основе лежит склонность людей к подражанию, в том числе при принятии решений о покупке. При реализации этого принципа используется тактика «звезд», т. е. мнение известных и почитаемых людей, спортсменов, артистов, специалистов в соответствующей области.
Принцип благорасположения (клиенты, выбирая покупку, предпочитают соглашаться с теми торговыми агентами, которые им знакомы и симпатичны. К числу характеристик агента можно отнести его физическую привлекательность, которая способствует завышению оценки других качеств, таких, как ум, талантливость и др. В связи с этим для торговых агентов важно хорошо одеваться и правильно себя вести).
Важнейшими качествами агентов являются:
1.эмпатия-способность оценить ситуацию с точки зрения другого человека
2.честолюбие
3. сила духа или жизнестойкость
4. честность
К агенту-профессионалу предъявляются квалификационные требования. Агент должен знать:
- цены конкурентов на аналогичные товары;
- информацию о заключенных сделках, скидках, а также о средствах поощрения (в зависимости от типа магазина и масштаба мероприятия);
- оперативную информацию обо всех случаях отсутствия товара в продаже или производственных запасах предприятия;
- данные о товарообороте в абсолютном выражении и в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Агент должен уметь:
- организовывать интересные товарные презентации;
- анализировать рекламные объявления по радио, в журналах, по телевидению;
- пользоваться специальными торговыми брошюрами, в которых указываются цены, виды упаковки товаров, их назначение, приводятся фотографии доступного рекламного материала, варианты удачных планировок торговых залов и выставочных стендов, современных экспозиций товаров, схем складских площадей, различных типов магазинов, их соотношение и особенности управления ими.