2.1 Подготовка к заключению договора
2.2 Заключение договора
2.3 Исполнение договора
2.4 Анализ договора после его исполнения
2.1 В современных условиях заключение договоров должно происходить на таком уровне, чтобы их выполнение обеспечивало максимальную эффективность хозяйствования, формирование устойчивого рынка сбыта продукции предприятия. Характерными особенностями договорной работы в сфере сбыта являются:
- необходимость использования различных способов установления контактов с потенциальными партнерами;
- тщательная отработка предмета договора, спецификаций в условиях расширения ассортимента и усложнения продукции;
- повышение требований покупателей к продавцу на стадии использования товаров, что находит отражение в условиях гарантийного и послегарантийного обслуживания, обучения персонала;
- организация надлежащего исполнения условий договоров:
- обеспечение учета и контроля договорных обязательств;
- формирование банка данных о потенциальных партнерах предприятия.
Основные этапы договорной работы:
1) подготовка к заключению договора:
2) заключение договора;
3) исполнение договора;
4) анализ договора после его исполнения.
В процессе подготовки к заключению договора работники службы сбыта осуществляют в определенной последовательности следующие процедуры:
- направляют предложение (оферту) покупателю;
- принимают и подтверждают заказ покупателя;
- направляют покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием условий будущего договора;
- принимают участие в торгах путем представления тендера организаторам торгов;
- принимают участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках;
|
- направляют в адрес потенциальных покупателей каталоги, проспекты, коммерческие письма.
Нормативной базой оформления преддоговорных процедур является Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Преддоговорная работа на предприятии включает:
- определение порядка регистрации и анализа коммерческих предложений;
- разграничение ответственности между функциональными службами предприятия за оформление проекта договора;
- установление порядка и сроков прохождения документации, связанной с заключением договоров.
Поступающие от покупателей коммерческие предложения регистрируются в журнале. В нем указываются наименование потребителя, дата поступления, содержание коммерческого предложения, дата рассылки на согласование, результаты рассмотрения. Примерная форма журнала регистрации коммерческих предложений приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1- Форма журнала регистрации коммерческих предложении
№ п/п | Наименование потребителя | Дата поступления | Содержание коммерческого предложения | Дата рассылки на согласование | Результаты рассмотрения |
Заместитель директора по коммерческой работе определяет состав функциональных подразделений, с которыми необходимо согласовать данное предложение.
Руководитель отдела сбыта анализирует коммерческое предложение по возможности выполнения требований к количеству и качеству продукции, срокам поставки, условиям оплаты, формам отгрузки, транспортным условиям. Кроме того, назначает конкретного исполнителя из числа сотрудников отдела сбыта для ведения работ по заключению и исполнению договора. Оформленный проект договора фиксируется в журнале (таблица 2.2) и передается для анализа и согласования.
|
Таблица 2.2 - Форма журнала регистрации проектов контрактов
№ п/п (№ контракта) | Да-та | Реквизиты потребителя | Наименование продукции количество | Условия оплаты | Ф. И. О. ответственного за ведение контракта | ||
Наименование государства | Адрес | Наименование организации | |||||
Подготовленный исполнителем проект договора согласовывается со следующими подразделениями:
- начальником отдела сбыта - по срокам и объемам поставок;
- службами стандартизации и ОТК - по вопросам качества продукции;
- бухгалтерией - по вопросам оплаты и финансовых расчетов;
- экономической службой - по вопросам экономической целесообразности;
- юридической службой - по правовому оформлению договора;
- главным инженером, зам. директора по производству - по обеспечению изготовления продукции в соответствии с заказом.
Результаты согласования фиксируются в форме листа согласования, представленного в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Форма листа согласования
Наименование подразделения | Замечания, предложения | Дата | Должность | Ф. И. О | Подпись |
|
2.2 Договор подписывается руководителем предприятия или его заместителем по коммерческим вопросам. Два экземпляра проекта контракта, подписанные и заверенные гербовой печатью, не позднее трех дней с момента подписания направляются покупателю, третий хранится в отделе сбыта. Подписанный потребителем и заверенный его гербовой печатью договор регистрируется в канцелярии в журнале входящей корреспонденции и передается в отдел сбыта.
При возникновении разногласий по договору покупатель оформляет и направляет в адрес предприятия вместе с подписанным договором два экземпляра протокола разногласий. Протокол разногласий - это документ, отражающий предлагаемые покупателем иные условия договора. На практике выработалась форма протокола разногласий в виде текста, разделенного на две части. Соответствующие условия договора излагаются в этих частях в редакции каждой из сторон. Порядок согласования и подписания протокола разногласий аналогичен порядку согласования и подписания договора. В договоре производится запись о наличии протокола разногласий. Один экземпляр подписанного и заверенного гербовой печатью протокола разногласий направляется покупателю, второй хранится в отделе сбыта вместе с контрактом.
Договор считается действительным и принимается к исполнению, если стороны пришли к согласию по условиям договора.
2.3 Контроль исполнения договоров проводят отдел сбыта (объем и сроки поставок), экономический отдел (согласование цен), бухгалтерия (поступление оплаты, порядок расчетов), юридический отдел (оформлениепретензий).
Контроль исполнения договоров ведется постоянно путем сравнения объемов сроков поставок и поступления оплаты, указанных в договоре с фактически взятыми данными из отгрузочных документов и платежных поручений. Результаты контроля объемов и сроков поставок регистрируются начальником отдела сбыта в отчете по отгрузке продукции (табл. 2.3). поступление оплаты фиксируется бухгалтером в ведомости дебиторской задолженности.
Таблица 2.3 - Форма отчета но отгрузке продукции
Отгрузка за месяц год
Номер контракта | Реквизиты потребителя | Отгрузка | Вид валюты | Условия оплаты | ||
адрес | наименование организации | план | факт | |||
Начальник отдела сбыта.
/подпись/ /дата/
Отдел внешнеэкономической деятельности осуществляет контроль за своевременным оформлением транспортных, коммерческих и таможенных документов, чтобы избежать задержек в связи с таможенной очисткой товаров при экспортных поставках.
Контроль за погрузкой товара на основной транспорт осуществляют представители покупателя и экспедиторские фирмы.
Ход выполнения договоров регулярно рассматривается и анализируется на совещаниях у заместителя директора по коммерческим вопросам при участии руководителей отделов сбыта, внешнеэкономической деятельности, бухгалтерии. Принятые решения по корректирующим мероприятиям отражаются в протоколе с указанием ответственных исполнителей и сроков исполнения.
Осуществление контроля за надлежащим исполнением договоров со стороны указанных подразделений обеспечивает стабильную работу предприятия и поддерживает его репутацию как надежного партнера.
Если в процессе поставок возникает необходимость изменения условий договора, начальник отдела сбыта должен проанализировать возможности их выполнения, влияние на цену продукции, сроки поставки и согласовать с заинтересованными подразделениями. Порядок согласования аналогичен порядку анализа договора. Изменение договора осуществляется оформлением дополнительного соглашения (табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Форма дополнительного соглашения
Приложение к контракту
№ от«»
Дополнительное соглашение
ТЕКСТ
ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ
..
руководитель организации руководитель организации
подпись дата М. П. подпись
дата М. П дата М. П.
Дополнительное соглашение согласовывается с должностными лицами и подписывается так же, как и договор. Два экземпляра дополнительного соглашения направляются покупателю, один остается в отделе сбыта. Подписанное и заверенное гербовой печатью дополнительное соглашение возвращается на предприятие и хранится вместе с контрактом.
2.4 После исполнения договора начальник отдела сбыта анализирует, обобщает требования покупателей относительно ассортимента, качества, упаковки, художественно-эстетических показателей. Результаты анализа служат основой для разработки предложении по совершенствованию выпускаемой продукции.
Претензии и рекламации, полученные от потребителей, регистрируются и рассматриваются в соответствии с установленным порядком рассмотрения претензий и рекламаций от потребителей.