Раздел «Я живу среди людей» (9 часов)




Рабочая программа

по внеурочной деятельности:

«Я среди людей»

Социального направления

Составитель:

Костенкова Н.Н. учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

 

Г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я среди людей» 1-4 классы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ «Заревская ОШ»

Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.

Задачи курса:

- создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;

- обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;

- развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;

- получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;

- формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;

- усвоение первоначального опыта нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- обучение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развитие желания творить прекрасное;

- создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.

Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе

· Личностно ориентированный- принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.

· Культурно ориентированный - принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.

· Деятельностно ориентированный - принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.

· Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.

· Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.

· Идея сотрудничества: взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, разыгрывании ситуации, театрализации.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие ихиндивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

способность ставить цели и строить жизненные планы;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе.

Предметные результаты: У обучающихся формируется представление навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела, предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у обучающихся навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.
У обучающихся формируется представление о внимании (как одна из важнейших психологических функций человека, позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.

Учатся оценивать свои черты характера, формируется представления о хороших и плохих поступках, умение прогнозировать последствия поступков.

Программа дает возможность обучающимся задумать о своих желаниях, способностях и возможностях, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Регулятивные УУД:

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением,

- извлекать необходимую информацию из текста,

- определять и формулировать цель в совместной работе,

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,

- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях,

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта,

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

- учиться контролировать свою речь и поступки,

- учиться толерантному отношению к другому мнению,

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении,

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,

- формулировать своё собственное мнение и позицию.

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Содержание программы

Класс

Раздел «Кто Я?» (9 часов)

Самая главная дата в жизни человека, самое главное событие года (день рождения). Чувства, которые испытывают родители при рождении ребенка (радость, гордость, счастье, любовь). Человек рождается для человека, для людей. Важность других людей для человека. Право каждого человека быть уникальным. Мечты и желания. Интересы и способности. Душевные качества и характер. Каким человеком хотят видеть меня взрослые?

Понятия «школьник», «учеба - труд школьника». Учеба – напряженный труд ума, сердца и души. Идеал школьника: старательный, добросовестный, ответственный, дисциплинированный, организованный. Соблюдение обязательных для всех школьников правил поведения на уроке и перемене. Переживание ситуации успеха для каждого ученика. Портфолио достижений ученика – возможность почувствовать себя в чем-то умелым, способным. Вручение каждому медали за какое-то достижение.

Понятие «одноклассник». Идеал одноклассника: добрый, внимательный, веселый, хороший друг. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознание себя частью единого целого. Уважительное отношение к себе. Недопустимость прозвищ, насмешек, проявления гнева, злости, агрессивности. Активное участие ребенка в делах класса.

Понятия «семья», «родственники». Переживание ребенком чувства принадлежности к семейной общности. Мир семьи – занятия, увлечения, традиции, совместный труд.

Понятия «страна», «Родина», образы-ассоциации: «Что вы представляете, когда слышите эти слова?». Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны, в которой живут дети. Интерес и терпимое отношение к людям разных национальностей. Жители России – россияне. Осознание детьми того, что будущее страны зависит от них. Пожелания стране детей и их родителей.

Представления детей о Космосе, Вселенной, планете Земля, ее жителях - землянах. Осознание ребенком себя частью большого мира. Составление схемы «Я – часть Космоса»: маленьким кружком изобразить себя, кругом побольше – свой родной город (село), затем страну и самым большим кругом планету Земля.

Раздел «Какой Я?» (16 часов)

Каких героев сказок называют добрыми, а каких злыми? Понятия «добрый», «доброжелательный человек», «доброе дело». Примеры доброжелательного отношения к людям из жизни детей.

Что такое вежливость? Примеры «вежливых», «волшебных» слов. Словарь общеупотребительных вежливых слов. Формы приветствия людей. Почему мне нравятся вежливые люди? Правила вежливости.

Понятия «трудолюбивый», «ленивый». Кого мы называем трудолюбивым? Мои обязанности в школе и дома, как я их выполняю? Уважительное отношение ко всему, что создано трудом людей, к людям труда. Бережное отношение к вещам, предметам быта.

Понятия «хвастовство», «зазнайство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества. Соблюдение правил поведения во время игры. Мини-театр.

Понятия «жадность», «жадина». Почему нельзя жадничать? Жадность как причина ссоры с друзьями.

Понятия «упрямство» и «настойчивость». Упорство и трудолюбие. Настойчивость как необходимое качество для достижения каких-то результатов. Упрямство может быть причиной недосягаемости мечты.

Что такое честность и правдивость? Честный поступок. Правила честной игры.

Понятия «стыд», «стыдно». Чувство стыда. Добрые отношения с окружающими. Важность умения говорить слово «простите».

Сочувствие и гуманное отношение к людям, к животным, нуждающимся в помощи. Общечеловеческие ценности: доброта и помощь.

Стремление к достижению успеха. Вера в свои способности. Уверенность в своих силах. Способность оценить собственные умения. Что я умею делать хорошо? Как я это делаю? Самоуважение как признание собственных достоинств.

Раздел «Я живу среди людей» (9 часов)

Человек среди людей, люди вокруг человека. Врожденная потребность человека быть принятым кем-то, вместе с другими учиться, трудиться, играть. Выполнение общих правил жизни, поведения. Правила работы в паре, группе. Игры с правилами: обязательность выполнения правил, честность, умение радоваться успехам других. Качества человека, которые делают приятным общение с тобой: доброжелательность, отзывчивость, скромность, веселый нрав.

Слово и настроение человека. Сила доброго и злого слова. Значение добрых, задушевных слов в жизни человека. Слова лжи, клеветы, брани - слова, которые унижают, оскорбляют достоинство человека. Предвидение последствий своих слов, высказываний. Отрицательное отношение к грубостям. Желание участвовать в разговоре со сверстниками, взрослыми. Правила общения на уроке с учителем, с одноклассниками. Правила обращения к взрослым людям знакомым и незнакомым (вежливые слова и речевые обороты, благодарность, просьба и др.).

Основные чувства, эмоциональные состояния, присущие человеку; обозначение их словами (радость - веселье, грусть – печаль, злость – гнев). Слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Способы выражения чувств, настроения. Различение эмоционального состояния другого человека (обижен, опечален, недоволен) и соотнесение его с конкретной ситуацией. Важное в жизни умение – доставлять радость другим: улыбнуться, сказать доброе слово, комплимент, поделиться чем-то, помочь. Упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний.

Представления детей о нравственной категории «доброта». Что такое «доброта», «добрая душа», «доброе слово», «доброе дело», «добрые поступки»? Примеры добрых поступков в жизни детей. Необходимость делать добро другим.

Понятия «дар», «дарить», «подарок». Внимательное отношение к родным и близким людям. Любовь и забота о членах семьи.Какую работу по дому выполняют мама, папа? Какие взрослые дела по силам выполнить ребенку? Как можно проявить свою любовь, внимание и заботу к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам), младшим братьям и сестрам. Как создать хорошее настроение своим родным. Самые дорогие подарки для родных.

Представления детей о дружбе. Какой класс можно назвать дружным? Как подружиться с одноклассниками. О дружбе мальчиков и девочек. От чего зависят дружеские отношения в классе? Правила дружной работы.

Представление детей о верном друге.За какие качества друга мы дорожим дружбой с ним? Радость дружбы.Как сохранить дружбу? Умение прощать ошибки, промахи в поведении друга. Значение пословицы «Дружбу помни, а зло забывай».

Мечта как символ счастья. О чем мы мечтаем. Условия осуществления мечты. Какие качества человека могут помешать осуществлению мечты. Коллективная творческая работа детей и взрослых «Мы волшебники!» (сочинение-рассказ, рисунок, коллаж) или «Послание в будущее». Концертная семейная программа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: