1. Попросить детей записать домашние дела, которые они выполнили в течение недели. 2. Попросить родителей в списке домашних дел ребенка отметить те, которые он выполнил без напоминаний взрослых.
Занятие 6.
Тема: Я умею трудиться!
Задачи: Осознание ребенком обязательного выполнения своих трудовых обязанностей дома и в школе. Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей. Воспитать у детей потребность в труде и добросовестного отношения к нему.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы продолжаем разговор о трудолюбии. Подумаем, может ли каждый из нас сказать: «Я умею трудиться!»
II. Основная часть занятия.
Чтение стихотворения Г. Граубина.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. А вы подумаете над вопросом: «Вырастет ли из героя этого стихотворения трудолюбивый человек?»
На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
«К директору пойду.
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду».
Ходил, насупясь, папа,
Рассерженно гудел:
«Учитель – просто шляпа,
Увечье проглядел!»
На труд пеняла тётя,
И бабушка, и дед:
«Школьная работа
Идет дитю во вред!»
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
Беседа о домашних обязанностях и о труде школьника.
- Какие у вас есть домашние обязанности?
- Как вы их выполняете?
- Приходится ли родителям или другим членам вашей семьи напоминать вам об их выполнении?
- Какой труд вы выполняете вне дома?
- Как вы понимаете выражения «учение - труд школьника», «добросовестно учиться»?
- Как и каждый труд, учение требует напряжения сил, прилежания, способности преодолевать трудности и, конечно, не опускать руки при неудаче. Кто хочет и старается, у того все получится.
|
Просмотр мультфильма «Ленивый Коксик» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- Кого из героев мультфильма мы можем назвать трудолюбивым?
- А кого - ленивым? Какие советы Коксику мы можем дать?
4. «В гостях у книжки».Л. Родина «По заслугам и честь или «На работу так-сяк, а на еду мастак».
«Полетела Сорока-мама добывать пропитание, а двум своим деткам-сорочатам, дочке и сыночку, дала поручение:
- Переберите, детки, пшенцо. Прилечу – кашку сварю.
Остались сорочата одни, сели рядышком и одному зернышку стали перекладывать: хорошие зерна в одну кучку, а плохие – в другую. Поработал немного сорочонок, да возмутился:
- И долго мы так будем перебирать? Охота уж и отдохнуть!
- Вот сделаем дело – тогда и будем отдыхать, – отвечает ему сестренка.
- Э-э! да это на целый день! – продолжает ныть братик.
Сестренка же пытается его уговорить:
- А помнишь, как нас бабушка учила? – «Терпенье и труд все перетрут».
- Вот и терпи, вот и перебирай, а я полечу играть!
Махнул крылом, и след его простыл. Полетел к соседским сорочатам. Уж там-то он всю ловкость показал, чтобы поразить их своим умением воздушного гимнаста: то всевозможные виражи выписывал, то кувырки проделывал. Ну, прямо настоящий циркач!
А что сестрица? Вздохнула от обиды, что братец ее покинул. Да делать нечего: до возвращения мамы работу надо сделать. Трудится она, аж в глазах рябит. Когда же, наконец, кончится это зерно? Но вспоминает слова своей бабушки, что терпенье и труд все перетрут, и сразу становится легче. Зернышко по зернышку, вот уже и дело к концу.
|
Прилетает сорока и видит, что заканчивает порученное дело лишь одна её дочка, а сыночка нет:
- А где же твой братец? – спрашивает.
Сестрица не стала его выгораживать:
- Он очень скоро устал от этой работы, мама, и полетел с соседскими сорочатами порезвиться.
Ничего на это не сказала Сорока. Но как только запахло вкусной кашкой, сорочонок оказался тут как тут, и первым уселся за стол:
- Ух, как я проголодался!
Сорока по большой чашке с кашей ставит дочке и себе, а сыночку ставит маленькую. Тот же с обидой:
- Это что же мне-то меньше всех, а? когда я больше всех есть хочу?!
Говорит мама в ответ:
- Во всем должна быть справедливость: сколько, сынок, заработал – столько и получи!»
Вопросы по содержанию:
- Как сестренка пыталась уговорить братца-сорочонка не бросать работу?
- Какие слова помогли сестрице преодолеть усталость и выполнить поручение мамы Сороки до конца?
- На кого из героев сказки вы хотите быть похожими? Объясните свой выбор.
Игра «Помоги дочке-сороке».
Детей разделить на группы. Каждой группе выдается одинаковая чашка с перемешанным рисом и пшеном. Побеждает та команда, которая работу выполнила быстро и качественно.
Тренинговое упражнение.
- Скажи уверенно, с уважением к самому себе: «Я умею трудиться!»
III. Заключительная часть занятия
Рефлексия.
- Подумайте минутку над вопросом «Насколько добросовестно я отношусь к труду дома и в школе?»
- Прочитайте пословицы:
Кончил дело - гуляй смело.
Делу – время, а потехе – час.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд человека кормит, а лень портит.
- Какие из пословиц вам уже знакомы?
- В какой пословице заключена народная мудрость о важности труда в жизни человека?
Ритуал прощания.