Родителям помочь ребенку нарисовать себя за каким-нибудь полезным делом дома или в школе.
Занятие 7.
Тема: Как мне не стать зазнайкой?
Задачи: Создать условия для осознания детьми своего поведения. Познакомить детей с понятиями «зазнайка», «зазнайство», «хвастовство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Сообщение темы занятия.
- Ребята, прочитайте стихотворение на слайде, догадайтесь, о какой букве идет речь в этом стихотворении.
Язычок во рту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
«А!» – врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву «…»!
Почему? Ну, как же – им
Все слова мы говорим!
Дети догадываются, что речь идет о букве Я.
- Кто знает, как называют человека, который часто говорит слово «Я»?
- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на занятии?
Педагог открывает запись темы урока:
«Как мне не стать зазнайкой?».
- Сегодня мы подумаем, над тем, как нам не стать зазнайками.
II. Основная часть занятия.
Секрет на ушко».
- Ребята, вспомните, бывали ли у вас случаи, когда вы зазнавались? Когда это случалось, по какому поводу? (Ответы детей по желанию.)
Просмотр мультфильма «Коксик якает» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и проследить, как один из героев чуть не стал зазнайкой.
После просмотра мультфильма педагог задает детям вопросы:
- Кто из героев этого мультфильма чуть не стал зазнайкой?
- О чем предупреждала Юля Коксика?
- Что случилось с Коксиком?
- Что посоветовала Юля сделать Коксику, чтобы справиться со «страшным» словом «Я»?
- Как Коксик смог победить слово «Я»?
- Какую очень важную вещь поняли герои мультфильма?
- Верно. Когда делаешь что-то хорошее для других, то противное слово «Я» превращается в доброе, отзывчивое и ласковое слово.
- Ребята, подумайте и скажите, как не стать зазнайкой?
- На кого из героев мультфильма вы хотите быть похожими и почему?
Рисование свечой и красками.
- Ребята, вы любите сюрприз? Юля приготовила для вас сюрпризы. Они лежат у вас на партах. А чтобы увидеть сюрприз, необходимо листочек раскрасить красками теплых тонов.
(Дети садятся за парты и раскрашивают листочки красками. На листе проявляется буква Я)
- Какой сюрприз вам приготовила Юля?
- Верно. Это буква Я. И не просто буква, это слово «Я». Возьмите листочки в руки и скажите, в каких случаях мы можем сказать слово «Я», чтобы оно было добрым и отзывчивым?
4. «В гостях у книжки». М. Пляцковский «Как утенок искал свою тень».
«Однажды утром ковылял по дороге Утенок. Ковылял и зевал. Но не потому зевал, что не выспался, а просто от скуки.
«Плохо быть одному, – размышлял Утенок. – Вот если бы у меня был друг…»
Утенок посмотрел по сторонам и вдруг заметил сбоку какое-то темное пятно, которое двигалось по ним по пятам. Утенок двинулся дальше – и пятно поплыло рядышком, будто на веревке.
«Так это же моя тень! – обрадовался Утенок. – Теперь я не один. Теперь нас двое. Теперь я скучать не буду!»
Идет, а навстречу ему Козленок скачет. Поздоровался Козленок и спрашивает:
- Я тебе не поме-ме-ме-шаю? Я смотрю, ты один гуляешь, и я один. Давай вместе гулять!
- Это ты один, – отвечает Утенок. – А я со своей тенью гуляю. Так что проходи своей дорогой!
Козленок обиделся – и пошел прочь. Встретился Утенку Цыпленок и предложил:
- Будь моим другом!
- А зачем? – спросил Утенок.
- Разве можно жить без друга? – удивился Цыпленок.
- У меня тень есть. А ты мне совсем не нужен, – гордо заявил Утенок.
Цыпленок так и открыл клюв. Тут солнышко, которое все видело и слышало, не выдержало. Ему так неловко стало за Утенка, что оно от стыда спряталось за большую мохнатую тучу. Ищет Утенок свою тень, а ее нигде нет.
- Кря-кря-ул! – закричал он. – Мою тень укря-кря-ли!
- От страха Утенок побежал, куда глаза глядят – и не заметил, как свалился в глубокий овраг. Карабкается, подпрыгивает, а выбраться никак не может.
- Спасите! Помогите! Погибаю! – перепугался Утенок.
Услыхали Козленок с Утенком – и поспешили на помощь: – протянули Утенку веточку и – вытащили из оврага. А Утенок глаза опустил и жалобно говорит:
- Некря-кря-сиво получилось! Я вас прогнал, а вы мне помогли. Может, кто-нибудь из вас еще не передумал дружить со мной?
- Я не передумал, – сказал Козленок.
- И я тоже не передумал, – поддержал Козленка Цыпленок. – Но как же твоя тень?
- Ее укря-кря-кряли, – печально проговорил Утенок.
Но тут из-за тучи снова выглянуло солнышко – и знакомое темное пятно опять оказалось рядышком с Утенком.
- Нашлась! Нашлась! – закричали Козленок и Цыпленок. – Твоя тень нашлась!
Утенок немного подумал и сказал:
- Ну и пусть! Но дружить я буду – с вами.