КАНУН ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ 4 глава




Затем я ушел с этой страницы и в той же последовательности, что и в первый раз, зашел на «Древние могилы династий Мин и Цин» и снова увидел иероглифы: «Ты все ближе и ближе к ней». Я еще раз посетил «Цинские восточные гробницы», и вновь, как в первый раз, появилась надпись: «Она ждет тебя». Потом зашел в последний раздел «Хуйлин», и опять юный император «сказал»: «Она в подземном дворце».

Мне вспомнился тихий шепот студентки в психиатрической клинике. Ее слова звучали уже не во мне, а как будто из динамика моего компьютера.

Пальцы у меня мгновенно похолодели, я судорожно вздохнул и долго не решался при-коснуться к клавиатуре. На какую-то секунду мне показалось, что я на самом деле попал в «подземный дворец».

Психологи утверждают, что самый большой страх человек испытывает перед неизвестной опасностью и темнотой. Возможно, в так называемом подземном дворце вообще ничего нет. Когда я туда войду, на экране появится знакомая надпись: «Game is over» – «Игра окончена», и все. Это же игра, просто компьютерная игра, сюжет которой основан на тайнах и мистике. И весь ужас, который я испытал, был только самовнушением.

Я начал уговаривать себя: я не обязан соблюдать правила, навязанные мне Е Сяо. Он просто перестраховщик. А я продолжу игру. Вот возьму и пройду все уровни грабителем могил. Точно, я сейчас пойду грабить могилы, и не следует бояться того, что я в них найду.

Решено! Я войду в подземный дворец!

Система, оказывается, автоматически сохраняла пройденные уровни. Войдя в лабиринт, я обнаружил, что нахожусь на том самом месте, до которого дошел в прошлый раз. Я нажал на клавишу «вверх», то есть двинулся вперед, и вскоре уперся в стену, Проходы были справа и слева. Я пошел направо. Впереди дорога вновь расходилась – уже по трем направлениям. Я выбрал левое. Пошел вперед, но скоро в туннеле с правой стороны открылся еще один проход. Я свернул в него. Путь оказался таким длинным, что я долго не отпускал клавишу «вверх».

Графика была очень качественной. Порой мне казалось, будто я на самом деле бегу стремглав сквозь мрак туннеля к слабому огоньку впереди. Вдруг мне послышалось, что я слышу звук чьих-то шагов. О небо, и впрямь – торопливые шаги. В темном и глубоком замкнутом пространстве, наполненном могильной тишиной, эти шаги были слышны издалека: звук чутким эхом отражался от черных каменных стен. Я отпустил клавишу, и звук сразу пропал. Нажал клавишу – опять зазвучали шаги. Казалось, кто-то преследовал меня в темноте, кто-то тайно крался и затихал, как только я пытался обнаружить его. Я вновь и вновь нажимал и отпускал клавишу, и звук посторонних шагов то появлялся, то исчезал. Мой преследователь шел в ногу со мной. Я придвинулся ближе к компьютеру и только тогда осознал, что звук исходит из динамика колонки.

Во время игры очень часто слышен звуковой отклик на щелчок мыши или нажатие клавиши. Чего же я испугался?

Я постарался успокоить себя: все это вздорный страх, на то и рассчитана игра. Но звук шагов был слишком реальным. А ведь даже самая качественная запись звуков в стереосистеме, рождающей эффект присутствия, совершенно не похожа на те голоса живой природы, которые мы слышим в действительности.

Все, пора успокоиться и идти по лабиринту дальше. Мне все еще казалось, что я продвигаюсь вперед под звук таинственных шагов. Ну и пусть!

Свет впереди постепенно делался ярче. Вдруг его заслонило нечто темное. Впереди по-явилась черная тень, которая постепенно росла и вскоре обрела вид человеческой фигуры, озаренной тусклым светом. Я оказался лицом к лицу с этой фигурой, но лица ее разглядеть не смог. Похоже, что это был мужчина. Я решил идти дальше и нажал на клавишу, но ничего не произошло: мой путь преграждала тень. Черная фигура надвинулась на меня, и в панике я начал пятиться назад.

Внизу в диалоговом окне возникли слова:

 

Е Сяо: Не смей обгонять меня! Быстро уходи!!!

 

Откуда он опять взялся? Неужели черная фигура – это и есть Е Сяо? Известно, что есть игры, в которые можно играть вдвоем и даже с большим количеством участников. Но как он узнал, что это именно я? Или у него такая мощная аппаратура? Ладно, не буду с ним связываться. Уже вполне осознанно я повернул назад. Фигура осталась на месте. Я снова слышал только собственные шаги. А тень все удалялась от меня, пока окончательно не растаяла во мраке.

Я вышел из игры.

Перед тем как покинуть сайт, я опять посетил форум. И увидел: на только что введенную мною тему пришел отзыв. Почему-то автор отзыва назвал не ник, указанный в постинге, а мое настоящее имя, дарованное мне родителями. Вот теперь я по-настоящему испугался. Е Сяо сейчас бредет по лабиринту – значит, он не может быть на форуме. Кто же еще здесь знает меня?! Я взглянул на подпись и немного успокоился: нет, не Е Сяо. Это была Хуан Юнь.

 

Хуан Юнь: Это ты? Лу Бай как-то назвал мне твой ник. Рада твоему появлению на сайте «Блуждающие души древних могил». Ищи меня в чате. Меня здесь зовут как и в жизни – Хуан Юнь. Буду тебя ждать.

 

Если это действительно она, то я вообще ничего не понимаю. Оказывается, не только Лу Бай, но и Хуан Юнь бывала здесь. А она ничего не говорила об этом. Почему? Не сочла важным или хотела скрыть?

Я машинально открыл чат, кликнув кнопку на главной странице «Блуждающих душ древних могил».

Как в большинстве чатов, фон здесь был черным, а надписи – белыми. Очень утомительно для глаз. Здесь обсуждали всякую всячину, ничего интересного. В самом низу я нашел имя Хуан Юнь. Как только я вошел, она сразу обратилась ко мне.

 

Хуан Юнь: Здравствуй!

Я: Здравствуй!

Хуан Юнь: Ты знаешь Три дерева?

Я: Да. Он мой лучший друг. Он без всякой причины покончил с собой, так же, как и Лу Бай. Уже после его смерти я нашел в его компьютере ссылку на сайт «Блуждающие души древних могил». Вот так я сюда и попал.

Хуан Юнь: Три дерева здесь со всеми общался, и я часто с ним разговаривала.

Я: Правда? Тогда, возможно, тебе известно хоть что-то о причине его самоубийства.

ХуанЮнь: Нет, ничего. Я даже не знала, что он умер.

Я: А Лу Бай? Он тоже часто приходил сюда?

Хуан Юнь: Да. И у него тоже не было никаких причин для самоубийства. Ты же знаешь.

Я: Почему ты ничего не рассказала об этом в полиции?

Хуан Юнь: О чем мне надо было рассказать?

Я: Что вы с Лу Баем часто посещали «Блуждающие души древних могил». Это могло бы помочь следствию.

Хуан Юнь: Ты считаешь, что между сайтом в Интернете и смертью Лу Бая есть какая-то связь?

Я: Похоже, что есть.

Хуан Юнь: Не шути так.

Я: Мне известно, что не только Лу Бай, но и многие другие недавно без всяких причин покончили с собой. И все они посещали сайт «Блуждающие души древних могил».

Хуан Юнь: Ерунда какая! Даже слушать не хочу.

Я: Поверь мне, прошу тебя.

Хуан Юнь: Честно говоря, после кошмара новогодней ночи я решила вообще больше не входить в Интернет.

Я: Почему?

Хуан Юнь: Тебе незачем это знать.

Я: А что вы с Лу Баем обычно делали здесь, на «Блуждающих душах древних могил»?

Хуан Юнь: Хватит, уже поздно. У очень мало денег на счету – слишком большой трафик. Я выхожу из Сети.

Я: Извини, я просто хотел спросить…

 

Ответа не последовало.

Я ждал ответа, пока не понял, что она действительно отключилась. Похоже, Хуан Юнь что-то скрывала. Я покинул чат и вернулся на форум, но не нашел там своего топика, хотя с момента его публикации прошло не более часа и мой постинг просто не мог затеряться среди других. Я пролистал множество страниц форума – моей темы нигде не было. Все прочие целы и невредимы, не хватает только моей. Сама по себе она пропасть не могла, значит, ее удалил модератор. Но почему? Непонятно. Либо потому, что я произвольно вышел из игры, где мог раскрыть какую-то тайну, либо… либо… либо не знаю, почему! А потому, что надо было слушаться Е Сяо и не лезть сюда вообще.

Я откинулся на спинку кресла и закрыл глаза. Мысленно я представил себе лицо Хуан Юнь. Я вспомнил все наши встречи: в сочельник, на набережной, в кафе, в переулке возле консультации доктора Мо – сейчас мне все казалось каким-то подозрительным. Эта красивая девушка была настолько неординарна, что я не знал, что и подумать. Может быть, ей известны причина самоубийства Лу Бая и даже… Возможно, ей известно все! Но по какой-то причине она не может или не хочет ничего говорить. А вдруг – возможно ли это? – Хуан Юнь и есть «она» из подземного дворца?

От этой мысли меня охватил ужас.

В полной растерянности я выключил компьютер и лег спать. Сон долго не шел ко мне. Наконец я смог забыться, но душевное смятение не прошло даже во сне.

В эту ночь мне приснилась Хуан Юнь.

 

ШЕСТНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ

 

Проснулся я очень рано. Видимо, ночью мне привиделся какой-то кошмар, потому что я был весь в холодном поту. С трудом пробудившись после тяжелого сна, я, кажется, все еще видел перед собой лицо Хуан Юнь. Из памяти исчезло все, что мне снилось. Я помнил только ее лицо. А когда я подумал о покойном Лу Бае, меня, непонятно почему, начали терзать угрызения совести.

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, я стал припоминать все подробности посещений сайта «Блуждающие души древних могил».

На главной странице за несколькими стелами не таилось ничего особенного, и только на последней стеле «Древние могилы династий Мин и Цин» в конце появлялась надпись «Ты все ближе и ближе к ней». На странице «Древние могилы династий Мин и Цин» под иконками «Тринадцать минских гробниц», «Подземный дворец Динлин» и «Цинские западные гробницы» были обычные информационные статьи. Стоило же открыть «Цинские восточные гробницы», возникала надпись:

«Она ждет тебя». Эта иконка стояла в ряду «Сяолин», «Цзинлин», «Юйлин», «Динлин», «Дундинлин» и «Хуйлин».

Иконка «Сяолин» была пуста, под иконками «Цзинлин», «Юйлин», «Динлин» – только портреты цинских императоров, а под «Дундинлин» – портрет женщины средних лет в цинской придворной одежде. Последняя иконка «Хуйлин» тоже скрывала портрет молодого императора, и кроме того там появлялась надпись: «Она в подземном дворце», а потом начиналась игра-лабиринт.

Почему игру поместили под иконкой «Хуйлин» в разделе «Древние могилы династий Мин и Цин»? Это не случайно. Возможно, именно отсюда потянется ниточка?

На сайте «Блуждающие души древних могил» содержится подробный рассказ о разных древних могилах, а вот о «Цинских восточных гробницах» нет ничего – ни слова. Только надпись: «Она ждет тебя».

Я зашел на популярный поисковый сервер, сделал запрос: «Цинские восточные гробницы» – и начал просматривать открывшиеся ссылки. Вскоре я нашел подробный рассказ:

 

Цинские могилы Дунлин расположены в горном проходе Малань в Цзуньхуа провинции Хэбэй. Строительство началось в 18 году правления императора Шуньчжи (1661 г.), площадь 2500 кв. км, в центре могильной территории находится гора Чанжуй, длина с юга на север 125 км, ширина с востока на запад 20 км. Погребальный комплекс включает пять могил императоров, четыре могилы императриц, пять могил наложниц и одну могилу принцессы. Здесь погребены императоры Шуньчжи (Сяолин), Канси (Цзинлин), Цяньлун (Юйлин), Сяньфэн (Динлин), Тунчжи (Хуйлин), а также императрицы Цыань, Цыси и прочие императрицы и наложницы.

В центре могильного комплекса находится Сяолин. Величественны и торжественны яшмовые ступени его лестниц, резное дерево стропил и балок, живопись потолка. На ведущей к гробнице священной дороге души, длиной более 5 км от южного входа до самого Сяолина, в строгом порядке размещены: большие красные ворота, стелы с перечнем императорских заслуг, каменные изваяния вельмож, ворота благодарности за милость, павильоны благодарности за милость, сигнальные башни. Все постройки изысканной и тонкой работы. Все величаво и торжественно.

Гробница Юйлин императора Цяньлуна – сокровищница искусства резьбы по камню. В гробнице изукрашено все, кроме земляной поверхности; все четыре стены отделаны узорчатым декоративным камнем, потолки покрыты росписью. Главное здесь – восемь колоссальных Будд, четыре небесных царя, Будды пяти сторон света, пять даров (цветы, благовония, вода, фимиам, рис), восемь драгоценностей буддийской веры, а также десятки тысяч знаков санскритского и тибетского письма, тщательно выгравированные буддийские сутры и заклинания. Вся резьба отличается четкостью линий, плавностью изгибов, реальностью изображений; несмотря на обилие живописных сюжетов, все они скомпонованы в единое целое, и в этом видна рука мастера.

Гробница императрицы Цыси тоже необыкновенная. В зале благодарения за милость перила, со всех четырех сторон, декорированы резными драконами и фениксами, а живопись изображает морскую пену и бегущие облака. На каменных ступенях лестницы чередуются горельефы и барельефы: фениксы парят над драконами, сочетаясь парами в брачных играх, словно это настоящие фениксы и драконы танцуют в заоблачных высях. Перед нами шедевр декоративной скульптуры.

Четыре императора – Юнчжэн, Цзяцин, Даогуан и Гуансюй – захоронены в Цинских западных гробницах в уезде Исянь провинции Хэбэй.

Сяолин – гробница императора Шуньчжи, который, по преданию, отрекся в преклонном возрасте от престола и стал монахом на горе Утай, а поэтому его гробница пуста. Это кенотаф. На самом деле Шуньчжи после смерти, согласно маньчжурской традиции, был кремирован, но все последующие цинские императоры от кремации отказались и переняли китайскую традицию захоронения в земле. Поэтому в гробнице Шуньчжи захоронен только его пепел и никакой погребальной утвари там нет.

Благодаря преданию, повествующему о пустой гробнице, за двести с лишним лет непрерывного разграбления Пинских восточных гробниц это захоронение благополучно избежало проникновения вандалов и, оставшись нетронутым, стало единственной из всех Цинских восточных гробниц, которое сохранилось практически в первозданном виде.

 

Когда я изучил все эти сведения, то наконец понял, почему на сайте «Блуждающие души древних могил» за большими вратами «Сяолин» зияет пустота. Там ничего и не может быть, потому что на самом деле в гробнице нет даже скелета, только пепел. А за вратами «Цзинлин» – портрет человека в древних одеждах, с суровым лицом и горящим взором. Это, конечно, мужественный император Канси, великий стратег.

За вратами «Юйлин» – естественно, знаменитый Сын Неба император Цяньлун. Значит, в гробнице Динлин погребен император Сяньфэн, который скончался в юности и потому выглядит на портрете моложе других императоров. Женщина средних лет, портрет которой размещен за вратами гробницы Диндунлин, – это, несомненно, императрица Цыси. Теперь понятно, почему у нее такой острый взгляд и злобное лицо – она еще при жизни внушала своим подданным только страх и ужас. Страх и ужас…

В последней гробнице – Хуйлин – захоронен сын императрицы Цыси император Тунчжи, который умер от сифилиса в возрасте 20 лет. Вот почему на сайте император выглядит таким молодым, словно большой ребенок.

Центральная часть гробницы каждого императора – это подземный дворец. Почему же слова «Она в подземном дворце» возникают только в «Хуйлине» – гробнице императора Тунчжи? В этом следует разобраться.

Я вспомнил документальный фильм, снятый на основе подлинных событий. В конце 20-х годов – еще в период Республики – чанкайшисты вскрыли и разграбили гробницу императрицы Цыси. В фильме было названо имя того, кто руководил этим злодеянием, – Сунь Дяньин. Это по его распоряжению взорвали несколько восточных гробниц. Сунь Дяньин разграбил их и разбогател.

Я продолжил свои исторические исследования в Интернете. И через несколько часов собрал немало разрозненных фактов, которые постепенно, как мозаика, сложились в единую картину. Теперь я в общих чертах был знаком с историей древних гробниц. Вот как я представляю себе судьбу этих древних захоронений.

 

В июле 1928 года бездушный Сунь Дяньин, прославившийся успешной борьбой с бандитизмом, ввел войска в район захоронения. За семь суток, применив взрывчатку, он вскрыл подземные дворцы гробниц императора Цяньлуна и императрицы Цыси, обчистил могилы и вывез все, что представляло хоть какую-то ценность. Там остались практически голые стены. Весть об этом злодеянии прогремела на весь мир. Историки назвали это крупнейшим в истории человечества ограблением могил.

Описание преступления Сунь Дяньина сопровождалось ужасающими подробностями. Спустя месяц после ограбления в район захоронения прибыли должностные лица, чтобы провести расследование. Они увидели кошмарную картину. В подземном дворце на гробовых досках валялся труп императрицы Цыси, оголенный до пояса (очевидно, солдаты-грабители сорвали с нее драгоценные праздничные одежды). Нижнюю половину туловища прикрывал какой-то грязный лоскут, даже чулки были сняты. На голове – космы седых волос. Труп уже начал разлагаться.

Чтобы извлечь изо рта императрицы жемчужины, «освещающие тьму», Сунь Дяньин приказал штыком разрезать рот Цыси, так что вид изуродованного трупа смертельно напугал тех, кто прибыл с расследованием.

В подземном дворце Цяньлуна покоились сам император и пять его императриц; по прошествии веков от великих особ в гробах остались только кости, которые теперь в полном беспорядке валялись на полу. Как ужасно, что император, этот «во всем совершенный» старец, как его почтительно именовали современники, человек, которого европейцы считали величайшим в мире государем, этот Сын Неба, любимый народом, подвергся такому бессовестному поруганию потомков! Следует отметить, что в его могиле не было ничего, кроме иероглифических списков, выполненных искуснейшими каллиграфами своего времени. Однако невежественные солдаты искали только золото и другие сокровища, они не понимали ценности этих произведений искусства, а потому особенно прискорбно, что грабители растоптали и порвали бесценные памятники культуры.

Возможно, согласно буддийскому учению, это было «воздаяние за зло» – Цыси за свою жизнь сгубила множество людей и привела Китай на край гибели. При жизни она наслаждалась роскошью и пышностью, богатством и властью. Но не прошло и двадцати лет со смерти императрицы, как Цыси выкинули из гроба, сорвали с останков платье и обнажили тело. По преданию, солдаты даже надругались над трупом.

Может быть, Небо действительно все видит и воздает злом за зло, воистину карает подлинных злодеев руками других людей, «ядом лечит яд».

Что же до самого императора Цяньлуна, прославленного в народных преданиях и даже выведенного милосердным и добродетельным отцом своих подданных в популярном телесериале, – на самом деле он был злобным и мелким мстительным деспотом. В истории Цяньлун прославился «письменными судилищами» над писателями, а «век процветания» при этом императоре был лишь отражением последнего блеска китайской феодальной монархии.

 

Продолжив поиск в Сети, я не нашел больше ничего нового: исторические материалы здесь весьма скудны и ограниченны, статьи часто повторяются без новых подробностей. В ходе поиска я вновь и вновь задумывался о сайте «Блуждающие души древних могил». Почему все загадочное находилось в гробнице императора Тунчжи? Ведь на самом деле Тунч-жи умер очень рано, и из всех императорских захоронений его гробница была самой скромной. Я нашел очень мало сведений о ней. Видимо, со временем многое было утрачено.

Кто же такая «она»? Уж не Цыси ли? Или кто-то другой? Тогда кто? Надо разобраться в этом поподробнее.

За окном смеркалось. На душе опять стало тоскливо.

 

СЕМНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ

 

Сегодня с самого утра идет сильный дождь.

Зимой не должно быть дождя, но за последние годы зимние дожди в Шанхае участились, возможно, потому, что в Шанхае уже очень давно не выпадал снег. Глобальное потепление?

Я взял зонт и вышел на улицу. Дождь монотонно стучал по зонтику, ветер обдавал лицо мелкими брызгами. Вдоль безлюдных улиц высились два ряда утунов – высоких деревьев с желтовато-белесой корой. Параллельно утунам, словно по линеечке, выстроились коттеджи. Все было окутано пеленой дождя, мутной и расплывчатой, как на акварелях, размытых водой. Мне вспомнилась строчка из стихотворения, которое я сочинил в девятнадцать лет: «По челу города бьют крупные капли дождя». Глупость какая.

Вот и вход в психологическую консультацию доктора Мо. Я заранее выяснил у Розы по телефону, что Мо сегодня посещает кого-то на дому и не скоро вернется в консультацию. Я решился прийти сюда, только когда убедился, что моя встреча с психоаналитиком исключена. Если бы Роза сказала, что доктор Мо у себя, я ни в коем случае не пришел бы. Да, правильно. Я иду к Розе.

Жму на кнопку звонка. Роза открывает дверь. Я вхожу весь мокрый от дождя, складываю зонт, снимаю плащ. Наконец я под крышей, но в этом старом доме сам воздух пропитан влагой, и сырость пронизывает меня до костей.

Роза – уже по традиции – подает чай. Горячий пар из чашки согревает мне лицо.

– Доктор ушел. Он сказал, что, скорее всего, вернется только к четырем или даже к пяти часам.

– Не важно. Я пришел, потому что подумал…

Непонятно, но я опять оробел. Я не знал, с чего начать.

– Подумал о чем?

– Я хочу тебя кое о чем расспросить… – Почему я всегда говорю с ней так – нескладно и запинаясь?

– Спрашивай, – улыбнулась она мне.

– Пожалуйста, пойми меня правильно: мне неудобно задавать некоторые вопросы, особенно о возрасте. Я понимаю, что это неприлично, и ты можешь неверно понять меня, но…

– В этом году мне исполнилось двадцать два года, – просто сказала она.

– А… Значит, ты здесь давно работаешь?

– Всего несколько месяцев, потому что я только в прошлом году окончила университет.

Роза очень четко отвечала на мои вопросы. Ответы звучали гораздо быстрее, чем мои косноязычные вопросы, и от этого я робел и стеснялся еще больше.

– Ты, наверное, думаешь, что я задаю идиотские вопросы. Словно провожу маркетинговое исследование.

– Нет, с тобой интересно.

– Тогда скажи, почему ты работаешь у доктора Мо? Такой человек, как ты, может найти себе более подходящее место. – Я заговорил как вербовщик из фирмы сетевого маркетинга.

– Здесь работа спокойная и чистая. Я не хотела бы работать там, где надо с утра до вечера крутиться и нервничать по пустякам. Я всегда мечтала, что все будет так, как сейчас: я сижу одна в офисе, никакой нервотрепки, любуюсь в окно деревьями, скрытыми пеленой дождя, или прислушиваюсь к дроби дождевых капель на крыше. Понимаешь? Шум дождя очень приятен для слуха. Это куда лучше, чем слушать си-ди. Душа успокаивается, а ты слушаешь, слушаешь…

Действительно, за окном шумел дождь, бурлила вода, вырывающаяся из водосточной трубы, словно там был миниатюрный водопад. В этом пустом и гулком доме мы были вдвоем. Мы оба молчали, прислушиваясь к шуму дождя, любуясь ветками цветущих деревьев, качающимися на ветру; от красоты этого зрелища захватывало дух.

– А тебе разве не нравится здесь? – спросила меня Роза.

– Нравится. Наверное, работать здесь – наслаждение, – опомнился я.

– Я люблю покой. Чем спокойнее, тем лучше. Это как дождь: тихо приходит и так же тихо уходит, и никто не обращает на него внимания. Люди стараются не замечать капель дождя, они просто отгораживаются от них. Так и я: если вы все не будете замечать меня, я буду только рада.

Какая странная, ни на кого не похожая девушка. Лучше не тревожить безмятежную гладь ее души. Покой – вот ее заветное слово.

– Завидую тебе. Знаешь, а у меня в голове такая каша!.. Если бы я мог относиться ко всему как ты, мне не пришлось бы обратиться сюда за дурацким лечением.

– Ты непременно поправишься, – улыбнулась Роза.

– Спасибо. Боюсь только, если полагаться на лечение доктора Мо, мне станет еше хуже. Извини, что я так говорю о твоем шефе.

– Почему ты так думаешь? Он же профессор психиатрии!

– Ну прямо-таки настоящий профессор? – Я с сомнением покачал головой. По мне, он больше походил на афериста.

Помолчав, я спросил:

– Ты видела, как он проводит свои сеансы?

– Нет.

– Вот и хорошо. Лучше этого не знать. Вдруг она засмеялась, и я тоже непонятно почему захохотал. Наш смех заполнил собой весь пустой холл, поднялся по лестнице и звонко зазвенел под самой крышей.

В этот момент я вдруг вспомнил заливистый смех другой девушки. По прошествии многих лет передо мной словно ожило прошлое. Роза, точно почувствовав что-то, резко замолчала, я тоже. Сдерживая прерывистое дыхание, мы опять стали прислушиваться к шуму дождя за окном. Капли стучали по стеклу так тихо и мелодично, словно где-то звучала музыка цзяннаньского театра теней.

Дождь лил все сильнее.

– Где ты живешь? – прервал я молчание.

– В этом районе. Я сняла здесь домик.

– Ты живешь одна?

– Конечно. А ты думал, вдвоем? – хитро улыбнулась Роза.

– Нет-нет, я только хотел спросить, почему ты не живешь с родителями, – попытался я сгладить свой бестактный вопрос.

– Я давно живу одна. Почему все меня об этом спрашивают?

– Не знаю. Только, по-моему…

В этот момент ожил дверной звонок. Роза открыла дверь, и вошли доктор Мо, а за ним – Хуан Юнь. Увидев меня, доктор как будто смутился, а Хуан Юнь растерялась настолько, что молча уставилась на меня, натянуто улыбаясь.

– Почему вы пришли сегодня? – ледяным голосом спросил меня доктор.

– Я пришел лечиться, – в тон ему ответил я.

Его преждевременное возвращение в консультацию было совсем некстати. Мы с Розой так хорошо разговорились, а он нам помешал, к тому же Хуан Юнь, по-моему, была с ним заодно. Я чувствовал, как нарастает моя ненависть к доктору Мо.

– Если я вас не приглашал, вы не должны приходить. Когда я назначу сеанс, я сам вас извещу. Договорились?

Общаться с доктором мне не хотелось, так что я молча смотрел на Розу. Так мы и стояли в холле. И все четверо не знали, что сказать. Всем было неловко. Наконец я, вопреки настоянию доктора, произнес:

– Здравствуй, Хуан Юнь.

– Здравствуй, – мягко ответила она.

– Ты сегодня вечером будешь на «Блуждающих душах древних могил»?

Она странно изменилась в лице и отрицательно помотала головой. Только сейчас я заметил пристальный взгляд доктора, обращенный на меня, при этом он весь как-то напрягся. Возможно, сам того не понимая, я сказал что-то лишнее.

– Извините, сегодня консультация закрывается раньше, – раздраженно заявил доктор.

Это прозвучало как приказ выметаться вон. Что ж, здесь его дом – значит, он имеет на это право. Я посмотрел на Розу. Она по-прежнему улыбалась мне и на прощание помахала рукой.

– До свидания, приходи в следующий раз, пожалуйста!

Я улыбнулся ей, потом взглянул на бледное и прекрасное лицо Хуан Юнь. Они обе – Хуан Юнь и Роза – были очень красивы, но каждая по-своему, и я никак не мог решить, которая из них для меня соблазнительнее. Роза казалась добрее и отзывчивее.

Я вышел из консультации. Полный ненависти взгляд доктора Мо жег мне спину.

На улице все так же шел дождь. Я раскрыл зонтик и одиноко зашагал по безлюдной улице. Оглянувшись на покинутый мною дом, я не смог его разглядеть: всего несколько десятков шагов, а он уже превратился в тень, мерцающую под дождем.

 

ВОСЕМНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ

 

Я отправился в библиотеку.

Сегодня очень холодно и пасмурно, поэтому в библиотеке нет обычной толчеи. Здесь тихо и спокойно. Сначала я выписал из каталога названия всех имеющихся здесь книг о восточных гробницах династии Цин, императоре Тунчжи, гробницах Хуйлин. Потом я направился в методический кабинет. Народу здесь тоже было мало, возможно, мне удастся найти что-нибудь такое, чего нет в Интернете.

Я, словно безголовая муха, бессистемно метался по завалам исторических материалов, как вдруг, пролистывая книгу о жизни императора Тунчжи, нашел нечто интересное:

Одиннадцатый год правления Тунчжи. Император готовится к великой свадьбе. Будущую императрицу выбрала вдовствующая западная императрица Цыси. Невесте только четырнадцать лет, она дочь Фэнсю, маньчжура истинно желтого знамени из рода Фуча, одного из восьми знатнейших маньчжурских родов, который из поколения в поколение давал Китаю великих генералов и министров.

Вдовствующая восточная императрица Цыань выбрала императрицей Алутэ, дочь министра церемониала Чунци, монгола истинно голубого знамени. Чунци в четвертый год правления Тунчжи был удостоен на государственных экзаменах звания чжуанъюаня, первого из первых, и был назначен в придворную академию Ханьлинь редактором-составителем. За двести с лишним лет после основания империи из маньчжуров и монголов выдержал экзамен по китайскому языку только один человек: Чунци. Все чиновники восхваляли его.

Алутэ была старше Тунчжи на два года. Тунчжи отверг невесту, которую выбрала для него родная мать Цыси, а предпочел Алутэ, которую выбрала Цыань. От этого Цыси пылала гневом, но Тунчжи продолжал упрямо держаться своего предпочтения. При поддержке восточной императрицы Цыань он добился своего: Алутэ была возведена в ранг императрицы и занесена в родовые списки, а госпожа Фуча удостоилась только звания наложницы Хуйфэй. Молодой император и императрица очень любили друг друга, однако даже после свадьбы Цыси постоянно досаждала им и без конца плелаинтриги против новой императрицы. Согласно народному преданию, Цыси заставила Тунчжи расстаться с любимой императрицей, и молодой император, не вынеся одиночества, начал украдкой выходить из дворца в поисках любовных приключений; он заразился сифилисом, но побоялся признаться в этом и не лечился. Когда же императорские лекари обнаружили заболевание, было уже поздно, и император Тунчжи скончался в муках, не достигнув и двадцати лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: