Историческое развитие языка 5 глава




 

Однако в отличие от английского, который использует долготу гласных фонетически, во многих языках уже одна только долго-та гласного служит для различения смысла2. Среди естественных

 

с Звуковой эффект, достигаемый «мягким» ограничением сигнала по амплитуде. — Прим. ред.

 

с В российской традиции изучения английского языка слова типа ship / sheep или hut / heart принято различать только по долготе, в то время как


Гласные  
   

 

языков, в гавайском, арабском, японском, венгерском, финском

 

в латыни есть разделение на долгие и короткие гласные. В языках, созданных для телевидения и кино, высоком валирийском из «Игры престолов», шивэйситхе — языке тёмных эльфов из фильма «Тор 2: Царство тьмы» и лишепус из телесериала «Доминион» противо-поставляются долгие и короткие гласные. Вот пример из высокого валирийского:

 

kelin [kelin] ‘Я стою’

 

kеlin ɬ[keɕlin] ‘стая кошек’

 

Гласные также часто используются в виде дифтонгов. Диф-тонг — это такой гласный звук, который начинается как один глас-ный, а заканчивается как другой. Следовательно, он не одинаково звучит при прочтении вперёд и назад — как аффрикаты. Например, попробуйте медленно произнести слово lie. Заметьте, где находился ваш язык, когда вы начинали этот гласный, и где он был, когда вы его заканчивали. Вначале вы должны были произносить некий звук, похожий на [a], а в конце он должен был звучать похоже на [i]. Не-смотря на это, мы обращаемся с ним как с одним звуком (носители английского сочтут его «долгим i »). Вот это и есть дифтонг: динами-ческий гласный, с которым обращаются как с одним гласным. Так, например, i в light [la t] — это дифтонг, как и ow в how [haݜ], а вот ea

я react [riækt]— это два гласных, идущих один за другим.

Заметим также, что гласные по определению звонкие и звучат.

 

Однако в некоторых языках используются «глухие» (или сверхкрат-кие, редуцированные) гласные. Например, в японском верхние глас-ные [i] и [ ] часто бывают беззвучными между глухими согласны-ми. Поэтому имена вроде Daisuke часто произносят как [daiske]. На самом деле такое имя должно произноситься [dais ke], гласный между двумя согласными произносится как призвук.

 

Наконец, распространённое свойство гласных — назальность. Мы уже обсудили носовые (назальные) согласные, так что вы по-


 

на самом деле они различаются также и по ряду/подъему. Здесь автор противопоставляет английский тем языкам, в которых гласные могут раз-личаться только по долготе. — Прим. науч. ред.


56 ГЛАВА I // Звуки

 

нимаете, как работает назальность. Теперь применим те же прин-ципы к гласным. Попробуйте произнести хороший гласный звук [ ]

 

я опущенным велюмом. Это будет означать, что воздух, выходя из лёгких, будет проходить далее через нос. Если вы успешно это про-делаете, то произнесёте [ Ѻ], а это в точности то, что произносится во французском an (одно из слов для 'года' по-французски). Назализа-цию можно применить к любому гласному, но большинство языков, которые используют носовые гласные, дозволяют только некоторый их набор. Во французском, например, одиннадцать простых гласных (или чистых гласных), но лишь три носовых гласных. Так обычно бывает, но не обязательно. Очень просто произнести любой гласный как простой или назальный: просто меняйте положение велюма. (В одном из языков гбе Западной Африки одинаковое количество простых и назальных гласных звуков.)

 

Чтобы производить, различать и запоминать различные звуки, которые мы обсуждали до сих пор, требуется практика. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать этот раздел в качестве справочного руководства, к которому вы сможете обращаться при чтении сле-дующих разделов, так как мы будем полагаться на ваше понимание фонетических принципов языка при чтении этой книги.

 

ФОНОЛОГИЯ

 

Фонология языка — это абстрактный уровень понимания, кото-рый рассматривает действительные звуки (фоны) как подмноже-ства других звуков (фонем). Фонология английского языка — это причина, по которой мы думаем, что t в stall идентичен t в tall, хотя первый — [t], а последний [t ], и существуют языки, которые от-носятся к ним по-разному. Мы рассматриваем оба звука как реали-зацию фонемы /t/ (напомним, что фонематическая транскрипция записывается между косыми чертами)1.

остальной части этого раздела мы будем обсуждать фонологию

1 фонологические феномены. Тут всё становится интересно.

 

 

2 В данном случае автор следует англоязычной традиции. В русской фонологии обычно используются угловые скобки <>. — Прим. науч. ред.


Звуковые системы  
   

 

ЗВУКОВЫЕ СИСТЕМЫ

 

Вы уже повидали мириады речевых звуков, доступных для че-ловеческого рта. Будучи носителем человеческого языка, вы также должны были заметить, что ваш язык не использует все до единого возможные речевые звуки. Это верно для любого языка планеты.Как язык выбирает для себя звуки, это некоторая тайна (а исто-рия утеряна за древностию лет), но конлангер может сам выбирать звуки для своего языка. В результате получится звуковая система конланга. Для создания естественного языка есть ряд принципов, которые помогут в этом деле, и этот раздел уточнит их.

 

Для начала глянем на фонологию любого языка. Например, по-смотрим, какие есть согласные в туканг-беси, одном из австроне-зийских языков, на котором говорят на некоторых индонезийских островах. Эталонная грамматика этого языка была записана супер-лингвистом и специалистом по боевым искусствам Марком Доно-хью (и он буквально и тот и другой).

 

способ губно-губной зубной/альвеолярный велярный глоттальный
взрывной p, b*, ஆp, ஆb t, d*, Ķt, Ķd k, g, இk, இg  
         
иплозивный        
         
носовой m n ƾ  
         
фрикативный ȕ s, Ķs, z*   h
         
вибрант   r    
         
латеральный   l    
         

 

Заметьте, что звуки, помеченные звёздочкой, появляются только

и заимствованных словах, и все прочие, кроме [r], [s] и [n] в колонке зубной/альвеолярный — зубные. Что мы можем сказать об этом?Во-первых, стоит заметить, что [b] и [d] не родные в этом языке, а также что там только два имплозива: [ ] и [ ]. А в том единствен-ном месте, где нет имплозива (колонка велярный), стоит родной [g]. В остальном смотрите, как всё уравновешенно выглядит. В каж-дом основном месте артикуляции есть четыре родных смычки: глу-хая, звонкая (имплозивная или обычная) и каждая из них — носовая и обычная. Есть один звук r, один звук l, пара глоттальных и ещё


58 ГЛАВА I // Звуки

 

свистящий (сибилянт) фрикативный [s] и менее напряженный звон-кий [ȕ]. Это выглядит естественно.

А вот то, что дальше, показалось бы мне странным:

 

способ губно-губной зубной/альвеоляр- велярный глоттальный
    ный    
взрывной ஆp t, d, Ķt, Ķd k, g, இk, இg ݦ
           
иплозивный          
           
носовой m     ƾ  
           
фрикативный ȕ s, Ķs, z x,, x,, h,
        x,  
           
вибрант     r    
           
латеральный       ݱ  
           

 

Это в основном такой же фонологический набор с парой изме-нений. Заметьте, что тут ровно одна губно-губная смычка — и это носовая губно-губная смычка [ஆp]. Есть также лишь один имплозив,

 

1 тот зубной. По неясным причинам нет зубного или альвеолярного [n]; зато есть полная серия простых, лабиализованных и палатали-зованных велярных фрикативов (а других лабиализованных и пала-тализованных согласных нет); и есть только один звук типа l, и это глухой велярный латеральный звук.

 

Это поражает своей неестественностью. То есть даже если чело-век может издать все эти звуки (и я бы добавил, может без особого труда), я бы никогда не ожидал, что существует язык именно с та-ким фонологическим набором. Причиной непоявления звуковых систем, подобных этой, является принцип, который я называю аку-стической экономией.

 

Акустическая экономия — это просто идея о том, что языки будут стремиться максимально использовать звуки, доступные для людей. Они будут делать это не потому, что некоторые звуки труднее про-износить, чем другие, но потому, что некоторые различия болеетрудно услышать, чем другие. Позвольте мне проиллюстрировать, что я имею в виду.

 

английском мы отличаем t от k и p достаточно хорошо (на-пример, kick от tick и от pick). Однако рассмотрим слово September (сентябрь). Ожидаете ли вы, что существует совершенно отдель-


Звуковые системы  
   

 

ное слово, которое пишется Sektember (или, может, Sectember. Да, так более по-английски)? Это было бы, заметьте, совершенно не родственное сентябрю слово. Конечно, в английском такое мог-ло бы случиться, но то место, где в слове September появляется p,по многим причинам, очень невыгодная позиция для различения звуков, легко различимых в иных случаях. И опять же, достаточно легко произнести Sectember (на самом деле так мой покойный отчим произносил September), но надо подумать об этом с точки зрения слушателя. В шумном окружении, да если такое слово произнести лениво и нечётко, уверенно отличить September от Sectember может не получиться.

 

Теперь, если вы сможете притормозить и представить язык, который развивался тысячелетиями, в котором миллиарды таких словесных пар и миллиарды взаимодействий между миллиардами разных носителей, тогда вы сможете начать понимать ту роль, ко-торую играет акустика и в организации, и в реорганизации звуко-вых систем, и в исторической смене звуков (которую мы подробно обсудим позже). Носитель языка воспроизводит язык так, как ему кажется правильным его использовать, а это основано на том, что он слышит — а также на том, что он читает, если язык имеет пись-менность. Вследствие этого, если определённое различие обычно трудно воспринимать, оно может в итоге исчезнуть. Именно это произошло в английском со многими гласными перед r. Слова fur, stir и her не всегда рифмовались.

 

2 общем, принцип акустической экономии ожидает от языков максимального расширения доступного фонологического простран-ства, чтобы все слова различались на слух. Если их трудно разли-чать, то различия склонны исчезать под катком эволюции. С идеей акустической зкономии соревнуется принцип, который я называю идентичностью бренда. В маркетинге цель состоит в том, чтобыубедиться, что каждая информация, относящаяся к бренду, имеет характеристики его фирменной идентичности (логотипы, цветовые схемы, лозунги, шрифты и гарнитуры и т. д.). Вы должны иметь воз-можность посмотреть на что-либо, связанное с конкретным брен-дом, и определить, что это относится к данному бренду. В языке действует тот же принцип, хотя и немного по-другому.

 

Если просматривать звуковые системы, мы обнаружим опреде-лённые фонемы, которые реже встречаются по разным языкам, чем


60 ГЛАВА I // Звуки

 

прочие. Например, звонкие смычки с придыханием довольно редки. Однако в хинди вы найдёте звонкую смычку с придыханием в каж-дом возможном месте артикуляции, как показано ниже — и слова, в которых это используется в языке повсеместно!

 

— Š [bȸaɕȗ] ‘бард, поэт’

 

’ – [dȸʒobiɕ] ‘работник прачечной’

 

 › [ǥȸaɕl] ‘щит’

 

ˆ € š [dȡȸańkaɕȍ] ‘звон, бой (часов)’

 

ƒ Š [ǰȸaȂȗaɕ] ‘час’

 

Это явление вы будете наблюдать в языке за языком. Может быть трудно отличить [t] от [t ] или [o] от [õ], например, но если язык со-бирается это делать, он будет делать это многократно. Это на самом деле помогает сохранять различия. То есть если уж в языке есть класс фарингализованных звуков, или палатализованных звуков, или глоттализованных звуков или любых других, то вы, говоря-щие и слушающие, будете постоянно взаимодействовать с этим явлением. Если кто-то может отличить назализованный гласный от ротового гласного, то не будет проблемы с тем, чтобы отличить конкретный носовой звук от его ротового соответствия.

 

Вот это я имею в виду под идентичностью бренда. Любой язык будет злоупотреблять своими уникальными звуками и делать их своим фирменным признаком. Рассмотрим редкие звуки английско-го языка: [ș, ð, ]. Звук [ð] присутствует не в очень многих словах, зато он встречается в очень часто употребляемых словах: the [ðԥ], this [ð s], that [ðæt], then [ð n], though [ðԥݜ]и т. д. Звук[ș]достаточнораспространён, он используется в окончаниях - th в словах вроде width, warmth, depth и в окончании порядковых числительных вроде fifth, eighth, twentieth и т. д. И ни одного предложения вы не найдётебез r. Он есть везде!

построении звуковой системы для правдоподобного языка

 

в держу в голове эти два принципа. У тех, кто строит собственный язык, может возникнуть один вопрос, на который я могу ответить —


Звуковые системы  
   

 

в именно, насколько велика или мала должна быть его звуковая система?

По большому счёту, я предлагаю не беспокоиться о количестве согласных или гласных. Лучше спросить: имеет ли смысл моя си-стема? Например, язык къхонг из Ботсваны содержит больше ста согласных (и большинство из них щёлкающие), но распределение согласных всё же весьма принципиально. То же верно для всех есте-ственных языков.

 

Теперь, если вы пойдёте в другую сторону, этот вопрос очень интересен.

 

Естественный язык с минимальным количеством согласных — это язык Папуа — Новой Гвинеи ротокас. В зависимости от диалекта и способа анализа в ротокасе насчитывается шесть или девять со-гласных — и всё. Это в основном /p, t, k, b, d, / (не дайте назва-нию языка ввести вас в заблуждение — его орфография использует латинский алфавит и имеет прикольные правила). В нём десять гласных (пять с качественными различиями, долгие и краткие), так что в нём много слоговых возможностей (что, вероятно, и есть реальный вопрос, на который нужно ответить), но похоже, что ответ на вопрос, сколько должно быть согласных в языке — шесть. У вас, может, и получится сделать ещё меньше, но тут уже поднимется бровь-другая.

 

Что касается гласных, то на Кавказе есть группа языков, которые знамениты тем, что в них ровно два гласных. Некоторые спорят, что их там три, некоторые утверждают, что ещё больше. Тем не менее, многие языки этого региона были описаны как имеющие два гласных — в частности, убыхский и кабардинский, хотя к ним часто добавляют абхазский и адыгейский. Что же это за два глас-ных? Они могут вас удивить: /a/ и /ə/. Каждая гласная звучит не-много по-разному в зависимости от согласных, окружающих её, но поскольку реализации последовательны, гласные сводятся просто к фонемам /a/ и /ə/, тогда как каждый из этих языков имеет чрез-вычайно большой набор согласных.

 

большинстве языков бывает от четырёх до шести гласных с раз-ными качествами (не считая долгие гласные за отдельные) и от двадцати до тридцати согласных. В английском среднее количество согласных и несколько больше гласных, чем в среднем. Язык вроде испанского куда более обычен, в нём от восемнадцати до двадцати


62 ГЛАВА I // Звуки

 

согласных (в зависимости от диалекта) и пять гласных. Это даёт вам представление о том, каковы обычные рамки для естественных языков. Пока вы о них помните, вы можете принимать сознатель-ные решения о том, удержится ли ваш язык в границах нормы или будет исключением.

 

1 дополнение к вышесказанному вот несколько быстрых подска-зок для тех, кто сидит перед чистым листом бумаги и создаёт свою первую звуковую систему:

 

• вы непременно будете пересматривать вашу систему. Не стес-няйтесь пробовать разные приёмы, чтобы посмотреть, как они будут работать;

 

• ознакомьтесь с разнообразием звуковых систем разных язы-ков для вдохновения или просто для лучшего представления

 

том, каково это разнообразие. Википедия для этого отлич-но подходит. Ищите «[ɧɚɡɜɚɧɢɟ ɹɡɵɤɚ] фонология» (или, если язык малоизвестный, то «[ɧɚɡɜɚɧɢɟ ɹɡɵɤɚ] язык») и переходите к разделу фонологии. Большинство страниц там с хорошими большими таблицами для справок;

 

о помните, что звуки встречаются группами — особенно шум-ные согласные (— взрывные, фрикативы и аффрикаты). Недобавляйте в язык палатализованный звук: добавляйте серию таких звуков;

 

о сонорные (латеральные, вибранты, флэпы, аппроксиманты

 

носовые) склонны к озвончению и к тому, чтобы не иметь глухих соответствий. Обращайтесь с этим как с данностью, но если очень захочется — можно это обойти;

 

о губно-губные шумные согласные чаще звонкие; велярные/ увулярные шумные чаще глухие. Согласные с местом образо-вания между этими двумя вполне вероятно будут различаться по глухости-звонкости. Это не правило, но тенденция;

 

о имплозивы становятся всё более редкими, начиная от губ

 

сдвигаясь в глубину; абруптивы становятся всё менее рас-пространёнными, начиная от велюма и в любом направлении (всё равно, наружу или внутрь);

 

о шипящие и свистящие (звуки вроде ш и с) звуки — акусти-чески сильные (сильный выдох); нешипящие фрикативные акустически слабые (по силе выдоха). Обычное дело для язы-ка — иметь один шипящий и один нешипящий звук — и для


Фонотактика  
   

 

нешипящих довольно обычно, что их путают друг с другом (например, [f] с [ș], [h] с [ ] и т. д.);

 

2) если в языке есть противоположно округлённые гласные (т. е. передние огублённые или задние неогублённые), то в нём почти всегда будет и обычная версия этого гласного. Так чтоесли в языке есть [y], то будет также и [i]. Это не правило, но тенденция;

 

3) гласные нижнего подъёма, будь то передние или задние, наи-более часто бывают неогублённые. Вы найдёте звук [ ] во мно-гих языках (так произносит o Алан Рикман в «Гарри Поттере»), но звук [ ] встречается гораздо чаще;

 

4) всегда проговаривайте всё вслух. Это поможет вам лучше по-нять звук и его акустический эффект;

 

5) конечно, отбор звуков, которые хочется использовать, не ис-черпывает всего фонологического творчества. На самом деле это лишь начало!

 

ФОНОТАКТИКА

 

Возьмите английское слово strong. Это хорошее крепкое англий-ское слово. Фонетическая транскрипция его будет [str ƾ]. Звуки, со-ставляющие это слово, несомненно, английские звуки. Следователь-но, можно взять эти звуки и создать из них новое слово — скажем, что-то вроде [tƾs ]. Получается весьма правдоподобное английское слово, правда?

 

Транслируя юную Дженнифер Коннелли: Конечно, нет! (Есть тут фанаты «Лабиринта»? Нет? Нет? Никого?)

 

Причина такого отрицания в том, что фонотактика английского языка просто не позволяет существовать такому слову, как [tƾs ]. Если бы оно всё-таки существовало, мы скорее всего в итоге стали бы его произносить как [t ݞƾz ]. Другими словами, мы бы изменили это слово так, чтобы оно подчинялось фонотактике английского языка. Для этого и нужна фонотактика. Она представляет собой набор правил, которые сообщают говорящему на языке, какие со-четания звуков образуют связные слова, а какие нет. Это позволяет нам идентифицировать данный язык и игнорировать всё, что не похоже на язык, который мы слушаем.


64 ГЛАВА I // Звуки

 

Как только для языка установлена звуковая система, надо делать следующий важный шаг: решать, как будет работать фонотактика языка. Кроме звуков, присутствующих в языке, закономерности фонотактики, которые есть в языке, станут одним из трёх ключевых факторов в определении его фоноэстетического характера (это мы подробно обсудим позже). Если игнорировать фонотактику, то зача-стую фонотактические закономерности родного языка конлангера заимствуются в его конланг, и в результате получается конланг, который для английского уха больше похож на английский, чем хотелось создателю.

 

Первый шаг в создании фонотактической системы для конлан-га — определить, из чего состоит слог. Слог — это фонетическая единица измерения, которая служит для того, чтобы делить слова на части помельче. Сам слог можно поделить на две основных части: инициаль и рифму. Инициали необязательны для многих языков,но рифмы обязательны. Рифму также можно разделить на две части: ядро и финаль. В стереотипном слоге (вроде английского слова dog [d g]), инициаль — согласный ([d]), а рифма — остаток слога ([ g]). Внутри рифмы гласный (слогообразующий звук) — это ядро (или вершина) ([ ]), а замыкающий согласный — это финаль ([ ]). Слоги часто изображают такой схемой:

 

Символы на схеме взяты из греческого языка и значат следу-ющее: ı = слог; Ȧ = инициаль; ȡ = рифма; Ȟ = ядро; ț = финаль. Одной из наиболее важных составляющих в создании фонотактики конланга является определение того, какие слоги будут в нём раз-решены. Например, все языки допускают инициали, но некоторые, как арабский, непременно требуют их. Многие языки допускают закрытые слоги — т. е. слоги с финалью, — но не все они исполь-зуют их (а гавайский язык требует открытых слогов, без финали).


Фонотактика  
   

 

Во всех языках есть правила о том, какие звуки допускаются в ини-циалях, ядре и финалях.

 

Я дополнение к слоговым ограничениям есть ещё границы слов

 

В ограничения внутри слова. При обсуждении этих ограничений мне придётся ввести новый кусочек транскрипции. Точка [.] исполь-зуется для разделения слогов. В будущем все фонетические транс-крипции будут разделены на слоги. Возвращаясь к ограничениям фонотактики, в английском слово не может начинаться со звука [ƾ], но с него может начинаться слог. Так что хотя никогда не будет английского слова, начинающегося с [ƾ] (это одна из причин, по которой у носителей английского вызывает сложности имя Нгуэн), слово strongest наилучшим образом делится на слоги как [st.ƾԥst].

 

Раз уж я транскрибировал это слово, то пришло время погово-рить об амбисиллабичности 1. Некоторые звуки в некоторых язы-ках часто оказываются не финалью и не инициалью — или тем

 

В другим сразу. Например, [ƾ] обычно не бывает инициалью, поэто-му в слове strongest обычно хочется сказать, что это сразу и финаль,

В инициаль. Так часто случается с [ ], потому что в таких словах, как baron, трудно сказать, делить ли его как [b. ԥn] или как [b.ԥn], так как звук [ ] явно имеет какой-то ощутимый эффект на гласный, которого не имеют звуки [t] или [s]. Это в общем довольно продвину-тое понятие, но я бы хотел его использовать, чтобы ввести понятие геминации, или удвоения. Гемината для согласного — то же самое,что долгота для гласного звука. Сравните звук [s], произнеся слитно Мисс Алли, с Мисс Салли. Звук[s]во втором случае должен быть на-много длиннее. В общем, гемината — это долгий согласный. Любой согласный может стать геминатой. В некоторых языках геминаты считают за случайное появление подряд одинаковых звуков (как в английском), но в других обращаются с ними как с продлёнными версиями одиночного согласного — т. е. с согласным, который ну-жен, чтобы занять место финали в предыдущем слоге и инициали в последующем слоге.

 

Многие языки ставят дополнительные ограничения на иници-али и финали. Например, японский допускает звук [ƾ] только как



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: