Расчетно-графические задания.




Основные формулы и определения.

При наличии в пределах видимости трех ориентиров можно получить
на карте точное место судна, измерив секстаном углы между этими ориентирами (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1

Окружности, внутри которых располагаются данные углы, являются линиями положения судна (изолиниями) в момент наблюдений.

Для построения окружности, вмещающей угол a, нужно соединить параметры А и В прямой линией, из середины линии АВ (точки К1) провести перпендикуляр К1О1 и от точки А – прямую АС1 под углом 90° к линии АВ. Точка О1 пересечения линии АС1 с перпендикуляром К1О1 является центром окружности, внутри которой находится угол a. Аналогично строится окружность, вмещающая угол b. Одновременно измеряются углы a и b1 и находится точка пересечения обеих изолиний М, являющаяся местом положения судна. Место судна наносится на карту с помощью протрактора или кальки.

Приступая к определению места судна по двум горизонтальным углам, следует помнить, что его определение может оказаться невозможным (случай неопределенности), если судно находится на окружности, проходящей через три выбранных для наблюдения ориентира (рис. 6.2).

 

Рис. 6.2

Невозможно определить место судна при наличии следующих признаков:

– ориентиры А, В и С расположены на одной прямой;

– судно находится внутри треугольника, вершинами которого являются наблюдаемые ориентиры А, В и С;

– средний ориентир В находится ближе к судну, чем любой из двух крайних;

– все три ориентира расположены примерно на одинаковом расстоянии от судна.

Для оценки точности места, полученного по двум горизонтальным углам, применяется формула

,

где D 1, D 2, D 3 – расстояния до ориентира А, В, С соответственно; d 1, d 2 – базовые расстояния АВ и ВС; q – угол пересечения линий положения, равный 360° (a + b + B); m = m a = m b – погрешность измерения горизонтального угла.

Расчетно-графические задания.

6.1.1. Карта 22665. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = +1,5°, средняя скорость V 0 = 14,0 уз, Dл = +7 %, е = 12 м. Течение на N, V т = 2 уз. Ветер NW, 7 баллов.

В 08.00 (ОЛ = 12,0), находясь в точке с координатами jс = 42°49,6¢ N, lс = 70°31,4¢ W, секстаном измерили два горизонтальных угла: маяк Кейп Анн, ОС = 78°32,0' – маяк Плам, ОС = 72°42,0' – маяк Шолс. Нанесли на карту обсервованное место с помощью протрактора. Из этой точки следовали по ПУс = 35,0°, a = 2,0°. Корректор выключен.

В 08.45. (ОЛ = 22,5) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Шолс ОС = 22°14,0' – мыс Одиорнс ОС = 53°34,0' – маяк Бун (i + S = –2,0'). Обсервованную точку нанесли на карту графическим способом. Легли на ГКК = 61,0°, a = 2,0°. Течение и ветер прежние. Корректор включен на широту плавания.

В 9.30 (ОЛ = 33,0) закончили счисление.

Определить координаты всех обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованной точки в 08,45, если m a = m b = m = 0,5¢.

6.1.2. Карта 22665. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = +2,0°. Средняя скорость судна V 0 = 12,8 уз, Dл = +2 %, е = 10 м. Течение на NW, V т = 3 уз. Ветер SE.

В 12.00 (ОЛ = 10,0), находясь в точке с координатами jс = 43°12,0¢ N, lс = 70°21,0¢ W, секстаном измерили два горизонтальных угла: маяк Бун, ОС = 23°33,0' – маяк Неддик, ОС = 75°03,0' – маяк Гот (i + S = –3,0'). На карту нанесли обсервованное место с помощью кальки. Из этого места легли на ККмк = 67,0°.

В?? (ОЛ =??) вышли на параллель 43°20,0¢ N. Определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Гот (39,0°) – маяк Вуд (62,0°) – плавающий маяк Rоrtland (i + S = 0'). Из обсервованной точки легли на ПУс = 118,0°. Перешли на управление судном по гирокомпасу. Корректор не работает. Угол дрейфа a = 2,0°. Учитывали течение.

В?? (ОЛ =??) вышли на меридиан 70° в зону разделения движения судов.

Определить координаты обсервованных точек и невязки счисления. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованного места в 12.00, если m a = m b = m = 0,3¢.

6.1.3. Карта 22665. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = +1,5°. Средняя скорость судна V 0 = 14,4 уз, Dл = –3 %, е = 12 м. Постоянное течение на S, V т = 3 уз. Ветер NE.

В 20.00 (ОЛ = 23,2), находясь в точке с координатами jс = 43°34,6¢ N, lс = 69°43,8¢ W, измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Хафуэй, ОС = 67°50,0¢ – маяк Сигуин, ОС = 30°57,0¢ – маяк Рам (i + S = +2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Из этой точки следовали по ККмк = 82,5°, угол дрейфа a = 2,8°. Учитывали течение.

В 20.38 (ОЛ = 32,3) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Понд, ОС = 39°46,0' – маяк Рам, ОС = 58°25,0' – маяк Монхиган (i + S = +2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью кальки. Из этой точки следовали по ПУс = 136,0°. Перешли на управление судном по гирокомпасу, угол дрейфа a = 3,0°. Корректор включен на широту плавания.

В 21.15 (ОЛ = 41,1) закончили счисление.

Определить координаты обсервованных точек и невязки счисления. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованного места в 20.38, если m a = m b = m = 0,5'.

6.1.4. Карта 22314. Плавание в 2005 г. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = –2,0°, средняя скорость судна V 0 = 13,3 уз, Dл = –2 %, е = 12 м. Постоянное течение на SE, V т = 3 уз. Ветер NW.

В 00.00 (ОЛ = 18,7), находясь в точке с координатами jс = 36°51,0' N, lс = 8°51,5' W, определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Сан-Висенти, ОС = 31°33,5' – мыс Барранку, ОС = 37°16,0' – маяк Пьедади (i + S = –2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Из этой точки следовали по ПУс = 56,0°. Корректор не работает. Учитывали течение и угол дрейфа a = 3,0°.

В 00.53. (ОЛ = 30,7) измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Сан-Висенти, ОС = 60°49,2' – маяк Пьедади, ОС = 60°14,5' – маяк Алфанзина (i + S = –2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Из этой точки следовали по ПУс = 82,0°. Корректор установлен на широту плавания. Учитывали течение и угол дрейфа a = 2,0°.

В 01.38 (ОЛ = 40,7) измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Пьедади, ОС = 42°07,0' – маяк Алфанзина, ОС = 80°57,0' – маяк Вила-Мара (i + S = –2,0'). Из этой точки следовали по прежнему ГКК.

Определить координаты всех обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованной точки в 00.53, если m a = m b = m = 0,4'.

6.1.5. Карта 22314. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = –1,5°, средняя скорость судна V 0 = 12,6 уз, Dл = –5 %. Постоянное течение на SW, V т = 2 уз. Ветер SE.

В 16.00 (ОЛ = 54,5), находясь в точке с координатами jс = 36°55,0' N, lс = 8°25,6' W, определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Пьедади, ОС = 42°03,0' – маяк Алфанзина, ОС = 66°09,5¢ – маяк Вила-Мора (i + S = +2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Перенесли счисление в эту точку. Из этой точки следовали по ККмк = 70,0°, угол дрейфа a = 2,0°. Учитывали течение.

В 16.47 (ОЛ = 64,4) измерили два горизонтальных угла: маяк Вила-Мора, ОС = 44°58,0' – маяк Албуфейра, ОС = 62°23,0¢ – маяк Алфанзина (i + S = +2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Из этой точки следовали по ПУс = 286,0°, угол дрейфа a = 2,0°. Корректор включен на широту плавания. Перешли на управление по гирокомпасу.

В 17.47 (ОЛ = 77,0) измерили два горизонтальных угла: маяк Алфанзина, ОС = 42°00,0' – маяк Алгар, ОС = 89°23,0' – маяк Пьедади (i + S = +2,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Легли в дрейф.

Определить координаты всех обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованной точки в 17.47, если m a = m b = m = 0,3'.

6.1.6. Карта 23100. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = –1,0°, средняя скорость V 0 = 12,5 уз, Dл = –4 %, е = 12 м. Постоянное течение на SE, V т = 3 уз. Ветер NE, 7 баллов.

В 16.00 (ОЛ = 38,5), находясь в точке с координатами jс = 54°33,9' N, lс = 19°40,6' E, измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Балтийск, Дк = 12 м, ОС = 73°31,5¢ – маяк Щукинский, ОС = 51°44,5¢ – маяк створный в Балтийской косе, Дк = 15 м (i + S = –3,0'). Нанесли обсервованную точку на карту с помощью протрактора. Перенесли счисление в эту точку. Продолжили следовать по ККмк = 230,0°. Учитывали течение. Ветер попутный, a = 0,0°.

В 16.40 (ОЛ = 46,9) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Щукинский, ОС = 49°47,0' – маяк Пяски, ОС = 85°15,2' – маяк Крыница морска (i + S = –3,0'). Обсервованную точку нанесли на карту
с помощью кальки. Перешли на управление по гирокомпасу. Следовали по ПУс = 241,5°. Корректор не работает. Учитывали течение и угол дрейфа a = 2,0°.

В 17.35 (ОЛ = 57,3) застопорили машину, встали на якорь.

Определить координаты всех обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованной точки в 16.00, если m a = m b = m = 0,3'.

6.1.7. Карта 23100. Плавание в 2005 г. Постоянная составляющая поправки гирокомпаса D = –1,5°, средняя скорость судна V 0 = 13,7 уз, Dл = +2 %, е = 10 м. Постоянное течение на SW, V т = 2 уз. Ветер SE, 6 баллов.

В 06.30 (ОЛ = 10,5), находясь в точке с координатами jс = 54°49,8' N, lс = 18°26,6' E, измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Розеве, ОС = 52°09,5¢ – аэромаяк Владиславово, ОС = 71°41,5' – церковь Кузница (i + S = +2,0'). Нанесли обсервацию на карту с помощью кальки. Перенесли счисление в эту точку. Следовали по ПУс = 130,0°. Корректор выключен. Учитывали течение и угол дрейфа a = 3,0°.

В 07.15 (ОЛ = 20,8) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Бур, ОС = 98°59,0' – церковь Кузница, ОС = 18°7,0' – маяк Владиславово (i + S = +2,0'). Обсервованную точку нанесли на карту
с помощью протрактора. Следовали по ПУс = 75,0°. Корректор включен на широту плавания. Учитывали течение и угол дрейфа a = 3,0°.

В 08.20 (ОЛ = 35,9), выйдя из счислимой точки, легли на ГКК = 195,0°. Не учитывали течение и дрейф.

Определить координаты всех обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую радиальную погрешность обсервованной точки в 07.15, если m a = m b = m = 0,5¢.

6.2. Задачи на прокладку пути судна с определением места судна
по трем пеленгам. Исключение ошибки в принимаемой поправке компаса. Оценка точности обсервованного места.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: