6.5.1. Карта 12113 (1987 г.). Плавание в 2005 г. Управление по гирокомпасу, D = +1,5°. Корректор включен на широту плавания. Скорость судна V л = 8,0 уз, Dл = +4 %. Ветер S. Течение на NE, V т = 1,5 уз.
В 13.00 (ОЛ = 11,0), находясь в точке с координатами jс = 61°05,4¢ N, lс = 5°18,3¢ E, измерили пеленги трех ориентиров: гора Лавиксота высотой 706 м, ГКП = 55,0° – гора Кульгрувхейя высотой 495 м, ГКП = 151,5° – гора на южном берегу о. Согне-Фьорда высотой 669 м, ГКП = 197,0°. Проложив пеленги, получили большой треугольник погрешностей, появление которого объясняется погрешностью DГК. Нашли место судна, свободное от влияния погрешностей DГК. Определили верное значение DГК, с учетом которого проводим дальнейшее счисление. Из обсервованной точки следовали по ГКК = 276,3°. Ветер и течение не учитывали.
В 13.49 (ОЛ = 17,3) следовали по ПУa = 235,0°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 14.49 (ОЛ = 25,0) измерили расстояния до ориентиров: о. Хисаре, D р = 1,5 м – мыс Крокенесет, D р = 1,5 м – остров вблизи меридиана 5°, D р = 2,4 м. Из обсервованной точки скорректировали линию пути, чтобы пройти на расстоянии D кр = 0,6 мили от о. Итре-Сула. Учитывали дрейф, a = 2,0°.
В 15.49 (ОЛ = 32,7) измерили пеленг маяка Утвер, ГКП = 308,9, D р = 6,1 мили. Из обсервованной точки следовали по ИК = 344,0°. Угол дрейфа a = 1°.
В 16.12 (ОЛ = 35,7) измерили пеленг маяка Утвер, ГКП = 281,3°.
В 16.46 (ОЛ = 40,2) измерили пеленг маяка Утвер, ГКП = 202,8°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из обсервованной точки следовали по ПУb = 263,5°. Учитывали течение. Не учитывали дрейф.
Определить координаты обсервованных точек и невязки счисления. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места в 15.49.
6.5.2. Карта 12113 (1987 г.). Плавание в 2005 г. Управление по гирокомпасу, D = –2,0°. Корректор выключен. Таблица девиации 2. Средняя скорость судна V 0 = 10,0 уз, Dл = –10 %, е = 12 м. Ветер NW. Течение на N, V т = 1,0 уз.
|
В 16.30 (ОЛ = 51,0), находясь в точке с координатами jс = 61°11,6¢ N, lс = 4°28,5¢ E, измерили расстояние до трех ориентиров: маяк Крокестейн,
D р = 6,8 миль – маяк Оспейтоа, D р = 8,2 мили – маяк Саннёй, D р = 7,0 миль. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 5,0°. Угол дрейфа a = 2,0°. Учитывали течение. Управление судном по магнитному компасу.
В 17.30 (ОЛ = 61,00) определили место судна по двум пеленгам: маяк Санней, ОКП = 316,2° – маяк Иттерейане, ОКП = 210,7°. Перешли на управление по гирокомпасу. Из обсервованной точки следовали по ГКК = 57,5°. Угол дрейфа a = 4. Не учитывали течение.
В 18.23 (ОЛ = 69,8) определили место судна по двум пеленгам: маяк Санней (южный), ГКП = 202,5° – маяк Туссен, ГКП = 131,5°. Из обсервованной точки следовали по ИК = 42,0°. Не учитывали дрейф.
В?? (ОЛ =??) в момент выхода на ИП = 0,0° на маяк Санней (северный) легли на ГКК = 92,0°.
В 19.15 (ОЛ = 78,5) определили место судна по горизонтальным углам: маяк Саннёй (северный), 95°38,0') – о. Сване (мыс у поселка Тювог) – маяк Саннёй (северный) (163°26,0') – маяк Туссен (i + s = –2,0').
Из обсервованной точки следовали прежним курсом.
Определить координаты всех обсервованных точек и невязок счисления. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места
в 18.23, если m п1 = m п2 = m п = 1,2°.
6.5.3. Карта 12113 (1987 г.). Плавание в 2005 г. Управление
по гирокомпасу, D = +3,0°. Корректор включен на широту плавания. Скорость судна V л = 10,0 уз, Dл = +8 %, е = 10 м. Ветер NE. Течение на N, V т = 2,0 уз.
В 04.00 (ОЛ = 32,0), находясь в точке с координатами jс = 61°59,0¢ N,
lс = 4°46,0¢ E, измерили пеленги трех ориентиров: маяк Крокенес, ГКП = 56,0° – маяк Эксенесет, ГКП = 160,0° – маяк Хенденес, ГКП = 94,0°. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 203,0°. Угол дрефйфа a = 3,0°. Учитывали течение.
|
В 05.21 (ОЛ = 44,5) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Крокенес (61°14,0¢) – маяк Несье (46°20,0¢) – маяк Кваннховден (i + s = 0'0). Из обсервованной точки следовали прежним ПУс .
В?? (ОЛ =??) вышли на меридиан 04°30', проложили ИК = 90,0°. Не учитывали дрейф.
В 07.25 (ОЛ = 63,5) измерили пеленг маяка Кваннховден, ГКП = 327,0°, D р = 0,9 м. Из обсервованной точки следовали по ГКК = 53,5°. Не учитывали течение.
Определить координаты обсервованных точек и невязки счисления. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места
в 05.21.
6.5.4. Карта 12102 (1990 г.). Плавание в 2005 г. Скорость судна V 0 = 9,5 уз, Dл = + 5 %, е = 10 м, D = –4,0°. Ветер и течение переменные.
В 16.00 (ОЛ = 45,0), находясь в точке с координатами jс = 70°54,1¢ N,
lс = 26°59,0¢ E, измерили расстояние до трех ориентиров: о. Картей, D р = 5,5 м – мыс Леуквикнесет, D р = 3,5 м – мыс Сверхолтклуббен, D р = 6,3 м. Проложив расстояние на карте, получили большой треугольник погрешности, появление которого обусловлено влиянием повторяющейся систематической погрешности. Нашли место судна, свободное от влияния погрешности, и определили ее величину и знак. Из обсервованной точки следовали по линии ПУс = 337,0°. Корректор выключен. Направление течения на NE, V т = 1,5 уз. Ветер NE. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 16.51 (ОЛ = 53,1) измерили пеленг горы Сверхолтварде, ГКП = 212,0°. Из счислимой точки следовали по ИК = 265,0°. Течение и ветер прежние. Угол дрейфа a = 1,0°.
|
В 17.31 (ОЛ = 59,5) измерили пеленг горы Сверхолтварде, ГКП = 147,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ГКК = 222,7°. Течение прежнее. Не учитывали дрейф.
В 18.13 (ОЛ = 66,1) измерили пеленг маяка Хельнес, ГКП = 351,0°. Измерили горизонтальный угол: маяк Хельнес (103°33') – гора Сверхолтварде (i + s = –3). Определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу. Из обсервованной точки следовали по ПУa = 261,5°. Ветер N. Угол дрейфа a = 4,0°. Не учитывали течение.
В?? (ОЛ =??) пришли на траверз маяка Вестре-Порсангнесет. Измерили расстояние до восточной оконечности о. Стуре-Алтесула D р = 1,3 мили. Следовали прежним курсом.
Определить: координаты обсервованных точек, погрешность РЛС на 16.00, время и отсчет лага в момент траверза маяка Вестре-Порсангнесет. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места в 18.13, если m п = 1,0°, m a = 1'.
6.5.5. Карта 12102 (1990 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Скорость судна V л = 8,0 уз, Dл = –9 %, е = 12 м. Ветер SW. Постоянное течение на SW, V т = 2,0 уз.
В 16.00 (ОЛ = 30,0), находясь в точке с координатами jс = 71,04,0¢ N,
lс = 26°03,4¢ E, проложили ККмк = 39,5°. Измерили пеленги трех ориентиров: северный маяк залива Кемей-Фьорд, ОКП = 337,0° – маяк Хельнес, ОКП = 279,5° – гора на о. Стуре-Камей высотой 183 м, ОКП = 56,3°. Проложив пеленги на карте, получили большой треугольник погрешностей, появление которого обусловлено погрешностью DМК (несоответствие табличного значения девиации действительному). Нашли место, свободное от влияния погрешности DМК. Определили верные значения DМК и d, которые учитывали в процессе дальнейшего плавания по прежнему компасному курсу. Течение и дрейф не учитывали.
В 16.30 (ОЛ = 34,4) определили место судна по двум пеленгам: маяк (северный) залива Камей-Фьорд, ОКП = 76,0° – маяк Хельнес, ОКП = 358,0°. Перешли на управление по гирокомпасу. Следовали по ПУс = 320,0°,
D = –3,0°. Корректор включен на широту плавания. Учитывали течение. Угол дрейфа a = 4,0°.
В 17.30 (ОЛ = 43,1) определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу: маяк Кнившелодден, ГКП = 247,0° – маяк Кнившелодден (68,0°) – северный маяк залива Комей-Фьорд (i + s = 0,0'). Следовали по ПУb = 264,0°. Не учитывали дрейф.
В 18.00 (ОЛ = 47,5) измерили пеленг маяка Кнившелодден, ГКП = 223,0°.
В 18.45 (ОЛ = 54,0) измерили пеленг маяка Кнившелодден, ГКП = 121,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Продолжили следовать прежним курсом.
Определить координаты обсервованных точек. Дать оценку точности всех обсерваций, если m п = 0,8°, m a = 2,0', М сч = 1,0 мили.
6.5.6. Карта 12102 (1999 г.). Плавание в 2005 г. Управление судном по гирокомпасу, D = +2,0°, V 0 = 10,0 уз, Dл = –10 %, е = 9 м. Течение на SE, V т = 1,5 уз. Ветер E.
В 12.00 (ОЛ = 03,0), находясь в точке с координатами jс = 71°00¢ N, lс = 25°11,4¢ E, проложили ГКК = 339,0°. Корректор включен. Течение и дрейф не учитывали. Измерили пеленги трех ориентиров: гора Неббет высотой 318 м, ГКП = 314,0° – гора Гроколлфьелль высотой 417 м, ГКП = 202,0° – гора Мосейтинн высотой 289 м, ГКП = 103,0°. Проложив пеленги на карте, получили большой треугольник погрешностей, появление которого обусловлено погрешностью DГК. Нашли место, свободное от влияния погрешности DГК. Определили верное значение DГК, которое учитываем в ходе дальнейшего плавания по прежнему гирокомпасному курсу, проложенному из обсервованной точки. Учитывали дрейф, a = 3,0°.
В 13.17 (ОЛ = 15,7) определили место судна по пеленгу и горизонтальнеому углу: маяк бухты Суртвика, ГКП = 212,0° – маяк бухты Суртвика, a = 68°32¢ – гора Гроколлфьелль высотой 417 м, (i + s = –2').
Из обсервованной точки следовали по ПУb = 260,0°. Учитывали течение. Не учитывали дрейф.
В 13.47 (ОЛ = 20,7) с помощью радиолокатора измерили расстояние
до маяка Авлейснинген D р = 4,7 м.
В 14.34 (ОЛ = 28,4) повторно измерили расстояние до мыса Авлейснинген D р = 4,6 м. Определили место судна по крюйс-расстоянию. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ПУс = 199,0°. Учитывали течение и дрейф, a = 4,0°.
В 15.34 (ОЛ =??) определили место судна по двум гризонтальным углам: маяк Стуре-Госей (68°14¢) – восточная оконечность о. Колвен (75°08¢) – о. Стуре-Лотей, 30 м (i + s = –0,2°). Из обсервованной точки следовали
по прежнему ГКК.
Определить координаты обсервованных точек: DГК на 12.00, среднюю квадратическую погрешность в 13.17, если m п = 1,2°, m a = 1,0'.
6.5.7. Карта 12100 (1988 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1. Таблица скоростной девиации 3, D = +5,0°. Скорость судна V 0 = 8,5 уз, Dл = –6 %, е = 10 м. Ветер NE. Течение на SE, V т = 1,0 уз.
В 04.00 (ОЛ = 00,0), находясь в точке с координатами jс = 70°06,2¢ N, lс = 29°01,0¢ E, с помощью РЛС измерили расстояния до ориентиров: маяк Муртенснес, D р = 2,0 мили – мыс Вайднесет, D р = 4,0 мили – маяк Стуршер, D р = 2,5 мили. Проложив расстояния на карте, получили треугольник погрешности со сторонами более 0,5 мили, появление которого обусловлено влиянием систематических погрешностей радиолокатора. Нашли обсервованное место судна, свободное от влияния повторяющейся систематической погрешности и определили ее величину. Из обсервованной точки следовали по ККмк = 95,0°. Течение не учитывали. Учитывали дрейф, a = 3,0°.
В 06.20 (ОЛ = 22,3) измерили пеленги трех ориентиров: маяк Лилле-Эккерей, ОКП = 219,0° – маяк Вадсей, ОКП = 122,0° – маяк Бекфьорд, ОКП = 233,0°. Проложив пеленги на карте, получили большой треугольник погрешностей, появление которого обусловлено погрешностью DМК. Нашли место, свободное от влияния погрешностей DМК, одновременно определили верные значения DМК и d. Из полученной обсервации следовали по ПУс = 64,0°. Учитывали течение, a = 0,0°. Перешли на управление по гирокомпасу. Корректор включен.
В?? (ОЛ =??), находясь на траверзе маяка Лилле-Эклерей, измерили радиолокационное расстояние до него D р = 3,0 мили. Учитывали ранее рассчитанную погрешность РЛС. Из обсервованной точки проложили линию пути на маяк Ворьема. Учитывали течение и дрейф, a = 5,0°.
В?? (ОЛ =??) на расстоянии 1,5 мили от маяка Ворьема встали на якорь.
Определить координаты обсервованных точек и постановки судна на якорь. Оценить обсервацию, полученную на траверзе маяка Лилле-Эккерей и по радиолокационному расстоянию, если mп = 0,7°, принимаем расчетное значение mD, полученное по первой обсервации.
Задачи для самопроверки
6.5.8. Карта 12105 (1989 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации магнитного компаса 2, D = +2,5°. Средняя скорость судна V 0 = 8,5 уз, Dл = –6 %, е = 9 м. Ветер и течение переменные по силе (скорости) и направлению. Аномалию магнитного склонения от 5° W до 9° Е к расчету не принимаем.
В 12.37 (ОЛ = 73,0), находясь по счислению в точке с координатами jс = 69,35,0¢ N, lс = 16°52,0¢ E, проложили ККмк = 233,0°. Измерили пеленги трех ориентиров: маяк Монесет, ОКП = 05,0° – маяк Рера, ОКП = 317,8°, маяк Хьельва, ОКП = 276,0°. Проложив пеленги на карте, получили большой треугольник погрешностей, появление которого обусловлено погрешностями DМК. "Разогнав" треугольник погрешностей, нашли место, свободное от влияния погрешности DМК. Одновременно определили верные значения DМК и d. Из полученной обсервации проложили ПУс = 200,0°. Течение на W, V т = 2,0 уз, ветер N, a = 2,0°. Перешли на управление судном по гирокомпасу. Корректор выключен.
В?? (ОЛ =??) вышли на параллель 69°20,0' N и следовали ИК = 333,5°. Учитывали прежнее течение. Не учитывали дрейф.
В 15.01 (ОЛ = 96,0) измерили пеленг церкви на мысе Анненес, РЛП = 230,0°, D р = 7,5 мили. Определили место по пеленгу и расстоянию. Следовали по ГКК таким образом, чтобы пройти в 5 милях от маяка Рера. Не учитывали течение. Ветер N, a = 4,0°. Увеличили скорость хода до V л = 12,0 уз.
В 16.46 (ОЛ = 18,3) измерили горизонтальный угол между маяками Рера и Хьельва, ОС = 89°50,0' (i + s = –2). Следовали по направлению на маяк Оксенесет, ГКП = 155,0°. Из обсервованной точки следовали по ИК в бухту Ме-Фьорд таким образом, чтобы пройти в 0,5 мили на SW от семиметровой банки.
Определить координаты обсервованных точек. Оценить обсервацию в 16.46, если m п = 1,2°, m a = 2'.
6.5.9. Карта 407 (1986 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = +2,5°. Таблица скоростной девиации 2. Средняя скорость судна V 0 = 14,4 уз, Dл = +4 %, е = 10 м. Ветер SE. Постоянное течение на SW, V т = 3,0 уз.
В 04.00 (ОЛ = 50,0), находясь в точке с координатами jс = 57°14,0¢ N, lс = 24,02,0¢ E, измерили секстаном два горизонтальных угла: маяк Буллюцием (85,55,0¢) – маяк Лодиньи (58°55,0¢) – маяк Лачи (i + s = –10,0'). Указали на карте обсервацию графическим способом. Перенесли счисление в эту точку. Следовали по ПУс = W, a = 4,0°.
В 05.00 (ОЛ = 64,4) измерили секстаном горизонтальные углы: маяк Мерсраге (59°00,0') – маяк Энгуре (60°00,0') – маяк Рагацием (i + s = 0,0'). Указали на карте обсервацию с помощью кальки. Из обсервованной точки повернули на ПУс = N, a = 5,0°.
В?? (ОЛ =??) вышли на параллель 57°30,0' N, повернули на ГКК = 326,0°. Не учитывали дрейф.
В 07.00 ОЛ = 93,3.
В 07.10 (ОЛ = 95,7) повторно определили место судна по двум горизонтальным углам, измеренным секстаном: маяк Рухну (89°30,0') – маяк Колка (48°24,0') – маяк Гипка (i + s = 0,0'). Нанесли на карту обсервацию с помощью протрактора. Закончили счисление.
Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность третьей обсервации, если m a = m b = m = 0,2°.
6.5.10. Карта 609 (1985 г.). Плавание в 2005 г. Управление судном по магнитному компасу. Таблица девиации 2. Средняя скорость V 0 = 12,0 уз, Dл = 0 %, е = 10 м. Ветер S. Течение на N, V т = 2,0 уз.
В 14.00 (ОЛ = 15,0), находясь в точке с координатами jс = 66°18,0¢ N, lс = 40°40,0¢ E, следовали ИК = 83,0°. Одновременно измерили пеленг маяка Сосновец, ОКП = 167,0°, и горизонтальный угол с помощью секстана между маяками Сосновец (100°02,0¢) и Пулоньга (i + s = –2,0). Определили место по пеленгу и горизонтальному углу. Следовали по прежнему ИК. Учитывали течение и дрейф, a = 4,0°.
В 15.00 ОЛ = 27,0.
В 16.00 (ОЛ = 39,0) определили место судна по двум пеленгам: маяк Вороновский, ОКП = 237,0° – маяк Южная Майда, ОКП = 309,0°. Из обсервованной точки следовали по направлению к поселку Средняя Треть. Учитывали течение на NE. Ветер прежний. Угол дрейфа a = 3,0°.
В 16.40 (ОЛ = 47,0) измерили секстаном вертикальный угол маяка Мегра, Н = 70 м, ОС = 12,5' (i + s = –4,0') и определили расстояние до него.
В 17.20 (ОЛ = 55,0) повторно измерили угловую высоту маяка Мегра, ОС = 19,0' (i + s = –4,0'). Определили место судна по крюйс-расстоянию. Из счислимо-обсервованной точки проложили ИК в устье реки Мегра. В 3,5 милях от берега встали на якорь. Течение и дрейф не учитывали.
Определить координаты обсервованных точек. Оценить третью обсервацию, если mD = 2 кб, М сч = 1,2 мили.
6.5.11. Карта 12105 (1989 г.). Плавание в 2005 г. Таблица скоростной девиации 3, D = + 2,0°. Средняя скорость судна V 0 = 8,5 уз, Dл = –6 %, е = 10 м. Ветер и течение переменные. Управление судном по гирокомпасу. Корректор выключен.
В 14.30 (ОЛ = 06,3), находясь в точке с координатами jс = 69°50,5¢ N, lс = 19°48,2¢ E, определили место судна по двум горизонтальным углам, измеренным секстаном: гора Рейнскартинн (58°38,0¢) – гора Ульстинн (137°14,0¢) – гора Рунфьеллет (i + s = –8,0'). Из обсервованной точки проложили ПУс = 27,0°. Течение на SW, V т = 2 уз. Ветер W. Угол дрейфа
a = 4,0°.
В 16.30 (ОЛ = 23,3) измерили радиолокационные расстояния: маяк на мысе Нурклуббен, D р = 4,6 мили – северо-восточная оконечность о. Карлсей, D р = 3,1 мили. Одновременно опредеделяем пеленг по компасу на мыс Факкехейла, ГКП = 183,0°. Из обсервованной точки следовали по ПУa = 270,0°. Ветер встречный. Течение не учитывали.
В?? (ОЛ =??) пришли на траверз церкви, расположенной на о. Карлсей проложили ИК = 284,5°. Течение и дрейф не учитывали.
В 17.44 (ОЛ = 33,7) определили место судна по трем пеленгам: маяк Клуббен, ГКП = 22,0° – створ мысов у поселка Гамвик, ГКП = 261,5° – мыс поселка Мьенес, ГКП = 333,5°. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 0,0°. Учитывали течение на SE, V т = 1,5 уз. Ветер W. Угол дрейфа
a = 2,0°.
В 17.59 (ОЛ = 35,8) измерили пеленг маяка Клуббен, ГКП = 55,8°.
В 18.21 (ОЛ = 39,0) повторно измерили пеленг маяка Клуббен, ГКП = 141,3°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из обсервованной точки следовали по ИК = 322,0°.
Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места в 17.44, если m п1 = m п2 = m п = 0,8°.
6.5.12. Карта № 610 (1981 г.). Плавание в 2005 г., D = –2,0°. Таблица девиации 2. Средняя скорость V 0 = 11,0 уз, Dл = –9 %, е = 10 м. Ветер N, 6 баллов. Постоянное течение на S, V т = 3,0 уз. Корректор не работает.
В 04.00 (ОЛ = 25,0), находясь по счислению в точке с координатами: jс = 65°10,2¢ N, lс = 37°30,0¢ E, проложили ПУс = 284,5°. Учитывали постоянное течение на S, a = 3,0°. Управление по гирокомпасу.
В 05.04 (ОЛ = 36,7) определили место судна по пеленгу и расстоянию: маяк Становище, ГКП = 206,3°, D р = 2,3 мили. Из обсервованной точки следовали по ГКК = 322,0°. Угол дрейфа a = 3,0°.
В 05.38 (ОЛ = 42,9) измерили пеленг маяка Чурнаволок, ГКП = 252,2°. Следовали по прежнему курсу. Скорость прежняя.
В 06.14 (ОЛ = 49,6) измерили пеленг маяка Чурнаволок, ГКП = 159,7°. Из обсервованной точки проложили ПУс = 250,0°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 07.09 (ОЛ = 59,7) определили место судна по двум пеленгам: маяк Жижтинский, ГКП = 101,1° – маяк Колгуев, ГКП = 230,0°. Перешли на управление по магнитному компасу, ККмк = 286,5°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В?? (ОЛ =??) в момент появления горы Вербокольской на КУ = 122° (л/б) закончили счисление.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить вторую обсервацию, если m п = 1,1°, М сч = 1,1 мили.
6.6. Контрольные расчетно-графические задания по теме
"Определение места судна визуальными способами"
6.6.1. Карта 12105 (1989 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Таблица скоростной девиации 3, D = –1,5°. Средняя скорость V 0 = 8,5 уз, Dл = –6 %, е = 10 м. Ветер и течение переменные.
В 07.18 (ОЛ = 45,0), находясь в точке с координатами jс = 70°22,5¢ N, lс = 19°11,8¢ E, проложили ККмк = 59,5°. Измерили пеленги трех ориентиров: маяк Ормхольмен, ОКП = 204,0° – гора Росмелен, ОКП = 175,0° – маяк Стуре-Гримсхольмен, ОКП = 108,5°. Из полученной обсервации прокладываем ПУс = Е. Течение на N, V т = 2,5 уз. Ветер N. Угол дрейфа a = 4,0°. Управление судном по гирокомпасу. Корректор выключен.
В 09.00 (ОЛ = 59,4) определили место судна по двум пеленгам: маяк Стуре-Гримсхольмен, ГКП = 201,0° – маяк Фуглекальвен, ГКП = 125,0°. Следовали в прежнем направлении (ПУс = Е). Течение на NE, V т = 2 уз. Ветер VE. Угол дрейфа a = 3,0°.
В 10.00 (ОЛ = 67,9) определили место судна по радиолокационному пеленгу маяка Фуглекольвен, РЛП = 230,0°, и расстоянию до него D р = 5,1 мили. Из обсервованной точки следовали по ПУa = 180,0°. Угол дрейфа a = 5°. Ветер NE. Течение не учитывали.
В 11.30 (ОЛ = 80,7) определили место судна по пеленгу огня на о. Спенна, ГКП = 244,5°, и горизонтальному углу, измеренному секстаном, между горой Фуглейкаллон и огнем на о. Спенна, ОС = 106°36,0´ (i + S = –6,0´). Из обсервованной точки следовали по ГКК = 195,0°.
Представить расчетную таблицу. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервации в 10.00, если m п = 1,0°, mD = 1 %.
6.6.2. Карта 26215, печати 1978 г. Плавание в 2005 г. Управление судном по гирокомпасу, D = +2,0. Корректор выключен. Таблица девиации 1, V л = 6,0 уз, Dл = +5,0 %, е = 10 м. Ветер и течение переменные.
В 06.00 (ОЛ = 10,0), находясь в точке с координатами jс = 59°02,6' N, lс = 5°20,0¢ E, проложили ГКК = 180,0°. Определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу: маяк Санхольмен, ГКП = 86,5° – маяк Санхольмен (53°00) – огонь на о. Вестре-Имсен (i + S = 0,0'). Из обсервованной точки следовали по прежнему ГКК. Учитывали течение на SE, V T = 0,5 уз. Ветер W. Угол дрейфа a = 2,0°.
В?? (ОЛ =??) вышли на траверз огня на о. Вестре-Имсен.
В 66.50 (ОЛ = 14,8) измерили пеленг огня на о. Вестре-Имсен, ГКП = 18,5°. Определили место по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки проложили линию пути на маяк Тунгенесет. Учитывали прежние элементы течения и дрейфа, a = 2,0°.
В 07.57 (ОЛ = 21,2) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Вистнестанген (80°03,0') – маяк Тунгенесет (111°33,0') – маяк Ерхольмен (i + S = –3,0'). Из обсервованной точки следовали по ПУa = 0,0°, a = 3,0°. Не учитывали течение.
В 08.15 (ОЛ = 23,0) определили место судна по пеленгу и двум расстояниям: маяк Ерхольмен, ГКП = 266,0°, D р = 2,0 мили – о. Альстейн, Др = 0,6 мили. Из обсервованной точки следовали по ИК = Е. Перешли на управление по магнитному компасу. Не учитывали течение и дрейф.
В 08.32 (ОЛ = 24,7), выйдя на траверз маяка Браген, следовали по ККмк = 129,5°.
Заполнить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервации в 07.57.
6.6.3. Карта 26215 (1978 г.) Плавание в 2005 г. Таблица девиации 3. Плавание по гирокомпасу, D = –1,5°. Корректор выключен. Скорость судна V л = 6,0 уз, Dл = –3 %, е = 8 м. Ветер и течение переменные.
В 04.00 (ОЛ = 00,0) стали на якорь. Определили место судна по двум горизонтальным углам с помощью секстана: маяк Ротнесфлуа (128°00,0') – маяк Флотхольмен (127°26,0') – маяк Эуса (i + S = –2,0'). Следовали по ГКК = 219,5°. Учитывали дрейф, a = 3,0°. Ветер N.
В 04.15 (ОЛ = 01,5) определили место судна по трем пеленгам: маяк Ротнесорлуа, ГКП = 175,5° – маяк Эуса, ГКП = 280,5° – маяк Серскот, ГКП = 22,0°. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 174,0°. Течение NE, V т = 1,0. Ветер попутный.
В 04.45 (ОЛ = 4,6) определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу: маяк Серскот, ГКП = 301,5° – маяк Серскот (99,0°) – маяк Фейстейн. Из обсервованной точки следовали по ИК = 249,5°. Течение прежнее. Ветер NE. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 05.21 (ОЛ = 8,2) измерили пеленг маяка Фейстейн, ГКП = 110,0°. Следовали по ПУb = 180,0°. Течение на N, V т = 1,0 уз. Не учитывали дрейф. Перешли на управление по магнитному компасу.
В 05.51 (ОЛ = 11,3) повторно измерили пеленг маяка Фейстейн, ОКП = 232,3°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Застопорили машину.
Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервации в 04.00, если m a = m b = 2°.
6.6.4. Карта 32308 (1992 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1, скоростной девиации 1, D = +1,5°. Средняя скорость V 0 = 8,5 уз, Dл = –6 %, е = 12 м. Ветер S. Течение на W, V т = 1,5 уз.
В 04.00 (ОЛ = 10,00) встали на якорь, ККмк = S. Определили место судна по пеленгу маяка Анкона, ОКП = 341,0, снятому с магнитного компаса, и горизонтальному углу, измеренному секстаном, между маяками Анкона и Сенигаллия, a = 85,02' (i + S = –2'). Следовали по ККмк = 327,0°. Учитывали течение и дрейф. Угол дрейфа a = 2,0°.
В?? (ОЛ =??) вышли на параллель 44,0°. Определили место судна
по трем пеленгам: маяк Сан-Бартоло, ОКП = 67,0° – маяк Фано, ОКП = 36,5° – маяк Сенигаллия, ОКП = 353,0°. Обсервованное место приняли в треугольнике погрешности. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 303,5°. Перешли на управление по гирокомпасу. Корректор выключен. Элементы течения и дрейфа прежние.
В 06.51 (ОЛ = 33,3) измерили пеленг маяка Каттолика, КП = 240,0°.
В 08.06 (ОЛ = 43,9) повторно измерили пеленг маяка Каттолика, ГКП = 191,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованного места следовали по ИК = 0,0. Течение прежнее. Дрейф не учитывали.
Заполнить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованной точки, полученной по трем пеленгам, если m п = 0,8°.
6.6.5. Карта 32308 (1992 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2, скоростной девиации 1, D = –1,5°. Средняя скорость V 0 = 8,5 уз, Dл = +6 %, е = 10 м. Ветер N. Течение на Е, V т = 1,5 уз.
В 06.00 (ОЛ = 05,0), находясь в точке с координатами jс = 44°45,6' N, lс = 13°37,6' Е, проложили ГКК = 127,0°. Учитывали течение и дрейф. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 06.33 (ОЛ = 9,7) измерили пеленг скалы Порер, ГКП = 71,0°.
В 07.19 (ОЛ = 16,3) повторно измерили пеленг маяка Порер. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по прежнему ГКК. Элементы течения и дрейфа постоянны.
В 08.05 (ОЛ = 22,9) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Порер (64°30,0¢) – маяк Галийола (78°00¢) – маяк Сусак (i + S = 0,0'). Из обсервованной точки следовали по ПУс = 0,0°. Учитывали прежние элементы течения. Ветер встречный.
В 09.31 (ОЛ = 35,1) определили место судна по пеленгу и расстоянию: маяк Порер, ГКП = 77,0° – маяк Галийола, D Р = 6,5 м. Перешли на управление по магнитному компасу, ККмк = 105,0°. Не учитывали течение и дрейф.
В 10.37 (ОЛ = 44,5) определили место судна по трем расстояниям: мыс Лакуни, D р = 2,6 м – маяк Галийола, D Р = 4,5 м – о. Зега, D Р = 2,3 м.
Заполнить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места в 09.31, если m п = 1,4°, mD = 3 %.
6.6.6. Карта 12100 (1988 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации магнитного компаса 3, D = –2,0°. Скорость судна V л = 12 уз, Dл = 8 %, е = 12 м. Ветер NE. Течение на NE, V т = 1,5 уз.
В 03.00 (ОЛ = 15,0), находясь в точке с координатами jс = 70°00,7' N, lс = 32°36,0' Е, проложили ККмк = 270,0°. Определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу: маяк Вайдогубский, ОКП = 55,0° – маяк Вайдогубский (80°32,0') – маяк Лазарь (i + S = –2'). Управление судном по магнитному компасу. Из обсервованной точки следовали по ККмк = 318,0°. Учитывали течение и дрейф. Угол дрейфа a = 5,0°.
В 06.00 (ОЛ = 53,9) определили место судна по пеленгу и расстоянию: маяк Варде, ОКП = 30,0°, D Р = 15 миль. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 291,0°. Перешли на управление по гирокомпасу. Корректор выключен. Учитывали течение на NW, V т = 1,5 уз. Ветер прежний, a = 3,0°.
В 06.40 (ОЛ = 62,5) измерили пеленг маяка Хабраннесет, ГКП = 254,0°.
В 07.25 (ОЛ = 72,2) повторно измерили пеленг маяка Хабраннесет, ГКП = 207,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Следовали по прежнему курсу.
В 07.52 (ОЛ = 78,1) определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Хабранннесет (47°02,0') – гора на мысе Клуббеспирет высотой 215 м (50°52,0') – маяк Маккеур (i + S = –2'). Обсервацию нанесли на карту
с помощью кальки. Из обсервованной точки следовали по ИК = 197,0°. Не учитывали течение и дрейф.
Заполнить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервованного места в 03.00, если m п = 1,5°, m a = 5'.
6.6.7. Карта 610 (1981 г.). Плавание 2005 г. Таблица девиации 1, D = –2,0°. Корректор включен на широту плавания. Средняя скорость V 0 = 11,0 уз, Dл = –9 %, е = 10 м. Течение на S, V т = 1,5 уз. Ветер N.
В 14.30 (ОЛ = 15,01), находясь в точке с координатами jс = 65°57,0¢ N, lс = 35°02,5¢ Е, проложили ГКК = 135,0°. Определили место судна по трем пеленгам: маяк Кирбейнаволок, ГКП = 279,0' – мыс Толстик, ГКП = 243,0° – о. Луда-Нахконица, ГКП = 190,5°. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 157,0°. Учитывали течение и дрейф. Угол дрейфа a = 3,0°.
В 15.39 (ОЛ = 27,5) измерили одновременно горизонтальный угол: о. Луда-Нахконица (101°32¢) – о. Самбалуда (i + S = –2') и пеленг о. Самбалуда, ГКП = 196,0°. Из обсервованной точки следовали по ПУс = 169,0°. Учитывали течение. Ветер попутный.
В 16.09 (ОЛ = 32,9) измерили пеленг маяка Самбалуда, ГКП = 228,0°.
В 16.39 (ОЛ = 38,3) повторно измерили пеленг маяка Самбалуда, ГКП = 314,5°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки проложили линию пути таким образом, чтобы пройти в четырех милях к востоку от маяка Хенекоргский Стамик.
Не учитывали течение. Угол дрейфа a = 2,0°. Перешли на управление
по магнитному компасу.
В?? (ОЛ =??) Траверз маяка Хенекоргский Стомник. Измерили радиолокационное расстояние до маяка (D Р = 4,5 м). Определили место судна. Следовали по прежнему курсу.
Представить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность последней обсервации, если m п = 1,5°, mD = 1 %.
6.6.8. Карта 407 (1986 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1, D = +2,0°. Скорость судна V л = 10,0 уз, Dл = 2 %, е = 10 м. Течение на SE, V т = 1,5 уз. Ветер W.
В 20.00 (ОЛ = 40,5) следовали по линии створа на выход из залива Пярну-Лахт. Управление судном по магнитному компасу. Определили место судна по двум горизонтальным углам: маяк Пиккана (78°32,0') – маяк Соргусаар (106°32,0') – маяк Мыйзакюла (i + S = –2'). Учитывали течение
и дрейф. Угол дрейфа a = 5,0°.
В 20.36 (ОЛ = 46,6) измерили пеленг маяка Айнажи, ОКП = 311,5°.
В 21.42 (ОЛ = 57,8) повторно измерили пеленг маяка Айнажи, ОКП = 254,5°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ИК = 327,5°. Перешли
на управление судном по гирокомпасу. Корректор включен. Учитывали прежние элементы течения и дрейфа, a = 5,0°.
В?? (ОЛ =??) на траверзе маяка Пиккана измерили расстояние до о. Кихну D р = 6,6 мили. Из обсервованной точки проложили линию пути на маяк Сяэретукк (бухта Ветела-Лахт). Течение прежнее. Не учитывали дрейф.
В 01.13 (ОЛ = 03,8) определили место судна по трем пеленгам: маяк Аллираху, ГКП = 253,0° – маяк Сяэретукк, ГКП = 293,0° – маяк Кыйгусте, ГКП = 333,0°. Машину застопорили. Легли в дрейф.
Заполнить расчетную таблицу. Определить координаты обсервованных точек. Рассчитать среднюю квадратическую погрешность обсервации в 01.13, если m п1 = m п2 = m п = 1,6º.