6.4.1. Карта 12103. Плавание в 2005 г. D = –1,5°. Значение d v указано в таблице скоростной девиации 3. Средняя скорость V 0 = 13,2 уз, Dл = –9 %, е = 12 м. Ветер NW. Течение на W, V т = 1,5 уз.
В 15.10 (ОЛ = 30,3), находясь в точке с координатами jс = 70°26,8¢ N, lс = 21°30,0¢ E, проложили ПУс на маяк Хюлла, угол дрейфа a = 4°. Корректор не работает.
В 15.25 (ОЛ = 33,6) мыс Скаген, ГКП = 120,2°.
В 15.45 (ОЛ = 38,0) мыс Скаген, ГКП = 71,5°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Курс судна прежний.
В 16.00 (ОЛ = 41,3) произвели смену вахт.
В 16.10 (ОЛ = 43,5) измерили одновременно расстояние до о. Брюнилен D р = 7,0 мили с помощью РЛС и пеленг маяка Брюнилен, ГКП = 132,2°. Определили место судна по пеленгу и расстоянию. Следовали по ГКК = 332°. Течение не учитывали. Угол дрейфа a = 1°.
В 16.30 (ОЛ = 47,9) гора на о. Кур-Фуглей, Н = 431 м, ГКП = 256,7°.
В 17.00 (ОЛ = 54,4) гора на о. Кур-Фуглей, Н = 431 м, ГКП = 230,2°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Курс прежний.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить обсервацию в 16.10, если m п = 0,8°, mD = 0,02 мили.
6.4.2. Карта 12103. Плавание в 2005 г. Таблица девиации 1. Корректор включен на широту плавания. Средняя скорость V 0 = 8,5 уз, D = –3°, Dл = –6 %, е = 12 м. Ветер W. Течение на Е, V т = 2 уз.
В 14.00 (ОЛ = 21,8) из счислимой точки с координатами jс = 70°53,5¢ N, lс = 22°47,5¢ E продолжили следовать по ПУс = 235,0°. Перешли
на управление по магнитному компасу. Угол дрейфа a = 3°.
В 14.45 (ОЛ = 28,2) мыс Скаренеринген, ОКП = 190,5°.
15.30. (ОЛ = 34,6) мыс Скаренеринген, ОКП = 137,2°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Следовали по ККмк = 207,9°. Течение прежнее, a = 5°.
В 16.00 (ОЛ = 38,8) измерили одновременно расстояние до мыса Стейнснериген D р = 1,5 м и пеленг этого же мыса, ОКП = 315,5°. Определили место судна по пеленгу и расстоянию. Проложили ПУс на г. Столет (577 м). Угол дрейфа a = 0°,0. Смена вахт. Перешли на управление по гирокомпасу.
|
В 16.30 (ОЛ = 43,0) определили с помощью РЛС место судна, D р = 1,6 мили, кратчайшее расстояние до берега прямо по курсу на мыс Скарвнерингер, РЛП = 54,0°. Из обсервованной точки проложили ИК на вход в залив Галте-Фьорд. Течение и дрейф не учитывали.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить обсервованную точку в 16.30, если m п = 0,8°, mD = 0,02 мили.
6.4.3. Карта 12103 (1987 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = –1,0°. Таблица скоростной девиации 3. Скорость судна V л = 10,0 уз, Dл = –5 %, е = 12 м. Ветер N. Течение на NЕ, V т = 2 уз.
В 20.00 (ОЛ = 15,0) находясь в точке с координатами jс = 70°43,0¢ N, lс = 22°00,0¢ E, определили пеленг маяка Фуглен, РЛП = 180,0°, Dр = 2,5 мили. Следовали по ГКК = 252,5°. Учитывали течение, a = 3,0°.
В 21.00 (ОЛ = 25,5) следовали по ПУс = 155,0°. Угол дрейфа a = 1,0°. Измерили пеленг маяка Койа, ГКП = 105,5°.
В 22.00 (ОЛ = 36,0) измерили пеленг маяка Койа, ГКП = 215,5°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Следовали по ИК = 136,0°. Угол дрейфа a = 2,0°. Течение не учитывали.
В 23.12 (ОЛ =??) определили место судна по двум пеленгам: маяк Лилле-Хоэн, ГКП = 179,7° – маяк Силльмюлинген, ГКП = 274,7°. Продолжили следовать прежним ГКК.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить обсервованную точку на 23.12, если m п1 = m п2 = 1,5°.
6.4.4. Карта 12106 (1985 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = +2,5°. Корректор включен на широту плавания V 0 = 12,3 уз, Dл = +6 %, е = 10 м. Течение на NE, V т = 1,5 уз. Ветер S.
В 16.30 (ОЛ = 23,3), находясь в точке с координатами jс = 68°33,5¢ N, lс = 14°17,0¢ E, измерили пеленг маяка Литлей, РЛП = 28,0°, D р = 2,2 мили. Из обсервованной точки следовали по ГКК = 259,0°. Угол дрейфа a = 4,0°. Учитывали течение.
|
В 17.07 (ОЛ = 31,0) измерили пеленг маяка Литлей, ГКП = 73,5°. Повернули на ПУс = 31,0°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 17.53 (ОЛ = 40,4) измерили пеленг маяка Литлей, ГКП = 155,5°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ИК = 40,5°. Угол дрейфа a = 3,0°. Учитывали течение.
В 18.39 (ОЛ = 49,8) определили место судна по трем пеленгам: высота 528 м, ГКП = 157,5° – о. Терей, ГКП = 88,0° – высота на о. Скугсей 708 м, ГКП = 71,5°. Из обсервованной точки следовали по ПУa = 86,5°. Угол дрейфа a = 4,0°.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить обсервованную точку в 18.39, если m п1 = m п2 = 1,5°.
6.4.5. Карта 12106 (1985 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = –1,5°. Корректор включен на широту плавания. Скорость судна V л = 10 уз, Dл = –4 %, е = 10 м. Течение на Е, V т = 1,5 уз. Ветер NE.
В 08.00 (ОЛ = 15,0), находясь в точке с координатами jс = 69°24,0¢ N, lс = 16°04,0¢ E, проложили ПУс = 232,5°. Угол дрейфа a = 3,0°. Учитывали течение. Измерили пеленг маяка Анненес, ГКП = 170,0°.
В 08.54 (ОЛ = 24,4) измерили пеленг маяка Анненес, ГКП = 87,2°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ГКК = 230,5°. Учитывали прежние элементы течения. Угол дрейфа a = 0,0°.
В?? (ОЛ = 36,9) определили место судна по двум пеленгам: маяк Анда, ГКП = 215,5° – маяк Бервоген, ГКП = 137,5°. Из обсервованной точки следовали по ИК = 186,0°. Не учитывали дрейф и течение.
В 10.30 (ОЛ = 41,1) измерили расстояние до о. Анда D р = 4,8 мили.
В 11.00 (ОЛ = 46,3) повторно измерили расстояние до о. Анда D р = 4,5 мили. Определили место судна по крюйс-расстоянию. Застопорили машину.
|
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить обсервованную точку на 11.00, если mD = 0,02 мили, М сч = 0,5 мили.
6.4.6. Карта 12104 (1986 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = +1,0°. Корректор включен на широту плавания. Таблица девиации 1. Скорость судна V л = 8,0 уз, Dл = +8 %, е = 8 м. Течение на SЕ, V т = 1,0 уз. Ветер N.
В 10.00 (ОЛ = 01,00) из точки с координатами jс = 70°10,0¢ N, lс = 18°21,5¢ E следовали по ГКК = 32,0°. Ветер встречный. Учитывали течение. Измерили пеленг горы Гретеаксла высотой 547 м, ГКП = 95,0°.
В 11.00 (ОЛ = 8,4) следовали по ПУс = 65,5°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 11.30 (ОЛ = 12,1) измерили пеленг горы Гретеаксла, ГКП = 173,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки продолжили следовать прежним курсом. Учитывали прежние элементы дрейфа и течения.
В 12.59 (ОЛ = 22,9) определили место судна по двум пеленгам: гора Бурет на о. Нур-Квалей высотой 396 м, ГКК = 211,0° – гора Твинарен на о. Ванней высотой 759 м, ГКП = 147,5°. Из обсервованной точки следовали по ИК = 180,0°. Не учитывали течение. Угол дрейфа a = 0,0°. Гирокомпас вышел из строя. Перешли на управление по магнитному компасу.
В 13.44 (ОЛ = 28,4) измерили пеленг о. Ноя, РЛП = 114,0°, D р = 2,4 м. Следовали по ККмк = 210,5°.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать СКП обсервованного места на 13.44, если mD = 0,2 %.
6.4.7. Карта 12104 (1986 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = –2,0°. Корректор выключен. Таблица девиации 2. Средняя скорость V 0 = 10,5 уз, Dл = –5 %, е = 12 м. Течение на Е, Vт = 1,5 уз. Ветер NE.
В 19.30 (ОЛ = 85,0) следовали по ИК = 55,0°. Управление судном
по гирокомпасу. Течение и дрейф не учитывали. Определили место судна по пеленгу и горизонтальному углу: маяк Панкехейла, ГКП = 186,0° – маяк Фуглейкалвен (a = 103,0°, i + s = 0). Из обсервованной точки следовали по ПУa = 340,5°. Угол дрейфа a = 3,0°. Течение не учитывали.
В 19.54 (ОЛ = 89,2) пришли на траверз маяка Фуглейкалвен.
В 20.54 (ОЛ = 99,7) измерили пеленг маяка Фуглейкалвен, ГКП = 12,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки перешли на управление по магнитному компасу. Следовали по ККмк = 252,0°. Угол дрейфа a = 2,0°.
В 22.24 (ОЛ = 15,5) определили место судна по двум пеленгам: маяк Фуглейкалвен, ОКП = 298,0° – маяк Ноя, ОКП = 4,4°. Повторно перешли на управление по гирокомпасу, включили корректор на широту плавания. Легли на ИК = 139,5. Не учитывали дрейф. Элементы течения прежние.
В 22.54 (ОЛ = 20,7) измерили пеленг маяка Стуре-Гримсхолмен, ГКП = 182,0°.
В 23.24 (ОЛ = 25,9) измерили пеленг маяка Стуре-Гримсхолмен, ГКП = 277,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Продолжили следовать по прежнему курсу.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу.
Задачи для самопроверки
6.4.8. Карта 407. Плавание в 2005 г. Значение d n выбираем в таблице скоростной девиации 2, D = +0,5°. Скорость судна V с = 13,8 уз, Dл = –6 %, е = 9 м. Ветер S, 5 баллов. Течение на NW, V т = 2,0 уз.
В 08.00 (ОЛ = 20,0), находясь в точке с координатами jс = 57°48,0¢ N, lс = 22°27,0¢ E, измерили пеленг маяка Колка, ГКП = 101,5°, D р = 6,0 мили.
Из обсервованной точки продолжили следовать по ИК = 50,0°. Угол дрейфа a = 2,0°. Учитывали течение.
В 09.00 (ОЛ = 33,8) измерили пеленг маяка Аллираху, ГКП = 6,5°.
В 10.00 (ОЛ = 47,6) измерили пеленг маяка Аллираху, ГКП = 282,5°. Определили место по крюйс-пеленгу. Повернули на ПУa = SE. Угол дрейфа a = 4,0°. Течение не учитывали.
В 11.00 (ОЛ = 61,4) измерили пеленг маяка Рухну, ГКП = 178,3°.
В 12.00 (ОЛ = 75,2) измерили пеленг маяка Рухну, ГКП = 253,3°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Закончили счисление.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить третью обсервацию, если m п = 1,2°, М сч = 1,2 мили.
6.4.9. Карта 609 (1985 г.). Плавание в 2005 г. Таблица девиации 2. Средняя скорость судна V 0 = 10,9 уз, Dл = +10 %. Ветер Е, 6 баллов.
В 14.00 (ОЛ = 17,5), находясь по счислению в точке с координатами jс = 66°17,0¢ N, lс = 40°20,0¢ E, проложили ККмк = 200,0°. Измерили пеленг маяка Пулоньга, ОКП = 257,0°. Угол дрейфа a = 5,0°.
В 14.50 (ОЛ = 26,4) измерили пеленг маяка Пулоньга, ОКП = 344,0°. Определили место по крюйс-пеленгу. Следовали по ПУс = 240,0°. Учитывали течение на S, V т = 3,0 уз. Угол дрейфа a = 1,0°.
В 15.30 (ОЛ = 33,9) измерили пеленг переднего створного знака Пялица, ОКП = 311,7°, D р = 8,0 мили. Определили место по пеленгу и расстоянию. Следовали прежним курсом.
В 16.00 (ОЛ = 39,4) измерили пеленг маяка Никодимский, ОКП = 282,0°.
В 16.30 (ОЛ = 44,9) измерили пеленг маяка Никодимский, ОКП = 329,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Закончили счисление.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Оценить третью обсервацию, если m п = 0,7°, М сч = 1,6 мили.
6.4.10. Карта 606 (1975 г.). Плавание по гирокомпасу в 2005 г., D = –2,5°. Корректор не работает. Значение d n выбираем в таблице скоростной девиации 3. Скорость судна V 0 = 10,0 уз, Dл = +10 %, е = 9 м. Ветер Е.
В 24.00 (ОЛ = 62,0), находясь в точке с координатами jс = 67°12,0¢ N, lс = 43°30,0¢ E, проложили ГКК = 350,0°. Одновременно измерили с помощью РЛС расстояние до маяка Конушинский D р = 3,4 мили и по компасу пеленг этого же маяка, ГКП = 77,4°. Определили место судна по визуальному пеленгу и радиолокационному расстоянию. Из обсервованной точки следовали по прежнему курсу. Учитывали течение на SE, V т = 2,0 уз. Угол дрейфа a = 4,0°.
В 01.38 (ОЛ = 78,2) вышли на траверз маяка Богатый. Следовали по ПУс = 40,0°. Учитывали течение на S, V т = 2,0 уз. Угол дрейфа a = 5,0°.
В 03.00 (ОЛ = 91,7) измерили пеленг маяка Богатый, ГКП = 156,0°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Из счислимо-обсервованной точки следовали по ПУa = 12,0°. Не учитывали течение. Угол дрейфа a = 4,0°.
В 03.38 (ОЛ = 98,0) измерили пеленг маяка Кия, ГКП = 119,3°.
В 04.05 (ОЛ = 02,5) измерили пеленг маяка Шойна, ГКП = 63,3°. Определили место судна по крюйс-пеленгу. Закончили счисление.
Определить координаты обсервованных точек. Представить расчетную таблицу. Рассчитать СКП первой и третьей обсервации, если m п = 0,8°, mD = 0,3 мили, М сч = 1,1 мили.
6.5. Задачи на прокладку пути судна с определением места судна
с помощью визуальных способов
Приближенный расчет радиальной средней квадратической погрешности М0 с вероятностью Р = 65 % при определении места судна различными способами приведен в приложении 14. Ориентировочные оценки средних квадратических погрешностей навигационных параметров, измеренных с помощью различных приборов и систем, приведены в приложении 15. Образцы заполнения таблицы и оформления прокладки при ведении графического счисления путем определения места судна различными способами указаны в приложении 16.