Тайным голосованием первым Президентом СССР избран Михаил Сергеевич Горбачев. 13 глава




Спор перешел в перебранку. Отложили. Потом пришли к выводу, что вообще мы различными организационными перестройками, бесконечными новациями то в одной, то в другой сфере сельского хозяйства вконец «замотали» крестьян. Необходимо разработать четкую, научно обоснованную концепцию ведения сельскохозяйственного производства в стране.

28 сентября. Политбюро. Вел Горбачев.

Он возвратился из отпуска и, как всегда, «набит» идеями. Его окружение на отдыхе «работает».

Давайте поговорим без повестки. Надо обдумать, поразмышлять о ходе перестройки, о проблемах,начал он.Перестройка дело долговременное. Но в ее ходе будут этапы. Насколько адекватна работа Политбюро, Секретариата, Совмина тем задачам, которые ставит нынешний этап? Мы вступили в критический этап. Сутьразвернутый процесс демократизации и коренные изменения в экономике. Это два крупных направления. Демократия и реформа экономики выходят на миллионы людей. Напряжение в обществе нарастает. Ситуация характеризуется более открытым проявлением столкновений интересов, большой дифференциацией взглядов.

Самое главноерастет беспокойство в обществе за реализацию перестройки. Ситуация острая. Мы и ожидали трудностей в революционном процессе. Поэтому не должно быть места шатаниям, панике и т.д. Главноереализовать, что наметили. Политически и практически крайне важно верно оценить соотношение сил по отношению к перестройке. Сопротивлениеналицо. Противоречия естественны. Они сидят в каждом из нас, эта правда остается. Но есть и определенные силы, которые видят в перестройке (демократизации, гласности, экономических преобразованиях) угрозу своему привилегированному положению. То, что мы называем вотчиной, монополией власти. Растет их сопротивление демократии. Имеющиеся трудности используются для дискредитации перестройки. Здесь недалеко и недовольство народа.

Значит, по-моему, предстоит серьезная борьба. Если же не удастся справиться, то характер ситуации будет более болезнен и потребуются неимоверные усилия партии. Вот почему я говорю о серьезности нынешнего этапа. Первый этап мы выполнили,продолжал Михаил Сергеевич.Разработана программа, принципы, документы. В стране создана определенная политическая атмосфера.

Второй этап. Трансформация политики, идей первого этапа в практическую жизнь. Это будет протяженный этап, не менее 11,5 года. Здесь важно внедрение экономического механизма, совершенствование управления и т.п. На первом этапе основная нагрузка была на Политбюро, ЦК, Правительстве. Надо было выработать политику, принципы. Сейчас основной груз должны взять на себя другие, нижние этажи партийных организаций (республики, области, города, районы, первичные парторганизации). Там нередко перестройка воспринимается, как покушение на их права, преимущества, на власть. На первом этапе, вскрывая причины застоя, мы ударили по центральным органам (а как же понимать его «возмущение» от публикации «Бить по штабам»?!), на них сосредоточила внимание пресса, народ. Теперь необходимо подключить и другие уровни.

Главноепартия, кадры. Нужны не накачки, совещания, говорильняэто старо, уже было. Надо укреплять веру парторганизаций, людей в свои силы, в реальность задач, вести поиск их решения.

Следует поразмыслить и о нашей работе, о деятельности Политбюро и Правительства. Надо долбить и долбить в одну точкуреализация решений XXVII съезда. Люди должны знать, что Политбюро держит в поле зрения основные, наиболее важные вопросы, которые волнуют народ.

Вот такой была изложенная Горбачевым «новая программа действий». Затем пошло обсуждение. Конечно, все за перестройку, за решения XXVII съезда. Но оттенков во взглядах много.

Рыжков поддержал Горбачева. Об экономической реформенужно поскорее решать проблему цен. Нельзя дальше терпеть такой разнобой. Может быть, провести по этому поводу Пленум ЦК, сессию Верховного Совета, подготовить народ. Об идеологическом обеспечении перестройки. Нельзя охаивать прошлое огульно, надо отделить народ от личностей, повинных в бедах.

Лигачев согласен с высказываниями Горбачева. Основной упор сделать на усиление организаторской работы парторганизаций. Пока в деятельности многих партийных комитетов превалирует поверхностный подход. Идеологические вопросы требуют особого внимания. Надо серьезно разобраться с этим.

Воротников. Мы взялись за проблемы по всему фронту. Невозможно все сразу реализовать. Необходимы приоритеты, системные действия. Нельзя хвататься за одно, за другое, начинать и бросать. Говоритене паниковать.Согласен. Но надо быть последовательными в действиях, в ответственности. За словом должно следовать дело. О роли местных органов и их ответственности. Для этого нужна увязка государственных интересов с местными проблемами. Говорим, что права им дали! Какие?! На бумаге! О ценах. Я целиком поддерживаю Н.И. Рыжкова, мое мнениенужна комплексная реформа не только цен, но и денежная реформа. Мы теряем время. Может, невпопад, но

скажу о т.н. организационных методахнадоели всем совещания, сборы, семинары, комиссии и бригады проверок (особенно по пьянству). На местах

стоит стон. И еще об идеологической работекакова ее роль и место в перестройке? Идет она бестолково.

Никонов. О кадрах. Оценивать людей надо по делам. У многих вылез формализм - выступить, зажечь, написать и... в корзину. Сказал и забыл.

Разработать оптовые цены надо сейчас, а не после перехода на полный

хозрасчет. Зачем делать пустую работу, а потом менять.

Чебриков. Образование неформальных общественных организацийэто

закономерный процесс. Беда, что их оставляют без внимания, тогда возникают проблемы, экстремизм. Есть и такие «организации», содержание работы которых инспирировано извне. Там стоят во главе лица с враждебными

настроениями, они маскируют свое подлинное лицо. Их инструментподдержка любых оппозиционных сил, недовольства людей.

Яковлев. Демократияэто не анархия, это порядок. Всякая стерилизациябесплодна, она несовместима с демократией. Общая идеологическая

атмосфера, исключая отдельные факты, в стране благоприятная. Не перестройка породила неформальные объединения, она открыла им

гласность. Дальше будет у нас не легче, демократия требует накопления и использования накопленного социалистического опыта. Процессы надо

анализировать и терпеливо, активно работать. Организм перестройки,

демократизации молодой, он подвержен заболеваниям (корь, дифтеритпереболели все), и их надо лечить, а не загонять внутрь. Надо психологически готовить людей к будущему развитию демократии и гласности. (Вот так и «готовился» Яковлев к будущему своему отходу от социализма!)

Лукьянов. Человек пока не почувствовал большей защищенности законами.

Запущена сфера хозяйственного законодательства. Растерянность перед

демократизацией. Выступления прессы оказывают давление на

правоохранительные органы, требуют возвращения на доследования,

пересмотра и т.п. Это недопустимо. Не хватает кадров юристов.

Ельцин. Важность кадровой проблемы. Январский Пленум дал большой эффект. Июньский уже меньше. Он сложен для восприятия, требовал

экономической подготовки, а пленумы в областях, районах провели наскоро, поэтому и результат... О ценахэтот вопрос волнует людей. Нужна определенность. К развитию движения неформалов мы оказались не готовы.

Горбачев подытожил. Обмен мнениями важен. Налицо политическое единство. Запад хотел бы вбить клин. Ищет щель в руководстве, в позиции Верховного Совета. Хотят групповщины. Не находят. Наша политика поддержана народом. Революционные преобразования надо вести до конца. Центр борьбы сейчас перемещен в коллективы, в районы, города, области. Идеологическое обеспечение. Вроде бы все идеологические службы заботятся о перестройке. Но существо и формы заботы разные. Надо, чтобы идеологическая работа строилась на наших ценностях, на ценностях социализма.

Что касается истории. Необходима вся история. Все, что выстрадали, что было, чего добились, это все наше. Нельзя допустить охаивания прошлого, труда народа. Мы видим и потери, и трагические моменты. Это надо отделить от народа. Сейчас увлеклись 20—30-ми годами, послевоенным периодом. А годы, из которых выросла перестройка? Это очень сложное время. Не просто осмыслить их. Здесь наука, творческие силы помалкивают.

Мы в Политбюро — на огромном переломе. Надо по-товарищески, в духе взаимопонимания обсуждать все вопросы, касаются они тебя или нет. Нужна открытость, объективность, здоровый дух.

Решили — по итогам обсуждения подготовить развернутое постановление Политбюро.

 

Необходимо сделать некоторое отступление от хронологического изложения событий.

Итак, 28 сентября 1987 г.

Два с половиной года у руля КПСС ее Генеральный секретарь М.С. Горбачев. Как заявил он сегодня, завершен, в основном, первый этап выдвинутой им программы революционного преобразования общества.

Разработаны концепции, принципы, документы. В стране создана «определенная политическая атмосфера». Теперь второй этап — «трансформация политики, идей первого этапа в практику».

Как можно сегодня оценить итоги первого этапа? Очевидно, что к середине 80-х годов изменения в жизни советского общества были необходимы. Но какова была стратегия и тактика этих изменений? Какая ставилась конечная цель? Что провозглашалось и что было сделано?

Сразу после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС М.Горбачев стал обсуждать необходимость существенных кадровых изменений. Именно перестройка кадров в духе новых требований, в частности в высших эшелонах власти, ставилась условием проведения курса на ускорение экономического и социального развития страны. «Нужны единомышленники, активные и последовательные».

Буквально с мая Горбачев стал реализовывать свои задумки. Это видно и из моих дневниковых записей. В течение года произошли существенные изменения в составе Политбюро и Секретариата ЦК КПСС. Идет замена заведующих отделами Центрального Комитета, первых секретарей крайкомов и обкомов партии. Кадровые перестановки происходят и в Правительстве. В подавляющем большинстве обновление кадров было необходимо, но замена, подбор людей на ту или иную высокую должность проходили поспешно, нередко пристрастно, без учета их истинных качеств, компетенции. Поэтому иногда происходили замены по второму, а то и по третьему кругу.

Итак, кадры. Затем Горбачев подтверждает начатую еще Ю.В. Андроповым линию на укрепление ответственности, дисциплины, наведение порядка на производстве.

Вопросы экономического развития страны были также постоянно в повестке дня Политбюро и Секретариата ЦК.

Позже, утратив власть, он скажет, что одной из главных его ошибок в перестройке было то, что он не уделил первоочередного внимания сельскому хозяйству. Это так и не так. Горбачев уделял ему внимание, но не коренным проблемам, не создал приоритетных условий для его экономического укрепления. А начал он с совершенствования управления агропромышленным комплексом. Суть идеи Горбачева заключалась в том, чтобы связать, объединить все: производство, переработку сельхозпродукции, обслуживание техники, строительство на селе. Упразднить союзные и республиканские министерства (Минсельхоз, Минпищепром, Минмясомолпром, Минзаг, Сельхозтехнику, Сельстрой и др.). Основные функции руководства передать вниз — в район, область.

Вроде бы на первый взгляд идея прогрессивная. Тем более что он убеждал: «Этот вопрос я ношу в себе много лет. Я все продумал». Нет, не все. Не учел он крестьянской специфики. Традиций, уклада, сформировавшегося на селе десятилетиями. Разломав, пусть консервативную, но систему, он породил разброд и неуверенность хозяйств в завтрашнем дне. Доводы оппонентов сводились к тому, что нельзя ломать все сразу. Надо идти по этапам, причем комплексно, менять не только структуру, но и экономические отношения.

Реорганизация управления Агропромом все-таки проходит. Хотя потом, в течение последующих лет, к этому вопросу возвращаются не один раз и кое-что исправляют. Но насколько велик потенциал колхозно-совхозного уклада, показало то, что и эта ломка на первых порах не принесла селу ущерба. Даже небольшая экономическая поддержка, установившиеся связи принесли позитивные результаты, и начиная с 1983 года производство продукции сельского хозяйства возрастало (вплоть до 1988 года). Однако «перестройка», экономический беспредел, политическая нестабильность развалили и сельское хозяйство.

Экономические новации нарастают. Чаще они научно не обоснованны, не обеспечены ресурсами, не учтены их финансовые последствия, принимаются спонтанно. Наиболее характерна в этом отношении развернувшаяся с мая 1985 года антиалкогольная кампания. Сомнений нет, меры борьбы с пьянством в стране были необходимы. Но решение по этому вопросу было принято без учета последствий, да и проходила эта «борьба» чисто административными мерами. В стране резко сократилось производство винно-водочных изделий под нажимом Центра. Это повлекло за собой экономические перекосы. Процветает самогоноварение. Из торговли исчезают сахар, спиртосодержащие лекарства, парфюмерные изделия. Возмущение народа нарастает. Бюджет теряет десятки миллиардов рублей. Однако статистика дает «успокаивающие» цифры снижения продажи алкоголя. Но пьянство — продолжается. В итоге такой метод борьбы за трезвость проваливается.

Идеи и предложения по другим частным экономическим проблемам возникают одна за другой. Многие решения в принципе были необходимы, но принимаются они поспешно, на эмоциональном всплеске. Например, разворачивается борьба с нетрудовыми доходами (спекуляция, посредничество и другие). Одновременно, в целях привлечения незанятого населения, разрешается индивидуальная трудовая деятельность (работа на дому, занятия народными промыслами, ремеслами, пошив одежды и другие). Принимаются постановления Правительства, указы Верховного Совета. Но на практике эти законы нарушаются, что вызывает недовольство, возмущение населения.

Идет поиск мер, способных интенсифицировать производство в промышленности. Принимаются хорошие решения — сокращается число и меняется суть ряда отчетных показателей в работе предприятий. Цель — дать возможность для маневра, уйти от объемных, валовых оценок. Устанавливается для предприятий государственный заказ на некоторые основные виды продукции. Все, что сверх госзаказа, — по прямым договорам. Смысл — развивать инициативу, социалистическую предприимчивость. Но опыта работы по прямым связям нет. Взаимные поставки срываются, проявляются эгоистические тенденции с обеих сторон (больше взять и меньше дать). В итоге руководители предприятий опять отдают предпочтение государственным плановым поставкам. Это надежнее.

По инициативе ленинградских машиностроительных заводов разворачивается движение за перевод предприятий на двухсменную работу. Цель - высвободить оборудование, производственные площади и провести техническое перевооружение, внедрить более прогрессивные технологии. Однако не ясно, как использовать эти площади, где взять средства на перевооружение, как обслужить работающих во второй смене? И это начинание не дало эффекта.

Остро стоит вопрос о качестве. Велика материало- и энергоемкость большого числа машин и изделий. Много продукции по своим параметрам значительно уступает мировым стандартам. Велик процент брака. На предприятиях, на базах торговли растут сверхнормативные остатки неходовых товаров (ткани, белье, обувь, холодильники, телевизоры и др.). Борьба за качество выливается в неизвестно кем, правда, выдвинутую идею организации «государственной приемки». Мои, в частности, попытки воспротивиться созданию этого дополнительного бюрократического звена успеха не имели.

Введение госприемки обернулось, с одной стороны, дополнительными затратами на создание огромного контрольного аппарата (не обеспеченного средствами контроля, технической документацей и даже ГОСТами), а с другой стороны, повлекло за собой снижение ответственности исполнителей, рабочих за качество продукции. Просуществовала год с небольшим, от нее пришлось отказаться.

Руководство Госснаба (Л.А.Воронин) проталкивает предложение о переходе на оптовую торговлю и прямые договорные отношения между предприятиями. Говорим, как же это осуществить на практике, когда налицо постоянный дефицит сырья, материалов, комплектующих. Но стремление к децентрализации велико. Решение принимается. Опять-таки потом и эта идея угасает.

Начинается потихоньку и конверсия оборонных предприятий. Дело вроде стоящее. Но организуется оно кустарно. Ряд оборонных министерств получает задания по выпуску оборудования для легкой, пищевой промышленности. Вскоре вообще ликвидируется Минпищелегмашпром, и все его небольшие заводы передаются оборонщикам. Суть такой передачи была на первый взгляд проста: мощный научно-производственный потенциал оборонных отраслей скорее сможет провести реконструкцию этих заводов и, подключив высвобождающиеся от военных заказов мощности, наладить выпуск современных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Но не учли, что на такие цели требуется не отобрать, а добавить капиталовложения оборонщикам. А средств-то нет!

Ведется разработка положения о социалистическом, а затем государственном предприятии. Во главу угла экономических рычагов ставится полный хозяйственный расчет. Сначала предприятий, затем министерств, отраслей промышленности, а потом даже (по инициативе прибалтийских союзных республик) речь пойдет о полном хозяйственном расчете территорий, областей, краев, союзных республик. Вот такой был замах! Значительно расширяется самостоятельность предприятий. Прорабатывается идея выборности руководства, создания советов трудовых коллективов (причем не ясно, как будут разделены функции СТК и профкомов). Сущность этих преобразований заключалась в соединении единоначалия с демократическими принципами руководства. Министерства теперь будут не в состоянии влиять на назначение (выбор) руководителя предприятия. Как покажет затем практика, избирали нередко некомпетентных, без должного опыта людей — говорунов, обещалкиных.

Эксперименты продолжаются, но растут и проблемы. Обсуждается вопрос о переходе на самофинансирование. Расширяются возможности кооперации сначала в сфере обслуживания, а затем и в сфере производства товаров и продуктов. Кооператорам предоставляются небывало льготные условия. Остро стоит проблема финансов, нужно наводить порядок в ценах, совершенствовать кредитную систему. Разговоры, обмен мнениями на этот счет идут непрерывно. Надо. Но как? Совет Министров разработал предложения. Политбюро в апреле 1987 года рассматривает их. Признается необходимость проведения реформы ценообразования, в первую очередь оптовых и закупочных цен, обсуждается проблема денежной реформы. Но решения по этому поводу откладываются. И в то же время без пересмотра цен всерьез думать о самофинансировании нельзя.

Проходит реорганизация банковской системы, по моему мнению, неудачная. Госбанк, по существу, передает свои функции нескольким отраслевым банкам. Реорганизация эта идет только в Центре, а на местах, где работают с клиентами, ничего не меняется.

Даже это короткое перечисление проведенных и проводимых мер свидетельствует о буквальном навале экономических инициатив. Можно с ними соглашаться или не соглашаться, отстаивать или отрицать. Следует подчеркнуть принципиальную важность многих из этих мер. Но многие из них не были достаточно подготовлены, осуществлялись поспешно.

Нельзя всерьез говорить и о территориальном хозрасчете. По отношению к области, республике это была надуманная идея. Именно она подталкивала республики к экономической самостоятельности, что очень пришлось по сердцу ревнителям территориальной независимости, особенно в Прибалтике. Затем эта идея переросла в борьбу за политические суверенитеты. То есть все начиналось с малого. Благие на первый взгляд намерения трансформировались в сложнейшие проблемы. Но хочу особо подчеркнуть следующее: выхватывая отдельные народнохозяйственные проблемы, их пытались решить вне рамок единой комплексной программы экономической реформы. Такой программы не было.

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК определил суть перестройки системы управления экономикой, позицию и действия партии в этих условиях. Но эта программа, касавшаяся лишь частично экономического реформирования, не была реализована. А ведь речь шла об основных принципах. Механизм исполнения не был отработан.

Созданные по решению Пленума две комиссии Политбюро для разработки проектов отраслевых (Рыжков) и территориальных схем управления (Лигачев) надолго застряли на стадии подготовки предложений, попыток найти идентичность в подходах. А это в рамках Союза ССР было невозможно — настолько сложна и многогранна его экономика.

Серьезным дезорганизатором большой работы по внедрению механизма совершенствования управления явился выдвинутый на этом Пленуме Горбачевым постулат: «Разрешается все, что не запрещено законом».

Вот здесь следует остановиться. Возникает вопрос, как же так, многие новаторские идеи не были восприняты, а промышленность, строительство, транспорт все народное хозяйство в 1985—87 годах продвигалось вперед. Налицо были, хотя и небольшие, успехи.

В этом никакого феномена нет. Во-первых, ряд нужных изменений технического и организационного характера проводились на местах помимо и вопреки директивам Центра. А во-вторых, что самое главное, в эти годы еще сохранялась и действовала, правда устаревшая, консервативная, но десятилетиями отработанная, достаточно четкая система управления экономикой. Существенный стержень этой системы — мощная политическая партия. Она, действительно взяв на себя несвойственные функции, держала руку на пульсе экономики и контролировала ее развитие.

Была необходимость изменить систему управления экономикой, оставить за партией только политические функции, передать государственную власть Советам. Это так, бесспорно. Но вопрос в том, как это следовало сделать? Революционной ломкой, под флагом перестройки? Или эволюционными, постепенными преобразованиями, опираясь на эффективные экономические законы, стабильную политическую систему с учетом специфики нашей страны, ее истории, традиций и реальностей, сложившихся в последние десятилетия? Пошли первым путем. Сломать. Ничего не дав взамен. Разорвали экономику, оторвали от нее политику.

Конечно, может последовать вроде бы резонное замечание, что все это легко говорить сейчас, имея перед глазами реальный отрицательный опыт. Но ведь и тогда многие предложения и решения вызывали возражения — и у специалистов, и у ученых, да и у некоторых членов Политбюро. Однако стремление развить успехи, а они действительно были и в 1985, и в 1986, и даже в 1987 годах, желание быстрее «пробежать» переходный этап перестройки, «оправдать надежды народа» — вот эти стремления брали верх над экономической наукой и опытом. Именно они затем поставили политику впереди экономики. И локомотивом такого «пробега» выступал именно Генеральный секретарь ЦК. Он очень торопился.

Нередко на заседаниях Политбюро возникали серьезные споры. Выслушав всех, Горбачев общими фразами, призывами еще раз подумать, поработать над замечаниями, как бы сближая различные позиции, свертывал дискуссию. И лишь после его высказываний в 1992 году стало ясно, куда он торопился. Он с самого начала задумал радикально изменить не только экономику, но и общественно-политический строй. Однако в то время нам, его коллегам, еще казалось, что слова «демократия и социализм» неразделимы. И мы верили ему.

И когда одна за другой экономические идеи стали срываться, то, естественно, возникал вопрос, а в чем же причина, что мешает их реализации? И на июньском Пленуме ЦК, особенно после него, стали все громче звучать слова, что не только ошибки, просчеты, консерватизм и бюрократизм тому виною, а дело в политической системе. Эта идея была не нова.

Еще в 1986 году, а затем в последующие годы все чаще стал подбрасываться довод, что виновата политическая система. Она-де тормозит развитие экономических процессов. Без кардинального изменения политической системы мы не справимся с задачами перестройки.

При обсуждении вопросов на Политбюро, на февральском (1986 г.) Пленуме ЦК Горбачев говорил, что стратегия ускорения, провозглашенная апрельским Пленумом, не сводится только к экономике. Нужно наращивать ускорение и политических процессов. Хотя и подчеркивал, что ответы на все вопросы мы должны искать в рамках социализма. На XXVII съезде КПСС пошла речь о демократизации и гласности, получившая затем активную поддержку и фактически поставленная в качестве главной задачи партии на январском (1987 г.) Пленуме ЦК.

Развивая идею демократизации и гласности, Горбачев же считает, что кое-что надо не только перестроить, но сломать... промедление и нерешительность губительны. Правильная по своей сути идея укрепления правовых и исполнительных функций Советов была реализована формально. Партия постепенно отходила от экономических проблем, а Советы были не в состоянии взять руководство экономикой на себя. Местные органы видели эти противоречия и, надо сказать, выступали с предложениями — не торопиться, обдумать, прежде чем ломать. Готовы ли Советы взять на себя такую властную нагрузку? Ведь нет правовой основы, нет соответствующих структур, нет подготовленных кадров и т.п. Но комиссии Политбюро действовали решительно, давали отпор этим настроениям.

 

На заседании Политбюро в сентябре 1987 года Горбачев утверждал, что экономическая реформа тормозится неудовлетворительной работой местных партийных комитетов, есть попытки дискредитировать перестройку. Мы вступили в критический этап перестройки. Это был провокационный призыв. Он был негативно воспринят на местах. Явно просматривалась попытка свалить вину за сбои в перестройке на других. Появились сомнения в искренности его намерений и правильности выбранного пути перестройки. Его призыв усилить нажим на другие уровни партийно-государственной структуры вызвал протест. Речь пошла и о перекосах в идеологии, о неоправданном критиканстве прессы, о многочисленных выпадах некоторых неформальных организаций. Отмечалось, что решения июльского (1987 г.) Пленума сложные, непонятные многим. Высказывались пожелания посвятить вопросам идеологического обеспечения перестройки специальный Пленум. Думаю, что это был маневр, уход от прямого ответа. Дело в том, что демократизация и гласность вышли из-под контроля. Они уже не столько стимулировали, сколько возбуждали общественное мнение, направляя его активность на противостояние Правительству, КПСС.

Гласность и плюрализм мнений. Эти лозунги вышли из принципиальных установок перестройки. Они предполагали необходимость перестройки сознания, психологии людей, более глубокий, творческий подход к общественным проблемам, овладение широким кругом информации, постоянное сопоставление мнений, а также приобщение масс к духовным ценностям, повышение политической их культуры и активности. Но что же получилось на деле? Развернулась критика стиля и методов работы местных партийных и советских органов. Хлестко, с сарказмом и издевкой «разделывали» тех, кто недостаточно активно воспринимал идеи перестройки. Начав с упреков за медлительность и консерватизм в проведении перестроечных реформ, перешли затем к фронтальной атаке на все стороны деятельности партии. Действия прессы, зачастую носившие поверхностный, недостаточно объективный характер, основанные на полуправде, домыслах, лишь дезориентировали общественное мнение.

Однако в интерпретации Горбачева в этих действиях не было ничего предосудительного. Осуждая отдельные перехлесты, он в то же время поддерживал и поощрял настрой, как уже говорилось, «бить по штабам». На первом этапе перестройки — по Центру, а затем по среднему уровню партийных и советских кадров, которые, по его мнению, и являлись тормозом в проведении перестроечной политики. Получая такую поддержку, средства массовой информации развернули еще более активную деятельность. «Разоблачительные» антисоветские, антипартийные публикации стали превалировать на страницах многих газет, на радио, телевидении. Разговоры о плюрализме и гласности были для них не больше, чем пропагандистской маскировкой.

Таким образом, молодую советскую демократию, которую, по выражению «главного идеолога», надо лечить от детских болезней (корь, дифтерит), видно, лечили сверхмощными гормонами, и она не только выздоровела, но и набрала такую силу, что стала крушить все вокруг, используя разрушительную спецгласность, о которой тот же А.Н. Яковлев в 1992 году скажет, что не предполагал такой ее разрушительной силы. Хотя в середине 1987 года, когда, возбуждая людей, псевдодемократы провоцировали их на массовые выступления против властей, когда возмущение дезориентированных людей выплеснулось на улицы, прозвучали успокаивающие слова А.Н. Яковлева что в народе растет настроение сопричастности к делам страны, повышается культура восприятия. Это хорошо. Вот так! Ну а Горбачев, получая информацию своих идеологических советников, основное внимание прессы направляет на борьбу против «консерваторов». Он все больше упирает на то, что в стране нарастают силы, которые видят в перестройке, в демократии, гласности угрозу своему привилегированному положению. Они используют имеющиеся трудности, чтобы дискредитировать перестройку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: