Тайным голосованием первым Президентом СССР избран Михаил Сергеевич Горбачев. 8 глава




10 апреля. Политбюро.

Горбачев долго и обстоятельно говорил о своих впечатлениях от поездки в Куйбышевскую область: «Не предполагал, что это такой крупный промышленный и сельскохозяйственный центр.Большая концентрация рабочего класса. Мощное машиностроение, нефть, химия. Куйбышевпролетарский город. Активность трудящихся высокая. Все выплеснулось на улицы. Народ полностью поддерживает линию партии. Но областное руководство пассивно.

ВАЗ в Тольяттитехнологические и экономические новации, но уже Минфин им ставит палки в колеса. Современнейшие станки выпускает станкозавод. Высочайший уровень и культура производства на оборонных заводах. И убогая, устаревшая технология на предприятиях легкой промышленности. Очень поучительная поездка. Напишу специальную записку».

Перешли к вопросу о реформе высшей школы. Он заметил: «Материал сырой, надо доработать и смотреть еще раз. Не надо торопиться, создавать суперминистерство. Стремиться объять в Центре все и вся. Давайте еще раз посмотрим. И масса запросов. Их следует соизмерить с реальными возможностями».

Стоит сказать несколько слов о выступлении Горбачева в Тольятти, оно имеет принципиальное значение. Этот материал в печати был озаглавлен «Быстрее перестраиваться, действовать по-новому». Изложив кратко итоги XXVII съезда, обосновав, почему партии был нужен именно такой съезд (подтвердивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, необходимость крутого поворота, перемен к лучшему), который в партии и народе назван «съездом стратегических решений», Горбачев стал говорить о том, как следует сейчас работать, чтобы проводить решения съезда в жизнь.

И, по-моему, именно здесь, в Тольятти, он высказался за комплексный подход к перестройке как обновлению всех сторон жизни нашего общества. Определил ее, как решающее условие претворения в жизнь планов партии. «Надо начинать прежде всего с перестройки в мышлении и психологии, в организации, стиле и методах работы.... Если мы сами не перестроимся... то неперестроим и экономику, и нашу общественную жизнь в духе съезда». (Подчеркиваю, что под перестройкой он понимал и провозглашал именно реализацию решений XXVII съезда партии. Вот база, основа перестройки. Какой смысл в этот термин был вложен им и его окружением позже? Там ничего от XXVII съезда не осталось.)

Горбачев говорил о перестройке «на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе, в органах управления, в партийных и государственных органах, включая Политбюро и Правительство».

Именно с этого момента повсеместно стала проводиться мысль о «перестройке, обновлении всех сфер жизни общества».

24 апреля. Политбюро.

О ходе обсуждения итогов XXVII съезда КПСС в партийных организациях.

Горбачев рассуждал о проблемах перестройки. Дело движется, есть и результаты, растет интерес и активность людей, но процессидет медленно. Говорят, нужно время. Да, нужно. Но сколько, для решения каких задач? Много разговоров, говорильни. Идет поток бумаг с мест (особенно в Агропроме). Ведь для того, чтобы навести элементарный порядок, не надо много времени. Необходимо больше внимания к конкретной работе. Не нужно зря дергать людей. Работа аппарата идет часто вхолостую, обюрокрачена. Надо сократить аппарат в государственных структурах. Начать с ЦК.

В принципе, многое зависит от кадров. Это большой и принципиальный вопрос. Видимо, следует нам провести Пленум ЦК о работе с кадрами. Так начался подход через проблему кадров к другим принципиальным организационным и идеологическим вопросам, которые позже, в январе 1987 года, были обсуждены на Пленуме ЦК.

28 апреля. Утром сообщили, что в 10.30 внеочередное заседание Политбюро. Повестка дня: авария на Чернобыльской АЭС.

Сообщение Горбачева:

«На Чернобыльской АЭС ночью в субботу произошла тяжелая авария. Выведен из строя 4-й энергоблок. Об этом стало известно в ЦК и Совете Министров в 5 часов утра 26 апреля. Организована Правительственная комиссия под председательством Б.Е. Щербины, она находится на месте аварии. Информация противоречивая. Слово Долгих».

Долгих рассказал, что ему ночью 26 апреля позвонил Фролышев, зам. заведующего Отделом тяжелой промышленности ЦК КПСС, и сообщил, что по докладу директора АЭС Брюханова примерно около 2 часов ночи на 4-м блоке при проведении каких-то опытных работ произошла авария. Был взрыв, пожар. Разрушены конструкции 4-го блока. Есть жертвы. Пожар потушен. Но якобы реактор не пострадал, его заглушили. Он (Долгих) сразу поставил в известность Горбачева, Рыжкова. Решили образовать комиссию во главе с Щербиной, заместителем Председателя Совмина. Первая группа специалистов вылетела в Чернобыль (через Киев) в 9 утра, вторая группачлены комиссиивылетела в 16.00, а Щербина, находившийся в это время в Сибири, добрался до Чернобыля лишь поздно вечером. Там находятся Майорец, академик Легасов, представители Минсредмаша, проектных институтов и др.

Ночью на 27-е в Москве стало известно, что авария значительно тяжелее, чем информировали сначала. Поврежден реактор. Резко возрастает уровень радиоактивности. 27-го числа принято решение об эвакуации населения из поселка АЭС г. Припяти. Подключены отряды ГО и МВД. Приняли меры для завала реактора идет его засыпка песком, свинцом. Вот таково примерно было сообщение Долгих.

На Политбюро возникли вопросы. В чем причина? Никакой ясности. Говорят, проводились какие-то эксперименты перед остановкой блока на ремонт. По просьбе комиссии решили — подключить Минсредмаш, ядерников из Челябинской области, от А.П. Александрова, Минобороны и всех, кого нужно. Дать предложения о первоочередных мерах для ликвидации последствий аварии. Позаботиться о людях. Поддерживать постоянную связь с Щербиной. Завтра информировать Политбюро. Дать сообщение в печати от Совета Министров Союза. На этом обсуждение закончили.

29 апреля, снова в 10.30 Политбюро.

Более обстоятельная информация Долгих. Обстановка на АЭС катастрофическая. Реактор фактически разрушен. Идет активный выброс графита. Температура ядерного топлива в реакторе растет. Уровень радиации необычайно высокий. Получили большую дозу облучения и госпитализированы свыше ста человек. Они отправлены в Москву (Третье управление Минздрава СССР). Радиоактивность распространяется. Первая (очень предварительная) схема после замеров: языки радиоактивных выбросов обнаружены в северо-западном, западном и южном направлениях, на расстоянии 4—5 км от Чернобыльской АЭС.

Предложения, принятые на месте комиссией совместно с учеными и специалистами:

1.Продолжать заброс реактора: песок, бор, свинец.

2.Детальное обследование и дезактивация территории. Санобработка и эвакуация людей.

3.Контроль воздушной среды. Направление потока воздуха меняется. Разнос неравномерный. Необходимо расширить объем поиска и проверок уровня радиоактивного заражения.

4.Образовать постоянную группу связи с Чернобылем.

5.Ограничение зоны до 10 км по радиусу. Контроль въезда.

6. Комиссию Щербины необходимо на днях менять, так как набрали большую дозу радиации. Использовать вахтовый метод работы комиссии.

Затем заслушали информации Израэля, Буренкова, Алтунина, Гинько, Ахромеева, Александрова, Власова (МВД).

Суть объяснений Александрова. Авария самая крупная. АЭС типа РБМК. Главное не допустить контакта ядерной массы с водой. Расплав может идти вниз (там под реактором, под бетонной плитой расположен бассейн с водой). Тогда — гремучий газ и катастрофа.

Серьезные претензии к ГО, Минздраву. Дезактивация организована плохо, примитивно. Нет оборудования и материалов. К зоне сильного загрязнения радионуклидами не подойдешь. Нет защиты. Недостаточно четко организована проверка состояния и медобработка людей.

Горбачев. Предложения комиссии поддержать. Образовать в Москве оперативную группу Политбюро для осуществления координированных работ всех ведомств здесь и регулярного рассмотрения предложений и просьб комиссии. Оперативная группа: Рыжков, Лигачев, Чебриков, Соколов, Долгих, Власов. Да, давайте ещевключим в ее состав Воротникова,добавил Горбачев, -наверняка будет нужна помощь от РСФСР. Для обеспечения информации подключить Яковлева. (Собственно он и отрабатывал тексты официальной информации об аварии для печати.)

Ю.А. Израэлюускорить обследование территории и воздуха. Дать карту загрязненности. С. П. Буренковусделать все для обследования людей в зоне и лечения. Дать объективную информацию в печать и за рубеж, в том числе МАГАТЭ (направить 30 апреля).

Вечером 29 апреля первое заседание группы Политбюро по Чернобылю. Участвовали: Ахромеев, Алтунин, Израэль, Буренков, Александров и др. И пошла работа — тяжелейшие проблемы. На этом заседании Израэль сообщил, что стало меняться направление ветра. Пошли северо-восточные и восточные потоки. В Смоленской области в воздухе отмечается повышенная радиация. Но ее уровень пока не опасен. Израэлю поручено расширить зону наблюдений.

30 апреля, утром, на Президиуме СМ РСФСР образовали республиканскую оперативную группу во главе с В.К. Гусевым. Затем я связался по ВЧ со Смоленском (Клименко), Брянском (Войстроченко), Калугой (Улановым), Калинином (Татарчуком), Псковом (Пушкаревым) и др. Рассказал о сообщении Израэля и просил проинформировать, какова обстановка в областях. В Пскове и Калинине все нормально. В Смоленской и Калужской областях отмечено небольшое повышение уровня радиации в воздухе. Прибывают люди из зоны ЧАЭС. Идет их обследование и обработка. В Брянской области выявлено несколько пятен на поверхности почвы. Очаги локализованы. Я сказал, что при СМ образована оперативная группа, надо регулярно ее информировать об обстановке. Создать и в областях свои комиссии. Обеспечить принятие необходимых мер.

О результатах разговора с руководителями областей информировал Рыжкова, сказал, что обнаружено некоторое повышение радиации в отдельных точках Брянской, Калужской и Смоленской областей. Меры по обследованию необходимо принимать совместно с Госгидрометом.

Заседания оперативной группы Политбюро шли на первых порах практически ежедневно. Порядок работы был такой. Информация из Чернобыля об обстановке (была установлена прямая связь с Правительственной комиссией, которую поочередно возглавляли Щербина, Силаев, Воронин, Маслюков и другие заместители Председателя Совета Министров СССР). Меры, принимаемые на месте Правительственной комиссией, ее предложения о дальнейшей работе и необходимых мерах помощи от центральных министерств и ведомств. Согласование этой программы работ с учеными и специалистами институтов Академии наук, Минсредмашем, другими организациями. Сразу же давались указания, принимались решения, определялись сроки и исполнители. (Вел заседания Рыжков.)

Какие были основные вопросы?

1.Госпитализация и лечение пострадавших, обследование, дезактивация и эвакуация населения из зоны радиоактивного заражения (сначала в радиусе 10 км, а затем 30 км вокруг АЭС). Обеспечение необходимыми медикаментами, оборудованием, средствами защиты и т.п. Развертывание медицинских отрядов в районах радиоактивности.

2.Глушение очага радиоактивных выбросов — кратера разрушенного ядерного реактора 4-го блока АЭС — путем заброса песком, свищом, бором (по состоянию на 2 мая было сброшено такого груза более 5 тысяч тонн).

3.Принятие мер снижения температуры расплава ядерного топлива в реакторе (она там была около 2500 градусов Цельсия и затем снизилась до 300 градусов), с целью предотвращения проникновения его вниз и соединения с резервуаром с водой, который в отличие от других АЭС этого типа в Чернобыле расположили под реактором. Меры — откачка воды и сооружение шахтным методом мощной бетонной охлаждаемой плиты под реактором.

4.Не допустить радиоактивного заражения Припяти и подпочвенных вод. Сооружение обваловки и защитной многокилометровой шпунтовой стенки.

5.Дезактивация территории АЭС и всех районов радиоактивного загрязнения в УССР, БССР, а затем и в РСФСР, где загрязнение было выявлено позднее.

6.Организация охраны зоны, пропускного режима, железнодорожного объезда. Обеспечение вахтового метода работы большого числа привлеченных рабочих и специалистов.

7.Размещение, бытовое обустройство и трудоустройство эвакуированного населения.

8.Меры контроля качества продуктов, обеспечение чистыми продуктами. Порядок ведения сельскохозяйственных работ в зонах невысокого радиоактивного загрязнения и много других острых и сложных проблем.

Уже 7 мая стал вопрос о том, как обеспечить консервацию 4-го блока по завершении работ. О конструкции и методах сооружения саркофага для длительной защиты на десятки лет заглушенного реактора.

Вот такая небывалая беда обрушилась на нашу страну. Предварительно причина аварии была определена как грубое нарушение правил эксплуатации АЭС руководством и персоналом станции. Позже выявились просчеты и недостатки в конструкции реактора, в средствах безопасности, допущенные проектировщиками. Безответственность в вопросах взаимодействия при эксплуатации атомных электростанций между Минэнерго и Минсредмашем.

Особое возмущение вызывало то, что, по существу, не была разработана ни государственная, ни отраслевая программы действий в ситуации, которая возникла вследствие катастрофы на АЭС.

Все инженерные решения, организационные меры принимались спонтанно, в невероятно сложных условиях. Счет шел на часы и минуты. Выявилась несостоятельность и отсутствие необходимых возможностей борьбы с последствиями катастрофы со стороны органов Гражданской обороны, Министерства обороны, на первых порах Минздрава, Госкомгидромета, органов власти на местах.

8 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

 

Решили рассмотреть опыт оборонных отраслей по обеспечению качества продукции. Информация Маслюкова. Он рассказал, что на предприятии забота о качестве начинается с входного контроля материалов и комплектующих изделий. Наряду с требованиями к исполнителям, повышения их ответственности, работает система стимулов за высокое качество. Оценка качества идет по всей цепочке от проекта до готовой продукции, по всему технологическому циклу. ОТК и приемка заказчика вооружены объективными средствами контроля и т.п.

И вот после такого краткого, но всеобъемлющего по своей сути объяснения всего комплекса мер, гарантирующих высокое качество оборонной продукции, при обсуждении на Политбюро был выхвачен один момент. Важный, но далеко не единственный: поднять роль Госстандарта в обеспечении качества. Стал вопрос, что для этого нужно. Ответ — ввести государственную приемку на предприятиях и санкции за низкое качество.

Я выступил против госприемки. Это будет подмена и ОТК и исполнителя. Качество создается в процессе производства. Контроль только констатирует результат. Разве в этом дело? Причем и Госстандарт не готов, ведь наши стандарты отсталые. Надо отработать их, а также проекты, технологии, документацию, определить, как обеспечить соблюдение технологической дисциплины и т.п. Но на Политбюро пошла речь в ином плане. Госприемка — вот выход! Поручили — подготовить предложения.

Далее. Об инициативе Ленинграда о дальнейшей интенсификации промышленного производства и переходу на двухсменную работу. Горбачев ухватился за эту идею. Суть — за счет максимального использования станочного оборудования ускорить, так сказать, его оборот, быстрее и даже в принудительном порядке заменять устаревшие станки, обновлять новыми, более высокопроизводительными. Сокращаются средства на ремонт оборудования. Высвобождаются дополнительные производственные площади. А следовательно, не надо строить новые производственные корпуса. Вот такая была нарисована заманчивая картина.

Но необходимо было решать и социальные вопросы, на что обратили внимание некоторые члены Политбюро. Вторая смена требует изменения режима работы больниц, детских учреждений, городского транспорта, организации питания и т.п. Стали ссылаться на опыт НРБ, ГДР и других социалистических стран. (Вообще — напали на «золотую жилу». Горячо и страстно говорили о возможных преимуществах многосменной работы, такие строили планы, что...) Решили: одобрить инициативу ленинградцев и развернуть самую активную работу по распространению этого опыта. Так родились еще две новые инициативы в пакете «частичных» экономических реформ: госприемка и ускорение обновления активной части основных средств. Но обе они вскоре заглохли.

13 мая. БКД. Съезд кинематографистов.

Открыл съезд один из ветеранов кино, известный кинорежиссер из Ленинграда Е.И. Хейфец. Начало довольно спокойное. Пошли выступления — Баталов, Шенгелия и др. Остро, критично, но без перехлестов. (Я был до 14 часов.)

Вечером и на следующий день разгорелись страсти. Был поставлен вопрос об изменении организационных форм кинематографа, о материальной и творческой самостоятельности киностудий. Ряд представителей так называемой демократической интеллигенции резко выступили против идеологии и практики социализма в Советском Союзе, против руководящей роли КПСС.

Съезд шел три дня. Руководителем Союза кинематографистов вместо Л.Кулиджанова избрали Э.Климова. Полностью обновился и весь состав правления. Так «молодые, талантливые, горячие» одержали победу. Горькой оказалась впоследствии эта победа и для них, и для нашей кинематографии. Однако съезд дал толчок, спровоцировал аналогичный подход на состоявшихся позже съездах некоторых других творческих союзов. Эта «демократическая волна» расколола творческие организации. Мнимая свобода обернулась буквально бедствием для подавляющего большинства актеров, режиссеров, писателей, художников и других деятелей культуры.

15 мая. Политбюро.

В «Ореховой». Информация Горбачева о письмах из Казахстана. Идет поток жалоб на неправильное поведение Кунаева. Окружил себя земляками. Везде его люди. Неуемное восхваление его личности. Коррупция. Требования к ЦК разобраться в обстановке в республике. Горбачев считает, что необходим анализ ситуации в Казахстане. Сказал, что дал поручения.

Опять рассматривали (после доработки) проект Постановления об усилении борьбы с нетрудовыми доходами. Договорились — принять Постановление ЦК за основу. Затем конкретное решение Совмина СССР и Указ Президиума Верховного Совета.

В этой связи следует отметить, что необходимость усиления борьбы с нетрудовыми доходами (спекуляция, посреднические услуги и т.п.) была продиктована возмущением населения. Но на местах методы борьбы принимали подчас уродливые формы. Привлекали к ответственности не тех, кого стоило бы. То же и по индивидуальной трудовой деятельности. Цель — расширить возможности, а на практике опять — запреты, заслоны и т.п. В итоге и то, и другое решения не дали желаемых результатов.

22 мая. на Политбюро Горбачев поставил вопрос о требовании руководства и народа Узбекистана отменить решения ЦК КПСС и Совмина Союза об увековечении памяти Рашидова. В республике вскрылось много злоупотреблений, взяточничества, коррупции и т.п., о которых он знал и прикрывал виновных. (Согласились. Поручить рассмотреть руководству республики.)

Заслушали информацию Рыжкова об обстановке вокруг Чернобыльской АЭС. Госкомгидрометом была представлена очередная уточненная карта радиоактивной загрязненности местности. Она уже сильно отличалась от первоначальных. Определились две основные зоны. Первая — около 900 кв. км с загрязнением более 20 миллирентген в час. Вторая — около 200 кв. км с загрязнением от 5 до 20 миллирентген в час. Значительно удлинился язык радиоактивности на запад, частично на юг, и проявились мощные пятна на северо-востоке. Предложено из первой зоны полностью вывести население. Из второй — вывод временный, возможно, на 5—6 месяцев. Покажет время. Всего речь идет о 33 населенных пунктах в УССР и 40 — в БССР. Общая численность 15 тыс. человек. (О территории РСФСР тогда вопрос вообще не стоял. Это требование появилось лишь в июле.) Подытоживая сказанное, Рыжков указал на требование Госкомгидромета и Минздрава полностью закрыть зону АЭС радиусом 30 км для доступа.

Предложения были одобрены. Горбачев сказал: «Надо подготовить Постановление ЦК и Совета Министров со всеми рекомендациями и мерами».

Затем, за повесткой, Горбачев поднял вопрос о положении в Афганистане. (До этого там произошла смена лидера НДПА.) Не без усилий советского руководства был «отозван» в Москву Б.Кармаль. Его авторитет в Кабуле резко упал. Генсеком НДПА в начале мая избрали М.Наджиба. Характеризовали его положительно. Горбачев рассуждал. Надо серьезно подумать, как выходить из афганской ситуации. Вопрос стоит очень остро для нас во внутреннем планенаселение Союза обеспокоено этой войной, несем потери, накладно в экономическом отношении. Так же и во внешнем планенас представляют агрессорами. Дело это непростое. Как достойно выйти из этой ситуации? Насколько я помню, именно тогда и был поднят вопрос о выводе войск. Горбачева поддержали все товарищи из Политбюро.

20 июня. Очередное заседание в Кремле.

На Политбюро был внесен вопрос о мерах по повышению роли и усилению ответственности Советов за ускорение социально-экономического развития страны. Идея Горбачева. Что обеспечит перестройку? Правильная научно обоснованная внутренняя политика, включение в работу всего народа. Как? Через хозяйственный механизмв экономику. Теперь же через Советы необходимо включить народные массы в политический процесс. Это определенного рода призыв к политической активности масс. Ранее робкие попытки были. За 15 лет принято 14 постановлений, но толку мало, так как они были половинчаты, трусливы, непоследовательны. Почему? «А не подорвем ли авторитет партии, дав Советам все права?» Вот в чем была суть. Всестроилось на партийном давлении, на партийной ответственности. В Советах права были урезаны. Сейчаспопытка раскрыть потенциал Советов, дать им возможность управлять на подведомственной территории.

Решение должно соответствовать концепции XXVII съезда. В этом смысле представленный проект надо дорабатывать. Напримерпланирование и использование ресурсов в подведомственных хозяйствах отдать Советам полностью.

Возникает вопрос. Готов ли аппарат Советов к дополнительным правам? Видимо, следует образовать соответствующие организационные формы, но в рамках фондов заработной платы. Нужны, конечно, и новые юридические, правовые нормы для истинной демократизации. Гарантии? В партийном руководстве.

Вот так начала продвигаться идея демократизации Советов, передачи им властных функций. Принятое, после доработки, постановление было полумерой и не решало целевой задачи. Эта идея затем была реализована через формирование новых государственных структур, через политическую реформу. Уже с конца 1987, в 1988, 1989 годах. Политические реорганизации отвлекли внимание от экономических реформ. Без подготовленной правовой и экономической базы, без учета традиций, особенностей страны такой радикальный поворот от экономики к государственно-политическому реформированию — одна из основных причин разрыва горизонтальных и вертикальных связей, как государственных, так и хозяйственных структур в стране. Именно это породило политическую нестабильность, экономика стала заложницей политики. Такая мера подтолкнула союзные республики к декларациям, а потом и действиям за самостоятельность, независимость, суверенитет. В ней и корень межнациональных конфликтов, выплеснувшихся наружу в эти годы.

И еще. На Политбюро рассмотрены предложения о привлечении оборонных предприятий к изготовлению современного оборудования для технического перевооружения легкой промышленности. Таким образом, начался исподволь неподготовленный процесс конверсии.

3 июля. Политбюро.

Доклад Б.Е. Щербины о причинах Чернобыльской катастрофы. Исходная причинанеудовлетворительная программа экспериментов и затемошибки эксплуатационного персонала. Обстановка беспечности. Случаи отказов и сбоев были и ранее, но не получали должной оценки. Программа экспериментов была разработана ростовским институтом Гидропроект и не согласована с соответствующими органами Союзатомэнерго и Минсредмаша. Две попытки проведения экспериментов были и раньше, но не были доведены до конца. Директор и заместитель главного инженера по науке в подготовке программ не участвовали. Было выбрано неудачное время для проведения опыта - ночь с пятницы на субботу.Смена персонала была в 24.00.Эксперимент начали 26 апреля примерно в 1.00. Решилисовместить испытания теплоэлектрической части энергоблока с проверкой реактора на вибрацию. Поэтому реактор перед испытаниями не был остановлен. Автоматическая система защиты была заблокирована (кто это сделалнеизвестно).

Время взрыва1 час 23 мин. 42 сек. До этого уже была ситуация, когда требовалось остановить реактор, но этого не сделали. Налицо серия непростительных нарушений.

Ошибки эксплуатационниковда. Но они наложились на серьезные недостатки конструкции. Расчетный коэффициент возможного развития мощностикоэффициент реактивностина практике оказался значительно выше, чем заложено в проекте. Это прямая ошибка в расчетах. Заключение по конструкции: реакторы являются потенциально опасными. Авторы: институт имени Курчатова (Доллежаль, Емельянов). Межведомственный Совет при АН свои функции не выполнил. Госатомнадзор - работал пассивно. Положение о правах и ответственности этого комитета составлено неудачно. Минэнергообстановкой на АЭС не владеет. Все внимание министерства на экономические показатели работы АЭС, а не на обеспечение безопасных условий. Связь Минсредмаша и Минэнерго недостаточная.

После выступали: Брюханов (директор АЭС) — о проведении эксперимента не знал; Мешков (заместитель министра среднего машиностроения) — вина эксплуатационников. РБМК — конструкция нормальная, необходимо только изменить отдельные детали; Шашарин (заместитель министра энергетики) — РБМК требует серьезной доработки. Дальнейшее сооружение их следует прекратить; Кулов (Госатомнадзор) — безопасность реактора к техническим нормам, существующим в стране, привести невозможно. Но при строгом соблюдении эксплуатации можно обеспечить безопасность; Славский (Минсредмаш) — вся вина в том, что не надо было проводить эксперимент. Реактор РБМК — хорош, работает стабильно уже 30 лет. Дело в исполнительской дисциплине; Александров (АН) — признал, что требуется доработать конструкцию, чтобы ликвидировать положительную реактивность РБМК. Но эксплуатировать их можно, с соответствующей предварительной и затем окончательной доработкой. В принципе надо ужесточать требования АЭС по безопасности; Майорец (Минэнерго) — с выводом комиссии согласен; Легасов (АН) — реактор РБМК международным и отечественным требованиям не соответствует по ряду параметров. В институте ядерной физики основа — физическое направление — в последнее время было ослаблено. Привел убедительные примеры разобщенности, нескоординированности деятельности самих подразделений института и связей с другими научными центрами.

Затем выступили члены Политбюро.

Горбачев: Это пока первое рассмотрение на Политбюро. Сейчас только оценки и поручения. Мы понесли огромные потери: физические, экономические, политические. Запад пытается дискредитировать нашу страну, технику, науку, производственные возможности. Но нельзя согласиться и с технически упрощенным подходом, благодушными настроениями, которые проявились в выступлениях некоторых товарищей на Политбюро. Произошло чрезвычайное собыmue. Мы несем ответственность за оценку и обоснованность выводов и решений по этой аварии. Вызывает огорчение и недоумение такое препирательство руководителей ведомств. Это недопустимо. Нужна правдивая позиция. Авария — следствие недостатков в эксплуатации, производстве и строительстве, внаучно-технических решениях, в управлении. Вот комплекс проблем, породивших аварию. Предложение комиссии следует принять.

О конкретной ответственности: Брюханова, Шашарина, Емельянова, Мешкова, Кулова —всех освободить от работы. Майореца — наказать. Славскому, Александрову — указать.

Дать правдивую оценку катастрофе и конкретные, многоплановые рекомендации о дальнейшей работе с АЭС. Сейчас основное внимание —ликвидации последствий аварии.

Об итогах работы Политбюро опубликовать сообщение тогда, когда будет отработан проект (2—3 дня.) Надо отметить людей, работавших героически. Согласились.

4 июля. Продолжительная беседа у Горбачева.

Обсудили с ним обстановку в сельском хозяйстве. Прогноз урожая низкий (валовой сбор зерновых по РСФСР составит примерно 105 — 107 млн. тонн). Необходимо максимально собрать зерно в Сибири, сказал Горбачев, надо кому-то поехать туда. Побываю сам, ответил я. Хорошо.

Об использовании всех сверхплановых заготовок продуктов животноводства на местное снабжение в области. (Эта идея Мураховского была Горбачевым поддержана.) Я не согласен. Нельзя республике жить и не иметь резерва для поддержки Севера и промышленных центров. Может быть, повременить и начать с 1987 года? Он — согласен.

Горбачев поделился впечатлениями о пребывании в Варшаве. Обстановка в Польше сложная. В.Ярузельский пока пользуется авторитетом. Но растет движение Л.Валенсы «Солидарность».

Затем он заговорил о недавнем заседании Политбюро по Чернобылю. Славский — уже неадекватно воспринимает реальную ситуацию, то же и Александров. В институте ядерной физики ситуация непростая. Яркая фигура—В. Легасов, он лично сделал больше всех для ликвидации катаcтрофической ситуации на ЧАЭС. Умный, высокоэрудированный ученый, принципиальный, интеллигентный человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: