Тайным голосованием первым Президентом СССР избран Михаил Сергеевич Горбачев. 12 глава




Затем стали обсуждать вопрос о создании в краях и областях Главных экономических управлений ГлавПЭУ (облплан включить в их состав). Казалось, что это должно позволить грамотнее, шире подходить к проблемам комплексного развития территорий. Я был «за». Согласились. На деле это оказалось не совсем то, что нужно. Но все-таки определенная польза была. В ряде мест ГлавПЭУ работали неплохо.

Долго обсуждали структуру партийных органов применительно к РСФСР. Единодушно тогда сошлись во мнении, что создавать КП РСФСР или даже бюро ЦК по РСФСР не нужно. Это внесет разлад в единство КПСС, подтолкнет КП республик к самостоятельности, отодвинет областные партийные организации РСФСР от ЦК, от Центра и т.п. Как известно, потом в силу ряда обстоятельств эту позицию пересмотрели. Разговор длился часа 2—2,5.

21 мая. Политбюро.

«О перестройке деятельности Совета Министров СССР, министерств и ведомств сферы материального производства и республиканских органов управления».

Что предложил Рыжков. Передать базовые отрасли: энергетика, уголь, геология, нефтехимия, черная и цветная металлургия — в непосредственное подчинение союзных органов. Республиканские министерства упразднить.

Резко сократить число министерств в Центре и республиках. По каждой республике подготовить отдельное решение. После Пленума в течение 1987-1989 гг. Всесоюзные производственные объединения (ВПО) ликвидировать. Главки в министерствах сохранить только функциональные. Иметь семь постоянных органов Совета Министров — бюро комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, социального развития, металлургии и транспорта, химико-лесного, Внешнеэкономическую комиссию и ВПК.

Поднялись жаркие споры. Кто, за что! Вопросы, возмущение. Различные варианты, один - добавить, другие — сократить. Кто будет отвечать за дело? Выступили все члены Политбюро, секретари ЦК. (Большинство поддержали.)

Заключение Горбачева. Думаю, что продвигаемся вперед. Вся основа управления должна строиться на экономических методах. Поэтому должны быть заложены основные принципы и этапы выхода на эти принципы. Не все сразу. О постоянных органах —линию поддержать, но не торопиться.

О министерствах. Речь идет об оптимизации количества отраслей. Аппарат громоздкий, надо упростить. Необходимо сформулировать задачи территориальных органов: увязка и координация различных отраслей, размещение производительных сил, использование природных и трудовых ресурсов, производство товаров, социальные вопросы.

Решили проект дорабатывать с учетом обсуждения.

22 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

Информация Шеварднадзе об обстановке в ДРА. Политика национального примирения продвигается медленно. Беженцев - 40 тысяч. Основное наше вниманиеположение в НДПА. Есть сдвиги в стиле и методах работы, но много слабых мест. Партия плохо связана с массами, внутренние разногласия остаются. Наджиб работает активно. Военно-политическая обстановка к лучшему не меняется. Растут потери в ВВС. Боеспособность не усиливается. Дезертирство продолжается.

Выступления. Варенников — рассчитывать на существенное улучшение обстановки мы не можем.

Крючков — необходимы изменения политики. Надо изменить название страны и партии.

Корниенко — политика примирения дает определенный эффект. Но сейчас она уже выдыхается.

Горбачев — продолжать работу по стабилизации обстановки в ДРА. Сотрудничать с Наджибом.

27 мая. Принял нового посла США Дж. Мэтлока. Он считает, что происходит постепенное улучшение советско-американских отношений, и будет стремиться к тому, чтобы эти отношения «содержали бы больше элементов содействия, чем элементов конфронтации». Трудности создают «попытки СССР решать политические вопросы путем применения военной силы, как в Афганистане. Это вызывает не только недоверие, но и противостояние вам, желание сделать ваши усилия неуспешными». Посол объяснил, что новые тенденции в жизни советского общества американская администрация расценивает как важные предпосылки роста доверия между странами. Он убежден в искренности стремления советского руководства к переменам. Отметил некоторые успехи в повышении жизненного уровня советских людей. «Особое впечатление производит расширение гласности». Он заявил, что в интересах США содействовать этому процессу. «Поскольку любой прогресс соответствует задаче укрепления мира». Я со своей стороны подчеркнул наши намерения и инициативы, направленные на разрядку напряженности, улучшение отношений с США. Но США и НАТО следует прекратить игру в «препятствия» и «условия» и дать ясный ответ на предложения Советского Союза. Необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении СССР.

Дж.Мэтлок хорошо владеет русским языком. В Союзе не впервые. Улыбчив, вежлив, предупредителен. Корректен, но четко и настойчиво ведет свою линию в беседе.

28 - 30 мая находился в Калужской области.

 

3 июня. Направил в ЦК и Совет Министров записку о необходимых мерах по строительству и реконструкции магистральных автомобильных дорог. До 2000 года в РСФСР следует построить 9,7 тыс. км таких дорог, на что выделить 9,3 млрд руб. капвложений.

11 июня. Политбюро.

«О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование». Докладчик зампред Госплана СССР Ситарян.

Он доложил, что в основу стимулирования берутся разные показатели. Или это прибыль, или потонная ставка в сырьевых отраслях, объемная стоимость, снабжение потребителя и экономия расхода сырья и др. В АПК для каждой подотрасли различный подход. Есть фирмы (типа «Кубань») — за конечный продукт. Но с ориентиром на территорию (район, область). Требуется отдельно проработать оборонные отрасли промышленности.

Трудности. Пятилетка сформирована. Переход придется вести в старых ценах. Это будет не просто. С пересмотром цен (13-я пятилетка) надо будет платить за землю, за воду и т.п. Вопрос о техническом перевооружении, о реконструкции. Здесь проблема: или отчисления от фонда развития, или госкапвложения. Предприятие зарабатывает прибыль и может ее направить по своему усмотрению. Например, учитывая сиюминутные желания на зарплату, удовлетворение социальных нужд и др., но не на реконструкцию, то есть не на перспективу, а государству это необходимо. Уже есть факты сокращения строительства жилья в АПК РСФСР, а деньги направляют на школы, больницы, перерабатывающие отрасли. Это их право.

Не все его поддержали, чтобы плановые убытки покрывались за счет министерского резерва, который формируется из отчислений от планово-прибыльных предприятий.

Возник вопрос о материально-техническом снабжении прямых договорных поставок. Кто их будет обеспечивать? Не ясно.

Горбачев. Говорит, что переход в ходе пятилетки на полный хозяйственный расчет труден, но необходим, хотя и делает пятилетку еще более напряженной. Но иного выхода нет. Надо основательно подготовиться к 1988 году.

Что следует особо подчеркнуть? Я уже говорил, что сбои этого экономического шага проявились сразу в 1988 году. Причины тому многообразны. Но некоторые товарищи пришли к выводу, что главный тормоз — консерватизм политической системы. Не экономическая-де реформа нужна, а политическая. В этом убедили нас и Горбачева некоторые его советники. Таким образом, на сложнейшую программу перестройки экономики, о чем шла речь на Политбюро 23 и 30 апреля, наложили затем еще более сложную перестройку: политико-партийную и государственную. Это сбило страну с ритма. Ниже мы попытаемся раскрыть хронологию этого процесса.

«О негативных проявлениях в деятельности некоторых неформальных общественных организаций».

Разговор шел в основном вокруг «Памяти». Участвовали в обсуждении Яковлев, Чебриков, кто-то еще.

Горбачев. Демократия и гласность только начали проявляться. Многие зоны страны еще не задеты. Есть немало антисоветчиков, политических противников, они сеют раздор, враждебность, пропаганду шовинизма. Надо отделить т.н. лидеров от основной массы. Некоторые сводят личные счеты, вынашивают реакционные замыслы под лозунгом входа в перестройку, «Память» и другие пытаются разделить нас, навешивая ярлыки. Это и так называемые прозападники, русофилы, масоны, космополиты, технократы. Видят, что перестройка набирает силу, и пытаются опорочить ее, используют благие порывы людей, чтобы прибрать их к рукам. Главноеотработать тактику, сделать так, чтобы не подорвать, а укрепить процесс демократизации. Свободное волеизъявлениеэто благо. Некоторые органы печати и их главные редакторы тянут в сторону, в развал, к капитализму, но это не пройдет. Необходимо знать, на каком этапе перестройки находимся. Кто работает на нее, а кто только ждет благ. Перестройка не дойдет до рабочего места, если не заденет человека.

 

25 и 26 июня. Пленум ЦК КПСС. Повестка дня:

«О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой». «О созыве XIX Всесоюзной партийной конференции».

Раздали тезисы доклада «Основные положения коренной перестройки управления экономикой» и «Закон о государственном предприятии», ряд документов, связанных с перестройкой народного хозяйства.

Принципы и даже некоторые детали намечаемой перестройки управления экономикой изложены мною в этих записях выше. Известен и доклад Горбачева на Пленуме. Однако считаю нужным подчеркнуть некоторые положения.

 

Горбачев. Перестройка нарастает. Осознается необходимость глубоких коренных преобразований в нашем обществе. Но весьма живучи консерватизм и бюрократизм. Всплывают на поверхность эгоистические настроения отдельных лиц и групп в противовес общегосударственным интересам. Выходв широком развитии демократизации. У многих есть недопонимание. Боязнь. Нужно серьезно наладить разъяснительную, идейно-политическую работу. Смелее привлекать свежие, активные кадры. Создавать условия для инициативной, творческой работы. Демократия все расставит по своим местам, будет видно, кто есть кто.

Затем Горбачев ставит задачу радикальной реформы управления, как важнейшего звена перестройки.

В чем смысл и направленность предлагаемой реформы? Больше социализма, больше демократии. Устранить с пути все, что тормозит социалистический курс развития страны. Активнее использовать наряду с государственными и другие формы собственности (кооперативную, индивидуальную). Через цены и финансово-хозяйственные рычаги воздействовать на товарно-денежные отношения, овладение и управление рынком, с учетом его законов, укрепляя рубль.

Таким образом, необходимо обновить на современном этапе представление об экономических формах социализма. Для достижения этой цели требуется переход к экономическим методам руководства на всех уровнях. В частности, расширение самостоятельности предприятий и перевод их на хозрасчет; перестройка централизованного управления экономикой; реформа планирования, ценообразования, кредитно-финансового механизма; оптовая торговля; развитие самоуправления, децентрализация; изменение функций партийных организаций, Советов, хозяйственных органов...

Что имеется в виду под преобразованием функций централизованного управления экономикой: в нархозплане определяются основные приоритеты и цели экономического и социального развития, структурная и инвестиционная политика. Разрабатывается концепция перспективы на 15 лет. Устанавливаются исходные данные для министерств. Для предприятий основной рычаг -нормативы и стимулы. Радикальная реформа ценообразования всех цен (оптовых, закупочных и розничных). И перестройка всей системы материально-технического обеспечения. Разграничиваются функции министерств и предприятий. Аппарат министерств не вмешивается в оперативную работу предприятий...

Теперьо партийно-политическом обеспечении перестройки.

Пленуму надлежит одобрить «Основные направления коренной перестройки управления экономикой». Это дoлжнo стать партийной директивой. С 1988 года на новых принципах будут работать 2/3 предприятий. В 1989 году завершить переход на новые условия хозяйствования. До конца12-й пятилетки осуществить перестройку функций экономического управления: планирование, ценообразование, финансы и кредит, материально-техническое снабжение, разработку стабильных нормативов на 13-ю пятилетку.

Подготовить и принять необходимые законы. Основной принцип: «Разрешается делать все, что не запрещено законом».(?!)

Главное назначение реформыдать новый стимул и импульс экономическому росту страны.

Вот на таком эмоциональном подъеме закончил Горбачев свой доклад. О том, как пошли дела дальше, как трансформировалась, менялась, блокировалась и почему (как я считаю) провалилась именно такая реформа, пойдет речь ниже.

Выступления.

Воротников. Я сказал, что поддерживаю меры по существенному расширению прав союзных республик. Но пока нам не дана нормативная база, которая будет подведена под представленные республикам полномочия. Тоже самое можно сказать ио правах местных Советов. Пока не права, а декларации. Перестройка управления экономикой —длительный и сложный процесс. Предстоит определить этапы его проведения, создавая условия для каждого последующего шага.

Очень важен вопрос об обеспечении руководящей роли Центра и самостоятельности предприятий. Позиции сторонников вертикальных методов руководства поколеблены. Нельзя в то же время не замечать дезориентирующего влияния приверженцев так называемого «свободного рынка», которые не видят большого зла в социальном расслоении, безработице, принижении ценностей социализма. Нас это серьезно беспокоит. Любое мнение необходимо выслушать. Я имею в виду необходимость серьезного, откровенного, аргументированного обсуждения и принятие всесторонне взвешенных решений. Новый хозяйственный механизм сам по себе не заработает. Думаю, что нельзя противопоставлять друг другу административные и экономические методы управления.

Всего выступило 32 человека. Большинство, хотя и с оговорками, но поддержали основные положения доклада.

Заключительное слово Горбачева.

Пленум создает базис для обновления социализма. Он завершил разработку концепции перестройки. Он переводит ее идеи в практическую плоскость. Главное -идти вперед, не отсиживаться. На данном этапе незаменима роль партии. Решения Пленума довести до сознания всех трудящихся. Люди должны почувствовать положительные плоды перестройки.

Только позже, внимательно вчитываясь в доклад Горбачева, мне стало виднее, что он, провозглашая лозунг «больше социализма», опираясь якобы на социалистические принципы развития экономики, на самом деле уже становился рупором экономистов-рыночников, исподволь, в завуалированном виде готовивших общественное мнение к изменению курса перестройки. Понимал ли это тогда сам Горбачев? Вот в чем вопрос!

Организационные вопросы.

Пленум решил. Перевести в члены Политбюро Н.Н. Слюнькова и А.Н. Яковлева. Избрать членом Политбюро В.П. Никонова. Освободить от обязанностей кандидата в члены Политбюро С.Л. Соколова (бывшего министра обороны). Перевести Д.Т. Язова в члены ЦК и избрать его кандидатом в члены Политбюро.

Затем Горбачев предоставляет слово Лигачеву, который от имени Политбюро вносит на рассмотрение вопрос о Д.А. Кунаеве. Говорит о том, что в деятельности прежнего руководства Казахстана допущены нарушения принципов партийной жизни. Насаждался протекционизм и землячество, что привело к взяточничеству, очковтирательству. Три первых секретаря обкомов и три председателя облисполкомов, 41 секретарь райкома и другие ответственные работники привлечены к уголовной ответственности. На почве националистических проявлений в Алма-Ате произошли в декабре 1986 г. беспорядки.

Затем Лигачев от имени Политбюро ЦК вносит предложение — за серьезные недостатки в руководстве в бытность первым секретарем ЦК КП Казахстана вывести Д.А. Кунаева из состава ЦК.

Берет слово Д.А. Кунаев. Говорит, что согласится с тем решением, которое примет ЦК. «Но я работал в ЦК и Совмине 42 года, являлся делегатом всех съездов начиная с XIX. Партия поручала мне ответственные посты. В республике были допущены ошибки, я исправил это. Но я не националист и не шовинист».

Далее Кунаев излагает свою интерпретацию событий декабря 1986 г. в Алма-Ате. Критикует Назарбаева. Говорит о своей работе, что он сделал для социального и экономического развития республики, интернационального воспитания людей и т.п. Затем убеждает: «Здесь настоящая провокация. Не спешите, разберитесь. Ведь шла борьба за власть. Отсюдасобытия. Разберитесь».

Выступают: Молдабаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома. Говорит о грубейших нарушениях в кадровой политике, о том, что события декабря 1986 года были спровоцированы.

Комелетдинов, секретарь ЦК КП Казахстана. Отмечает, что в организациях отсутствует критика и самокритика. Раскрыты взяточничество, коррупция, лакейство. Они порождали вождизм. Шло непомерное восхваление достижений.

Назарбаев, Председатель Совета Министров. Отклоняет обвинения и подтверждает те же недостатки Кунаева.

Горбачев.Говорит, что вопрос о работе Д.А. Кунаева обсуждался до XXVII съезда. Был разговор с ним. Решилиосвободить т. Кунаева после съезда. Стали поступать в ЦК КПСС письма, требовавшие от членов ЦК его освобождения. Он попросилпо завершении года. Решили: хорошо. Что писали, о чем поднимали вопросон отрицал. Как развивались события дальшезнаете.

Голосование. Вывели Д.А. Кунаева из состава ЦК.

1 июля. Заседание Политбюро. Ведет Горбачев.

Вопросы, связанные с итогами июньского Пленума ЦК.

Горбачев. Пленум оправдал ожидания. Он показал огромную работу Политбюро после апреля 1985 года. Теперь речь о реализации выработанной программы. Важно определить принципы, систему образования нормативов, лимитов (не перегибать, но и не создавать легкой жизни). Рассмотреть генеральные схемы министерств. Сократить аппарат на 4050 процентов, но 70 процентов фонда зарплаты оставить, чтобы поддержать хороших работников.

Лигачев. Пленумуспех партии. Важно соединить процесс демократизации с экономической политикой. Особое вниманиенасущным нуждам. Комиссии создать в горкомах и райкомах партии. Должна быть дана, так сказать, аттестация готовности.

Яковлев. Говорит о сложности в реализации процесса демократизации. Привел слова католика: «Не грешите, попадете в рай, а протестанты говорят: этого мало, сделайте доброе делотогда попадете в рай».

Воротников. Программа подготовлена в не бывало короткие сроки. Возникла масса деталей, не ошибиться бы в спешке. Не упускать текущие дела, увлекаясь перспективой. Необходим объективный подход к республикам, с учетом специфики. Много перегибают предприятия. Бегут сломя голову. Сами в долгах как в шелках, о каком самофинансировании там может быть речь?

Горбачев. Партия подтвердила, что она возглавляет перестройку. Сейчас решается судьба страны, судьба социализма. Через январский Пленум открыли путь к демократизации. В сочетании с июньским Пленумом создана базаэкономическая, политическая, правовая - чтобы идти дальше. Есть первоочередные задачи. За месяц вывести общество на дорогу, которую определил Пленум. Действовать в Центре, республике, области, районе, обновлять кадры, где надо. Для Политбюро выстроить четкий план. От трудных проблем не уходить. Что делать по отраслям, что по территориям, республикам и областям? Работать и вносить предложения в Политбюро.

Были созданы две комиссии Политбюро: Рыжкова — совершенствование управления отраслями, а по территориям — Лигачева. И пошла тяжелая, изматывающая работа: обсуждение проектов, подготовка различных документов. Заседания, совещания, доклады и выступления. Согласование разных позиций. Споры, поиск компромиссов и т.д. Гонка — скорее, скорее.

6 августа. Политбюро.

После того как были рассмотрены все вопросы повестки дня, Ельцин поднял вопрос по поводу попыток экстремистски настроенных лиц организовать демонстрации и митинги в Москве под различными предлогами. Требуют решения Моссовета о месте, продолжительности, допустимой численности и т.д.

Горбачев. В принципе надо. Готовьте предложения.

11 августа. Беседа в ЦК с Горбачевым.

Обсуждение вопросов совершенствования управления. Я категорически против объединения республиканских Минлегпрома и Минтекстильпрома. Также против объединения леспромхозов и лесничеств, то есть заготовки, переработки леса — с контролем за его использованием, уходом за лесом. Все хотят передать в ведение Минлеспрома СССР. Горбачев согласился с моими доводами.

О недостаточной информированности страны о делах РСФСР. Мало республиканских газет, нет своих программ радио, телевидения. Все в руках союзных органов. Национальные АССР годами не имеют выхода в центральную печать и на телевидение. Идеологические ведомства слабые. Во многих областях нет книгоиздательств, телестудий и т.п. Горбачев сразу же по телефону передал о моих требованиях Лигачеву: Надо заняться Россией.

В конце беседы Горбачев сказал: «Нам надо с тобой специально встретиться. Есть необходимость ознакомиться с архивными документами 30-х годов».

19 августа. Продолжительная беседа с Горбачевым в ЦК. Сначала обсуждали материалы, связанные с подготовкой доклада на торжественном собрании, посвященном 70-летию Октября. Следует как можно объективнее, четче, открыто и принципиально изложить противоречивый, трагический период после Ленина. Сталинские времена, репрессии, отношение к кадрам, коллективизация, индустриализация, борьба с различными т.н. группами, и что же было на самом деле. Надо сказать народу полную правду, но без эмоций, перехлестов.

Затем Горбачев, сидя за основным рабочим столом, стал зачитывать мне архивные документы. Две сброшюрованные папки документов. Ужасные факты ареста людей, поручения Сталина, членов Политбюро, приговоры, причем не только отдельным лицам, но и группам — списком по 40, 100, 200 человек. Это были поразительные по цинизму факты. Причастны к принятию решений, по существу, все «вожди», в том числе и Н.С. Хрущев, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, А.А. Андреев, А.А. Жданов, Г.М. Маленков и, конечно же, Л.П. Берия. Только М.И. Калинина эти действия коснулись не напрямую, видимо, обходили старика.

Горбачев читал, мы обсуждали, сопоставляли, ужасались. Но в руки мне папки так и не давал. Я был потрясен этим откровением. Ведь, собственно, я, хотя и член Политбюро, даже не был знаком с материалами (стенограммой) XX съезда КПСС. Тем более для меня были поразительными эти документы. Читал Горбачев не все подряд, на выбор. Комментировал резолюции. Рассуждал о последствиях. О нашем восприятии сегодня этих фактов. Затем мы вновь вернулись к предстоящему докладу о 70-летии Октября. Надо в докладе все расставить по местам. Дать историческую правду. Не заслонять одними негативами то, что делалось народом, большинством коммунистов. В целом надо все разобрать, разложить по полкам. Придется серьезно заняться дальнейшим расследованием, реабилитацией невинно пострадавших. Это нужно не только им, их семьям, близким, это нужно истории, будущему. Затем поговорили о предстоящем завтра заседании Политбюро, надо готовиться всем. Вопрос — о структуре Совета Министров СССР.

24 августа. Провожали Горбачева в отпуск. В аэропорту он поднял вопрос о необходимости иметь в ЦК Отдел социальной политики. Затем заговорил о росте националистических проявлений в Прибалтике и провокационных действиях Запада по стимулированию национализма в Эстонии и Литве. Согласны, что эта проблема есть, надо внимательно обсудить на Политбюро.

7,8 и 9 сентября я находился в Волгоградской области.

10 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Обсудили вопрос о завершении уборки урожая. Пошли дожди. Сложно на Урале, в Сибири, на Северо-Западе. Необходимо перераспределение заданий по сдаче хлеба, чтобы не оставить хозяйства без кормов.

После повестки. Лигачев поднял вопрос о публикации в московской печати (по-моему, в «Вечерке») Моссоветом правил проведения митингов и демонстраций. Я их не читал, был в Волгограде. Лигачев выступил резко: «Почему Ельцин не рассмотрел этот вопрос на бюро МГК? Кто обсуждал их и с кем? Ведь еще 6 августа, когда ты, Борис Николаевич, поднимал на Политбюро этот вопрос, то Горбачев просил тебя проработать и внести предложения о порядке проведения всяких демонстраций, митингов и шествий. Ты согласился. А сделали по-другому. Ведь принятый Моссоветом порядок беспределен. Он не определяет многие параметры: предварительное согласование, место и продолжительность демонстраций, количество людей. Кто ответствен за безопасность и т.п». Ельцин оправдывался: «Это дело Советов, я же докладывал на Политбюро, было дано добро».

«Неверно, было дано принципиальное согласиеразработать правила проведения митингов, шествий. Горбачев сказал, вносите предложения, а вы пустили на самотек. Надо же иметь единый порядок не только по Москве, но и по стране». Другие товарищи подтвердили, что прав Лигачев. Ельцин отмолчался.

В итоге решили поручить Воротникову, Ельцину, Лукьянову и Разумовскому проработать этот вопрос со специалистами Минюста, МВД, учеными-правоведами и внести предложения в Политбюро.

 

Мы сформировали рабочую группу специалистов, они подготовили проект «О порядке проведения общественно-политическими организациями массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий». Через несколько дней собрались у меня Ельцин, Лукьянов, Разумовский, обсудили этот проект, поспорили и подписали подробную записку в Политбюро, в которой рекомендовали принять Указ Президиума Верховного Совета СССР, устанавливающий единые правила в стране: предварительную заявку, в которой указывались бы цель, место, время, численность участвующих, ответственные за проведение митингов или демонстраций, сроки рассмотрения заявок в соответствующих советских органах и т.п.

Впоследствии такой порядок и был установлен.

17 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Предложение Совета Министров СССР о переводе научных организаций на полный хозрасчет и самофинансирование. Приблизим науку к делу, к производству. Суть — финансирование научных разработок на контрактной основе. Источник — фонды предприятий на развитие науки, фонд отрасли и бюджет. Одобрили.

На практике оказалось сложнее. Проектанты стали грабить заказчика, хочешь скоро получить проект (особенно строительства) — плати, иначе проект будет разрабатываться годами. А кое-где наука и производство «спелись». Пошла перекачка денег из безналичных в наличные. Подскочили цены на проектную документацию. В Госстрое СССР зарплата в ГПИ возросла в десять раз! Вот пример, когда идея, суть трансформировались в деляческие сделки. Когда анализируешь ошибки в проведении экономической реформы, то подобных этой было много, но исправление их затягивалось. Причина — масса не до конца продуманных предложений. Они сбивали с толку и руководство, и исполнителей. Тогда-то и появился тезис, что тормозит экономическую реформу отсталость политической и государственной системы. Вот и «бросились» в 1988 году в политическое реформирование, из которого не выбрались до сего дня. А об экономике забыли, она и пошла вниз.

21 сентября. Принял в Совмине губернатора штата Нью-Йорк Марио Куомо. Беседа носила подчеркнуто приветливый, откровенный характер. Рассказал о перестройке, проблемах Российской Федерации, о внешнеэкономической деятельности. Повели разговор о создании всеобъемлющей системы международной безопасности, отношениях с США, необходимости учета реальностей. Я подчеркнул, что в американском обществе существует различие мнений по отношению к СССР. Впереди встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом. Дух Женевы и Рейкьявика дает результаты. Главный вопрос - отношение к СНВ, необходимо снять сомнения, касающиеся условий ПРО.

Ответ М.Куомо был выдержан в доброжелательном духе. Пригласил меня посетить Нью-Йорк.

22 и 23 сентября. находился в Псковской области.

24 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Рассмотрели записку Совета Министров РСФСР, просьбу Курганского обкома и облисполкома, ходатайство Минздрава о создании Всесоюзного курганского института травматологии и ортопедии (профессора Илизарова) в составе Минздрава РСФСР. Предложения приняты.

После Политбюро у Лигачева вместе с Рыжковым, Никоновым и Мураховским обсуждали прогноз хлебофуражного баланса. Затем пошел резкий разговор о стремлении АПК страны (Мураховский) взвинтить цены на мясопродукты — пустить в государственную торговлю колбасные изделия по кооперативным ценам наряду с государственными. Предлагается иметь специальные отделы в продовольственных магазинах. Я категорически возразил. Ведь с чего началось. Сначала, вопреки нашим возражениям, разрешили колхозам и совхозам в зачет выполнения плана заготовок включать скот, который они закупают у населения. Им выгодно — не надо заботиться о развитии собственного производства. Тем более что государство давало дотацию и на этот закупленный у населения скот. Но как компенсировать дополнительные издержки государству? Госагропром придумал — продавать по кооперативным ценам. (В кооперативных магазинах нельзя, т.к. это дело потребкооперации, которая сама закупает, перерабатывает и реализует продукцию.) Вот и предлагает изготовленную одним и тем же мясокомбинатом одну и ту же колбасу продавать в одном и том же государственном магазине, но по разным ценам(?!). Для чего организовать там специальный отдел! Это же прямая авантюра — «клад для жуликов». В одном магазине одна и та же продукция — по разным ценам?! Нельзя дергать людей. Вопрос о ценах, как об этом не раз говорили, необходимо рассматривать и решать комплексно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: