14 июля я вылетел в Западную Сибирь. В течение пяти дней находился в Курганской и Омской областях. Все дни — поездки по районам. Затем провел в Омске региональное собрание актива.
22 июля. Совместно с Г.И. Марчуком (ГКНТ) и А.П. Александровым (Академия наук) направил в Правительство записку о необходимых мерах по повышению сейсмостойкости зданий и ускорении жилищного строительства на Камчатке. По прогнозам Академии наук в ближайшие 10 лет г. Петропавловск-Камчатский и другие могут быть подвержены землетрясению силой до 8 баллов. Требуется инвентаризация зданий и капиталовложения на усиление их. Приложили проект Распоряжения Совета Министров.
23 июля. Заседание Оперативной группы Политбюро. Рассмотрели записку Госкомгидромета, Минздрава и Минобороны. Наряду с вопросами по зоне ЧАЭС они считают необходимым ужесточить нормативы допустимой радиоактивности в других районах загрязнения радионуклидами и в этой связи о дополнительном выселении жителей из 49 населенных пунктов в БССР, УССР и впервые — в РСФСР, в Брянской области. Поручено рассмотреть эти предложения с Советами Министров союзных республик и доложить.
Утром на следующий день на оперативной комиссии Совмина РСФСР я проинформировал о вчерашнем заседании. Решено срочно направить бригаду специалистов в Брянск и параллельно готовить предложения совместно с Госгидрометом, Минздравом, строителями, Агропромом и другими ведомствами здесь, в Центре.
24 июля. 11.00. Политбюро в Кремле.
Разбор деятельности редакции журнала «Коммунист». Позже стало ясно, что «новые» идеологи в ЦК решили прибрать журнал к рукам с помощью Горбачева. За что критиковали редакцию? Нет теоретического анализа современных процессов. Философские вопросы сегодняшнего дня, исторические аспекты развития партии, экономический механизм — все это не находит отражения в журнале. Ученые не дают на них ответа. Вывод: Идеологическому отделу ЦК и Секретариату глубже вникнуть в работу редакции.
|
Обсудили предложение Мураховского об изменении порядка заготовки и реализации мясопродуктов, поступающих в госресурсы. (Рыночные фонды республикам не устанавливать, а определять только поставки в союзный фонд. Остальное — как хотят.)
Сейчас лишь 27 областей поставляют мясопродукты в союзный фонд, а 69 — по разнарядке Совминов республик — в другие, в основном промышленные области и края, находящиеся на дотации. Я спросил, как быть с ними? Это ваше дело — таков ответ.
Несмотря на возражения дотационных республик, а также УССР, РСФСР, Москвы, Ленинграда, под напором «новаторов» решили в принципе поддержать. Я не согласился с этим предложением.
Мои доводы: Что это даст? Раньше закупки мяса и молока у населения шли через потребсоюз и реализовались в области, как дополнительные ресурсы к выделенным рыночным фондам. Сейчас эти закупки, проводимые хозяйствами у населения, входят в зачет плановых закупок. Таким образом, колхозы и совхозы вместо развития собственного животноводства легко выполняют план, скупая скот у населения. Это не только не прибавило, а сократило объем мясопродуктов, реализованных в госторговле и на рынке. Я это прогнозировал. Госагропром все-таки решил по-своему. Что вышло? Бумажные игры. Проценты выполнения плана закупок выросли, а мяса не прибавилось.
|
Теперь предлагают следующий шаг — перестать планировать рыночные фонды. Уже сейчас области-поставщики срывают не только республиканские, но и союзные поставки. Дотационные области оказались в невыгодных условиях. Разве можно сравнить объемы сверхплановых закупок, например, в Воронежской и Куйбышевской областях? При равном проценте перевыполнения плана областные прибавки мяса будут равны 3:1. Вот результат «системы самоснабжения».
Рассмотрели вопрос о качестве телевизоров, выпускаемых куйбышевским заводом «Экран» Минрадиопрома СССР (по итогам поездки Горбачева в Куйбышев). Горбачев на этом примере решил «проучить» министра. Он грубо, оскорбительно поучал П.С. Плешакова, одного из лучших министров-оборонщиков, крупного ученого, недавнего руководителя большого КБ - разработчика новейших бортовых и наземных радиосистем. Было страшно неловко всем. Это Политбюро выбило Петра Степановича из колеи.
30 июля. Совещание в СМ РСФСР по Брянской области: Израэль, Буренков, Щепин, Ильин, Ермин, Табеев, Горшков, Трубилин, Потапов, а также Поручиков (председатель Брянского облисполкома), Зеболов (секретарь Брянского обкома партии). После длительного, обстоятельного обсуждения приняли рекомендации Минздрава, Госкомгидромета, согласованные с руководством Брянской области. Эвакуировать 4 села (3-я зона): Княжевщина, Н.Мельница, Барсуки и Прогресс. В 10 селах (1 и 2-я зона): установить строгий режим питания и ведения сельскохозяйственных работ. Им и остальным селам 1 и 2-й зоны выделить дополнительные фонды на чистые продукты (вот еще раз пример того, что республике необходимо иметь резерв!). Такие предложения были направлены в Совмин СССР.
|
С 7 по 9 августа находился в Калининской области.
14 августа. Политбюро.
Обмен мнениями по итогам поездки Горбачева на Дальний Восток. Он отметил, что значение региона огромно. Цивилизация продвигается к Тихому океану. Интересы США и западных стран там большие. Необходимо и нам по-новому посмотреть на Дальний Восток. Экономическое и политическое значение региона — там создан немалый производственный и научный потенциал. Но реализуются возможности плохо. Промышленность развивается однобоко, много социальных проблем даже в Комсомольске, даже на оборонных заводах. Отстает сфера обслуживания. Надо поработать с Министерством обороны над тем,чтобы открыть г. Владивосток. Вывод: Совмину Союза и РСФСР, Госплану разобраться и готовить Постановление ЦК по Дальнему Востоку и по БАМу.
О прекращении работ по переброске на юг части стока сибирских и северных рек. Поставили крест на этой проблеме. (Ресурсы направить на Нечерноземье и реконструкцию существующих мелиоративных систем.)
О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве. Сократить управленческие штаты на 50% за счет реорганизации союзных министерств в республиканские, замкнув все строительство в союзных республиках. Кроме РСФСР, здесь 4 общестроительные министерства пока сохранить как союзные, имея в виду затем передать их также в республику.
За повесткой. Высказался Горбачев. На местах люди считают, что борьба за дисциплину, с негативными явлениями притупилась. Вспоминают Андропова. Ослабла требовательность, критика. Печать замалчивает недостатки. Некоторым партийным комитетам демократия не по вкусу — привыкли править.
Ослаблен спрос с хапуг, бюрократов, выпивох. Задача — не сходить спринципиальных позиций. Идем к Пленуму по кадрам. Это особенно важно. Кадры партии должны перестраиваться. В поездках — факты показухи. Контакты с людьми заорганизованы. Люди готовы участвовать в перестройке, но уже говорят, «не пойдет ли это на спад». Так как стиль местных организаций не меняется. Консерватизм. Необходимо идеологическое и пропагандистское обеспечение наших инициатив. Недопустим разрыв между словом и делом. Надо делать упор на местные партийные организации. Говорил он горячо, возмущенно. Обсуждения не было.
22 сентября. Политбюро. Собрались в зале Секретариата ЦК.
Горбачев (после отпуска) информировал, что сейчас главное —предстоящая встреча с Р.Рейганом в Рейкьявике. Какова обстановка? Состоялась беседа Э.А. Шеварднадзе с Рейганом (был и Д.Шульц) в течение 1 часа. Р.Рейган передал письмо для Горбачева. В нем основная тема —разочарование после Женевской встречи.
Шеварднадзе добавил, что они просили не допустить утечки информации о содержании писем Р.Рейгана и М.С. Горбачева, а сами, по сути, уже «пустили». Наше мнение: встречу в Рейкьявике ускорить, так как Рейкьявик —это наша инициатива и шанс.
Рассуждения Горбачева. Правые круги США не хотят снижения напряженности. Стремление —не дать нам осуществить нашу политику, как внешнюю, так и внутреннюю. Сорвать или затормозить экономические, социальные и другие меры, осуществляемые в Союзе. Наша задача — не выпускать инициативу. Рейкьявик —это шаг в решении задачи.
25 сентября. Политбюро. «Об актуальных вопросах перестройки».
Горбачев. Политика ЦК народом поддержана. Но она обесценивается на уровне штабов, как хозяйственных, так и партийных, советских. (Вот когда, собственно, прозвучал его тезис «бить по штабам»!) Политический вывод —не останавливаться на полпути. Люди ставят вопросы остро, но без демагогии. Хотят разобраться во всем. Поэтому перестройка должна быть в центре нашей работы. Она должна охватить все сферы, сверху донизу.
Вызывает беспокойство работа министерств. Минтяжмаш — держит права, не дает ходу предприятиям. С.А. Афанасьев не понял перестройку до конца. Минпромсвязи —то же самое. Минстройдормаш — вроде готовится к реформе, но ничего не делает. Где же наша стратегия? Чем занимается комиссия Талызина? Где экономические ведомства? Где отделы и секретари ЦК, заместители Председателя Совета Министров?
Противники перестройки объединились, чтобы дискредитировать, опорочить наши меры, посеять неудовлетворенность в народе. Конечно, дело не в политической оппозиции, ее у нас нет, а дело в консерватизме, косности мышления.
(Оказывается, вот кто для него противник!) Политбюро надо рассмотреть вопрос о ходе экономического эксперимента в промышленности. Собрать всех в Свердловском зале и разобраться.
Теперь. Об активизации деятельности трудовых коллективов. Институт философии (по информации Яковлева) провел опрос. В успех реформы верят—44%ИТР и 38% рабочих, а 15% вообще не знают о сути эксперимента. Надо ускорить разработку закона о предприятии, предложения уже представлены. Но нужен закон, направленный на перспективу, а не на сегодняшнее состояние.
Агропром не выполнил сути идеи преобразования. Фактически создали укрупненный вариант бывших РАЙЗО. Управлять должен Совет РАПО, а не председатель.
О партии. Все зависит от партии. Надо сокращать заседания, бумагу, справки, бригады проверок и «помощи». Больше решать проблемы на местах. Основа —вопрос о кадрах. Если человек не верит, не может, не чувствует нужду и потребности людей —освобождать. Парторганизации не всегда объективны в оценках недостатков, не самокритичны. Все это требует глубокого анализа. Больше динамизма. Упор — на местные органы!
Вывод. Идти вперед, анализировать, решать проблемы, работать активно!
Вот такой разнос устроил Генеральный секретарь. Эмоционально, с нажимом, угрозами. Не всегда объективно, но... самоуверенно. Такой метод накачки стал далее системой. Но отдача, меры - повисли в воздухе.
За повесткой. О радиопередачах Би-Би-Си, «Голоса Америки» и др. Он предложил — надо снимать глушение, это прямо относится к «третьей корзине» Хельсинки. Возражений нет? Нет.
29 сентября. Был у Горбачева.
Он информировал, что встреча в Рейкьявике состоится 11—12 октября. Долго обсуждали сельские проблемы. Уборку зерновых закончим за 7—8 дней. Думаем, сдадим более 41 млн тонн. Он недоволен, мало.
30 октября. Политбюро.
Проект Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета на 1987 год. Докладывал Н.И. Рыжков.
Широкое обсуждение: Лигачев, Долгих, Зайков, Воротников, Щербицкий, Слюньков, Талызин и др. Немало критики, уточнений.
Горбачев. План сформирован трудно. Осложнен внутренними проблемами и внешней конъюнктурой. Но база есть — план 1986 года будет выполнен. Проект можно одобрить. 1987 год особый — 70-летие Октября. Нужно по-иному построить доклад на сессии (меньше цифр, довести суть узловых проблем). Дать возможность оценить проект плана Академии наук, ВЦСПС. Во главу угла — вопросы технического прогресса. Второе – социальная программа. Она не проста. Не допустить срыва. На реконструкцию и техническое перевооружение направить 44% капиталовложений, на 25% сократить новое строительство. Финансовое положение в стране тяжелое. Денежная масса растет, а товарные ресурсы отстают от этого роста. Итог — эмиссия. Нужно жить по средствам. Не вносить новых постановлений ЦК, требующих затрат, не обострять финансовое положение.
31 октября. Продолжение заседания Политбюро.
О результатах расследования аварии теплохода «Адмирал Нахимов» и мерах по обеспечению безопасности морского судоходства. Это была совершенно нелепая ситуация, приведшая к тяжелейшей трагедии. Погибли сотни людей. Виновных — под суд.
О реакции на пресс-конференцию Г. Коля. (Статья в американской газете «Ньюсуик». Оскорбительный выпад в адрес Горбачева — сравнение с высказываниями Геббельса.) Дать наши ответные публикации и направить ноту.
13 ноября. Политбюро.
«Итоги рабочей встречи руководителей партий стран членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)».
Горбачев доволен. Встреча очень продуктивная, откровенная, конструктивная. Концепция ускорения, перестройки, человеческого фактора поддержаны ими. Наши оценки КПСС, ее роли и места нашли понимание. Согласились с тем, что следует укреплять связи в области партийно-организационной работы, культуры и идеологии, международных отношений. Ввести в практику регулярные встречи секретарей ЦК по этим вопросам.
Шел разговор о необходимости серьезной перестройки деятельности СЭВ, ее совершенствовании. Готовы сотрудничать (но больше на двусторонней основе). Поддержана друзьями идея о совместной встрече с участием стран Европейского содружества (СЭВ и ЕЭС). Высказались за разработку специальной программы.
О 70-летии Октября. Решили теоретического документа не создавать. Но подготовить обращение к партии, ряд крупных пропагандистских мероприятий. Провести, например, неформальную встречу компартий, демократических и прогрессивных движений «Октябрь и мир» или «Ленин и мир». Они поддержали.
Позиция Румынии часто контрастировала, особенно по международным вопросам.
М.Горбачев подчеркнул особую полезность бесед с Ф.Кастро, В.Ярузельским, Я.Кадаром, Г.Гусаком. Предложил содержание нашей политики по отношению к братским партиям довести до КПСС, может быть, информировать на очередном Пленуме ЦК. Политбюро одобрило итоги совещания.
Об обстановке в Афганистане. Вести дело к свертыванию военных действий. Затем постепенный вывод войск. Необходимы два года. МИДу направить записку послу Воронцову.
20 ноября. Политбюро.
Об итогах совещания в ЦК по госприемке. Информация Вольского. Он рассказал о трудностях, сдерживающих организацию госприемки: не дают кадры в эту систему, медленно идет подготовительная работа. Предложил сократить ОТК и усилить аппарат госприемки. Подал реплику Рыжков: ОТК надо сохранить. Не отрывать ОТК от завода. Использовать опыт военных представительств.
Началось обсуждение. Выступил и я. Сказал, что качество обеспечивают: проект, техническая документация, технологическая дисциплина, организация труда, ответственность и заинтересованность исполнителя. Нельзя обеспечить качество, контролируя только конечную продукцию. Неужели это не понятно тем, кто знает производство. Госприемка — это надуманный, бюрократический аппарат. Он ничего не даст.
Горбачев. Надо предвидеть политические и социальные последствия принимаемых нами решений. Неприятие на местах госприемки — следствие не подготовленности. Готовить людей, общественное мнение для реализации наших решений. Они должны видеть, понимать их полезность. (Это верно! Ведь заводские рабочие не видят толку в еще одной надстройке. На их же плечи.) Надо сейчас активнее вести подготовку производства, документации, оснастки, инструмента, кадров, с тем чтобы начинать уже сейчас, а с января официально ввести госприемку. Надо готовить и новые ГОСТы.
За повесткой. Горбачев информировал о негативных настроениях в Казахстане по отношению к Д.А. Кунаеву, что у него растет конфликт с Н.А. Назарбаевым. Необходимо подумать о вариантах замены Кунаева.
1 декабря. Срочное совещание у Горбачева. Были члены Политбюро, а также: Добрынин, Яковлев, Медведев, Ахромеев.
О чем повел речь Горбачев?
1. О созыве Пленума ЦК по кадровой политике. Время, наиболее приемлемое, это конец декабря или начало января. Подготовить тезисы ЦК и разослать членам ЦК поскорее. Курс на ускорение — это неотложное требование проявляется еще более остро. Проблемы и трудности сейчас, особенно после XXVII съезда, стали проявляться в большей мере, чем предполагали. Начиная с партии, и далее в экономике, в обществе — в духовной и идеологической сфере. Не изживается застой, консерватизм, благодушие, инертность. Снизу нарастает политическая и общественная активность. Что должно быть на Пленуме? Нужно ответить на вопрос — почему не везде понимают нашу политику. Речь идет об активе, коммунистах. Многие считают, не слишком ли мы требовательны, не спешим ли с новыми мерами. Надо разъяснить ЦК, чем это вызвано, что в настоящее время требуется, обосновать кадровую политику. Экономика, особенно технический прогресс, очень важны, но на Пленуме не сводить дело только к этому. Связать кадровую политику с социальными проблемами, идеологической работой, деятельностью административных органов. Вот это — основная концепция доклада.
2.Обстановка в связи с нарушением США договора ОСВ-2. Усиливается линия «давления на Советы». Администрация США отбрасывает внешний камуфляж в угоду ВПК. Причины в основном внутренние, так называемый «ирангейт». Нужна наша ответная реакция. Думаю, пока на уровне правительства. Их ссылка на нарушение нами договора — провокация, повод для оправдания «позиции силы». Необходима серьезная политическая оценка этих действий США, как деструктивных шагов с их стороны. На фоне Рейкьявика еще более раскрывается истинная суть политики Рейгана. Теперь от нас ждут не только слов, но и действий в ответ на эту демонстрацию.
Может быть, рассуждал Горбачев, пока стоять на позиции политической борьбы? Наши контрдействия дадут им основание обвинить и нас, что-де мы этого и ждали! Думаю, сейчас надо сделать все, чтобы побудить сенат, конгресс повлиять на президента, на невыход США из ОСВ-2. Может быть, помимо заявления Правительства дать послание комиссии Верховного Совета, включить печать, органы информации. Ваше мнение?
Дальше, что имеем вообще в отношениях с США? Надо более полно разобраться в ситуации в Америке. Скоро у них выборы — определяется отношение к администрации. Таким образом, с одной стороны, наше разочарование, мы таких действий и ждали, с другой — надежды. Возьмите наши культурные контакты — реакция отличная. В то же время замалчивание наших политических выступлений, охота за подписчиками «Советской жизни» со стороны ФБР. То есть нужен анализ. Поручить МИДу, МО, КГБ, отделам ЦК проработать и доложить. Необходимо осмотреться и по другим регионам.
Выступления участников совещания.
Добрынин. Выход из ОСВ-2 — это попытка погасить критику, недоверие к президенту. Кризис в администрации имеет не внутренний(как уотергейт), а внешний характер. Они хотят спровоцировать СССР и на этом фоне «объединиться народу с президентом США».
Громыко. О США. Империализм не созрел, чтобы принять политическое решение о разоружении. Он боится соревнования с социализмом. Думаю, что «кризисной ситуации» вокруг президента нет. Они ищут «козлов». О контактах. Переговоры с ними надо вести обязательно. Иначе это пойдет руку ВПК.
Рыжков. На Пленуме надо честно сказать ЦК, почему потребовалось через кадры выйти на эти проблемы. Дело не в амбициях руководства, а в объективной необходимости. О США — поддерживаю рассуждения Горбачева.
Лигачев. Нельзя сбросить со счетов огромную работу, проделанную предыдущими поколениями. Но в то же время нельзя не видеть застоя. 15 лет нет движения. Теперь — закостенелость сверху и чехарда с кадрами в среднем и нижнем звеньях (Пермь, Воронеж, Казахстан, Украина).
О СОИ. Почему народы мира должны страдать из-за нее? Связать надо разоружение и развитие. Ввести в переговоры новые силы.
Чебриков. Необходимо высказаться на Пленуме по национальным вопросам. Осмыслить кадровую политику. Есть ряд негативных тенденций. Уровень образования кадров растет, казалось бы, это позитивный фактор и в то же время, особенно в интеллигентской среде, немало «копания, возни, сопоставлений» и т.п. Этот вопрос очень важный. Может, следует действительно практиковать обмен кадрами между национальными республиками.
Воротников. Постановление Пленума должно быть политически острым и конкретным. Следует иметь в виду, что народ, конечно, поддерживает перестройку, но ждет и результатов. Прошло уже полтора года. Успехи незначительные. Есть нарекания на снабжение отдельными видами продуктов и товаров. Местные органы часто воспринимают проблемы с иждивенческих позиций.
Об отношениях с США. Об уступках — так называемых наших «шагах» -надо очень внимательно отнестись и к их шагам. Чтобы не звучало, как наша уступка их силовым приемам. Хотя контакты, приглашение к диалогу должны быть.
Шеварднадзе. На Пленуме надо оценить негативные явления в партии и стране. Процесс идет сложный. По существу, в партии была допущена девальвация ценностей. (Реплика М.С. Горбачева: но надо начинать с партии.) У нас у всех сидят сомнения, не теряем ли мы свой престиж, развивая демократические начала. Это надо преодолеть.
О США. Не утрачивать контакты. Но давать отпор, это обязательно. Об уступках. Их не было — по сути. Это были дипломатические уступки.
Яковлев. Считаю, что авторитет КПСС сейчас не падает, а растет. Показатель — рост подписки на партийную печать (кроме «Литературной России»). Идет активная теоретическая деятельность. Надо развивать пропагандистскую работу. Крупной пропагандистской акцией должно быть 15 января — год со дня наших мирных инициатив. Причем следует объединить усилия, активизировать пропагандистскую работу с акцентом не на «мы», а на «все».
Заключение Горбачева.
Итак. О позиции США. Дать официальное заявление Правительства СССР. Подготовить предложения о практических шагах, с учетом новой ситуации. Поручить это группе членов Политбюро: Шеварднадзе, Чебрикову, Зайкову, а также Ахромееву и др., в том числе и анализ на будущее.
О Пленуме. Тезисы сделать и рассмотреть их на Политбюро.
О полемике с Бонном (видимо, он имел в виду реакцию на выступление Г.Коля) —мы дали им здорово. Пока на этом остановимся.
В конце совещания Горбачев поднял вопрос о А.Д. Сахарове. Есть его письма. Спокойный тон, понимание своей роли, как носителя важной государственной тайны. Просьба его —о содействии в лечении Е.Боннэр. Мы согласились. Нам надо решить основной вопрос — о возвращении в Москву. Как это сделать? Поручить Г.И. Марчуку переговорить самому или попросить близких к Сахарову академиков в личном плане. Передать ему о доброжелательном отношении руководства, возможности возвращения в Москву, к активной научной деятельности и т.п. Достаточно его слова — не ставить вопрос о выезде. Так? Договорились.
Затем, по прошествии недели, может быть больше, Марчук рассказал о положительной реакции Сахарова на предложение. В середине декабря Горбачев позвонил Сахарову в Горький. Состоялся доброжелательный разговор. «Не пора ли возвратиться к более активной научной деятельности в Москве?» Сахаров согласился с тем, что не будет ставить вопрос о поездках за рубеж. Он выразил удовлетворение беседой и предложением возвратиться в Москву. Так была прекращена эта затянувшаяся «ссылка».
4 декабря. Политбюро.
Об итогах визита в Индию Горбачева.
В международной политике акценты смещаются в тихоокеанско-азиатскийрегион. Важна здесь роль Индии и как одного из лидеров Движения неприсоединения, с позиции антиимпериалистической направленности ДН. Укрепление наших отношений имеет стратегическое и геополитическое значение. Индия объединяет страны региона и с точки зрения противодействия устремлениям США, экспансии Пакистана. Наши отношения уникальны и с политической и экономической сторон. Договоренности достигнуты очень важные, если их реализуем, это будет сильный прорыв в регион. Особо — личность Р.Ганди: умный, эрудированный политический деятель, патриот, тонко чувствующий попытки США прибрать к рукам, обыграть Индию. Он поверил в реальность нашей перестройки, в экономические преобразования у нас. Может, нам придется поступиться связями с другими странами в пользу Индии.
Одобрили текст заявления Правительства СССР в связи с нарушением США договоренностей по ОСВ-2.
11 декабря. Политбюро. Горбачев информировал о заявлении Кунаева. Просит освободить от работы (возраст, здоровье). Горбачев рассказал о беседе с Кунаевым, тот якобы негативно охарактеризовал Назарбаева, считает, что нужно избрать первым секретарем русского. Решили просьбу об отставке поддержать, по предложению Горбачева рекомендовать Пленуму ЦК КП Казахстана Г.В. Колбина (работал в Свердловске, в Грузии, сейчас первый секретарь Ульяновского обкома партии).
Рыжков доложил проект закона о социалистическом предприятии. Вводится выборность руководителя, декларируется единоначалие и демократическое управление (Совет трудового коллектива), связь с Советами и профсоюзами, хозрасчет и самоокупаемость и т.п.
Обсуждение было неоднозначным. Возникли вопросы. Что такое выборность? Какова роль министерства - утверждать решение коллектива или оно окончательное? О СТК. Какова их связь и отношения с профсоюзными комитетами, ведь они заключают колдоговор с администрацией. О самоокупаемости. Какая окупаемость по нынешним ценам? Все сырьевые отрасли на дотации. И другие подобные вопросы.
Горбачев. Возникло много вопросов. Нужно подходить к этому закону не только с экономических и технократических позиций. Необходимо политическое и теоретическое осмысление. Цель — реализация трудового потенциала страны через демократизацию управления экономикой. Объединить личные интересы с интересами социалистического общества. Надо правильно определить соотношение различных сторон демократического централизма на современном этапе. Решая задачу с предприятиями, важно зафиксировать и место Центра (Госплан, Минфин и другие министерства). Что они могут, а что не могут сделать по отношению к предприятию. О соотношении государственной и социалистической собственности, которая передается предприятиям. Кто хозяин, как им владеет? Место общественных организаций? Не найдено. Получается, что выше всех СТК? Надо еще поработать над этим проектом. Решили — пока отложить.
17 декабря. Мне позвонил Горбачев.
Рассказал о Пленуме в Казахстане. Избрали первым секретарем ЦК КП Казахстана Колбина. Обстановка нормальная.
18 декабря. Очередное Политбюро.
До начала в «Ореховой». Информация Горбачева о событиях в ночь на 18 декабря в Алма-Ате (по сообщениям оттуда). Толпа на площади, много молодежи. Несогласие с решением Пленума ЦК КП Казахстана (обизбрании Колбина). Хулиганские действия. Есть попытки спровоцировать чисто националистические проявления по отношению к русским со стороны студенческой молодежи. Ответные меры — только блокирование площади. Число митингующих около 2,5 тыс. человек. Произошли стычки. Есть пострадавшие, в том числе и среди внутренних войск МВД. Поджоги автомобилей и магазина.
Ночью собрали в Алма-Ате актив 700 человек, то же на ряде предприятий. Призвали к противодействию негативным проявлениям, стабилизации обстановки. В других регионах республики относительно спокойнее. Определяется, кто руководит «возмущением» — в основном из числа интеллигенции, сотрудники обкома, телевидения, преподаватели вузов.
Кунаев сам считал, что в республике нет достойного кандидата на пост первого секретаря. Но, по непроверенной информации, инициаторы выступлений —это его окружение. Говорил с Димашем Ахметовичем, он намекает, что инициатива —Председателя Совета Министров Назарбаева (не думаю, говорит Горбачев), он, мол, рвался к власти.
Сейчас, 18 декабря, площадь блокирована. Но вокруг около 1,5 тысячи человек. Толпы и в других районах города (около 5 тысяч). Подбрасывают идею массовой демонстрации в субботу и воскресенье — как протест.
(После обсуждения с членами Политбюро вышли в зал заседаний и продолжали разговор.)
Горбачев кратко изложил суть вопроса. И продолжал. Необходимо локализовать конфликт. Важно избежать жестких мер. Но поручить МВД (Власову) все-таки подтянуть необходимые дополнительные силы.
Кунаев деморализован, безынициативен. Главное —не отождествлять негативные националистические проявления с казахским народом. Подготовить объективную информацию в печать!
Решили направить в Алма-Ату Соломенцева, Власова, Лушева.
Вечером мне позвонил Горбачев (и другим членам Политбюро) по селектору. Он беседовал с Колбиным. Обстановка улучшается. Был разговор у Генсека с Кунаевым — предупредил о его ответственности, просил вмешаться в ход событий. Думает, это поможет. Зачитал текст сообщения для печати — согласились.
25 декабря. Политбюро.
О порядке создания совместных предприятий с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления. В принципе — поддержать. Но проработать: уровень рентабельности, налогообложение, режим, условия и оплата труда рабочих.