18 апреля. Заседание Политбюро (внеочередное).
Информация Шеварднадзе о Женевском соглашении. Событие для нас чрезвычайно важное. Создана правовая основа вывода советских войск из Афганистана. Позиции США: провести параллель с их бегством из Вьетнама. И нежелательность перспективы сохранения советского присутствия в Афганистане. Еще. О поставках оружия душманам (соглашение связывает им руки, но США пытаются убедить, в том числе и сенат, что они оговорили т.н. симметрию, что не имеет под собой юридической основы. Хотя вряд ли США прекратят поставки). Д.Шульц —держался ровно. Им импонирует, что вывод войск с 15 мая, то есть незадолго до приезда Рейгана. Пакистан на словах за стабилизацию отношений с ДРА. Мининдел ДРА Вакиль занимал неплохую позицию. Таким образом, Женевское соглашение создает обстановку, когда главное зависит от самих афганцев. Там идут сложные процессы, есть некоторые прогрессивные проявления. Какие моменты следует подчеркнуть? Американцы и пакистанцы сели за один стол с афганцами. (Хотя США юридически не признают нынешнее правительство ДРА.)
В американском сенате не верили в искренность наших заявлений о выводе войск. Сейчас, когда убедились в реальности наших намерений, делают попытки представить вывод войск как неудачу или даже поражение. Возникает вопрос: сохранит ли нынешнее правительство США свои позиции или нет? Необходимо разработать варианты на случай, если придут фундаменталисты или умеренные.
Предложения: сделать политическое, емкое заявление нашего Правительства. Как отметить событие 15 мая — возможно совместное с афганцами заявление. Вести дифференцированную работу с различными группами стран. Особенно с арабскими, мусульманскими странами (Воротников — с Движением неприсоединения) да с Югославией, Кубой, другими странами ДН. Особо -Иран. Это страна не приняла Женевские соглашения. Как вести себя по отношению к Ирану? Строго следить за действиями США.
|
Язов. Страны «семерки» стремятся перенести свои базы в ДРА (близ Кабула). Цель —сразу захватить Кандагар и там организовать временное правительство. Планируют резко активизировать борьбу после вывода наших войск, довооружить более мощным оружием, техникой.
Далее выступили, принципиально поддерживая и уточняя некоторые детали: Лигачев, Громыко, Чебриков, Крючков, Яковлев, Воротников, Добрынин, Лукьянов, Медведев, Ахромеев. Высказывалась озабоченность тем, как сложится ситуация после вывода войск. Но общее мнение — далее медлить нельзя, в стране зреет возмущение гибелью солдат, огромные экономические затраты. Так что надо войска выводить!
Горбачев. Узел сложный. Необходимо развязывать. Нужна четкая система. Комиссии по ДРА — работать внимательно. Женевское соглашение — крупнаяполитическая акция в международной политике. Здесь заложено сотрудничество с другими странами. Внутри страны. Подготовить письмо ЦК, что сделали, что нас ожидает. Через Афганистан прошло более одного миллиона человек (10 тысяч погибло и 35 тысяч ранено). Об экономике, затратах. Дать политическую оценку. На внешний мир — подготовитьзаявление Правительства. Но без лишнего шума. Особый акцент на США. Подготовиться к переговорам с Шульцем. Пакистану верить нельзя. Ситуация там сложная. Исходить из реальностей и вести работу. С другими странами вести работу избирательно. О моджахедах. С ними также необходим контакт. Не пускать на самотек. Оптимизм Наджибуллы вряд ли оправдан. Тянут их навстречу, когда тамеще наши войска?! Если начнут «взрывать соглашение», то надо всему миру показать лицо наших «партнеров».
|
Итог — подготовить политическое решение.
23 апреля. Секретариат. Вел Горбачев.
Вопросы XIX Всесоюзной партконференции.
Примерная повестка: «О ходе перестройки» и «О дальнейшей демократизации жизни партии и общества».
Горбачев стал излагать свой взгляд на суть этих докладов, вернее, одного доклада на партконференции по двум вопросам. Я хочу выделить лишь некоторые его тезисы.
Замысел. Проанализировать нашу работу за три года.
В экономике. Хозрасчет движется. Но ослаблено отношение к научно-техническому прогрессу. Не происходит изменений в структурной политике. О госзаказе. В нем скрыта командная система.
Социальная политика. Перемены в развитии здравоохранения, образования, строительстве жилья есть, но они незначительны.
Деятельность партии, демократизация общества. Следует обратиться к Ленину. Этого требует нынешняя ситуация. Необходимо понять суть отношений политического и государственного руководства. Наша приверженность ленинскому учению как партии нового типа, политического авангарда, а не дискуссионного клуба. Но в этом кардинальном вопросе в прошлом было допущено отступление. Произошло смещение функций. Партия оказалась перегруженной. Замкнув все на партию, ей нанесли удар. Занявшись деталями, она не в состоянии выполнять свою политическую роль.
|
Большевики через своих представителей завоевали власть в Советах. Через ЦК давало установки Политбюро. То же и во ВЦИКе, СНК. Потом появился Секретариат. Но вплоть до XVII съезда большого аппарата в партии не было. Затем пошло перерастание и взятие на себя основных функций, а роль Советов снижалась. В ленинском понимании роли Советов нам надо искать ответы. На основании какого закона партия сейчас требует, дает указания и т.п. (?!) – на основании Конституции.
В Советах также функции перепутаны. Исполкомы стали над Советами. Не поднимем роль Советов, если не изменим избирательную систему, не повысим авторитет депутатов. Трудовой коллектив должен делегировать своих представителей, то есть не только выдвигать, но и избирать. Может, совместить и с территориальной формой выборов. И лично человек может предложить свою кандидатуру. Почему нет? Работа Верховного Совета сейчас рутинная. При Ленине во ВЦИКе было 440 человек, сейчас Верховный Совет — 1500.Громоздко.
Выступили все члены Политбюро. Мнения разные. Но надо готовить тезисы, база для этого есть.
5 мая. Политбюро. Вел Горбачев.
О некоторых вопросах советско-германских документов 1939 года, касающихся Польши.
Информация Л.Ф. Ильичева, Г.Л. Смирнова, В.А. Медведева.
Они подтвердили, что данных о наличии оригинала секретного протокола к договору нет. На Западе распространена копия. Подтвердить или отвергнуть ее нет оснований. Смущает даже то, что подпись под этим документом В.М.Молотова латинскимшрифтом. Так он никогда не подписывался.
Громыко. Имел две беседы с В.М. Молотовым. Он не подтвердил и не отверг наличия секретного протокола (публикации в печати на этот счет были). То же и в беседах с Н.С. Хрущевым — ни да ни нет. Возникает вопрос, знали лиони или нет? Некоторые считают, что документы были и одобрены двумя сторонами. Громыко подтвердил, что он был ответственным за публикацию всех документов, но протокола не было, он его не видел. Предложил дать публикацию о том, что «копии» есть. Оригиналы - не ясно, сохранились илинет. Продолжить поиск.
Горбачев вел себя весьма сдержанно. Не стал, по обыкновению, рассуждать, анализировать все «за» и «против», не вступил в полемику, а заявил, что следует ограничиться обменом мнениями. Если будут документы, то вернуться к обсуждению. (В интервью корреспонденту «Советской России», опубликованном 14 марта 1993 года, В.И. Болдин, бывший тогда заведующим Общим отделом ЦК, утверждает, что еще в 1987 г. «секретный» протокол и карта были положены на стол Генсеку. Он долго изучал карту... потом сказал — «убери подальше». Следовательно, Горбачев скрыл этот факт от членов Политбюро и от общественности.)
О мерах по обустройству мест захоронения польских и советских граждан в Катыни. Есть необходимые поручения смоленским властям и Минобороны. (И здесь Горбачев умолчал об истинных причинах катынской трагедии — массовом расстреле польских и советских военнопленных.)
Об итогах визита В.И. Воротникова в СФРЮ.
Я информировал. Впечатления от встреч с руководством Сербии и Черногории положительные. Отметил откровенность состоявшихся бесед. Общая обстановка в стране сложная. Республики все больше выходят из-под контроля федеративной власти. Особенно Хорватия и Словения. Конфликтная ситуация в Косово. Предостерегают нас от излишнего оптимизма в части самоуправления (учтите опыт СФРЮ). Связи с Сербией и Черногорией у нас расширяются. Приняли к сведению.
12 мая. Заседание Политбюро.
В «Ореховой». Горбачев. Обстановка в Эстонии. Нарастает критика Вайно. Был разговор с ним. Необходимо рассмотреть их экономические проблемы. Демократические преобразования в ходе перестройки идут активно. Беспокоит национальный вопрос. Нужно туда поехать кому-то из членов Политбюро. Пошлем Слюнькова.
О консервации строительства Кавказской перевалочной железной дороги. Это была настоятельная просьба Грузии.
Они экономически обосновали, в свое время, необходимость такого строительства, чтобы сократить железнодорожный путь по побережью. Сделали проект. И начали работу активно. Сейчас — резко отрицательное отношение к этому в республике, возникли опасения, что таким путем объединятся Северная и Южная Осетия. Дорога идет через Северную Осетию к Южной Осетии и Грузии. (Так национальный вопрос перекрыл путь экономике.) Решили поручить Совету Министров и Госплану, Академии наук, МПС совместно с ГССР рассмотреть и дать заключения.
О ситуации в Венгрии. Там идут сложные процессы. ЦК ВСРП распущен. Решили направить в Будапешт Крючкова.
С 15 по 21 мая я находился в Якутской и Бурятской АССР, а также в г. Усть-Кут Иркутской области.
23 мая. Пленум ЦК КПСС.
Повестка. Тезисы ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партконференции. Докладчик М.С. Горбачев. Он доложил кратко.
Обосновал необходимость обсуждения на конференции вопроса о том, как сделать необратимой революционную перестройку. Публикация тезисов открывает дискуссию в обществе по принципиальным вопросам перестройки.
Суть тезисов кратко изложена выше, когда речь шла о заседании Секретариата 23 апреля.
На Пленуме Генсек их доложил с некоторыми дополнениями. Акцентирует внимание на проблемах экономического и социального развития страны, максимальном использовании интеллектуального и духовного потенциала, заключенного в науке, образовании и культуре, дальнейшей демократизации общества, необходимости реформы политической системы. Подтверждая роль КПСС как политического авангарда общества, он указал на необходимость четкого разграничения функций в отношениях партии с государством, восстановлении в полном объеме роли и полномочий Советов, изменении их структуры. Сказал, что нужна реформа избирательной системы. Отметил и ряд других моментов.
Выступления были активными, мнения противоречивыми. Тема задела за живое. Смысл тезисов был не всеми понят и поддержан. Непонятны обоснования предлагаемых преобразований. Таким образом, даже члены ЦК оказались не готовыми к восприятию таких реформ.
Горбачев не стал вдаваться в разъяснения. Считаю, что тезисы в основном поддержаны. Замечания, правда, есть. Надо уточнить, в основном не ломать и опубликовать. Согласны? Да. О резолюциях конференции. Видимо, надо принять несколько. Согласны! Тогда все.
Быстро провернул Михаил Сергеевич этот Пленум, а зря. Конференция показала, насколько поспешно был вынесен на обсуждение этот радикальный вопрос, касавшийся реорганизации политической системы в стране.
29 мая. В 14.00 во Внуково-2 прибыл Р.Рейган.
Встречали: А.А. Громыко, Э.А. Шеварднадзе, А.Ф. Добрынин.
В 15.00 встреча в Кремле с М.С. Горбачевым, затем беседа один на один.
30 мая. 19.00. Обед в БКД от имени М.С. Горбачева в честь президента США Р.Рейгана и супруги. Участвовали все члены Политбюро, секретари ЦК и другие приглашенные. Горбачев и Рейган - оба в отличном настроении. Оживленно беседуют, шутят. Визави за столом у меня Д.Бейкер. Беседа об истории России, о Кубе, о Картере. Приглашение в США (передает М.Куомо). Я поблагодарил.
Проводив гостя, Горбачев поделился с членами Политбюро и секретарями ЦК впечатлениями от встреч. Очень возбужден, эмоционален, не скрывает своего удовлетворения. Рассказал о посещении Н.Рейган с Р.Горбачевой депозитария картин в Третьяковке. Гостья не проявила интереса. Ушла из Третьяковки раньше определенного для осмотра срока. О встрече Р.Рейгана в МГУ. Там была специально оборудована защищенная кафедра в зале, в котором он выступал. Шутит о рейгановских анекдотах. Доволен, что освещение визита в СССР Р.Рейгана в прессе США очень широкое. Предстоит пресс-конференция в МИДе.
6 июня. Политбюро (внеочередное).
Об итогах переговоров с Р.Рейганом.
Горбачев. Наш прогноз оправдался. Отклики в целом позитивные. «Правые» в США считают, что ондаже «далеко зашел». Правильно, что вышли на американское телевидение! Что-то отложилось положительное и у самого Рейгана (о стране, ее культуре, народе). Принятые документы свидетельствуют о существенной подвижке в наших отношениях. Мы приобрели дополнительный опыт. Очень удачный шаг — прогулка по Кремлю и Красной площади. Таким образом, в целом итоги можно одобрить. Дать поручения по вопросам, вытекающим из договоренностей.
Вот таким коротким сообщением ограничился Горбачев. Непонятно! Политбюро в недоумении. Мы ожидали подробной, обстоятельной информации, но...
14 июня. Политбюро.
Вопросы XIX партконференции. Срок проведения — с 28 июня по 1 июля. Избрано 4999 делегатов, в том числе работников производственной сферы — 1 663, сельского хозяйства — 866.
Об обстановке в НКАО.
Горбачев. Есть некоторые положительные сдвиги. Вносятся предложения на сессии республик. Что скажут Азербайджан и Армения? Сессии обратятся к Верховному Совету СССР. На основе обращения выработать решение. Не торопиться с выводами. Разобраться на Президиуме Верховного Совета, поручить комиссии и т.п. Затем — обращение к народу.
Лигачев. Фактически обстановка крайне неустойчивая. Идет нарастание конфликта. Тысячи беженцев. Самоуправство. Митинги. Надо стремиться к тому, чтобы сессии прошли конструктивно, без надрыва. Могут быть обострения, Армения, да и Азербайджан просят ввести войска МВД.
15 и 16 июня находился в Рязанской области.
20 июня. Политбюро (внеочередное). Ведет Горбачев.
Обсуждение проекта доклада на XIX Всесоюзной партконференции. Он был предварительно разослан. Приняли за основу. Выступили все. Отмечали положительные моменты доклада, делали замечания по принципиальным вопросам, по тексту, редакционные.
Рыжков. Предложения необычны, затрагивают самые острые жизненные проблемы, волнующие людей. Поддерживаю принцип глубокой политической реформы. Совмещение постов председателя Совета и секретаря партийного комитета —это правильно. Также согласен с изменениями в структуре и работе Верховного Совета.
В разделе о промышленности раскрыто только машиностроение. Необходимо сказать и об энергетике, строительстве, химии. Обстоятельнее о необходимости углубления перестройки, особенно внизу, на предприятиях. Считаю, что председатель исполкома должен быть депутатом и членом президиума Совета. Совет Министров — высший исполнительный орган, он должен обладать правом законодательной инициативы. Этого в проекте нет.
Громыко. Глубокий раздел о Советах. Так сказать, «назад к Ленину и вперед с Лениным». Некоторые считают, что надо разделить Советы и партию. Как?! Согласен с совмещением постов председателя Совета и первого секретаря,таким образом сохранится организующая роль партии. В международной части — о неподготовленности к войне?! Это — лобовое видение. Нужно объяснение, уточнение. О послевоенном периоде —ведь союзники хотели нашего разорения, ликвидации армии. Мы не могли пойти на это, иначе согнули бы нас в бараний рог. И когда говорим о соревновании по вооружению —
это шло взаимно, с обеих сторон. Настрой народа был — не оказаться слабым. Поэтому все вопросы требуют всестороннего осмысления, одна точка видения не дает представления о картине.
Лигачев. Реформа нашей политической системы впечатляет своими новаторскими идеями. Цель конференции не только неотвратимость перестройки, но и углубление ее. Но нужна не только реформа политической системы, но и экономическая реформа. А взаимосвязи их в докладе нет. Следует сильнее сказать о социальных проблемах, особенно на селе. Советы. Совмещение постов первого секретаря и председателя Совета — сомнительно. Это значит возложить на первых секретарей и политическую ответственность за деятельность Совета. Согласовывается ли это с разделением партийных и государственных функций? Нет, не согласовывается. А мы об этом говорили. О печати, так называемое «литературное наездничество» налицо. Нужен закон о печати.
Чебриков. Самовыдвижение кандидатур в депутаты — непривычно это. Может быть навал безответственных говорунов. О национальных районах, поселках, сельских Советах — предлагаю это опустить.
Шеварднадзе. Необходимо более четко сформулировать национальные проблемы. (Как? Что он имел в виду — не ясно!)
Воротников. Съезд один раз в год — это видимость демократии. Нужен ли он, ведь 2250 депутатов — много. Неуправляем. Да это и еще одна бюрократическая надстройка власти. Верховный Совет, по сути, избирают выборщики. Как быть с представительством национальных и территориальныхобразований —нужна квота. Иначе в ВС может не быть представителя какой-то области.
О функциях Председателя Верховного Совета: формирует Совет Министров, подготавливает законы, возглавляет Совет Обороны и другие «традиционные» обязанности. Таким образом, это, в сущности, Президент, как сейчас Генсек. Надо обдумать, не многовато ли прав и обязанностей. О структуре власти в союзных республиках («можно иметь съезд или не иметь»). Это —
правовое неравенство республик. Таким образом, предлагается коренное изменение политической и государственной структуры власти в стране. Для такого решения необходим Всенародный референдум. Готовы ли мы к нему? Кто затем подведет итоги референдума — чрезвычайный съезд? Вывод — надо все осмыслить. Много неясного, непроработанного, а осталась неделя! Спешим!
О Советах. Необходимо развивать правовые нормы в АССР и в областях. Но они должны иметь и различия.
У АССР — больше полномочий. Президиум — обладает правом контроля над исполкомом. Это значит — постоянные конфликты и вмешательство в функции исполкома. Председатель Совета — первый секретарь ОК, через бюро обкома партии и Совет зажмет исполком. Будет еще больший застой, а не демократия. Считаю, что никто не может вмешиваться в действия исполкома, если они, эти действия, в рамках закона. О финансовых ресурсах Советов -не ясно, где их брать. Никакие права без экономических условий ничего не дадут.
О структуре Советов в РСФСР — надо рассмотреть отдельно. У нас же нет своей партии, кто будет объединять функции в руководстве республики? Также не ясно, что меняется в организационной структуре. О разграничении функций —
декларация, «ни одного государственного, хозяйственного, социального вопроса партийные комитеты не могут решать помимо Совета».Возможно ли это? Да и вообще предлагается везде объединить государственные и партийные функции (секретарь —
он же председатель). Согласен в этом с Егором Кузьмичом. Говорим о разделении функций партии и Советов, а должности объединяем. Нелогично.
О принятии Советами на себя всей полноты власти. Готовы ли государственные структуры сегодня к этому? (Правовая база, кадры, состояние экономики, общественное мнение и т.п.) Дело не в том,чтобы скорее реорганизовать, а в том, чтобы политические преобразования переварить, получить положительный экономический и политический эффект.
Вывод. Вопросов много. И принципиальных, и, может быть, второстепенных. Проблема политического реформирования назрела, но какова должна быть глубина реформы, масштабы, сроки проведения и т.п. Надо все это осмыслить, чтобы дошло до сознания. Времени нет. Может быть, не все предложения по реорганизации выносить на XIX партконференцию? С чем-то повременить.
Щербицкий. Не согласен с тезисом о «коренной» реформе политической системы. Надо подвести под это теоретическую базу. (Горбачев — согласен. Просто — реформы.) Не ясна роль президиума Совета. Надо, чтобы Совет, а не президиум руководил исполкомом. О сокращении кадров — нельзя допустить при этом анархического подхода.
Выступили все члены Политбюро. Замечаний много. (Яковлев или не выступил, или не был? Не помню. Записей нет.)
Горбачев. Давайте в принципе согласимся с тезисами доклада ЦК на XIX партконференции. Поступившие принципиальные предложения рассмотреть и доклад доработать. (Как можно доработать за неделю?!)
28 июня. Начала работу XIX Всесоюзная конференция КПСС.
Повестка дня.
1. О ходе реализации решений XXVII съезда, основных итогах первой половины 12-й пятилетки и задачах партийных организаций по углублению процесса перестройки.
2.О мерах по дальнейшей демократизации жизни партии и общества.
Докладчик по обоим вопросам М.С. Горбачев.
Материалы конференции известны. Однако значение и роль этого форума в истории КПСС и дальнейших преобразованиях в стране под видом перестройки, политического обновления и т.п. так велики, что я позволю себе остановить внимание читателя на некоторых тезисах доклада, отдельных выступлениях и дать свои комментарии.
Коренной вопрос конференции — как углубить и сделать необратимой революционную перестройку. Вопросов много. Но ключевым ЦК считает — реформу нашей политической системы.
Осуществлять экономические преобразования.
Перестройка немыслима без изменения интеллектуального потенциала общества. Сейчас создана атмосфера свободного творческого поиска в науке, культуре.
Международное положение. США ведут себя по отношению к социализму агрессивно. Не снята и военная угроза. Наши недостатки — дали втянуть себяв гонку вооружений, что не могло не сказаться на экономическом положении страны. Сейчас возвращаемся к ленинским принципам.
В прошлом после победы Октября были серьезные деформации политической системы. Хозяйственно-управленческие функции концентрировались в партийно-политических структурах.
Сейчас идет отладка хозяйственного механизма, укрепляются правовые основы. Учимся демократии. Нужно вовлечь в управление всех трудящихся. Четко разграничить функции государственных и партийных органов.
Необходимо возродить полновластие Советов. Реорганизовать управление местными делами. Отделить Советы от исполкомов. Иметь председателя Совета и президиум Совета. Определить их функции. Для подкрепления Советов авторитетом партии рекомендовать, как правило, на пост председателей Советов первых секретарей. Ограничить избрание депутатов на 2—3 срока.
Высшие органы Советской власти.
Высший орган — Съезд народных депутатов. В его составе дополнить представительство от общественных организаций. Общее число депутатов 2250. То есть 1500 избирались бы, как и сейчас, от территориальных и национальных округов, а еще 750 — на съездах или пленумах центральных партийных, профсоюзных, молодежных, женских, творческих и других общественных организаций.
Для обсуждения всех вопросов съезд избирает законодательно-распорядительный орган: Верховный Совет из двух палат, всего 400- 450 депутатов. Периодически обновлять его состав.
Высшие государственные посты. Вариантов несколько: лидер партии — глава Правительства, есть и мнения против совмещения постов. Есть предложения — иметь Президента и другие.
Мнение ЦК. Председатель Верховного Совета избирается и отзывается съездом. Он возглавляет Президиум Верховного Совета, руководит подготовкой законов, решает ключевые вопросы внешней политики, возглавляет Совет Обороны, предлагает кандидатуру Председателя Совета Министров СССР.
Совет Министров. Подотчетен Верховному Совету. Возрастает его роль в управлении хозяйством.
Демократизация руководящей деятельности и внутренней жизни партии. КПСС — носитель программных целей общества. Возродить внутрипартийную демократию. Принципы демократического централизма были подменены бюрократическим централизмом. Нарушались нормы партийной жизни. Здесь корни перерождения. Тысячи коммунистов честно выполняли свой партийный долг. Именно в партии сформировались силы, выступившие за перестройку.
Необходимо разделить функции партийных и государственных органов. ЦК и Политбюро должны быть органами политического руководства. Не допускать подмены высших органов власти и управления. Перестроить структуру аппарата ЦК.
О новом облике социализма. Обновление идеологии — в один ряд с демократизацией и экономической реформой. Идеологическая работа стояла на догматических позициях. В истории немало трагического. Надо дать ответына все вопросы, другого пути нет.Каким мы видим социализм? Социализм мы видим, как строй подлинного, реального гуманизма... социальной справедливости. Наши цели — больше демократии, больше социализма, лучше жизнь трудящегося человека... На этой ноте Горбачев завершил доклад.
Началось обсуждение.
На председательском месте А.Н. Яковлев. Это уже определяло его новое положение в Политбюро. Скрытое становилось явным.
Некоторые выступления.
В.В.Бакатин. Доклад снял все вопросы, ответил на все сомнения. Идеи перестройки меняются, но любые мерки мелкобуржуазного потребительского отношения к социализму не годятся. Никакие благие намерения не дадут власти Советам, если не изменить принципиально порядок формирования их бюджета.
Г.В.Колбин. Как действовать партийным работникам в новых условиях разделения прав с Советами? Не все к этому готовы. Последнее время идут откровенные нападки на партийные кадры. В дискуссиях — попытки подавить инакомыслие. Надо развивать и укреплять партийное товарищество. Взятый партией курс -верный.
Л.И.Абалкин. Необходимо выработать современные представления о социализме. Дело ученых разработать эту концепцию. Экономическая реформа не может рассчитывать на успех, действуя вопреки экономическим законам. Необходимы не организационные, а экономические меры. Против объединения должностей председателя Совета и первого секретаря. О многопартийности, или лучше — многовариантности. Вообще, всегда необходимы варианты — тогда у руководителя есть выбор.
В.В.Карпов. Появился ряд книг известных писателей. Они работают на перестройку. Наряду с серьезными статьями в критике поднялся крик, как на коммунальной кухне. Статьи пишутся «на уничтожение». Интриги, доносы, клевета! Это напоминает сталинские времена. Здесь — борьба за власть. Карьеризм и национализм. Но игра идет «в одни ворота». Попробуй отмыться.
Ю.В.Бондарев. Наступила пора осмысления перестройки. Самолет подняли в воздух... а где посадочная площадка? Мы против разрушения прошлого. Нужно согласие в нравственных целях перестройки. «И муху, и человека можно газетой прихлопнуть». Часть печати использует перестройку, как ревизию веры и нравственности. Гласность и демократия — это высокая нравственная дисциплина, а не произвол. Травят и писателей: Белова, Астафьева, Распутина, Проскурина, Алексеева и других. Я еще надеюсь, что консолидация литературы возможна.
А.А.Логунов. Всегда ведем борьбу против кого-то. Велико желание кого-то бить. Раньше били космополитов, теперь —антиперестройщиков. В наукерастет монополизм, групповщина.
В.И.Мельников. Необходим перевод республик на самофинансирование и самоокупаемость. Сверхплановую продукцию должны реализовывать сами. О кадрах. Перестройка аппарата ЦК идет медленно. Это относится и к руководству ЦК. За прошлые недостатки надо отвечать персонально. (Горбачев: «К кому это относится?» Ответ: «Соломенцев, Громыко, Арбатов, Афанасьев».)
Г.Я.Бакланов. Стал корить других писателей. Выступил взволнованно, обидчиво. Его резкий, грубый, обличительный тон не понравился конференции. Собственно, выступление было скомкано. Основной тезис —отповедь Бондареву. Затем резкие слова в адрес аудитории, которая «захлопала» его выступление.
Б.И.Олейник. Побивая культ, мы в своем не всегда благородном гневе бросаем камни и в народ. Забывать, что наша победа - это заслуга народа, —великий грех. На беспамятстве вырастает чертополох. О национальном вопросе. Есть надуманные проблемы. Нет школ на родном языке, книг — развеэто трудно?
Б.Н.Ельцин. Перестройка пошла в худшую сторону. Ее надо было начинать с партии. О политической системе — избежать ошибок прошлого, избежать вождизма. Выборы должны быть прямыми и тайными. Если уходит лидер, то уходит и руководство. Некоторые члены Политбюро должны ответить за состояние партии. Народ должен знать о жизни партии и ее лидерах. Нехватки должен ощутить каждый, а то тайные пайки для «голодающей» номенклатуры. Прошу конференцию политически меня реабилитировать, снять с меня обвинения, вынесенные на Пленуме ЦК. Это будет демократично. (Следовательно, он в то время еще стремился сохранить себя в партии, да и в ее руководстве.)