30 сентября. Пленум ЦК КПСС. (Прошел за один час.)
«О предложениях в связи с реорганизацией партийного аппарата в свете решений XIX партконференции».
Пленум принимает предложения М.С. Горбачева:
О переводе на пенсию А.А. Громыко, М.С. Соломенцева, В.И. Долгих, П.Н. Демичева, А.Ф. Добрынина.
Выступление А.А. Громыко. «Конечно, мне грустно, но возраст, с ним надо считаться. Все мы прошли по ступенькам жизни. Кто больше, кто меньше. Спасибо за добрые слова...»
О реорганизации аппарата и образовании комиссий ЦК.
Партийного строительства и кадров — Г.П. Разумовский.
Идеологическая В. А.Медведев.
Социально-экономической политики — Н.Н. Слюньков.
Аграрной политики — Е.К. Лигачев и В.П. Никонов.
Внешней политики А.Н. Яковлев.
Правовой политики — В.М. Чебриков.
Сохраняются: Оборонный отдел — О.Д. Бакланов.
Общий отдел — В.И. Болдин.
Управление делами — Н Е.Кручина.
Об избрании В.А. Медведева членом Политбюро, В.М. Чебрикова секретарем ЦК.
О А.П. Бирюковой и Н.В. Талызине. О А.И. Лукьянове.
Об избрании председателем КПК при ЦК КПСС Б.К. Пуго.
Все предложения принимаются.
Горбачев. «Возник вопрос о руководстве Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР. Политбюро решило рекомендовать В.И. Воротникова Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР, освободив от этих обязанностей В.П. Орлова. Председателем Совета Министров —рекомендовать А.В. Власова».
И эти предложения принимаются.
А.В.Власова избирают кандидатом в члены Политбюро.
О Председателе Президиума Верховного Совета СССР. Политбюро рекомендует М.С. Горбачева. Голосуют. Принято.
Горбачев благодарит. Информирует о рекомендации председателем КГБ В.А. Крючкова.
Пленум прошел напряженно, но спокойно, без вопросов.
|
1 октября состоялась сессия Верховного Совета СССР.
Все вопросы кадров были рассмотрены и решены.
3 октября. Политбюро.
Горбачев. Обстановка в НКАО осложняется. Надо разобраться. Поручить комиссии Яковлева. (Когда была организована эта комиссия?! Не помню. Что она делала? Почему никто сейчас не помнит о ней? Не спросит ее председателя?)
Политическая оценка итогов сентябрьского Пленума. Горбачев. Получили поддержку ЦК и Верховного Совета, надеюсь, и всех трудящихся. Принятые меры консолидируют ЦК и руководство партии и государства. Это очень важно в нынешний решающий момент перестройки. Эти крупные мероприятия проведены на основе принципов партийной демократии. Народ будет ожидать более решительных действий. Таким образом, требуется повышение уровня деятельности партии.
Роль Политбюро возрастает. Главное — коллективная подготовка и выработка принципиальных решений внутренней и внешней политики. А затем уже курирование конкретных направлений в работе. Недопустим ведомственный подход. Давайте думать о стране. Это самое важное. Надо прибавить (это его любимое выражение — «прибавить»), привлечь творческие силы. Не быть на обочине, когда в обществе «бушуют страсти». Заседания Политбюро, как и прежде, — раз в неделю.
О Секретариате. Было, по сути, дублирование Политбюро. Не следует определять ему жесткий план. Заседать по мере необходимости. Больше опираться на совещания у секретарей ЦК. Необходимость проведения Секретариата будет определять Генсек. Вести заседания Секретариата по очереди —ежемесячно. (Так Горбачев свел функции Секретариата на нет. Провел сам пару заседаний, несколько Медведев. И все.)
|
О распределении обязанностей между секретарями ЦК.
Горбачев — Политбюро и Секретариат, основные проблемы внутренней и внешней политики, партийное строительство и кадры. Оборона. Остальные секретари по комиссиям. Комиссии — по 10—12 человек, в их составе и членыЦК.
Верховный Совет — Президиум ВС ориентировать на реализацию политической реформы. Ускорить принятие связанных с реформой законодательных актов. Нужно сформировать временное положение о президиуме Советов и опробировать в 2—3-х республиках, областях и Москве.
О Совете Министров. Надо обдумать в связи с изменением в деятельности ВС и ЦК и работу Правительства. Значительно возрастает ответственность исполнительной власти. Они должны взять на себя многие вопросы, которыми раньше занимались Политбюро и Секретариат.
О работе местных Советов. Не допустить образования вакуума. (Обком отошел от дел, а Совет не взял на себя.) Республиканский и областной уровень подкрепят создаваемые там Главные планово-экономические управления (ГлавПЭУ).
Так закончил свою речь Генсек — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Четко. Никаких обсуждений.
В этот же день состоялась сессия Верховного Совета РСФСР.
М.С.Горбачев предложил освободить от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР В.П. Орлова и рекомендовал на этот пост В.И. Воротникова. Сессия приняла эти предложения.
Я коротко выступил со словами благодарности и предложил назначить Председателем Совета Министров РСФСР А.В. Власова.
|
Сессия приняла такое решение.
Так, с 3 октября 1988 года я перешел на работу в Верховный Совет РСФСР.
10 ноября. Политбюро.
Информация Лукьянова об откликах на проект Закона об изменениях в Конституции. Возражения против избрания депутатов от общественных организаций. Если избирать, то всенародно. Не нужен съезд. Выборы Председателя Верховного Совета — всенародным голосованием. Особенно отрицательные отклики из Прибалтики. Они за конфедерацию, свою валюту, договорные отношения с другими республиками, вплоть до выхода из СССР.
Что предложил Лукьянов.
1.Юридически четко определить невозможность конфедерации.
2.Снять из проекта положения, касающиеся самоопределения республик. Нельзя никак допустить прецедента — выхода какой-либо республики из Союза. Нужен закон о порядке выхода.
Горбачев. Надо взять за основу установки XIX партконференции. Социалистический выбор, власть трудящихся, укрепление Союза на основе гармонии — укреплении Центра и прав республик. Решительно выступить против попыток развала Союза, экономики, о чем кое-кто из «народныхфронтов» заявляет открыто. С республиками работать. Приглашать, обсуждать, убеждать.
23 ноября. Горбачев по селектору, с членами Политбюро.
Обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией. Надо принять указы об ужесточении норм пресечения беспорядков, введении комендантского часа в Баку. Рассмотреть во время Пленума ситуацию с обеими республиканскими компартиями. Может быть, организовать Оргбюро в НКАО, другие меры. (Согласились, в принципе, но надо обсудить обстоятельнее, не по телефону.)
24 ноября. Политбюро.
В «Ореховой». Острое обсуждение обстановки в Закавказье и Прибалтике. Столкновение Лигачева и Медведева, который начал рассуждать, что необходима-де «отдушина». «Какая? — возмутился Лигачев. — Нужна честная партийная позиция. Не потакать экстремистам и националистам. Иначе дело кончится войной. Хватит быть миротворцами». Выступили все. В основном вывод такой, что необходимы действенные, радикальные меры политического урегулирования, но и непримиримая борьба с провокационными действиями националистически и экстремистски настроенных лиц.
28 ноября. Пленум ЦК КПСС.
«О мерах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства». Доклад М.С. Горбачева.
Он подвел итоги всенародного обсуждение проектов законов, связанных с изменениями и дополнениями Конституции, выборами народных депутатов СССР. Изложил позицию Политбюро по отношению к этим вопросам.
Затем начались выступления.
Я на первых порах был против ряда новаций. Но постепенно стало казаться, может, я чего-то недопонимаю, ведь другие поддерживают. Может, предложения Горбачева дадут определенный эффект. Укрепится власть Центра, расширятся права республик и местных Советов. Так я и выступил на Пленуме.
Воротников. Интерес в народе к политической реформе большой. Оценивая политические подходы, которые выявились в ходе дискуссии, необходимо стоять на принципиальных позициях. Они должны служить укреплению нашего строя, упрочению единого государства. Однако проявились и негативные моменты, стремление увести общественное мнение в сторону от обсуждаемых проектов. Имели место преднамеренные попытки нанести удар по «нервным центрам» советской политической системы, вызвать разлад в государстве. Стали провозглашаться откровенно антисоветские лозунги, замешанные на национальном сепаратизме.
Распространяется вирус недоверия между людьми различных национальностей. Зазвучало давно забытое, позорное слово «инородцы», стали говорить о «мигрантах». Появился и такой термин — «русскоязычное население». Мне лично не ясно, к какой категории наций он относится, так как двуязычие является естественным не только для РСФСР, но и для других республик. Дело дошло до принятия отдельными республиками антиконституционных актов, выдвижения ультимативных требований в адрес Центра. И все это происходит якобы во имя и на благо перестройки?!
Да, проблем накопилось много. Они вызваны и прошлыми, и нынешними причинами. Есть и неравномерность экономического развития отдельных регионов, есть и национальная специфика, проблемы языка, культуры и т.д. Но что будет, если мы начнем предъявлять ультиматумы, отгораживаться друг от друга, возьмем курс на самоизоляцию? Это ли не абсурд!
В дискуссиях по проекту звучали голоса о его недемократичности. Но авторы таких заявлений своеобразно понимают демократию. Так как провозглашают в то же время лозунги о дискриминации граждан по языковому признаку, пытаются разделить нации на более и менее достойные, добиваются введения ценза оседлости, стремятся к экономической изоляции, созданию республиканских армий, собственной валюты и т.п. И это преподносится как отстаивание демократических идей?!
Беспокоит не только крайне негативное содержание платформ мнимых «сторонников перестройки». Нельзя принять и методов, которыми они «пробивают» свои идеи: откровенный шантаж несогласных, пикетирование, дезинформация. Сейчас мы переступили порог, отделяющий стратегические цели перестройки от конкретных практических дел. Перед партией и страной сложнейшая, многотрудная задача. Она требует единства.
После меня выступили: Щербицкий, Вяляс, Везиров и другие.
Затем Горбачев. Дискуссию приветствую. Партия должна быть готова к действиям в новых условиях, при непредвиденных обстоятельствах, которые могут сложиться в тех или иных местах. Защищая перестройку, развивая ее ценности, давать отпор демагогии, экстремизму, авантюризму, беззакониям. Раздаются голоса, вот-де до чего довела перестройка! Это паникеры, их надо ставить на место.
Пленум поддержал положения доклада Генсека.
29 ноября. Внеочередная сессия Верховного Совета СССР.
На сессии Горбачев, собственно, повторил высказанные на Пленуме «Меры по осуществлению политической реформы в области государственного строительства». Активное обсуждение, ряд замечаний. Доработанное комиссией постановление — принято.
7 декабря. 13.50. Позвонил Н.Н. Слюньков.
В Армении сильное землетрясение (около 11.45). Эпицентр охватил: Кировакан, Спитак, Степановой и Ленинакан. Огромные разрушения, жертвы. Арутюнян и Щербина из Еревана вылетели на место. В 15.00 будут обсуждаться у Рыжкова первоочередные меры. Готовим состав правительственной комиссии.
20.00. Позвонил Н.И.Рыжков. Ночью он вылетает в Ереван со Слюньковыми комиссией. Землетрясение небывалой силы, такого не было в мире за последние 80 лет. Щербина и Чазов на месте. Много погибших. Огромные разрушения. Необходимы ресурсы, техника и т.п. Будет смотреть на месте. Потребуется помощь РСФСР. Информировал Горбачева в США.
8 декабря. Поздно вечером позвонил В.А. Медведев. Сообщил, что Горбачев вылетает в Москву — решил прервать визит.
10 декабря утром Горбачев вылетел в Ереван.
11 декабря. Возвращение Горбачева из Армении. Беседа в аэропорту. Находится под глубоким впечатлением трагедии. Обстановка наисложнейшая. Идет поток помощи. Организационная неразбериха. Попытки неформальных организаций даже в этих катастрофических обстоятельствах подогреть национальную рознь. Горбачев взволнован, озабочен. Все виденное в районе землетрясения — ужасно. Небывалая трагедия. Расстроен и тем, что прервал визит — не знает, как быть с визитом на Кубу и в Англию.
20 декабря. Позвонил А.Н. Яковлев. Спросил моего согласия на то, чтобы возглавить делегацию на празднование 30-летия революции на Кубе. Подчеркнул, что просил М.С. Горбачев. Если надо — то, конечно, поеду.
. С 21 по 24 декабря находился в Чувашской АССР.
26 декабря. Позвонил М.С. Горбачеву. Настойчиво рекомендовал, чтобы очередная его зарубежная поездка была на Кубу. Не менять порядок прерванных визитов. Он объяснил, что не ясен календарь, надо и в Англию и т.п. Я вновь повторил, что нельзя откладывать. Ведь объездил все соцстраны по нескольку раз, а на Кубе не был. «Хорошо, подумаю, не дави. Теперь о твоей поездке — содержание бесед с Ф.Кастро — полная им поддержка и разъяснение наших инициатив, обстановки в стране».
27 - 28 декабря. Заседание Политбюро (с 2 декабря не было Политбюро).
Об итогах поездки М.С. Горбачева в США.
Он был весьма удовлетворен итогами поездки. Разделяли его оценки и мы. Казалось, что, наконец, с нами стали считаться, прислушиваться к нашим инициативам. Принимать или не принимать их — это уже другое дело. Но от них нельзя отмахнуться. Стал вопрос о том, как вести себя дальше. Что говорил Горбачев?
Развивая концепцию нового мышления, мы вышли на очень важный этап. То, что происходит в мире, — не без нашего влияния. Как разворачивается обстановка? Она застала многие круги врасплох. Важно, что мы избрали верную тактику, не стали ожидать различных переговоров, а вышли на широкую общественную трибуну. (Речь идет о выдвинутых им предложениях в выступлении на сессии ГА ООН об одностороннем сокращении вооружений и вооруженных сил и по другим вопросам.)
Надо не позволять политическим кругам США и Запада сбить темп. Сейчас им трудно отвергнуть то, что нами предложено. Это означало бы разоблачить себя, показать подлинное лицо. Идут поиски выхода. Однако разговоры о том, что «новое мышление — это одни слова», нашими конкретными инициативами опровергнуты.
Важное значение имел курс СССР на решение региональных проблем. Это меняет образ Союза в глазах общественности. Перемены в отношении к нам наглядно видны по реакции на беду в Армении. Идет небывалая волна сочувствия и помощи. Таким образом, подтверждается наш тезис, что в мире созрели настроения о том, что все мы живем в едином взаимосвязанном мире. Что народы устали от гонки вооружений. Даже политики утверждают, что Советскому Союзу удалось раздвинуть рамки, то есть помимо разоружения подняты и конкретизированы и другие проблемы — гуманитарные, экологические и т.п.
Среди консервативных кругов обеспокоенность. Попытки посеять сомнения, подозрения, не допустить размытия фундамента, так сказать, холодной войны. Таким образом, в итоге рушится вся концепция империалистических сил, выстроенная и осуществленная с послевоенного периода. В Америке идут дискуссии на различных уровнях. Чем объяснить причину этих изменений в мире? Да и нам требуется более глубокий анализ. Возникает вопрос, какую политику они будут проводить? Каковы их рассуждения? Происходящие изменения — это-де результат кризиса социализма, то есть мы «демонтируем социализм»! Это попытки обесценить наши усилия перестройки, то есть, что нам некуда деваться. И они делают вывод — США ничего не следует предпринимать, СССР сам сойдет со своих принципиальных позиций. Так считают некоторые политики. Либеральные круги другого мнения — СССР не отказывается от социализма, а спасает его, как и капитализм спасал себя. (Программа Рузвельта — о решении социальных проблем.) И еще. СССР демонстрирует аналитический подход, самокритичное отношение к своим делам, на что никак не решится капиталистический мир. Особенно это относится к сверхдержаве — США. Но пора, пишут газеты, и нам заняться самокритикой, так как и у нас много недостатков. Причем они предостерегают — не следует делать выводы, опираясь на правых, на их публикации в советской печати, на требования отхода от социализма. Это опасное самообольщение. Такого не произойдет.
Есть и такое направление. Источник-де советской политики в американской силе, она заставила СССР измениться. Если такая линия, подчеркнул М.С.Горбачев, превалирует вофициальной политике, то дело пойдет сложнее. В определенной мере эти тенденции проявляются и в переговорных отношениях. Не спешите, мол, с различными вопросами разоружения.
Что еще было интересного в Нью-Йорке? Не произойдет ли у нас в перестройке поворот назад. Это подозрение высказывается правыми силами, которые делают акцент на трудностях в экономике, национальных отношениях, гласности и т.п. Они пытаются вдолбить и в головы советских людей, что перестройка ничего не дала, что в руководстве разлад, что дело идет к провалу. Это, конечно, нас не удивляет. Еще и еще раз подтверждает, что перестройка для нас, всего народа — это наиважнейшее дело и решающий фактор не только внутреннего, но и международного развития.
И еще. Думаю, что пока рано делать выводы о политике будущей администрации США. Трудно предполагать, что она пойдет на серьезное обострение отношений с СССР. В то же время она не готова к адекватным шагам, которые сделали мы. Буш сказал в беседе примерно так, что он «за преемственность и отчасти за определенное наращивание развития наших отношений». Будет так или нет? Он очень осторожный политик. Что может его заставить действовать — потеря авторитета администрации и самих США. Значит, нам необходимо наращивать давление. Двигать инициативы. Сейчас Буш торопит — химическое оружие, экология... Команда у него — центристы, «традиционалисты», приверженцы послевоенного курса. Учитывая это, нельзя позволить им сбить темп.
Пример Японии. Ее задевает, что многие процессы мировой политики проходят мимо. Так и США — нам следует активизировать работу в Европе, в Тихоокеанском регионе, на азиатском направлении.
Так завершил Горбачев информацию. Держался он раскованно, но сдержаннее, чем обычно. Без шуток и улыбок. Говорил спокойно, взвешенно, не торопясь. Как бы обдумывая каждую фразу, рассуждая вслух. Ощущалась какая-то зона, полоса, отделяющая его от других членов Политбюро, секретарей ЦК.
В обсуждении участвовали: Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварднадзе, В.А. Медведев, А.Н. Яковлев, Д.Т. Язов, Е.К. Лигачев, В.И. Воротников. (Я не вел записей их выступлений, но в основном все согласились с выводами, делали уточнения, высказали предложения.)
Горбачев в заключение остановился на практической организации работы. Надо сказать, объяснить партии необходимость сокращения Вооруженных Сил. Но мы не готовы к разговору, как надо это начинать. Пока — в политическом плане. Это диктуется нe только внешними, но и нашими внутренними экономическими проблемами. Обороноспособность мы не подрываем. Обеспечим качественное укрепление Вооруженных Сил.
Записка комиссии Политбюро по ликвидации последствий землетрясения в Армении. Информация Н.И. Рыжкова.
Первое. О пострадавших. Извлечены из завалов —39 360 человек, из них15 254 живы. Госпитализировано 11,8 тысячи. Выписаны — 7100. На излечении около 4 300. Эвакуировано более 100 тысяч человек, в том числе за пределы Армении — 60 тысяч. Сила землетрясения в эпицентре до 10,5 баллов. Особенно пострадали: Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степановой и более300 сельских пунктов. Зоназемлетрясения силой свыше 6,0 баллов — 30 тысячкв. км.
Второй этап. Восстановление и строительство. Разработаны три проекта Постановления Совета Министров. Потребуется 6,5 млрд руб. и еще 2,5 млрд для компенсации потерь и помощи пострадавшим. Восстановить необходимо 4 млн кв.м жилья, школ, больниц и т.п. На селе — 1,6 млн кв.м жилья. Все это надо сделать за два года. Более 130 предприятий разрушено. Без крова осталось 514 тысяч человек. Ущерб составляет приблизительно 10.5 млрд рублей.
Такой вопрос. На селе в зоне землетрясения в основном азербайджанское население, их отток из Армении усугубляет обстановку. Об образовании т.н. «свободной зоны» — предложения Арутюняна и Велихова — неприемлемы. Учесть меры сотрудничества с зарубежными фирмами и оказывать необходимое содействие.
С предложениями и оценками Рыжкова согласились.
О наших дальнейших шагах в деле урегулирования в Афганистане. Горбачев. США рекомендовали ничего не делать до 15 февраля. Нам необходимо политическое решение до этого срока. Прогнозы делать сложно—как будет дальше. Возможны различные варианты. Сейчас разворачивается экономическая блокада Кабула. Армия — халькисты, это беспокоит Наджибуллу. Положение в оппозиции не лучше, а даже хуже. Альянс «семи» разваливается. Наша активность воздействует на них. Несмотря на давление США, они тянутся к нам. Следует нажимать на США, вести переговоры с Пакистаном. Политбюро согласилось с его мнением.
Год
Если в 1988 году притормозили перестроечные процессы в экономике, а политические реформы стали выходить на передний план, то в наступившем году политические, государственные преобразования катились «девятым валом» и захлестнули потуги Правительства реализовать ряд хотя и не радикальных, но полезных экономических мер. Увлечение политикой захватило общество. Многое было ново, привлекательно. Демократизация, гласность, развернувшиеся в Москве и Ленинграде, да по всей стране, инициировали различные собрания, сходы, митинги, страстные дискуссии. Обличения власти, своих противников и просто несогласных извергались потоком не только с подмостков этих сборов, в средствах массовой информации, но и развернулись на сессиях Верховного Совета, Съездах народных депутатов. Благо, что поводов для этого действительно было немало.
Шел пятый год перестройки, а жизнь людей не баловала. Успехи первых трех лет забылись, а нынешнее время не радовало. Экономические проблемы в производстве и повседневной жизни людей нарастали. Нарушались налаженные производственные связи между предприятиями, ухудшалось снабжение населения продуктами и товарами. Что, собственно, и вызывало недовольство, возмущение. Централизованная, консервативная по своей сути, очень сложная, но безотказно действовавшая десятилетиями система буксовала. Привычные апелляции к партийным органам на имеющиеся неполадки уже не срабатывали. Расширение по форме, а не по существу прав Советов, предприятий и республик создавали дополнительные проблемы. Прямые договоры, оптовая торговля, реорганизация управления – зачатки новых экономических отношений - только осваивались. Но и для этого не было создано необходимого правового и экономического механизма.
Попытки Политбюро ЦК и Правительства призвать к порядку, дисциплине, ответственности, наконец, к благоразумию эффекта не давали.
Во многом как тогда, так и теперь, я считаю: руководство страны, нарушив глубинные законы баланса экономики и политики в пользу политики, стали, по существу, ее заложниками. Политические баталии, государственные реорганизации, переориентация функций партии и Советов захлестнули не только партийные и государственные структуры, но и общество.
Экономика была отодвинута в сторону. И лишь в декабре 1989 года на Втором съезде народных депутатов была обнародована и принята принципиально новая комплексная Программа мер по оздоровлению экономики и этапах экономической реформы. Она была рассчитана на 1990-1995 годы. Это была аналитически проработанная и практически, с учетом реальности, обоснованная программа. Но к сожалению, реализация ее так и не была начата.
2 января. Вылетел с делегацией на Кубу. Для участия в торжествах, посвященных 30-летию победы революции.
3 января. В г.Сьенфуэгосе. Посещение строительства нефтеперерабатывающего завода и АЭС в Харагуа.
Вечером в Гаване. Официальный прием во Дворце революции.
Краткая беседа с Ф.Кастро, затем с Д.Ортегой, с М.Якешем и Г.Филиповым. Оценка нынешнего состояния в соцстранах. Перестройка, возмущался Г.Филипов, внесла разброд в комдвижение.
4 января. Беседа в ЦК КП Кубы с Мачадо Вентурой. Обмен информацией о положении дел в КПСС и КП Кубы. Некоторые проблемы сотрудничества.
Принял в резиденции С.Нуйому, президента СВАПО. Беседа о ходе подготовки провозглашения независимости Намибии. Надеются на успех. Необходима координация действий с Советским Союзом. Я заверил его в неизменности нашей позиции.
Вечером большая группа гостей, вместе с Ф.Кастро и другими кубинскими руководителями, знакомилась с экспонатами выставки «ЭКСПО — Куба», организованной на окраине Гаваны.
Там же состоялся грандиозный митинг, посвященный 30-летию победы революции на Кубе.
Программное выступление Фиделя Кастро.
5 января. Дворец революции. Встреча с Ф.Кастро (один на один. Переводил О.Дарусенков) в его кабинете.
Обстоятельная, живая, заинтересованная беседа. В основном его вопросы — мои объяснения. Оживленно, раскованно. Главное — в чем суть и как идет перестройка.
Я передал Фиделю Кастро привет от М.С. Горбачева, сожаление, что землетрясение в Армении прервало его поездку и он не смог побывать на Кубе с официальным визитом. По просьбе Ф.Кастро я обстоятельно рассказал о землетрясении и принимаемых мерах по ликвидации тяжелых последствий этой трагедии.
Затем речь пошла о советско-кубинских отношениях, о попытках западной пропаганды противопоставить нашу перестройку кубинской ректификации. Но, к счастью, наши отношения строятся на дружеских принципах уважения, понимания и поддержки.
Я стал подробно излагать Ф.Кастро суть проводимых в Союзе реформ. Отметил, что начало экономических преобразований относится к периоду работы Ю.В. Андропова. Объяснил ситуацию, которая складывалась в народном хозяйстве страны в начале 80-х годов. Она требовала изменений. Охарактеризовал сегодняшнюю обстановку в стране, что было сделано за время с апреля 1985 года.
Я излагал все проблемы, исходя из видения экономических и политических процессов официальными органами страны. Но Фидель общие рассуждения на веру не принимает. Он немедленно стал буквально обстреливать меня вопросами. Они касались многих тем. О месте партии в перестройке, принципе разделения полномочий партии и Советов. Ему не был ясен повод для объединения постов первых партийных и советских руководителей на всех уровнях. Расспрашивал Фидель, как будет работать съезд, сессии Верховного Совета, депутаты. Что положительного дает изменение избирательной системы. Придирчиво, дотошно интересовался сутью «народных фронтов». Какая роль им отводится в перестройке. Спросил о системе арендных отношений в деревне, насколько развиты они сегодня, каков удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции. Особенно интересовался, как соотносятся по форме и содержанию экономические и политические реформы. Я пытался объяснить, обосновать не только официальное, но и свое личное видение этих проблем.
Рассказал, как готовились, обсуждались те или другие предложения, по какому поводу были споры, разногласия. Ф.Кастро, конечно, почувствовал сложность и неоднозначность подхода к решению принципиальных и частных вопросов реализации идеи перестройки, обновления всех сфер жизни нашего общества. И хотя Ф.Кастро сказал, что «доволен разъяснениями» и ему «стали яснее идущие в Советском Союзе процессы», это совершенно не означало, что он с ними согласен и поддерживает. Вряд ли я смог убедить его, да это и не входило в мою задачу. Я стремился как можно объективнее представить наше «новое мышление».Не думаю, что моя информация успокоила Фиделя, сняла его тревогу и озабоченность за состояние советско-кубинских отношений и вообще за обстановку в социалистических странах.
В беседе он спросил о сроках возможного визита Горбачева на Кубу. Я стал объяснять Фиделю наш календарь. Горбачев намерен выбрать «окно» и сам позвонит об этом Ф.Кастро. Но то, что первая же его поездка будет на Кубу, — бесспорно.
Ф.Кастро выслушал и сказал, что не хочет, чтобы у нас сложилось впечатление, будто он желает оказать давление. Он понимает загруженность Генсека внутренними проблемами. «Мы, ваши друзья, заинтересованы в том, чтобы при первой возможности он приехал на Кубу. И, желательно, без заезда в другие страны». (Горбачев сдержал слово, и в первых числах апреля его визит на Кубу состоялся.)
Затем разговор перешел в русло международной политики. Информировал его о том, как складываются отношения с США, с западными странами. О нашей оценке изменений, происходящих в социалистических странах, в частности в ВНР, Польше. Подчеркнул важность укрепления экономического сотрудничества с Кубой.
Ф.Кастро рассказал, что Куба благожелательно отнеслась бы к политическому урегулированию конфликта МПЛА с УНИТА в Анголе. Вывод кубинских войск их Анголы будет проходить постепенно. Однако после вывода УНИТА обязательно заявит о себе. Поэтому необходимо искать урегулирование именно сейчас. «Вообще, - отметил Ф.Кастро, — Куба намерена строго выполнять достигнутое соглашение». Он обстоятельно изложил свою позицию по отношению к Намибии. Фидель считает, что Нуйоме надо проявлять осмотрительность, действовать умно, гибко. (Дальнейшее развитие событий в Намибии подтвердило обоснованность такой тактики, и сложная многолетняя проблема Намибии была решена при активном участии СВАПО.)