Щербицкий. Следует уточнить, что такое суверенитет? Толкуюткто как хочет. Двуязычие — обязательно. В УССР неформальные объединения в большинстве — откровенно националистического толка.
Шеварднадзе. Имеющаяся ситуация в национальных отношениях неоправданно преподносится как новая. В материалах критикуется период индустриализации — так ли это плохо? Центральный вопрос — о праве выхода из Союза. Да или нет? Не ясно. Об идее нового договора — в докладе говорится расплывчато.
Медведев. Процессы идут, и мы уже не можем отмалчиваться. Надо определиться и сказать, что происходит на самом деле. Объяснять нынешнюю обстановку только ошибками и недостатками прошлого — это неправильно. О РСФСР -если сделать так, то есть дать ей большие права, то центробежные силы разрушат федерацию. Что-то надо сделать, в том числе и Бюро по РСФСР, но в определенной мере ограничить права не только РСФСР, но и других республик.
Яковлев. Как всегда, коротко, лаконично, безапелляционно. Считаю документ стоящим. К РСФСР нужен аналогичный подход, как и к другим республикам. Никакого старшего брата. Если есть серьезные замечания, то, может быть, отложить Пленум (обиделся, так как он один из авторов проекта). Обстановка сейчас действительно сложная.
Рыжков. Документ для обсуждения на Пленуме не готов. Ведь если ошибемся — развалим государство. Право республик на недры?! Это нельзя! Иначе РСФСР всех задушит. О Центре — нужен каркас, обязательно. Дело ведем к ликвидации Центра?! Не очень понятно — о гражданстве. Язык — обязательно двуязычие в каждой республике. По РСФСР сложно — надо идти по этапам. (А у Яковлева — просто, как всегда, без «старшего брата» — и все!)
|
Лукьянов. Сейчас в республиках явный всплеск национализма. Прошлое оценено не объективно. РСФСР — это не унитарное государство. Движение за суверенитет в России — это ответ на нажим извне. Слабо сказано о партии, как гаранте единства. Таким образом, нужны четкие, принципиальные позиции. А их в докладе нет.
Крючков. Документ должен быть отточен. Пленум можно провести и через месяц, полтора —не беда. Дать объективную оценку по положительным моментам и недостаткам. Более четко сказать о русском народе. Не допустить размежевания. За интеграцию. Не давать простор дезинтеграции России, этого ждут некоторые республики. Им нужен повод.
Горбачев. Ситуация требует выработать партийную платформу по национальному вопросу. Необходимо занять прогрессивные и реалистические позиции, соответствующие перестройке. Это критический путь, который мы обязаны пройти. Процесс идет, нарастает. За 70 лет Федерация так сплелась, что требуется разобраться и определить пути движения дальше. Дать ответы на вопросы, поставленные жизнью. Будет размежевание. Станет ясно, кто с нами, кто нет.
О РСФСР. Дальше мы не можем игнорировать эту проблему. Озабоченность есть, надо определить конкретные меры. Этот раздел требует уточнения. Иметь российский партийный орган в ЦК, свое телевидение, радио, печать и т.п.
Поручить Чебрикову, Яковлеву, Медведеву, Воротникову, Маслюкову, Разумовскому, Пуго в десятидневный срок внести предложения. Пленум — в сентябре. Согласились.
18 июля. ЦК КПСС. Зал пленумов.
Совещание секретарей ЦК КП, обкомов и крайкомов КПСС.
(Все-таки Горбачев внял просьбам и созвал это совещание.)
|
«О деятельности партии на нынешнем этапе перестройки».
Доклад М.С. Горбачева.
Основные тезисы. Страна переживает критический период перестройки. Бушуют страсти в Кузбассе, Грузии, Донбассе и др. Осложнилась социально-экономическая обстановка. А политическая даже усугубилась. Общество приемлет перестройку, но в нем нарастает и неудовлетворенность. Есть настроения, тяготеющие к авторитарным методам, попытки возвращения к старому. Также распространяется демагогия, спекулятивные тенденции т.н. сторонников радикальных мер. Подбрасываются идеи заимствования капиталистических ценностей. В общем, все это связывают с деятельностью партии, с необходимостью перестройки самой партии.
В прошлой деятельности партия, по сути, взяла в руки все хозяйственные и административные рычаги. Тем самым была зажата инициатива, утрачена связь с массами —неумение и нежелание вести диалог. Но есть и сверхрадикалы, которые считают, что необходимо превратить партию в своего рода политический дискуссионный клуб. Это неприемлемо. Партия выражает интересы трудящихся, рабочего класса, она является авангардом общества.
Центральный вопрос — взаимодействие партии с Советами. Политические решения партия должна проводить в жизнь через Советы, через коммунистов, работающих в Советах. Сейчас Советы не готовы взять власть и в законодательных, и в кадровых, и в других вопросах. Но это не значит, что нет форм идеологического и других способов воздействия на массы и на Советы.
Мы должны извлечь уроки из допущенных недостатков в предвыборной работе партии. Диктат, навязывание мнений, организационные просчеты и т.п. создали трудности и в результате —потери. Предстоящие выборы дадут новый всплеск политизации масс.
|
Об экономической реформе. Одни — возвратиться к старому, так как реформа-де ничего не дала. Другая крайность — рыночная экономика, это тоже анахронизм. Главное —где и как проводится экономическая реформа, таков и результат.
Об идеологической работе. Это самая трудная и наиважнейшая работа партии. Догматизированная идеология не выдержала испытания перестройкой. Сейчас вышли на широкие теоретические обобщения. Но наступление в идеологической сфере не развернуто. Огромна роль средств массовой информации. Печать сделала много в перестройке, в развитии демократии и гласности. Волнует вопрос взаимоотношений общество —партия -пресса. «Пресса всегда партийна, она выражает интересы тех или других социальных сил» (Ленин).
О внутрипартийной жизни. Необходимо возродить на партийных конференциях свободу мнений, а не показное единство действий. Дисциплина в партии и обществе нас беспокоит. Нужно заняться проблемам и национальной специфики республиканских парторганизаций. Но надо предостеречь от ошибочных тенденций. Федеративные принципы на партию переносить нельзя.
Вносятся предложения о досрочном созыве XXVIII съезда.
Недавно была XIX партконференция. Впереди Пленум, Второй съезд народных депутатов. На съезде нужна новая Программа и Устав. Поэтому съезд может быть созван осенью 1990 года или в 1991 году — давайте обсудим.
Выступления участников на этот раз были раскованными, в большинстве откровенными, резко критическими. Не обошлось и без крайних точек зрения в оценке обстановки.
С.Г.Арутюнян. Привел слова рабочего: «Партия обманула надежды отца и мои. Что ждет моего сына?» В Армении растет влияние неформальных организаций. Мы пока не имеем целостной концепции КПСС в перестройке. Это принципиальный вопрос. Считаю, что осенью 1990 года необходим съезд. ЦК принял много поспешных решений, но проявляет медлительность в реализации того, что декларируется по принципиальным вопросам.
Л.Н.Зайков. Многие партийные организации теряют контроль над ситуацией. Политическими методами руководства мы так и не овладели. Нет разделения функций партии и Советов на деле, только слова. Кто возьмет в руки решение экономических вопросов на местах? Советы? Но как? У них нет таких прав.
Л.Ф.Бобыкин. В экономике идут отрицательные процессы. Так называемая самостоятельность, самофинансирование не дают результата. Кооперативы разлагают людей, так как Центр не решает проблему налогообложения. Осложнилась идеологическая ситуация, противоправные проявления, особенно среди молодежи. Забастовки. Опять образовались зоны, закрытые для критики, — печать не тронь. Она всегда права. ЦК не имеет твердой линии в идеологии. Роль Секретариата ЦК утрачена, потеряна. Нужен второй секретарь ЦК, М.С. Горбачев часто отсутствует. Не с кем решать вопросы в ЦК КПСС.
Н.И.Рыжков. Партия теряет авторитет. А некоторые товарищи говорят, что ничего особенного не происходит, нечего волноваться (это в адрес А.Н. Яковлева, он всегда на Политбюро успокаивает). В стране развиваются конфедеративные тенденции со стороны ряда республик. Концепция перестройки партии от первичных организаций до ЦК не выработана. А эти товарищи опять-таки считают, что все само собой образуется. Самоочищение партии часто сводится к самобичеванию. Средства массовой информации тянут куда хотят. Так продолжаться дальше не может. Необходимо рассмотреть распределение обязанностей в Политбюро и Секретариате. Освободить М.С. Горбачева от многих обязанностей, а сосредоточиться ему на делах ЦК. У нас немало попыток миротворчества, желания ладить и с левыми, и с правыми. Народ не видит, не понимает нашей позиции — кого мы осуждаем, а кого поддерживаем.
A.К.Бразаускас. В Литве звучат призывы к отделению от СССР, «вывести оккупационные войска». По сути, сложилась уже многопартийность. Неформальные общества в Литве набирают силу и готовятся к выборам. То есть условия работы КПЛ сложные. Что надо? Необходимо восстановить ленинские принципы формирования СССР. Принять закон об экономической самостоятельности Литвы, Эстонии (возможно, и Латвии) на сессии Верховного Совета СССР. Это будет реальная альтернатива оппозиции.
B.А.Медведев. Озабоченность и тревога экономическими неурядицами, расстройством рынка, национальными конфликтами обоснованны. Возникли сомнения — туда ли мы идем? Так ли действуем? Но мы вступили на этот путь и сможем решить проблемы, которые достались нам от прошлого. Идеологическая ситуация очень сложная, так как в ней отражаются и свои, и другие проблемы. Но я не согласен с тем, что не выработана линия в идеологической работе. О прессе. Партийное влияние на прессу ослабло, но идти против гласности — значит потерять доверие народа.
В.И.Воротников. Начатая в 1985 году перестройка определила пути обновления общества. Но дело в том, что перестройка идет не так, как намечалось. Основная проблема сейчас экономическая. Именно она создает нервозную обстановку в народе. Экономические эксперименты шли широким фронтом, но не все было продумано при их разработке, да и при реализации их допустили перекосы. Ошибки возможны, но главное вовремя их заметить и исправить. Но мы медлим, чего-то ждем, вроде все образуется само собой.
Вот примеры. Казалось, приняли хороший Закон о предприятии: совет трудового коллектива, выборы руководителя, госзаказ, договорные обязательства и т.п. В действительности все оказалось не так просто. Нашли лазейки для того, чтобы лучше использовать прибыль в узкопонятых интересах. Стали произвольно перераспределять фонды — львиная их доля пошла на зарплату. А что будет завтра, как будет развиваться, обновляться предприятие—до этого дела нет. Или выборы руководителя. Считали, что коллектив сам выберет себе наиболее достойных, компетентных. Но часто происходит не так. Приходят те, кто много говорит и обещает, но мало думает о государственных интересах, да и интересах коллектива.
О политической реформе. Разрыв политической и экономической реформ недопустим. Разделение функций партийных органов и советских идет непродуманно. Права Советам вроде бы дали, но экономически никак не обеспечили этих прав.
Сейчас очень серьезно встал вопрос о расширении суверенных прав РСФСР. Предложения на этот счет переданы нами в ЦК.
Горбачев в заключение, как и всегда, порассуждал вокруг крайних позиций, прозвучавших в выступлениях, призвал к обновлению партии, чтобы люди видели, что партия не отступает от перестройки. И сделал упор на то, что главное сегодня — кадры. «Подбирать, обновлять, учить, помогать на всех уровнях, вплоть до Политбюро.
Как доклад, так и заключительное слово не продвинули нас вперед ни на шаг. Озабоченность, тревога многих руководителей партийных комитетов не пробивает стену самоуверенности или захлебывается в потоке миротворческих слов и общих, стандартных призывов. Разошлись и... ничего не изменилось.
26 июля. Совместное заседание палат Верховного Совета СССР.
Горбачев напоминает, что съезд поручил Верховному Совету рассмотреть вопросы об экономической самостоятельности Литовской и Эстонской ССР, внесенные Верховными Советами этих республик.
Выступили: И.Х. Тооме — председатель СМ Эстонии, К.Д. Прунскене — заместитель председателя СМ Литвы. Они стремились во что бы то ни стало обосновать экономическую целесообразность проекта. (Все, что на ее территории, - это собственность республики.) Подчеркивали значение этого закона не только с экономической, но и с политической точки зрения.
Ю.Д.Маслюков. Он не согласен с толкованием республиками положения о передаче в их ведение всей союзной собственности на территории. Это ставит в ложное положение страну и ущемляет права других республик. Таким образом, сейчас из политических соображений принимать такие «горячие» решения преждевременно.
Попросил слово и я. Вот тезисы моего выступления.
Товарищи из Литвы и Эстонии считают, что такое решение экономически выгодно и будет способствовать политической стабилизации. Однако проект не дает ответа на многие важные вопросы. Авторы исходят из целостности советской экономики, из гармоничного развития каждой республики и Союза в целом. Но в то же время создают преимущественные условия для двух своих республик по отношению к другим. Таким образом, их предложения должны быть скорреспондированы с общими законами.
Второе. Говорят, что путь Эстонии, Литвы - это взаимовыгодные рыночные отношения с другими республиками. А в проекте поручается Госплану СССР централизованно обеспечивать поставки в эти республики продукции в соответствии с планами, которые они будут разрабатывать. Какой же это рынок? Они, с одной стороны, — за рынок, критикуют план, а себе требуют исключительных привилегий.
Или о безвозмездной передаче всего, что на территории республики, в ееведение. Опять-таки анархический подход.
Надо учитывать и конкретные экономические условия, в которых находится та или иная республика не по своей воле. Из-за отсталости ценовой политики базовые отрасли (а они в основном расположены в РСФСР) все убыточны. Какже можно устанавливать эквивалентные отношения, не приведя в порядок цены? Таким образом, проект можно поддержать лишь в тех рамках, в которых он не выходит за пределы существующих законов.
Обсуждение этого вопроса продолжалось весь день и было перенесено на 27 июля. Но Горбачев, умело ведя сессию, все-таки провел проект закона. И республикам Прибалтики был дан, как он сам выразился, «зеленый свет» на пути к экономической самостоятельности. Это было начало движения к независимости политической и отделению их от Союза ССР.
31 июля. Заседание Политбюро.
Об итогах совещания первых секретарей ЦК компартий, обкомов и крайкомов 8 июля и сложившейся социально- экономической обстановке в трудовых коллективах ряда регионов.
Основные вопросы, поднятые Горбачевым для обсуждения.
Экономика. Банковская система. Рынок. Реформа цен. Обеспечение продовольствием и товарами. Закон о предприятии.
Партийно-советские вопросы. Функции ЦК. Статус Советов. Взаимоотношения их с парткомами.
Идеологическая работа. Растут различные союзы, движения, ассоциации. Как координировать их. Кому отдали прессу.
Обсуждение.
Н.Н.Слюньков. Дать реальные экономические возможности на местах. Выступил за региональный хозрасчет, за пересмотр налоговой системы. Незамедлительно изменять оптовые цены.
Л.И.Абалкин. Недоверие к Центру из-за его бездействия. Заняты выборами, съездом, дискуссиями и т.п., то есть безвластие. Требуется стабилизация финансового положения. Не принимать дополнительных решений, требующих средств. Далее. Без передачи ответственности вниз не обойтись. Региональный хозрасчет — выдумка!
А.Н.Яковлев. Не надо драматизировать. Что требуется решать, то надо решать. Совещание не совсем получилось. Много говорилось вокруг и около. Была ясна линия — свалить все на Центр. Это линия вредная. Нужна повседневная работа на местах по устранению мелких, досадных недостатков. Вот — главное. (Все, оказывается, так просто?!)
М.С.Горбачев. О совещании. Оно готовилось. Это продуманное кредо каждого, которое определяет состояние умов основных кадров. Высказывались сожаления о прошлом. Это явно просматривалось. Но польза от совещания все-таки есть. Углубилось ленинское понимание роли партии как политического авангарда, надо сохранять и развивать эти новые позиции партии. Но не нужно никого подозревать. Каждый должен выполнять свою роль. Через коммунистов партия воздействует на все процессы. Но решать все вопросы нужно политическими методами.
Второе. Кадровая политика. Ее вести на демократической основе. Если ошиблись —менять позиции. Верно — мы ошиблись, ликвидировав лекторские группы в райкомах, горкомах, обкомах, ЦК. Или о прессе — делать надо дело, а не ныть. Нужны люди, способные вести дискуссию. Народ устал от трескотни, хотят дела. Может, отделить Отдел науки ЦК от идеологии? Создать Центр политических исследований и вокруг него актив — идти на телевидение, в прессу. (Это предложение потом повисло в воздухе. Медведев пальцем не пошевелил. И ничего!)
О рынке. Надо проработать, чтобы заинтересовать, стимулировать коллективы, области. (Он уже начинает отходить от безапелляционного отрицания рынка.)
И последнее. Нельзя противопоставлять Центр и местные органы. Есть взаимные недостатки. Главное — действовать.
Так М.С. Горбачев, уже который раз, «снял» нервное напряжение, но проблемы остались.
2 августа. У М.С. Горбачева в ЦК.
Обсудили наши предложения по проектам законов в связи с подготовкой выборов в народные депутаты РСФСР. Он согласился с моими доводами: созвать съезд, избрать двухпалатный Верховный Совет, не иметь депутатов от общественных организаций.
16 августа. Президиум Верховного Совета СССР.
А.И.Лукьянов сообщил, что Президиум ВС Эстонской ССР принял ряд законов, ущемляющих права некоренного населения и противоречащих Конституции СССР. Надо обсудить.
Заслушали Председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Ф. Рюйтеля. Он заявил, что политическая ситуация в республике сложная. Она оказывает влияние на законотворческий процесс. Переход на региональный хозрасчет вызвал беспокойство лиц «некоренной» национальности. Русскоязычная часть стала негативно воспринимать любые инициативы правительства и Верховного Совета. (Вообще, «плел лапти», вилял, давал обещания, что законы еще раз внесут в Президиум Верховного Совета и т.п. Но толком - никаких гарантий.) Выступили: Таразевич, Воротников, Нишанов, Ельцин, Примаков, Лукьянов. Приняли к сведению, что Президиум Верховного Совета ЭССР еще рассмотрит и отклонит... (Однако Рюйтель тянул, тянул, и их решения остались в силе.)
В этот же день я вылетел в Чукотский автономный округ, утром были в Анадыре. На другой день перелетел в Магадан. 20 августа — на Камчатке, где пробыл три дня.
24 августа. Направил записку в ЦК «О некоторых мерах по расширению суверенных прав РСФСР». В ней предлагалось провести в 1990 году Первую российскую партконференцию. Утвердить там Бюро (или Секретариат) ЦК по РСФСР. Создать российские структуры в профсоюзах, комсомоле, в творческих союзах. Основать Российскую Академию наук. Образовать Госкомитет Совмина РСФСР по вопросам национальностей. Воссоздать МВД РСФСР. Передать в ведение республики союзные общестроительные министерства. Реорганизовать Госснаб РСФСР в союзно-республиканский орган. Рассмотреть вопросы повышения экономической и правовой самостоятельности республики, областей, краев и автономных образований РСФСР. Значительно расширить средства массовой информации. Учредить ряд новых журналов, газет, издательств, дать каналы на радио и телевидении.
19 сентября. Пленум ЦК КПСС. В расширенном составе (секретари обкомов, министры, председатели комитетов и комиссий Верховного Совета, руководители союзных республик, командующие военными округами и др.).
1.О созыве очередного XXVIII съезда КПСС.
Доклад М.С. Горбачева.
Он начал с того, что возникли разные мнения: одни предлагают —созвать внеочередной съезд, другие — приблизить XXVIII съезд, третьи —ничего неменять. Давайте обсудим.
Политбюро считает целесообразным провести XXVIII съезд раньше, во второй половине октября 1990 года.
Почему возникла такая необходимость? Перестройка вступила в прямое соприкосновение с жизнью. Движемся к демократии, свободе, гласности, переоценке старых теоретических представлений. Осваиваются новые формы хозяйствования. Мы еще далеки от решения конечных задач гуманного и демократического облика социализма. Многие проблемы требуют дополнительного осмысления и решения. Речь идет об обновлении общества, роли партии, положении человека. Таким образом, необходима творческая дискуссия в партии. Надо избавиться от сумятицы в мозгах, а иногда и от панических настроений. Нужно обновление партии, с учетом ее новой роли, как политического авангарда общества. Требует обновления и состав партийного руководства на всех уровнях.
Обсуждения доклада не было. С предложениями согласились.
2.Национальная политика партии в современных условиях.
Доклад М.С. Горбачева опубликован.
Каковы основные, ключевые вопросы доклада?
Анализ обстановки после Октября. Принципы объединения республик в Союз. Положительные результаты объединения, допущенные ошибки. Единство народов в Великой Отечественной войне. Вывод. Советская власть принесла существенные перемены в национальные отношения по сравнению с дореволюционной Россией. Говорит и об огромном уроне, нанесенном интересам народов унитаризмом, командно-административными методами
руководства.
Суть Платформы КПСС по национальному вопросу.
Речь идет об обновлении национальной политики. Ее философский смысл заключается в том, чтобы определить оптимальные формы соотношения интернационального и национального, применения этой марксистско-ленинской идеи к новой обстановке. Ключевой вопрос самоопределение наций. Необходимо рассматривать это не только как право на отделение, а как сложный многоплановый процесс утверждения национального достоинства, развития языка, культуры, укрепления политической самостоятельности, экономического и социального прогресса.
Необходимо особо рассмотреть назревшие вопросы развития РСФСР. Деформации прошлого негативно сказались на России. Сейчас она в центре различных дискуссий. Намечаются пути совершенствования государственной структуры Российской Федерации.
О границах. Это принципиальный вопрос. Сейчас нельзя идти по пути административно-территориальной перекройки карты страны. Необходимо учитывать и такую специфику СССР — более 50 млн человек проживает вне
границ своих национальных республик. Защита прав человека, где бы он ни
жил, — важнейшее условие.
Платформа предусматривает ряд мер для выравнивания экономической обстановки в республиках. Предусматривается децентрализация управления экономикой, внедрение разнообразных форм собственности... Все это и надо обсудить на Пленуме.
Тезисы некоторых выступлений.
Е.Е.Соколов. Необходимо более четкое определение прав собственности—от района до Союза. На союзном уровне сохранить руководство лишь топливно-энергетическим комплексом, металлургию, химию, оборонные предприятия, транспорт. А остальное — в ведение республик.
Ю.Н.Ельченко. Политические экстремисты на Украине развили активную деятельность. Проявляется оголтелый национализм. РУХ —его программанацелена на отделение Украины от Союза.
Н.А.Назарбаев. Самочувствие любой нации связано с ее самостоятельностью, суверенитетом. Республики ограничены во внешнеполитической деятельности. В землепользовании мы живем по законам Российской Империи 120-летней давности.
В.И.Воротников. Становится ясным, что те преобразования, на которые направлена перестройка, требовали более четкой концепции. Мы действительно «ввязались в бой», а потом начали разбираться, какими путями идти. Игнорируя очевидную политическую логику, кое-где стали раскачивать идеологический фундамент, на который опирается наше многоликое общество.
Конфликтные ситуации в ряде районов возникли не только в результате неверного подхода к конкретным проблемам межнационального
сожительства, но и являлись следствием ослабления социалистической
духовно-идеологической основы нашего общества. Именно в этом заключается причина болезненных проявлений в сфере национальных
отношений. И на этом фоне надо рассматривать действия политиканствующих кругов, националистических элементов. Таким образом, речь идет о необходимости укрепления идеологической базы перестройки.
Мы считаем, что этому процессу будет способствовать выравнивание прав и обязанностей Российской Федерации в рамках Союза. На начальном этапе советской истории определенное совпадение российских и общесоюзных государственных структур объяснимо. Сегодня же, когда другие республики окрепли, несовершенство хозяйственных и политических механизмов РСФСР оборачивается минусом и для народов Российской Федерации, и для страны в целом. Общественность РСФСР все настойчивее требует формирования в республике административно-управленческих структур, аналогичных другим союзным республикам. Сейчас у народов России вызывают обиду и недоумение негативные проявления по отношению к русским в Прибалтике и других республиках. Есть у нас и внутренние трудности.
Высказываются предложения об образовании РКП в КПСС. При этом следует учитывать, как скажется создание РКП на единстве КПСС. Думаю, что отрицательно. Нельзя упрощенно толковать взаимосвязь между политической и экономической демократией, когда речь идет об отношениях республик.
А.К.Бразаускас. Необходимо определить главное звено. Либо будет создан равноправный союз республик, в котором они заинтересованы экономически и политически, либо перестроечный процесс будет сорван. Положение в Литве характеризуется накалом политических страстей, бурным ростом национального самосознания. Литва добивается того, что есть у цивилизованных демократических государств.
И.А.Каримов. Говорит о большой роли России в развитии Среднеазиатских республик. Это пресса нагнетает обстановку. Он против попыток создать конфедерацию. За сотрудничество и терпимость в отношениях.
А.И.Вольский. Председатель комитета особого управления НКАО. Идет соревнование —чья нация древнее, культурнее и т.д. Национал-патриоты подталкивают, но сами не идут на улицы. Те, кто страдает от проявлений национализма, в правовом отношении не защищены. Люди возмущаются, почему о своих правах больше и громче всех вопят бендеровцы, лесные братья, ОУНовцы и т.п.
В своем обычном стиле выступил в заключение М.С. Горбачев.
Что следует сказать. Этот Пленум, вопреки намерениям его организаторов, не только не снял напряжение в межнациональных отношениях, но, более того, явился стимулом, катализатором еще более активного движения по развитию сепаратизма, национализма в большинстве республик. Что в итоге после новых непродуманных действий, а вернее, бездействия лидера партии и государства, под нажимом определенных сил приблизило распад СССР.
Оргвопрос. Н.В. Талызин и Ю.Ф. Соловьев были освобождены от обязанностей кандидатов в члены Политбюро. В.В. Щербицкий, В.П. Никонов и В.М. Чебриков — от обязанностей членов Политбюро, в связи с уходом на пенсию.
Предложение о В.В. Щербицком было понятно, так как Владимир Васильевич за последнее время очень сдал, болезнь не давала ему возможности работать. Ясно было предложение по В.П. Никонову, тот стал явной преградой на пути дальнейших манипуляций с сельским хозяйством, говорил об этом прямо и нелицеприятно для М.С. Горбачева на Политбюро. Формальный повод - болезнь. Но я тогда недоумевал, чем вызвана отставка В.М. Чебрикова. Спросил. Мы сидели рядом. Говорит: «Да знаешь, старые болячки фронтовые проявляются». И все. Потом я понял причину. Горбачев не забыл давних ставропольских проверок.
М.С.Горбачев предлагает пополнить состав Политбюро. Избрать членом Политбюро Крючкова В.А., перевести из кандидатов в члены Политбюро Маслюкова Ю.Д., избрать кандидатами в члены Политбюро Б.К. Пуго и Е.М. Примакова. Избрать секретарями ЦК Строева Е.С., Гиренко А.Н., Манаенкова Ю.А. и Усманова Г.И.
Здесь следует дать некоторые объяснения.
В перерыве Пленума, перед обсуждением оргвопроса, Горбачев пригласил в кабинет членов Политбюро и высказал свои предложения по кадрам. Раньше такие вопросы с нами, в частности со мной, обговаривал заблаговременно. Последнее время советовался лишь с узким кругом наиболее близких к нему членов Политбюро: Яковлевым, Шеварднадзе, Медведевым, Рыжковым. И не только по кадровым вопросам.
Нередко на заседаниях Политбюро, прежде чем внести какое-то предложение, он начинал так: «Я вот тут советовался с Николаем Ивановичем, Александром Николаевичем, по-моему, и с Эдуардом Амвросиевичем (или еще с кем-то), и есть такое предложение...» После чего излагал суть этого предложения всему составу Политбюро. На этот раз даже с теми, кого рекомендовал, как я понял, беседы не было.